Творческий отчёт учителя
русского языка и литературы
Лыжиной Людмилы Александровны
Чтобы быть хорошим
учителем,
надо любить то, что ты
преподаёшь,
и любить тех, кому ты
это преподаёшь.
В.Ключевский
Целью своей педагогической деятельности считаю
создание условий для формирования творческой, нравственной личности, способной на
сознательный жизненный выбор; создание условий для
активизации познавательно - творческих способностей учащихся.
Для достижения цели я ставлю перед собой
следующие задачи:
- совершенствовать формы организации учебной
деятельности учащихся;
- использовать в учебно-воспитательном
процессе новые педагогические технологии;
- вовлекать каждого ученика в активный
познавательный процесс, в активную познавательную деятельность;
- создавать условия для развития учащихся в
процессе изучения русского языка и литературы;
- раскрывать творческий, интеллектуальный,
нравственный потенциал каждого ученика;
- прививать навыки самостоятельной работы,
эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного
оценивания полученных результатов.
Мой педагогический стаж - 30 лет, в данной
школе – 27 лет , уровень теоретических и практических знаний позволяет мне
оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, разрабатывать
различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск
оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования и
распределения в пределах учебной программы.
В течение всей педагогической деятельности
стараюсь на своих уроках использовать интересные и эффективные методы обучения.
Для пополнения своего «педагогического багажа» прохожу курсы повышения
квалификации, дистанционные курсы обучения знакомлюсь с методической
литературой, посещаю семинары, открытые уроки, участвую в вебинарах. Особенно
помогли мне в работе курсы в Центре педагогического мастерства, которые прошла
в 2014 году и курсы по обновлёнию содержания образования в «Институте повышения
квалификации педагогических работников по СКО» в 2017 году
Деятельность современного
учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в
процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. В межаттестационный период мною были
изучены следующие технологии:
- проблемное обучение;
- технология развития критического мышления
через чтение и письмо;
- групповые технологии;
- игровые технологии;
-тестовые технологии;
- активные формы преподавания
Выбор образовательных
технологий зависит от того, какие цели поставлены
перед учениками. Цель современного урока - формирование таких навыков, которые
ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и
навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.
Как учитель-филолог,
считаю, что я должна дать не только определённую
сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать
слова и расставлять знаки препинания), но и показать их практическую ценность и
необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами,
покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, уметь отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески
включаться в процесс межличностной коммуникации.
На уроках большое внимание уделяю устному
опросу учащихся различных видов: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ
от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это
способствует развитию монологической речи учащихся.
Интерес к предмету невозможно сформировать без
вовлечения учащихся в активную деятельность, поэтому для самообразования я
взяла тему: « Использование активных форм обучения на
уроках русского языка и литературы». Обозначенная проблема требует
определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к
активным формам обучения.
У детей особый интерес вызывают
нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-презентации, семинары,
читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты. В мою практику прочно
вошли уроки с использованием активных форм обучения. Например, на уроке по
рассказу Н.Лескова «Левша» были использованы такие формы, как работа в группах
«Зигзаг», составление характеристики героев с помощью инфографики, метод
«Пирамида». Использование этих методов позволило более глубоко рассмотреть
вопрос о проблеме творческого человека в обществе. На уроке «Путь к мечте» по
рассказу Р Брэдбери «Зелёное утро» использовалась стратегия «Шесть умных шляп»,
которая позволила рассмотреть ключевой вопрос урока с разных сторон и высказать
свою точку зрения учащимся с разной подготовкой. На таких уроках использую
различные формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальную, парную, групповую, коллективную - и создаю условия, которые
позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.
Современные уроки невозможны без использования
ИКТ, поэтому на своих уроках стараюсь использовать различные средства, в том
числе презентации, видеоролики, тесты, интерактивные таблицы, мультимедийные
пособия к урокам. Это помогает привлечь внимание учеников к проблеме,
разнообразить деятельность на уроках, эффективно использовать время на уроке
для рассмотрения вопросов на уроке с нескольких точек зрения. Так на уроке по
обновленной программе в 7 классе «Изучи язык – открой для себя новый мир»
использовались видеоролики о полиглотах из телепередачи «Удивительные люди»,
что помогло ребятам понять, что полиглоты – это реальные люди, а к знаниям
можно стремиться на протяжении всей жизни.
Важным моментом в проведении
успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны понимать,
для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и
результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих
учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению,
следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать
развитие познавательных способностей учащихся.
Интерес к предмету успешно
вырабатывается дифференцированными заданиями,
сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы,
поэтому задания на уроках стараюсь давать дифференцированные по степени
освоения учеником учебной программы, развитию творческих и познавательных
способностей.
Осуществление учебного
процесса в современных условиях требует от учителя
постоянного повышения профессионального мастерства. Данная работа включает в
себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта
работы коллег и представление своего опыта. По методическим темам я выступала на
заседаниях педагогических советов, методического объединения учителей школы,
при организации круглых столов, на коучингах для учителей школы, проводила
открытые уроки для учителей города, области.
Работа с текстом как средство формирования
языковой компетенции учащихся. (МО 2016г.)
Пути повышения мотивации к обучению (работа в
группах). ( Педсовет 2015г.)
Развитие монологической и диалогической речи
на уроках русского языка и литературы. ( круглый стол 2017г.)
Современный урок: каким он должен быть
(Педсовет, 2018г)
Урок литературы «Писатель и власть», коучинг
«Виды рефлексии на уроках» (республиканский семинар, 2014 г)
Новые подходы в обучении (секция
зам.директоров по воспитательной работе и классных руководителей на городском
конференции, 2014 г)
Внеклассное мероприятие по теме «Воспитание
нравственных качеств на примере личности Г.Мусрепова» (городской семинар, 2016
г)
Имею свой персональный
сайт в социальной сети работников образования.(«Инфоурок») Публикую на нем свои
методические разработки
В каждом классе
есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая
любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты
связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный
метод взаимодействия учителя со способными детьми –
индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу.
Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, с ним нужно дополнитедбно
заниматься.. Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды:
участие в олимпиадах, конкурсах, проектах, призовые места.
Я являюсь заведующей кабинетом
русского языка и литературы. Учебный кабинет – место для творческой работы
учителя и его учеников. За годы работы в кабинете собрана библиотека по
предмету, создана достаточно полная дидактическая база: самостоятельные и
контрольные работы, тесты, таблицы, разработки уроков и внеклассных занятий..
Таковы, пожалуй, основные
составляющие моей деятельности как учителя русского
языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты,
считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать
свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которое
занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а
систематический, кропотливый поиск и труд, часто будничный, наполненный долгими
раздумьями и радостными открытиями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.