Творческий
отчёт учителя математики
первой
категории высшего уровня квалификации
Марушевской
Любови Геннадьевны
Я, Марушевская Любовь Геннадьевна,
учитель первой категории высшего уровня квалификации, работаю в КГУ
«Общеобразовательная школа № 10 акимата г.Шахтинска при исправительном
учреждении АК-159/7 с 2008 года (педагогический стаж – 20 лет) по типовому
базисному учебному плану, который обеспечивает образовательную область
«Математика».
В
Казахстане, в настоящее время, идёт становление новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходят
существенные изменения в педагогической теории и практике
учебно-воспитательного процесса.
Я считаю,
что школа является мощным фактором социализации индивидуальности человека.
Образно говоря, школа учит жить.
«Основная
задача образовательной политики Республики Казахстан - это создание
необходимых условий для получения качественного образования, направленного на
формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе
национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; развитие
творческих и духовных возможностей личности, формирование прочных основ
нравственности, обогащение интеллекта путем создания условий для развития
индивидуальности.»
Ключевой
проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса,
по моему мнению, являются инновационные технологии и технологии уровневой дифференциации.
Невозможно
добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково
высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении
математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам
воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике,
порождение безответственности, нежелание учиться и др.)
Дифференцированный
(групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия
успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его
понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе
обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным
– задач повышенной трудности. Поэтому своей методической темой я выбрала «Инновационные
технологии и технологии уровневой дифференциации».
Дифференциация
может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае
она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.
Поэтому
на своих уроках я использую быстрые диктанты, которые помогают активизировать
учащихся с первых минут урока. От
обычных математических диктантов их отличают три особенности. Первая – задания
не одинаковой трудности. Сначала предлагаю очень легкие, потом все сложнее и
сложнее. Второе отличие – меняющийся темп диктанта. Сначала он медленный, затем
убыстряется. Третья особенность – одновременно с классом у доски работают два
ученика. Это дает возможность учащимся проверить свои ответы.
Дидактическая
игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры присутствуют на
всех уроках. Поэтому урок вызывает интерес, желание работать и знать предмет.
При изучении тем « Натуральные числа», «Действия с десятичными дробями», «Дроби»
использую математическое лото, при изучении темы «Решение задач на движение»
провожу урок – путешествие.
Широко
применяю в своей работе тематические зачеты. Провожу их по каждой главе
учебника, они имеют двухуровневую структуру (обязательная часть и задачи
повышенной сложности). Ученики работают в индивидуальном темпе. Те, кто
выполнил обязательную часть работы после моей проверки, могут приступить к
заданиям повышенной сложности. Если ученик получил на зачете не ту оценку,
которую хотел, то даю возможность исправить эту оценку, пересдав зачет в
дополнительное время. Открытость требований, их посильность, возможность
повторно ответить неусвоенный материал позволяет вовлечь даже слабых учеников в
процесс учебного труда. Поднимается у учащихся интерес к учению, повышается
уверенность в собственных силах, работа приносит результат, а значит и
удовлетворение.
В практику
моей работы входит проверка знаний учащихся посредством теста. Выбор той или
иной формы задания определятся целями проверки. Например, если нужно
проконтролировать овладение учащимися стандартными: методами решения какой –
либо математической задачи, то достаточно мне получить информацию о том,
получен учеником правильный ответ или нет, и совсем не имеет значение, где и
какая сделана ошибка. В таком случае в тесте предлагаю задание, в которых
ученик должен самостоятельно дать только краткий ответ. В каждом тесте около
20 – 30 % от общего числа заданий предлагаю выполнить с полной записью решений.
Именно с помощью таких заданий я могу проверить логику рассуждений,
обоснованность выводов, правильность употребления математической терминологии и
символики.
При
решении задач, имеющих не интересные, тривиальные и не несущие какой- либо
информации тексты, часто наблюдается у учащихся быстрое утомление, а вследствие
этого – потеря интереса. Это снижает эффективность работы учащегося. Поэтому на
своих уроках я использую задачи, содержание которых связано с материалом,
изучаемым по другим дисциплинам. Приведу примеры таких задач, которые я
использую на своих уроках.
Историко-математические
задачи.
Изучение по
истории древнего мира темы « Греко-персидские войны» позволило составить
следующую оригинальную задачу:
Царь
построил своих воинов треугольником, и треугольная фаланга двинулась на врага.
Каждый воин занимал место площадью 1,7901 м2. Основание фаланги
составляло 45,9 м; а высота, проведенная к основанию, равнялась 23,4 м. Сколько
всего было воинов? Как звали царя? Где произошло сражение, его итоги? ( 5
класс. Тема: «Десятичные дроби. Решение задач с геометрическим содержанием»).
Литературно-математическая
задача.
В
литературном произведении описываются события, происходившие на Половецкой
земле в году А, в году Б для Екатерины 2 была сделана рукописная копия
произведения, а в году С произведение было впервые издано. В году Д рукопись
погибла в московском пожаре. Найти А, Б, С, Д.
О каком произведении
идет речь? (6
класс. Тема: « Дробные выражения».)
А=
(108∙18-53856/66)∙(16912/56-301)+(30+3∙9);
Б=(((546026/26+407∙27)/70+116)/573)∙(2000-204);
С=(404∙(152-(3776/59+4148)/81)+1000)/23;
( Произведение «
Слово о полку Игореве»)
Такие
задачи расширяют кругозор учащихся и сближают жизнь с реальностью.
С
целью интенсификации процесса обучения на своих уроках также использую
технические средства обучения, различные таблицы и другие, обучающие и
контролирующие материалы: опорные схемы, опорные таблицы, листы самоконтроля.
Их применение позволяет увеличить объем рассматриваемого на уроке учебного
материала, способствует лучшему его усвоению.
Практическая
значимость представленного мною опыта состоит, прежде всего в том, что мною
разработана система уроков математики в 5 - 11 классах, где
теоретический материал основных тем представлен в виде лекций, блок-схем и
компакт-конспектов. Для каждого класса я разработала трехуровневые задания для
отработки ЗУН обязательного минимума (пятиминутки, тренинги, мини-тесты,
диктанты и др.) и разно уровневые контрольные работы.
Мною
разработано методическое пособие по организации тестового контроля по теме
«Квадратные уравнения» в 8 классе. Данное пособие приняло участие на форуме
учителей математики Карагандинской области, проводимым учебно-методическим
центром развития образования Карагандинской области 29.04.2014 года.
Без
хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного
материала. Вот поэтому я совершенствую те методы и средства обучения, которые
помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают
научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и
развивают интерес к предмету.
Результаты
обучения в течение нескольких лет у меня стабильны, наблюдается тенденция к
росту. За последние 2013-2015 годы уровень успеваемости учащихся составил 100%.
Мониторинг
качества знаний учащихся с 2011 по 2014 годы.
2011-2012 учебный год
|
Класс
|
Процент
качества
|
|
Математика
|
Алгебра
|
Геометрия
|
5
|
34
|
|
|
7
|
|
13
|
13
|
8а
|
|
24
|
29
|
9а
|
|
20
|
27
|
9б
|
|
25
|
25
|
10а
|
|
33
|
40
|
10б
|
|
36
|
36
|
11а
|
|
31
|
31
|
2012-2013 учебный год
|
6
|
40
|
|
|
8а
|
|
15
|
17
|
9а
|
|
25
|
29
|
10а
|
|
25
|
25
|
10б
|
|
27
|
29
|
11а
|
|
35
|
43
|
11б
|
|
38
|
40
|
2013-2014 учебный год
|
7
|
|
42
|
35
|
9а
|
|
20
|
34
|
9б
|
|
25
|
33
|
10а
|
|
28
|
32
|
10б
|
|
29
|
34
|
11а
|
|
32
|
33
|
11б
|
|
34
|
35
|
При
100% успеваемости во всех классах качество знаний по алгебре за три года
повысилось с 13% до 42%, по геометрии с 13% до 35%.
Динамика и качество знаний учащихся
Одним из критериев
результативности труда учителя является итоговая аттестация учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.