МБОУ
«Нижнетатмайнская СОШ»
Аксубаевский
муниципальный район РТ
Творческий
проект
ШАХМАТЫ
Выполнили: учащиеся VII класса
Камалов Ильнар Ильгамович
Харитонов Денис Петрович
2014
|
Тема
проекта «Шахматы».
Цель проекта.
Создать
условии для личностного и интеллектуального развития детей, формирования общей
культуры, привить любовь к декоративно прикладному искусству, воспитывать
культуру труда.
Задачи
проекта.
- создать условии
для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных,
интеллектуальных, социальных);
- формировать
универсальные способы мыслительной деятельности у школьников (памяти, внимания,
творческого воображения, умения производить логические операции).
I.Обоснование
выбора темы проекта.
Вся в
квадратах – белых, черных,
Деревянная доска,
А ряды
фигур точеных –
Деревянные
войска.
Люди
их передвигают,
Коротают
вечера,
Люди
думают, считают –
Интересная
игра!
Мы в школе между собой и между классами проводим
шахматные турниры. И нам ученикам 7 класса пришла идея смастерить своими
руками шахматы, но необычные, а большие. И поэтому в конце учебного года мы
выбрали творческий проект «Шахматы». В наше время существует
определенный набор шахматных фигур, но материалы, из которых они выполнены,
очень разнообразны. Есть шахматы из дерева, из кости, из стекла, из металла,
шахматы миниатюрные и шахматы гигантские.
И
мы решили сделать фигуры из дерева. Несколько уроков обдумывали как выполнить
фигуры, саму коробку, разрабатывали эскизы фигур, технологическую карту, и
взялись за дело. Все необходимое для выполнения этого проекта у нас было под
рукой, так как летом с учителем технологии мы сами заготавливали сырье. Для
выполнения нашего проекта мы использовали брус из липы, березы, ДВП, гвозди,
лак, краску черную, петли железные. Из инструментов и станков: СТД-120М,
стамески, ножовка, молоток, рубанок, также дрель, напильники, наждачная бумага.
II.Информация
по теме проекта.
Считается, что шахматы
появились около 2-х тысяч лет назад в Индии, где эту игру назвали чатуранга.
Она имела вполне узнаваемый «шахматный» вид. На квадратной доске 8 х 8
клеток стояли 16 фигур и 16 пешек. Но принципиально отличалась от
современных шахмат: игроков было не двое, а четверо (играли пара на пару), а
ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый
игрок имел по четыре фигуры (колесница (или ладья), конь, слон, король) и по
четыре пешки. Для выигрыша партии нужно было уничтожить все войско противников.
Вскоре чатуранга была
заимствована арабами. На арабском Востоке игра была преобразована: игроков
стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один
из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному строго по
очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а
по постановке мата либо пата. Получившаяся игра называлась
у арабов –
«шатранж»,
у персов – «шатранг»,
бурятско-монгольская
версия – «шатар»,
таджикская – «шахмат»,
что в переводе означает «властитель повержен».
Приблизительно в 820
году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат»)
появились на Руси. Как считается, шахматы прибыли в Россию либо прямо из Персии
через Кавказ, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Название игры
унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны
или аналогичны по смыслу с арабскими.
Европейский
вариант шахматной игры попал в Россию из Италии. Изменения в правилах,
внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно
превращая старые русские шахматы в современные.
Эта игра способствовала развитию навыком в
военном деле, как правильно наступать, выбирать вид войск и т.д. Однако в наше
время эта игра не очень распространена среди молодежи. Им более приятнее играть
на компьютере. И мы эти нашим проектом хотим заинтересовать молодёжь к этой
игрой. Ведь было бы очень приятно, если бы твое имя прозвучало наравне с такими
именами как Г.Каспаров, А.Карпов или Г.Камский.
III.Задачи
по проекту.
Разработать
конструкцию и изготовить шахматы.
Технические
требование к проекту:
А)
использовать подсобные материалы.
Б)
придерживаться заданных размеров
В)
при точении на токарном станке не нарушать ТБ (приложение №1)
IV.
Решение задачи.
Задача решается методом контрольных
вопросов
Контрольные вопросы Ответы
1.Из
каких материалов изготавливаются 1.Фигуры вытачиваем из брусьев липы,
фигуры и коробка шахмат? Рама коробки из бруса березы,
крышка из
фанеры
2.Каковы
размеры коробки шахмат? 2.Высота 130 см, ширина 390мм, длина 700мм.
3.Как
скрепляются боковые стенки? 3.Можно скрепить с помощью шипов
насадить на клей и т.д.
4.Можно ли при
изготовлении коробки 4. Да, можно использовать
циркуляру,
использовать
электрифицированные электролобзик и это даже ускорит
инструменты?
процесс изготовления.
V.
Экономические расчеты, стоимость материалов, трудовые затраты.
Изделие состоит из 44 деталей: 8 стенок
коробки, 2 крышки из фанеры, д2 петли и 32 фигуры. Стоимость материалов
израсходованных видна из следующей таблицы.
Детали
|
Кол-во
|
Материал
|
Ед. изм.
|
Цена за
1 един.
|
Израсх.
|
Общая
стоим.
|
Стенки
коробки
|
19
|
Древесина
|
M.куб
|
2500р
|
0,004м.
куб.
|
10 р
|
Крышки
|
1
|
Фанера
|
М.куб
|
250
|
1,12м.куб.
|
280 р
|
Фигуры
|
2
|
Древесина
|
М.куб
|
2500р
|
0,02м.куб.
|
5,4 р
|
Лак
|
банка
|
Лакокрасочные
изделия
|
гр
|
75р
|
400
гр
|
60 р
|
Краска
черная
|
банка
|
Лакокрасочные
изделия
|
гр
|
80р
|
300
гр
|
24 р
|
Петли
железные
|
2
|
Железо
|
шт
|
15р
|
2 шт
|
30 р
|
Но так как мы большинство элементов
изготовили из имеющихся в мастерской материалов, то нам пришлось купить лишь
краску, лак и петли. Всего на сумму более сотни рублей.
VI.
Экологическая оценка.
Шахматы изготовлены из экологически
безопасных материалов. Древесина природной материал и в экологическом отношении
для человека и для окружающей cреды
никакого вреда не имеет. Но при покраске и лакировании нужно соблюдать
требования безопасности
VII.Реклама,
товарный знак, символ изделия.
Наш проект «Шахматы» эстетичен, красив и
полезен. Для тех кто любит проводить с друзьями за игрой в шахматы мы советуем
его приобрести. Также «Шахматы» можно подарить на какой- либо праздник. Даже
тогда, когда они стоят без дела, они украсят интерьер вашей квартиры. Качество
товара гарантирован и закреплена товарным знаком на коробке «Түбән
Татар Майна урта мәктәбе».
VIII.Итоги.
Выявление недостатков.
Данный
проект завершен, учащиеся участвовавшие в проекте, получили практические навыки
при обработке древесины. Главное у них есть желание постоянно участвовать в
таких проектах, что говорит о положительных результатах данного проекта. При
изготовлении проекта «Шахматы» требуется очень большая точность, особенно при
изготовлении углов боковых стенок, при расчерчивании клеток на крышке и точении
самих фигур. Фигур очень много и несмотря на все расчеты все равно выявились
некоторые неточности в размерах. Мы надеемся в дальнейшем эти ошибки исправить.
Но все-таки «Шахматы» получились красивыми и полезными. При проведении
соревнований по шахматам очень удобно использовать данную шахматную доску с
большими фигурами ручной обработки.
Технологическая карта
№
детали
|
№
операции
|
Последовательность
выполнения работ
|
Эскиз
|
Инструменты и
приспособления
|
1
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
|
Вбирать
заготовки размерами 70*70*250
Закрепить
заготовку на станке
Точение
поверхности до максимального размера по чертежу.
Производим
разметку фигуры.
Точение
по чертежу.
Обрабатываем
поверхность готовой фигуры наждачной бумагой на высоких оборотах.
Снимаем
изделие, отпиливаем конечные остатки и обрабатываем торцы.
Покрываем
изделие лаком или черной краской и сушим.
На
обрезной доске делаем разметку под фигуру коня, выпиливаем и обрабатываем
поверхность.
На станке
по чертежу точим основание фигуры.
Насаживаем
фигуру на основание и покрываем лаком
|
|
Линейка,
карандаш, ножовка
.
Ключ 17
и молоток.
Стамески,
штангенциркуль.
Линейка,
карандаш.
Стамески,
штангенциркуль
Наждачная
бумага, штангенциркуль.
Ножовка,
напильники.
Лак,
краска.
Линейка,
стамеска, карандаш, ножовка, наждачная бумага, напильник.
Стамеска.
Молоток.
лак,
|
2
|
1
|
Выбираем
заготовку для боковых стенок коробки и производим разметку.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.