Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыТворческий проект для учеников средней школы

Творческий проект для учеников средней школы

Скачать материал

Творческий проект

«Встречают по одежке – провожают по уму».

 

Для развития полноценных, гармоничных взаимоотношений с окружающими, каждому человеку необходимо обладать навыками толерантного восприятия людей. С этой целью нами был разработан проект (в рамках школьного Дня Творческих проектов), в ходе которого учащиеся получают  знания о толерантном отношении и восприятии других людей; приобретают навыки проведения и анализа анкетирования.

Во время реализации проекта, дети совершенствуют коммуникативные умения и активизируют свой  творческий потенциал.

Руководителем является педагог-психолог или другой педагог под руководством психолога.

 Проект рассчитан на разновозрастную группу (5-11 класс). Оптимальное количество участников 15 человек. Продолжительность занятия — 4 часа.

 

Цель: Выработка правил толерантного восприятия людей через всестороннее рассмотрение личности Бабы Яги.

Методы: Лекционный метод передачи знаний; анкетирование; дискуссионный метод обсуждения результатов диагностики;  метод анализа конкретных ситуаций; театрализованная постановка.

Схема занятия

· Формулирование темы занятия, основных целей.
· Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
· Основная часть (сбор информации, анализ, определение типичных ошибок восприятия другого человека и выведение правил толерантного восприятия окружающих)

 · Заключительная часть (оформление стенда, памяток – «Незабудок» с правилами, постановка спектакля, отражающего основные идеи нашего проекта.)

Задачи:

1.      Изучение личности Бабы Яги и общественного мнения о ней.

2.      Составление досье на Бабу Ягу.

3.      Изучение причин неверного восприятия Бабы Яги и выведение на их основе типичных ошибок при восприятии новых людей.

4.      Выработка правил толерантного восприятия людей.

5.      Создание памяток-незабудок с правилами.

 

I.

Здравствуйте, ребята!

Вспомните, пожалуйста, что мы больше всего любили делать в детстве… Читать сказки.  А какие сказки у вас любимые? Какие персонажи вам нравились? Почему? А какие – вам не нравились? Почему?

 

II.

Часто в жизни бывает так, что мы не всегда правильно можем оценить другого человека или даже героя книги. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поподробнее присмотреться  к такому сказочному персонажу, как Баба Яга. Как вы думаете, что это за персонаж (положительный, отрицательный)?

Первое, что мы сделаем – это соберем досье на Бабу Ягу: кто такая, как выглядит, где живет, чем занимается, чем прославилась.  Для этого мы проведем опрос среди педагогов и учащихся школы. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

1.                  Какой персонаж русских народных сказок Вам нравится?

2.                  Какой персонаж русских народных сказок Вам не нравится? Почему?

3.                  Назовите злой персонаж русских народных  сказок.

4.                  Опишите Бабу Ягу.

 

В течение 10-15 минут проводится опрос по школе, а затем его анализ. По результатам анализа делается вывод, что большинство людей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред.

 

А теперь мы изучим литературные источники, видеофрагменты.

 

(Работа с источниками)

 

Давайте проанализируем собранный материал. Итак:

·         Кто такая Баба Яга?

·         Как она выглядит?

·         Где она живет?

·         Как она живет?

·         Чем она прославилась?

·         Почему люди считают ее плохой? Оправданно ли это?

 

По результатам анализа литературных и видео источников делается вывод о том, что Баба Яга не плохой персонаж, а всем ее «злым» поступкам есть логические оправдания.

 

Составляется правдивое досье на Бабу Ягу.

 

 

III.

Психологи определили те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения.

 

Сравниваются с полученной  информацией о Бабе Яге

 


На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип — своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Категории, на которые мы подразделяем людей, часто зависят от нашего состояния и настроения, но особенно — от нашего характера и образа жизни, а также стереотипов нашего окружения. Ярый борец с курением мысленно делит всех на курящих и некурящих, интеллигент — на тех, с кем есть о чем поговорить, и тех, с кем говорить не о чем, модница — на хорошо одетых и всех прочих. Наиболее известны этниче­ские стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, «все цыгане - обманщи­ки», «все французы - любвеобильны» и т. п. Стереотипы формируются и под влия­нием средств массовой информации, осо­бенно телевидения. Так на экране успешный человек имеет деньги, машину определенной марки, жену и любовни­цу, носит костюм известного модельера, пользуется самым модным одеколоном. В результате, наше сознание, обработанное с помощью массированной рекламы успешного образа, услужливо вы­дает нам готовое определение человека, лишь только мы почувствуем от него запах того самого модного одеколона.


Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом с женой и детьми.

Например, «превосходство». Люди склонны переоценивать внутренние качества тех людей, которые их превос­ходят (к примеру, по статусу: «начальник всегда умнее, достойнее, грамотнее»). Оцениваем его более положитель­но, чем если бы он был нам равен. Если мы имеем дело с человеком, которого в чем-либо превосходим сами, то мы его обычно недооцениваем.

Еще одна схема восприятия - «привле­кательность». Если партнер нам нравится внешне, то мы склонны его считать привле­кательным и внутренне, обычно, переоце­нивая многие его психологические характе­ристики. Да и каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить, никак не связаны с объемом талии или формой носа. Но, к сожалению, в момент возникновения отношений (и долгое время потом) многие об этом забывают. Все это начинает осознаваться только при более длительных и глубоких отношениях.  Если люди хорошо и давно друг друга знают, если испытывают взаимное притяжение на душевном уровне, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив.

Фактор «отношение к нам». Те, кто хо­рошо к нам относится, кажется нам значи­тельно лучше тех, кто относится плохо. Тех, кто к нам относится хорошо, мы, обычно оцениваем тоже со знаком «+», отбрасывая его отрицательные черты. Тех, кто относит­ся к нам негативно, мы склонны оценивать также негативно, не замечая их положи­тельных черт.


При формировании образа другого человека, нам часто недостаточно информации о нем, а ту, что мы имеем, мы склонны оцени­вать через наше эмоциональное состояние и прошлый опыт.

 

IV.

Давайте придумаем правила, чтобы ни мы, ни другие люди не совершали ошибок при восприятии окружающих.

 

Примерные правила толерантного восприятия других людей:

1.Считайся с чужим мнением.

2.Не бойся правды, высказанной в твой адрес.

3.Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.

4.По одежке встречай – по уму провожай.

5.Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.

6.Проявляй уважение к другому человеку.

7.Слушай, что тебе говорит другой человек.

8.Принимай другого человека таким, какой он есть.

9.Старайся ставить себя на место другого человека.

 

V.

В природе есть такие замечательные цветы – Незабудки. Существует легенда, что влюбленная Нимфа после смерти была превращена в прекрасные цветы, чтобы никто не забывал, как трогательна бывает любовь. Давайте и мы с вами создадим памятки-незабудки с нашими правилами, чтобы люди знали о них и не забывали при общении друг с другом.

 

 

(Из цветной бумаги вырезаются цветы. На их лепестках пишутся правила.)

 

 

VI.

 Давайте  познакомить с нашими выводами ребят и учителей школы необычным способом. Давайте разыграем маленький спектакль и подарим окружающим наши цветы-памятки.

 

Репетиция. Выступление.

 

Суд Бабы Яги

(сценарий)

 

Действующие персонажи: Судья, Прокурор, Адвокат, Баба Яга, Иван-царевич, Машенька, Царевна-лягушка, Секретарь.

 

Прокурор, Баба Яга, Адвокат рассаживаются за столы.

Музыка затихает. Выходит Секретарь.

 

Секретарь. Встать! Суд идет!

 

Выходит судья, садится.

 

Судья. Прошу садиться. Сегодня слушается дело № тридевятое-тридесятое госпожи Бабы Яги, давнишнего года рождения, проживающей по адресу: окраина дремучего леса, избушка на курьих ножках. Прокурор на месте? Адвокат? Истец? (Баба Яга) Ответчик? (плакат «Общественное мнение») Присяжные? (Зрители) Господин Прокурор, вам слово. Введите нас в курс дела.

Прокурор. Ваша честь, 1 марта сего года госпожа Баба Яга обратилась к участникам нашей творческой секции с просьбой защитить ее репутацию от нападок общественного мнения. Слово Бабе Яге.

Баба Яга. Я живу у себя в лесу, никуда больно-то не хожу, никого не трогаю. И все кому не лень ко мне приходят, чего-то от меня требуют, без спросу забирают мои вещи, а потом меня же обвиняют в том, что я злая. А я ведь старая женщина, у меня – давление.

Вот, к примеру, вчера видела: мамаша одна своего маленького ребенка пугала, что сейчас Баба Яга придет и его съест. А я ведь детей не ем. Это я их так припугиваю только, чтобы вели себя хорошо. Что же я такого сделала, чтобы ко мне так относились? (Садится)

Судья. Адвокат общественного мнения, у вас есть, что сказать в защиту?

Адвокат. Я много говорить не буду. Давайте послушаем свидетелей. Приглашается Иван-Царевич из сказки «Марья – Маревна».

Иван-царевич: Пошел я к бабе яге богатырского коня заслужить чтобы Марью-Маревну из беды выручить. Я 3 дня ее лошадей пас, а когда ушел с паршивым жеребенком она за мной погналась, погубить хотела.

Судья: Баба Яга что вы можете на это сказать?

Баба яга: Господин судья, Иван-царевич попросил коня, а он то дешево не стоит, за него заплатить надо. Плата у меня такая: 3 дня моих коней пасти. А упасешь, получишь своего коня. Вечером 3-го дня я думаю: ой, какой молодец, давно ни кто не мог за моими конями уследить. С утречка накормлю его и дам богатырского коня, да дорогу укажу, где Кащея найти. А он посреди ночи украл моего жеребенка не доросшего, чем кони хуже были, не пойму? А погналась я не для того чтобы погубить, а своего коня вернуть, которого он украл. (Обращаясь к Ивану.) Так было дело?

Иван Царевич: Да Баба Яга, я и правда, погорячился, поторопился. Прости меня, пожалуйста.

Баба Яга: Да ладно, было и быльем поросло.

Адвокат: Постойте, у меня еще свидетель – Машенька из сказки «Гуси – Лебеди».

Машенька: Однажды пошли мы братиком Ванюшей погулять. Я к подружкам побежала, а Ванюша на травке играл. Вдруг откуда ни возьмись, налетели Гуси – Лебеди и унесли моего Ванюшку к Бабе Яге.

Баба Яга: А ты по что мальчонку одного оставила? Тебе матушка с батюшкой наказывали приглядывать за ним. А ты оставила его одного - одинёшеньку. А мои лебедушки всех детишек брошенных подбирают.

Машенька: Ты же его съесть хотела?

Баба Яга: Да не хотела я его есть.  Я тебя проучить хотела, напугать, чтобы впредь не повадно было отца и матери ослушаться. А Ванюша твой вон сидит живой и здоровехонький.

Прокурор: Господин Адвокат, все ваши свидетели нуждаются в хороших воспитателях.  Господин судья, прошу пригласить моих свидетелей, подтверждающих ошибочность общественного мнения. Пригласите Царевну-Лягушку из одноименной сказки.

 

Входит Царевна-Лягушка.

 

Прокурор: Здравствуйте Ваше высочество.

Царевна-Лягушка: Мой муж Иван царевич когда меня искал встретил Бабу Ягу. Эта добрая женщина накормила его, напоила, в баньке искупала, про злодея Кащея и его смерть рассказала. Дорогой мой муж Иванушка у нее переночевал, а поутру она его проводила, да доброго пути пожелала.

Прокурор: Спасибо вам Ваше Высочество, мы вам очень благодарны.

Судья. Выслушаны все свидетели, приступаем к судебным прениям.

Адвокат. Господин судья, господа присяжные. Общественное мнение считает, что Госпожа Баба Яга – злая вредная, опасная женщина, способная на любую гадость и подлость. Общественное мнение полагает, что нельзя ее подпускать к людям и тем более к детям. Мы считаем ее социально опасной и просим исключить ее персонаж из детских сказок.

Прокурор: Господин судья, господа присяжные.

  Первое, на что стоит обратить внимание,  - нет фактов, подтверждающих, что Яга кого-то съела, несмотря на все обвинения ее в кровожадности. Никто не спорит, были у нее подобные намерения, да ничего, собственно, не вышло. Сообразительные пацаны,  Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, с точки зрения правосудия, что преступления не произошло, а намерение совершить зло-это еще не сам проступок. Осуждать Ягу можно лишь за эпизодические антигуманные действия, но не по статье, по которой настоящие "убивцы" проходят. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать малолетних.

   Второе. На шабаш как ведьма наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует не верхом на метле голая, как истинная ведьма, а едет в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. С колдунами не знается, за исключением Кащея Бессмертного и Змея трехглавого.

  Третье. В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает героям сказок. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие.

   Четвертое. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у нее выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень - не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее - все молодые волшебницы.

   Пятое.  Принимала участие в обрядах испытания молодежи. которую учили терпеть боль. Героев и в печь его на лопате заталкивала, загадки загадывала. Но ни один герой от этих испытаний не погиб. Так что не садист Яга, а строгий испытатель мужества и интеллекта героя.

   Шестое. Нельзя пройти мимо сюжета, связывающего Бабу-Ягу с коневодством. Именно к ней, за  Калинов мост, за огненную реку идет герой, чтобы достать себе волшебного коня. А по сути дела - тренированного боевого скакуна.

   Седьмое. Не думайте, однако, что она все время была такой безобразной. В одной из волшебных сказок в лесной избушке на курьих ножках герой застает лесную фею дивной красоты. Она стережет подступы к волшебному саду с молодильными яблоками. И ткать она мастерица, и кони у нее волшебные есть в конюшне. Так что не всегда, значит, Баба-Яга была старухой, ей есть что  вспомнить и нам поведать.

                    Исходя из всего сказанного, призываем кардинально изменить общественное мнение. Баба Яга хорошая! И не должно быть в этом никаких сомнений.

Судья: Итак, уважаемые присяжные, Ваш вердикт. Баба Яга это хороший персонаж сказок?

Все. ДА-а-а-а-а-а-а-а-!!!!!!!

 

Судья выходит на первый план,

все персонажи и участники встают на второй план.

 

 Судья. В наше такое не спокойное время очень важно научиться жить в мире с собой и с окружающими. А в жизни очень многое зависит от того, как мы воспринимаем людей вокруг себя. Очень важно научиться делать это правильно. Именно поэтому мы рассматривали на примере Бабы Яги особенности восприятия другого человека и все вместе вывели правила толерантного восприятия окружающих. И сейчас мы хотим поделиться ими с вами.

 

(Правила зачитываются по одному всеми участниками проекта)

 

              Мы дарим их вам. Дорогие наши, учитесь жить в мире.

Под музыку дети раздают «Незабудки» зрителям.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Творческий проект для учеников средней школы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Руководитель реабилитационного подразделения

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Для развития полноценных, гармоничных взаимоотношений с окружающими, каждому человеку необходимо обладать навыками толерантного восприятия людей. С этой целью нами был разработан проект (в рамках школьного Дня Творческих проектов), в ходе которого учащиеся получают  знания о толерантном отношении и восприятии других людей; приобретают навыки проведения и анализа анкетирования.

Во время реализации проекта, дети совершенствуют коммуникативные умения и активизируют свой  творческий потенциал.

Руководителем является педагог-психолог или другой педагог под руководством психолога.

 Проект рассчитан на разновозрастную группу (5-11 класс). Оптимальное количество участников 15 человек. Продолжительность занятия — 4 часа.

 

Цель: Выработка правил толерантного восприятия людей через всестороннее рассмотрение личности Бабы Яги.

 

Методы: Лекционный метод передачи знаний; анкетирование; дискуссионный метод обсуждения результатов диагностики;  метод анализа конкретных ситуаций; театрализованная постановка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 752 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 413
    • DOCX 68 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гришакина Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гришакина Елена Алексеевна
    Гришакина Елена Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 278960
    • Всего материалов: 133

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Семейная терапия при коммуникативных нарушениях в семье

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 168 человек

Курс повышения квалификации

МАК: Метафорические ассоциативные карты в работе помогающего специалиста

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1084 человека из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 400 человек

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1186 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 564 человека

Мини-курс

Финансовые ключи экспертного успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе