Творческий проект
«Встречают по одежке – провожают по уму».
Для развития
полноценных, гармоничных взаимоотношений с окружающими, каждому человеку
необходимо обладать навыками толерантного восприятия людей. С этой целью нами
был разработан проект (в рамках школьного Дня Творческих проектов), в ходе
которого учащиеся получают знания о толерантном отношении и восприятии других
людей; приобретают навыки проведения и анализа анкетирования.
Во время
реализации проекта, дети совершенствуют коммуникативные умения и активизируют
свой творческий потенциал.
Руководителем
является педагог-психолог или другой педагог под руководством психолога.
Проект рассчитан
на разновозрастную группу (5-11 класс). Оптимальное количество участников 15
человек. Продолжительность занятия — 4 часа.
Цель: Выработка правил толерантного восприятия
людей через всестороннее рассмотрение личности Бабы Яги.
Методы: Лекционный
метод передачи знаний; анкетирование; дискуссионный метод обсуждения результатов
диагностики; метод анализа конкретных ситуаций; театрализованная постановка.
Схема занятия
· Формулирование темы занятия, основных
целей.
· Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и
являющаяся прелюдией основной части.
· Основная часть (сбор информации, анализ, определение типичных ошибок
восприятия другого человека и выведение правил толерантного восприятия
окружающих)
· Заключительная часть (оформление
стенда, памяток – «Незабудок» с правилами, постановка спектакля, отражающего
основные идеи нашего проекта.)
Задачи:
1.
Изучение личности Бабы Яги и общественного мнения о
ней.
2.
Составление досье на Бабу Ягу.
3.
Изучение причин неверного восприятия Бабы Яги и
выведение на их основе типичных ошибок при восприятии новых людей.
4.
Выработка правил толерантного восприятия людей.
5.
Создание памяток-незабудок с правилами.
I.
Здравствуйте,
ребята!
Вспомните,
пожалуйста, что мы больше всего любили делать в детстве… Читать сказки. А
какие сказки у вас любимые? Какие персонажи вам нравились? Почему? А какие –
вам не нравились? Почему?
II.
Часто
в жизни бывает так, что мы не всегда правильно можем оценить другого человека
или даже героя книги. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поподробнее присмотреться
к такому сказочному персонажу, как Баба Яга. Как вы думаете, что это за
персонаж (положительный, отрицательный)?
Первое,
что мы сделаем – это соберем досье на Бабу Ягу: кто такая, как выглядит, где
живет, чем занимается, чем прославилась. Для этого мы проведем опрос среди
педагогов и учащихся школы. Нужно получить ответы на следующие вопросы:
1.
Какой персонаж русских народных сказок Вам
нравится?
2.
Какой персонаж русских народных сказок Вам не
нравится? Почему?
3.
Назовите злой персонаж русских народных сказок.
4.
Опишите Бабу Ягу.
В течение 10-15 минут проводится опрос по школе, а затем его анализ. По
результатам анализа делается вывод, что большинство людей воспринимает Бабу Ягу
как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить
вред.
А
теперь мы изучим литературные источники, видеофрагменты.
(Работа с источниками)
Давайте
проанализируем собранный материал. Итак:
·
Кто такая Баба Яга?
·
Как она выглядит?
·
Где она живет?
·
Как она живет?
·
Чем она прославилась?
·
Почему люди считают ее плохой? Оправданно ли это?
По результатам анализа литературных и видео источников делается вывод о
том, что Баба Яга не плохой персонаж, а всем ее «злым» поступкам есть
логические оправдания.
Составляется правдивое досье на Бабу Ягу.
III.
Психологи определили те факторы, из-за которых страдают
отношения в самом начале их возникновения.
Сравниваются с полученной информацией о Бабе Яге
При формировании образа другого
человека, нам часто недостаточно информации о нем, а ту, что мы имеем, мы склонны
оценивать через
наше эмоциональное состояние и прошлый опыт.
IV.
Давайте придумаем правила, чтобы ни мы,
ни другие люди не совершали ошибок при восприятии окружающих.
Примерные правила толерантного восприятия других людей:
1.Считайся с чужим мнением.
2.Не бойся правды, высказанной в твой
адрес.
3.Будь справедлив! Человек невиновен, пока
не доказана его вина.
4.По одежке встречай – по уму провожай.
5.Воспринимай другого человека как равного
тебе. Все мы люди.
6.Проявляй уважение к другому человеку.
7.Слушай, что тебе говорит другой человек.
8.Принимай другого человека таким, какой он
есть.
9.Старайся ставить себя на место другого
человека.
V.
В
природе есть такие замечательные цветы – Незабудки. Существует легенда, что
влюбленная Нимфа после смерти была превращена в прекрасные цветы, чтобы никто
не забывал, как трогательна бывает любовь. Давайте и мы с вами создадим памятки-незабудки
с нашими правилами, чтобы люди знали о них и не забывали при общении друг с
другом.
(Из цветной бумаги вырезаются цветы. На их лепестках пишутся правила.)
VI.
Давайте
познакомить с нашими выводами ребят и учителей школы необычным способом.
Давайте разыграем маленький спектакль и подарим окружающим наши цветы-памятки.
Репетиция. Выступление.
Суд Бабы Яги
(сценарий)
Действующие
персонажи: Судья, Прокурор, Адвокат, Баба Яга, Иван-царевич, Машенька,
Царевна-лягушка, Секретарь.
Прокурор, Баба Яга, Адвокат рассаживаются за столы.
Музыка затихает. Выходит Секретарь.
Секретарь. Встать! Суд идет!
Выходит судья, садится.
Судья. Прошу садиться. Сегодня слушается дело
№ тридевятое-тридесятое госпожи Бабы Яги, давнишнего года рождения, проживающей
по адресу: окраина дремучего леса, избушка на курьих ножках. Прокурор на месте?
Адвокат? Истец? (Баба Яга) Ответчик? (плакат «Общественное мнение»)
Присяжные? (Зрители) Господин Прокурор, вам слово. Введите нас в курс
дела.
Прокурор. Ваша честь, 1 марта сего года
госпожа Баба Яга обратилась к участникам нашей творческой секции с
просьбой защитить ее репутацию от нападок общественного мнения. Слово Бабе Яге.
Баба Яга. Я живу у себя в лесу, никуда
больно-то не хожу, никого не трогаю. И все кому не лень ко мне приходят,
чего-то от меня требуют, без спросу забирают мои вещи, а потом меня же обвиняют
в том, что я злая. А я ведь старая женщина, у меня – давление.
Вот,
к примеру, вчера видела: мамаша одна своего маленького ребенка пугала, что
сейчас Баба Яга придет и его съест. А я ведь детей не ем. Это я их так
припугиваю только, чтобы вели себя хорошо. Что же я такого сделала, чтобы ко
мне так относились? (Садится)
Судья. Адвокат общественного мнения, у вас
есть, что сказать в защиту?
Адвокат. Я много говорить не буду. Давайте послушаем
свидетелей. Приглашается Иван-Царевич из сказки «Марья – Маревна».
Иван-царевич: Пошел я к бабе яге богатырского
коня заслужить чтобы Марью-Маревну из беды выручить. Я 3 дня ее лошадей пас, а
когда ушел с паршивым жеребенком она за мной погналась, погубить хотела.
Судья: Баба Яга что вы можете на это сказать?
Баба яга: Господин судья, Иван-царевич
попросил коня, а он то дешево не стоит, за него заплатить надо. Плата у меня
такая: 3 дня моих коней пасти. А упасешь, получишь своего коня. Вечером 3-го
дня я думаю: ой, какой молодец, давно ни кто не мог за моими конями уследить. С
утречка накормлю его и дам богатырского коня, да дорогу укажу, где Кащея найти.
А он посреди ночи украл моего жеребенка не доросшего, чем кони хуже были, не
пойму? А погналась я не для того чтобы погубить, а своего коня вернуть,
которого он украл. (Обращаясь к Ивану.) Так было дело?
Иван Царевич: Да Баба Яга, я и правда,
погорячился, поторопился. Прости меня, пожалуйста.
Баба Яга: Да ладно, было и быльем поросло.
Адвокат: Постойте, у меня еще свидетель –
Машенька из сказки «Гуси – Лебеди».
Машенька: Однажды пошли мы братиком Ванюшей
погулять. Я к подружкам побежала, а Ванюша на травке играл. Вдруг откуда ни
возьмись, налетели Гуси – Лебеди и унесли моего Ванюшку к Бабе Яге.
Баба Яга: А ты по что мальчонку одного
оставила? Тебе матушка с батюшкой наказывали приглядывать за ним. А ты оставила
его одного - одинёшеньку. А мои лебедушки всех детишек брошенных подбирают.
Машенька: Ты же его съесть хотела?
Баба Яга: Да не хотела я его есть. Я тебя
проучить хотела, напугать, чтобы впредь не повадно было отца и матери ослушаться.
А Ванюша твой вон сидит живой и здоровехонький.
Прокурор: Господин Адвокат, все ваши свидетели
нуждаются в хороших воспитателях. Господин судья, прошу пригласить моих
свидетелей, подтверждающих ошибочность общественного мнения. Пригласите Царевну-Лягушку
из одноименной сказки.
Входит Царевна-Лягушка.
Прокурор: Здравствуйте Ваше высочество.
Царевна-Лягушка: Мой муж Иван царевич когда
меня искал встретил Бабу Ягу. Эта добрая женщина накормила его, напоила, в
баньке искупала, про злодея Кащея и его смерть рассказала. Дорогой мой муж
Иванушка у нее переночевал, а поутру она его проводила, да доброго пути
пожелала.
Прокурор: Спасибо вам Ваше Высочество, мы вам
очень благодарны.
Судья. Выслушаны все свидетели, приступаем к
судебным прениям.
Адвокат. Господин судья, господа присяжные.
Общественное мнение считает, что Госпожа Баба Яга – злая вредная, опасная
женщина, способная на любую гадость и подлость. Общественное мнение полагает,
что нельзя ее подпускать к людям и тем более к детям. Мы считаем ее социально
опасной и просим исключить ее персонаж из детских сказок.
Прокурор: Господин судья, господа присяжные.
Первое, на что стоит обратить внимание, - нет фактов, подтверждающих, что
Яга кого-то съела, несмотря на все обвинения ее в кровожадности. Никто не
спорит, были у нее подобные намерения, да ничего, собственно, не вышло.
Сообразительные пацаны, Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда
обманывают и саму ее отправляют в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги,
гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается,
с точки зрения правосудия, что преступления не произошло, а намерение совершить
зло-это еще не сам проступок. Осуждать Ягу можно лишь за эпизодические
антигуманные действия, но не по статье, по которой настоящие "убивцы"
проходят. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать
малолетних.
Второе. На шабаш как ведьма наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует
не верхом на метле голая, как истинная ведьма, а едет в ступе, хоть в лохмотьях,
но одетая. С колдунами не знается, за исключением Кащея Бессмертного и Змея
трехглавого.
Третье. В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает героям сказок. Именно к
ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть
похищенную красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга.
Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не
требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного
гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует. Даст совет,
а то и волшебного коня и оружие.
Четвертое. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса
Прекрасная у нее выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги
строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли.
Нерадивость, лень - не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж
извините, ведь не простые ученицы у нее - все молодые волшебницы.
Пятое.
Принимала участие в обрядах испытания молодежи.
которую учили терпеть боль. Героев и в печь его на лопате заталкивала, загадки
загадывала. Но ни один герой от этих испытаний не погиб. Так что не садист Яга,
а строгий испытатель мужества и интеллекта героя.
Шестое. Нельзя пройти мимо сюжета, связывающего Бабу-Ягу с коневодством.
Именно к ней, за Калинов мост, за огненную реку идет герой, чтобы достать себе
волшебного коня. А по сути дела - тренированного боевого скакуна.
Седьмое. Не думайте, однако, что она все время была такой безобразной. В одной
из волшебных сказок в лесной избушке на курьих ножках герой застает лесную фею
дивной красоты. Она стережет подступы к волшебному саду с молодильными
яблоками. И ткать она мастерица, и кони у нее волшебные есть в конюшне. Так что
не всегда, значит, Баба-Яга была старухой, ей есть что вспомнить и нам
поведать.
Исходя из всего сказанного, призываем кардинально изменить общественное мнение.
Баба Яга хорошая! И не должно быть в этом никаких сомнений.
Судья: Итак, уважаемые присяжные, Ваш вердикт.
Баба Яга это хороший персонаж сказок?
Все. ДА-а-а-а-а-а-а-а-!!!!!!!
Судья выходит на первый план,
все персонажи и участники встают на второй план.
Судья.
В наше такое не спокойное время очень важно научиться жить в мире с собой и с
окружающими. А в жизни очень многое зависит от того, как мы воспринимаем людей
вокруг себя. Очень важно научиться делать это правильно. Именно поэтому мы
рассматривали на примере Бабы Яги особенности восприятия другого человека и все
вместе вывели правила толерантного восприятия окружающих. И сейчас мы хотим
поделиться ими с вами.
(Правила зачитываются по одному всеми участниками проекта)
Мы
дарим их вам. Дорогие наши, учитесь жить в мире.
Под музыку дети раздают «Незабудки» зрителям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.