Творческий
краткосрочный проект
«Золотая
рыбка»
Тема проекта: Народная мораль и
нравственность в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели проекта:
- постановка и формулирование народной морали сказки и связи их с жизнью;
- самостоятельное создание
алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и
поискового характера.
- осознанное и произвольное
построение высказываний
в устной и письменной речи с соблюдением
нормы построения текста.
-
развитие творческого мышления; художественных способностей;
ЗАДАЧИ:
- развивать
эмоциональную отзывчивость детей ,воображение, фантазию;
- воспитывать
чувство любви к творчеству А.С. Пушкина, нравственные
качества дружбы, сплочённости, доброжелательности;
- учить постигать
художественные образы и связи их с жизнью .
- знать, что такое
синквейн, основные правила составления;
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети 7-8 лет
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-изучение сказки на
уроке литературного чтения.
- на уроке рисования
нарисовать и вырезать Золотую рыбку
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1
занятие во внеурочной деятельности
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- повышение
активности учащихся на уроке для улучшения результатов обучения;
- использование
учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни;
- обогащение
словарного запаса.
Оборудование
1. Выставка книг
со сказками А.С.Пушкина.
2. Раздаточный
материал для групповой работы.
3. Рисунки с
изображением рыбок.
4.
Мультимедийная презентация учителя.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
/Вхождение в урок, дети стоят, учитель
читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
Учитель:
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки поднимают
над головой)
- Свет его на нас прольется (руки вытянуты
перед собой ладошками вниз)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно
вниз)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня!
- Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый
день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
- Сели девочки, сели мальчики.
II. Целеполагание.
- Ребята, вы на уроке литературного чтения
закончили изучение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Поэтому
сегодня мы постараемся обобщить свои знания по этой сказке, выразить своё
отношение к героям и персонажам сказки, а ещё мы создадим творческий проект
«Золотая рыбка»
III. Актуализация знаний.
В каком жанре написана сказка А.С.
Пушкина? (поэтический или прозаической)
Давайте по цепочке перескажем не в
поэтическом, в прозаическом
Ответы детей.
Примерный текст
Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и
однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить
человеческим языком. Рыбка молит отпустить её в море, и старик отпускает её, не
прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает о произошедшем жене. Она
обругивает его и заставляет вернуться к морю, позвать рыбку и потребовать
награду, хотя бы новое корыто. Старик зовёт рыбку у моря, она появляется и
обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом».
Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто. Однако «аппетиты» старухи
всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя
(для себя) всё новых и новых наград. Море, к которому подходит старик, каждый
раз изменяется от спокойного ко всё более взволнованному, а под конец —
штормящему. В определённый момент старуха демонстрирует презрение к супругу,
который является источником её успехов, и требует, чтобы рыбка сделала её
«владычицей морскою», причём сама рыбка должна была бы служить у неё «на посылках»
(то есть в услужении). Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он
возвращается домой, то видит старуху, лишённую всего дарованного, сидящую у
старого разбитого корыта.
IV. Обобщение знаний по прочитанному
произведению.
- Назовите героев сказки.
/Ответы учащихся (Рыбка, старик).
- Назовите персонажей сказки.
/Ответы учащихся (Старуха, море).
- Дайте характеристику героям и персонажам
сказки.
- Какая старуха?
- Какой старик?
- Почему старик не перечит старухе? Вспомните
как он ее называет?
(Он её называет
"сварливая баба", "пуще прежнего старуха вздурилась",
"проклятая баба". Дистанция между стариком и старухой увеличивается,
хоть и не сразу. Пока старуха просит новое корыто, перед нами бытовая сцена. Но
потом старик будто забывает что перед ним жена. Сословные отношения берут вверх
над семейными, человеческими. Он боится своей жены, а не столбовой дворянки.)
- Почему Рыбка перестала выполнять
желания старухи?
- Только за жадность она наказана.
(Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней
или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и "за чупрун
таскает" своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши
царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее
старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая
служила ей и была у ней на посылках. Это не просто реакция рыбки - это ответ
богини, место которой хотела занять старуха, к тому же превратив богиню в свою
служанку. Став "владычицей морскою", старуха посягает на свободу
рыбки. Эта сказка об угнетении и алчности старухи, стремлении к богатству и
власти, также о добродушие, смиренности, забитости , покорности старика).
-Соедините желания
старухи и изменения моря
В каком порядке старуха высказывала свои
желания, и менялось море.
.
_Попросила избу.
_Захотела быть владычицей морскою.
_Попросила корыто.
_Желает быть столбовой дворянкой.
_Хочет быть царицей.
|
_Помутилось
синее море.
_Море слегка разыгралось.
_Почернело синее
море.
_Не спокойно
синее море.
_На море чёрная
буря.
|
V. Творческий проект. (разделить
детей на группы)
1 задание
- Сейчас вы попробуете создать создать
синквейн к персонажу или герою сказки.
2 задание
- У сказки счастливый конец, как
в других сказках которые заканчивается победой и радостью?
Таким образом, в
этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек корыстен от
природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и
может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр
Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают
себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело
жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла
голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. Для неё характерна
зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке
добро учит и наказывает зло. А.С. Пушкин показал, насколько смешными выглядят
люди в погоне за богатством. "Остаться у разбитого корыта" - итог
алчности, жадности, эгоизма старухи, с одной стороны, но и слабости характера,
покорности, безволия старика, с другой стороны, итог сказки воспринят не только
как торжество справедливости по отношению к старухе - "поделом
тебе!", но отчасти и к старику - не сумел воспользоваться чудом, не
послужил доброму делу, а ведь чудо было в его руках, ему было дано.
- Ребята, представьте, что вы поймали
золотую рыбку. Возьмите её в руки, загадайте желание. Напишите свое желание,
прикрепите рыбку к волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся.
Выберите лидера группы, который
распределит задания для создания синквейна, решите, кто будет защищать ваш
проект.
VI. Защита
проектов учащихся.
VII. Итог урока.
Выбор лучшего проекта.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.