Проект
на тему:
«Проценты в нашей жизни»
Авторы проекта: учащиеся 5А класса
Проблема.
На уроке математики
мы изучили тему «Проценты».Мы заинтересовались,
где это встречается в нашей жизни. Учитель порекомендовал нам выяснить
этот вопрос. Мы решили изучить необходимую литературу, пораспрашивать
родителей, бабушек и дедушек.
Задачи проекта.
Ø
Изучить историю
происхождения процента;
Ø
Рассмотреть задачи на
проценты из практической жизни ;
Ø
Определить сферу практического
применения процента.
Цель:
Ø
Выяснить, где и как
проценты применяются в нашей жизни. Понять как история доказывает появление
процентов.
План наших действий.
Ø
Почитать литературу о
истории возникновения процентов.
Ø
Выяснить, что знают
родители, бабушки и дедушки о процентах и как они применяют это в своей профессии.
Ø
Составить свои задачи на
проценты и привести как можно больше примеров жизненных ситуаций, связанных с
процентами.
Ø
Собрать весь материал
воедино и оформить продукт нашего труда в виде брошюры и презентации.
1. Из истории возникновения процента.
Слово процент от
латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста».
Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная
практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Проценты
были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами
деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты
перешли к другим народам Европы.
Знак % происходит, как
полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах
часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи
буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для
обозначения процента .
«Римляне брали
с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг). При этом
говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев
лихвы».
Примеры двух задач
исторического содержания, по теме «Проценты»:
Задача 1. Один небогатый римлянин
взял в долг у заимодавца 50 сестерциев. Заимодавец поставил условие: «Ты
вернешь мне в установленный срок 50 сестерциев и еще 20% от этой суммы».
Сколько сестерциев должен отдать небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?
Ответ:
60 сестерциев.
Задача 2 Некий человек взял в долг у
ростовщика 100 р. Между ними было заключено соглашение о том, что
должник обязан вернуть деньги ровно через год, доплатив еще 80% от суммы долга.
Но через 6 месяцев должник решил вернуть свой долг. Сколько рублей он вернет
ростовщику?
Ответ: 140 руб.
Употребление термина
«процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами
понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Проценты
применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения
расширилась. Проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах,
статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей,
сотая доля целого (принимаемого за единицу).
2.Проценты в нашей жизни.
Проценты - одно из
математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно
прочитать или услышать, например, что
в выборах приняли
участие 57% избирателей,
рейтинг победителя
хит-парада равен 75%,
успеваемость в
классе 85%,
банк начисляет 17%
годовых,
молоко содержит 1,5%
жира,
материал содержит
100% хлопка и т.д.
Цвет
глаз в нашем классе
Наш класс.
66,65%
33,35%
Распределение
площади на пришкольном участке
18%
32%
50%
3. Задачи на проценты
Основные задачи на
дроби можно разделить на три группы:
1. Нахождение
процентов от числа:
Чтобы найти проценты
от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.
2.Нахождение
числа по его процентам:
Чтобы найти число по
его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить
на эту дробь.
3.Нахождение
процентного отношения чисел:
Чтобы найти
процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.
Вот какие
задачи мы составили:
1.В магазине шуба
стоит 2000 рублей. Летом на распродаже она подешевела на 23%.За сколько рублей
можно купить шубу на распродаже?
2. На оптовой базе
цена 1 кг арбуза равна 8 рублей. В магазине делают наценку в 3%. По какой цене
за килограмм мы купим арбуз в магазине?
3. Моя мама работает
в клубе билетером. Билет на дискотеку стоит 20 рублей. Но директор сказал, что
с 1-го января билет подорожает на 5%. Сколько будет стоить билет на дискотеку с
1-го января?
4. У меня есть друг,
который учится в СОШ №1. Он сказал, что в их школе всего 900 учащихся и всех учащихся посещают различные кружки и
секции. Мне стало интересно, а сколько это в процентах?
5. В газете я
прочитала, что магазин «Клондайк» проводит распродажу компьютерной техники со
скидкой 12%. Я прошу родителей купить мне ноутбук, который стоит 20900 рублей.
Сколько придется заплатить за этот ноутбук с учетом скидки?
6. При ремонте школы
из 28 окон на основном фасаде на пластиковые заменили только 10.
Какой процент
составляют пластиковые окна от окон на фасаде?
7. У нас в школе есть
пришкольный участок. Мы знаем, что цветочные культуры занимают 6,4 сотки, что
составляет 32% от всего участка. Какова площадь пришкольного участка?
8. Доход нашей семьи
за месяц составляет 15600 рублей. На питание расходуется 5000 рублей в месяц,
коммунальные услуги обходятся в 900 руб., электроэнергия – 220 руб. Какой
процент от всего бюджета составляют расходы на питание, коммунальные услуги и
электроэнергию.
9. Тетрадь стоит 40
рублей. Какое наибольшее количество таких тетрадей можно купить на 650 рублей,
после понижения цены на 15%? (Эта задача взята из заданий ЕГЭ по математике 11
кл.)
10. Курящий человек
сокращает свою жизнь на 15%, что составляет 8,4 года. Какова средняя
продолжительность жизни в России? ( из статистических данных)
4. Заключение.
Изучение
процента продиктовано самой жизнью. Они нас окружают почти везде. Люди многих
профессий работают с процентами. Например, экономисты, бухгалтера, банкиры и
даже продавцы. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо
каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Вывод: Проценты дают
возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчёты и
поэтому очень распространены.
В процессе выполнения
работы мы узнали много нового, думаем, что проделали очень полезную работу для
себя и это пригодится в учебе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.