Инфоурок Технология Другие методич. материалыТворческий проект "Театр Петрушки"

Творческий проект "Театр Петрушки"

Скачать материал

Паспорт проекта

 

I. Название проекта

Творческий проект «Театр Петрушки»

Руководитель

Самусева Елена Николаевна

Консультант(ы)

Родители

Состав и возраст проектной группы

Групповой, парный, индивидуальный 9-10 лет (3 класс)

Состав проектных групп

-1 группа - «История «Театр Петрушки»» - 4 чел.

-2 группа - «Герои «Театр Петрушки»» - 3 чел.

-3 группа - «Сценарий «Театр Петрушки»» - 3 чел.

-4 группа-«Оформление орнаментом ширмы «Театр Петрушки»» 5чел.

Продолжительность проекта

Краткосрочный (3 недели)

Типология проекта

Творческий проект

Межпредметный проект

Информационный

Поисковый

По отношению к предметной урочной системе: урочно - внеурочный

Региональный

Внутришкольный

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Изобразительное искусство

Технология

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Литературное чтение, изобразительное искусство и технология

Актуальность

Обоснование выбора темы

«Театр Петрушки» - уникальное явление в русской традиционной культуре, но оказалось, что среди моих учеников никто о такой традиции не знает.

Изучая материалы, я познакомилась с работами Александра Грефа, создателя театра «Бродячий вертеп» в Москве.

Театр работает в традициях старинных бродячих артистов. В репертуаре этого театра спектакли «Петрушка» и «Рождественский вертеп».

Я решила, что смогу изучить и реконструировать, с помощью моих учеников, это фольклорное представление, которое со временем мы сможем показать  широкому кругу зрителей

Цель проекта

Изучение традиционного кукольного театра Петрушки.

Изготовление домашнего театра Петрушки.

Задачи проекта

Предметные

       Изучить историю театра Петрушки.

       Изготовить  домашний  театр Петрушки:

а) ширму

б) куклу Петрушку (в технике аппликация)

      Научить разыгрывать с помощью изготовленной куклы Петрушка различные жанровые сценки.

Метапредметные

1. Познавательные УУД:

      - учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

      -учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы

      - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона

2. Регулятивные УУД:

      - учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

Личностные

      - формировать положительное отношение к процессу обучения;

      - формировать интерес к учебному материалу;

      - формирование адекватной самооценки;

      - проявлять интерес к историческим традициям России.

Вопросы проекта

1 группа - «История «Театр Петрушки»»

- Что такое театр? Кто такой Петрушка? Как он выглядит? Что такое пищик? Почему Петрушка был и остаётся любимым героем кукольного представления?

2 группа - «Герои «Театр Петрушки»»

- Назовите героев петрушечного театра? Их образ и характер?

4 группа-«Оформление орнаментом ширмы «Театр Петрушки»»

- Какие бывают ширмы петрушечников? Конструкция ширмы?

II. Этапы

 

План работы над проектом:

Подготовительный этап

Сбор информации и самостоятельные исследования

1 группа - «История «Театр Петрушки»»

Находят информацию о кукольном «Театре Петрушка», что принадлежит к русской традиционной культуре. Оформляют презентацию.

2 группа - «Герои «Театр Петрушки»»

Находят информацию о героях петрушечного театра, их образ и характер. Находят пословицы, поговорки о петрушке.

3 группа - «Сценарий «Театр Петрушки»»

Находят сюжеты пьес петрушечного театра с участием главного героя.

4 группа-«Оформление орнаментом ширмы «Театр Петрушки»»

Находят и прорисовывают варианты оформления и дизайн петрушечной ширмы для домашнего театра одного героя, конусной формы.

Защита проекта

Презентация проекта представлена на открытом уроке и мастер-класс на практико-ориентированном семинаре в рамках курсов повышения квалификации для учителей Ленинградской области, администрации школы и родителей класса.

Все группы – представляют презентацию, созданную в ходе проекта.

Предполагаемые продукты проекта:

-Презентация «Театр Петрушки»

-Презентация «Изготовление домашнего театра Петрушки»

-Кукла Петрушки и ширма домашнего театра одного героя

-Выступление на открытом уроке для администрации и учителей школы.

-Выступление на открытом уроке и мастер-класс на практико-ориентированном семинаре в рамках курсов повышения квалификации для учителей Ленинградской области, администрации школы и родителей класса.

Презентация

Форма проведения презентации:

-Открытый урок и мастер-класс на практико-ориентированном семинаре в рамках курсов повышения квалификации для учителей Ленинградской области, администрации и учителей школы, родителей класса.

Критерии оценивания проекта

1. Содержательность, логичность, последовательность изложения материала в работе в соответствии с темой и задачами проекта.

2. Логичность представления материала в презентации, её оформление, эмоциональность, логичность и краткость речи выступающего.

Портфолио проекта

На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, с ледяными горками (слайд 5,6).

Главным героем праздников был Петрушка - любимец взрослых и детей. А ещё его героя звали Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем (слайд 7).

Петрушка изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой или бубенцом; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка) (слайд 8).

Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день (слайд 9).

Самым распространенным был «ходячий» театр. «Театр» состоял из складной  ширмы, набора кукол, помещаемых в ящик, шарманки (скрипки), а также самого кукольника и его помощника-музыканта (слайд 10).

В любом месте и в любое время, переходя из города в город, они выставляли на улице свой «театр» под открытым небом (слайд 11).

И вот он, маленький живой человечек с длинным носом прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом (слайд 12,13).

 

В других европейских культурах также существовал герой театра кукол, имеющий много родственных черт с Петрушкой. Петрушка является младшим родственником гораздо более старших: итальянского Пульчинеллы, немецкого Гансвурста. Кашпарека-главного героя традиционной чешской кукольной комедии, Панча-английская кукла, Полишинеля-герой традиционной кукольной французской комедии (слайд 14).

Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя-Петрушки (слайд №15).

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове.

Появлялся квартальный. - "Ты зачем избил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бил дубиной квартального по голове и тот падал. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления (слайд №16).

На ширме всегда было два героя: Петрушка и еще кто-либо. И причина тут простая: управлять петрушечник мог только двумя куклами одновременно, держа каждую из них в руке (слайд 17).

Петрушка был и остается любимым героем. Он все время радуется, призывает к чему-то необыкновенному и как бы объединяет всех вокруг себя-смешной человечек с нечеловеческой силой слова (слайд 18).

Ширмы русских петрушечников. В кукольном театре основной частью является ширма (слайд 19).

Оборудование, инструменты и материалы (слайд 20).

Технологический этап. Изготовление ширмы театра (слайд 21).

Изготовление куклы Петрушки. Заготовки из картона куклы Петрушка на палочке (слайд 22,23,24,25).

  

Соблюдение правил безопасного труда (слайд 26).

Экологическое обоснование проекта (слайд 27).

Выводы. Заключение (слайд 28).

Список источников информации (слайд 29).

Фотографии с открытого занятия и мастер-класса (слайд 30,31,32).

 

Презентация проекта была представлена на открытом уроке и мастер-класс на практико-ориентированном семинаре в рамках курсов повышения квалификации для учителей Ленинградской области, администрации школы и родителей класса. 26.11.2013.

Материалы размещены в открытом сетевом сообществе: Учительский.сайт/Самусева-Елена-Николаевна

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Творческий проект "Театр Петрушки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

«Театр Петрушки» - уникальное явление в русской традиционной культуре, но оказалось, что среди моих учеников никто о такой традиции не знает.

 

Изучая материалы, я познакомилась с работами Александра Грефа, создателя театра «Бродячий вертеп» в Москве.

 

Театр работает в традициях старинных бродячих артистов. В репертуаре этого театра спектакли «Петрушка» и «Рождественский вертеп».

Я решила, что смогу изучить и реконструировать, с помощью моих учеников, это фольклорное представление, которое со временем мы сможем показать  широкому кругу зрителей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 114 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1188
    • DOCX 15.5 мбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Самусева Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Самусева Елена Николаевна
    Самусева Елена Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 23715
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 575 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 072 человека

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе