- 06.10.2020
- 11768
- 1856
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Творческие встречи Белогорского союза писателей
с молодежью техникума
Камоско О.Я. преподаватель,
Руководитель музея истории техникума
Введение
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы — все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.
Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа.
Коллектив техникума тоже накопил немалый опыт краеведческой работы.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания студентов о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры своей малой родины. Краеведческие вечера невозможно организовать при отсутствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: определение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краеведческую окраску и отличался бы от обычных—литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изучение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов. Литературное краеведение - значимая страница в деятельности библиотек.
Поэтому сегодня мы и рассмотрим тесное сотрудничество «Белогорского союза писателей» и библиотеки техникума.
Актуальность
• состоит, прежде всего, в том, что литературное краеведение, являясь составной частью библиотечного краеведения, пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь родного края, и тем самым, содействует воспитанию у читателя чувства связи с родной землей, со своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает панораму современной литературной жизни, рассказывает о лучших людях края — земляках и уроженцах, оставивших значительный след в литературе.
Предмет исследования
• изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных, исследование современной литературной жизни и история развития литературы в крае, отражение региона в художественной литературе;
Объект исследования
• деятельность в области литературного краеведения библиотеки техникума
Цель исследования
• роль литературного краеведения в пропаганде лучших в идейно-художественном отношении произведений, в которых нашла яркое отражение жизнь края, в приобщении читателей-студентов к истокам народной культуры, к культурным и духовным ценностям своего народа
Задачи исследования
формирование представлений о литературе родного края как о культурном феномене;
- осмысление литературы родного края как особой формы освоения культурных традиций;
- формирование эстетического вкуса на примере творчества писателей-земляков.
Участники исследования
• Члены «Белогорского союза писателей»
• Читатели библиотеки техникума пищевой промышленности
Направления сотрудничества
• Духовно-нравственное воспитание
• Идейно-патриотическое воспитание
• Эстетическое воспитание
• Развитие творческих способностей и социальной
компетентности обучающихся
• Исследовательская деятельность в области исторического и литературного краеведения
• Участие в творческих конкурсах, интеллектуальных играх
Ожидаемые результаты
1. Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю.
2. Развитие творческих способностей читателей.
3. Формирование культурно - исторического сознания читателей студентов.
4. Интеллектуальное и духовное развитие личности читателя студента.
5. Самостоятельное создание новых документов первичной или вторичной информации по литературному краеведению; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий.
Фонд краеведческой литературы
• Книжный фонд по литературному краеведению, насчитывает почти 450 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных местных авторов (членов Союза писателей России- С. Сонина, Т. Сергеевой, С. Кадомцева, Е.Войтенко; членов Белогорского союза писателей- Н.Дегтрева, Т.Догоревой И.Печинской, В.Голубева, И.Говорухи и др.
Писатели и поэты - это люди, которые занимаются созданием словесных произведений, предназначенных, так или иначе, для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата). Но в чем же разница между ними? В ряде культур, знающих различие между поэзией и прозой, поэт рассматривается как творец, наделённый высоким статусом: он обладает особым поэтическим даром, этот дар носит сверхъестественный характер и прочим культурам. К таким культурам относится и традиционная европейская. В связи с этим особым культурным статусом слово «поэт» в таких культурах, по-видимому, часто носит, более оценочный, нежели терминологический характер: иными словами, про плохого или слабого поэта часто говорят, что он «не поэт» вовсе, тогда как для признания кого-либо поэтом недостаточно одного факта создания или даже публикации стихотворения.
Все эти слова кажутся нам чем-то таким далеким, но на самом деле очень родными. Ведь нас окружают очень талантливые люди, хотя мы не всегда об этом знаем. Очень часто мы даже не подозреваем, что и в самом близком для нас человеке скрывается огромный талант, рвущийся на волю. Но в определенный момент он выплескивается наружу и человек начинает творить, изначально делая лишь легкие наброски стихов из крутящихся в голове строк. После начинают писать поэмы и многое другое, но многие люди все, же закрывают все подобное в себе, прикрываясь сильной занятостью, недостатком времени либо просто считают это глупым занятием.
Сегодня мы ведем речь о людях, которые решились опубликовать свои произведения.
Источниками печатных изданий по литературному краеведению являются прежде всего, издания местной периодической печати; библиографические указатели и календари знаменательных дат
В библиотеке техникума собрано более 450 экземпляров произведений местных поэтов и прозаиков, из них более 200 экземпляров подарены «Белогорским союзом писателей».
Сейчас мне хочется остановиться на творчестве Николая Дегтярева.
Николай Трифонович депутат Законодательного Собрания Амурской области пятого созыва по единому избирательному округу от КПРФ; родился 25 января 1947 г. в п. Серышево Амурской области; Академик Международной академии трезвости, профессор Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры; член КПСС-КПРФ с 1967 года; 1994-1997 - депутат Амурского областного Собрания; 2005-2008 - депутат Амурского областного Совета народных депутатов; 2. 03. 2008 избран депутатом Законодательного Собрания Амурской области пятого созыва по единому избирательному округу от КПРФ; вошел в состав комитета по вопросам социальной политики; женат, имеет сына и дочь..Писатель,поэт.
Николай Дегтярев выпустил несколько книг разных направлений - от детских до патриотических. Многие уже читали такие его книги, как «Радость моя», «Счастья уголок», «Камо грядеще», «Память», «Баня» и т.д.
Так о нем отзывается амурский писатель Павел Никиткин «Николай Трифонович Дегтярев - поэт «из народа». Его герой - отважный моряк с цветком одуванчика в руках и болью в сердце за судьбу Родины, за ее будущее. Бескомпромиссность и открытость характера Николая Трифоновича доставляют ему немало неприятностей в жизни; но любые из них он встречает с открытым забралом.
Человек мужественный, прошедший не один шторм в жизни, Дегтярев остался человеком с чистой, детской душой, и его стихи для маленьких читателей и слушателей - самые трогательные.
А может быть, любовь к детям проявилась в характере Николая Трифоновича уже после общения с детскими судьбами, иногда такими непростыми и нелегкими? Кто знает?
Уверен я только в одном: прочитавший эту небольшую книгу, увидит в ней и Человека, и поэта-лирика. Но главное - читатель не останется равнодушным».
Он всегда подвигает молодежь и взрослых людей нести радость близким, а не горе и печаль.
Еще более подробно хотелось бы рассказать о встречах Николая Трифоновича со школьниками и даже сотрудничестве с ними. Я сама стала участницей этого необычного действа. Дегтярев не раз посещал по приглашению классные часы у моего класса и однажды попросил помощь, но, конечно же, не в написании произведений, а в иллюстрировании сборника детских стихов.
Все с радостью согласились и нарисовали небольшие картинки к понравившимся стишкам. Это было очень увлекательно и познавательно. И Николай Трифонович подарил каждому участнику книжку с его стихами и нашими иллюстрациями к нему с автографом и именной благодарностью за сотрудничество.
Но Дегтярев Николай Трифонович не единственный кто заботится о молодежи своего края. Есть и многие другие неравнодушные писатели. Но о них я расскажу попозже.
Благодаря такому содружеству в библиотеке техникума созданы:
1. Справочно-библиографический аппарат по литературному краеведению
• - фонд справочных и библиографических пособий по литературному краеведению;
• - архив выполненных библиографических справок по литературному краеведению;
• тематические и библиографические папки «Литературный Белогорск» и «Творчество наших читателей».
2. Универсальная картотека «Наш город. Наша область»
• «Писатели и поэты нашего края»
• - «Литературная критика»;
• - «Литературная жизнь города»;
• - «Амурская область в художественной литературе».
3. Архив выполненных справок
• - «Стихи местных поэтов»;
Одним из основным направлением литературного краеведения является :
1.Массовая работа (литературные вечера, вечера-встречи, вечера-портреты, конференции, устные журналы, литературные часы, часы поэзии, премьеры книг и т.д.)
Наиболее простая с точки зрения организации и активности учащихся—литературные встречи. Это приезд в техникум по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться, который может увлечь ребят. В-процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа.
Встречи с писателем требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повышает интерес к его личности и книгам. Студенты предварительно знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Иногда возможны простейшие литературно-краеведческие изыскания, связанные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с писательской организацией обдумывают, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества, посвященную этому событию.
Например, в техникуме, проходила встреча и презентация книги краеведов-писателей Валентина Голубева, и Ивана Говорухи «Гроза над Томью». Цель, которой была такова, что каждый человек должен знать и помнить свою малую родину, гордиться ею. Потому что человек не знающий историю своего рода, своей улицы и места жительства – никчемный человек, никогда он не будет патриотом. И результатом этого было, что книга «Гроза над Томью» открыла неизвестные страницы в истории нашего города и района, может стать хорошим пособием при изучении исторического краеведения и истории Амурской Области, тем самым будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи.
Благодаря этим встречам у многих ребят меняется отношение к ним: равнодушные заинтересуются, противники станут союзниками. Живое слово современника, способно оказать очень сильное воздействие, ибо оно, это живое слово, по-прежнему согрето тем человеческим теплом.
Стали традиционными для студентов и «Поэтические среды»:
Встречи, с поэтом Ириной Печинской и поэтом –бардом Светланой Самсоненко- Светлана которая не только прочитала свои стихи но и исполнила их на гитаре, оставили глубокий след в сердцах ребят.
Интересно проходят совместные читательские конференции и конкурсы, судьями которых являются писатели города Белогорска, дающие очень ценные советы и направляющие участников в «нужное русло».
Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят. Но далеко не все отваживаются выступать в присутствии автора, да еще, если с критикой. Многие смущаются, не находят нужных слов, тем более что аудитория реагирует очень непосредственно. Поэтому часто предлагается изложить свое мнение в письменном виде—написать сочинение. Потом наиболее удачные работы кладутся в основу устных выступлений. Сочинения иногда заранее показывается автору: это дает ему возможность построить свое выступление с учетом мнений ребят. Иногда какой-либо отрывок из сочинения служит поводом для обсуждения в самом начале конференции.
Мы очень дорожим оригинальными суждениями, проявляющимися у студентов в значительной степени на основе их личного, хотя и небольшого жизненного опыта, и стараемся подобные суждения поощрять.
2. В дальнейшем совместно с писательской организацией города заплонированы:
- Информационно-библиографическаядеятельность (сбор данных для досье , выполнение справок, организация картотек по тематике).
- Издательская деятельность (выпуск библиографических пособий, буклетов, дайджестов, информационных списков, и т.д.)
Заключение
Итак, среди разнообразных видов внеклассной работы по литературе особое место занимает литературное краеведение. У умелого преподавателя оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю. Охарактеризованные выше формы и методы далеко не исчерпывают всего многообразия внеклассной работы по литературе, но цель, которую преследует преподаватель и библиотекарь, используя любой из методов руководства чтением, всегда одна—литературное образование и воспитание учащихся. Потому что, учащиеся должны не только знать определенное количество лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное произведение местного поэта или писателя.
Всего этого можно достигнуть лишь при единстве классных и внеклассных занятий и систематическом руководстве внеклассным чтением учащихся, осуществляемом не только учителем литературы, но учителями других предметов и библиотекарем в сотрудничестве с членами «Белогорского союза писателей» и членами Амурского Союза писателей.
Литература
Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989
Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. – М.: Просвещение, 1970
Литературное краеведение в школе / сост. М.Д.Янко. – М.: Просвещение, 1976
6 654 855 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Камоско Ольга Яковлевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.