Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Первомайская
основная общеобразовательная школа№1
Научно-практическая
конференция
«Шаг
в будущее-2013»
Актуальность
фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России.
Автор:
Нарышкина Наталья Сергеевна
Ученица
9 класса МОУ Первомайской ООШ№1
Руководитель:
учитель литературы
Коренева
Валентина Валерьевна
Первомайский
2013
Актуальность
фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России.
Нарышкина
Наталья, ученица 9 класса
Россия
Забайкальский
край
Шилкинский
район
п.Первомайский.Чкалова,2
МОУ
Первомайская ООШ№1
Содержание
Аннотация
1.Критики
о творчестве Н.В.Гоголя.
2.Исследование.
2.1.Своеобразие
гоголевской фантастики.
2.2.Фантастический
образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель».
2.3.Фантастика
в поэме «Мертвые души».
3.Заключение.
4.Литература.
Аннотация
Данная работа представляет собой
исследование творчества Н.В.Гоголя.В работе представлены и проанализированы
изучаемые в школьном курсе литературы произведения «Шинель» и «Мертвые души».
Используются разные методы
исследования : поиск и изучение информации в литературных и
интернет-источниках, анализ изучаемого материала и обобщение, анализ
произведений писателя.
Данная работа-это попытка не только
привлечь внимание к творчеству великого классика, но и обратить внимание на
сегодняшнюю современную обстановку в обществе. Этой работой хочется обратить
внимание людей на нравственную сторону жизни человека в современной России,
посмотреть на себя со стороны.
Цель работы - показать актуальность
произведений Гоголя для современной России.
В соответствии с поставленной целью,
задачами работы являются:
1)изучение критической литературы по
творчеству Гоголя;
2)изучение произведений писателя с
точки зрения их актуальности;
3)доказать актуальность произведений
для современной России.
В соответствии с поставленными целями
и задачами мы предполагаем, что фантастические образы Н.В.Гоголя актуальны для
современного общества. На примерах повести «Шинель» и поэме «Мертвые души» попытаемся
подтвердить выдвигаемую гипотезу.
Критики о творчестве
Н.В.Гоголя.
Проблемы гоголевской фантастики
поднимаются Андреем Белым в его известном исследовании «Мастерство Гоголя»
(1934). Анализируя фантастические образы в раннем творчестве Гоголя, Белый
избегает традиционного описательно-регистрирующего подхода, он задается
вопросом об их генезисе, ибо его интересует, прежде всего, механизм образования
фантастики у Гоголя. Эти вопросы приводят Белого к психофизиологическим основам
гоголевской фантастики. Белый полагает, что гоголевские фантасмагории
обусловлены «смещенностью» авторского взгляда. «Фантастика
возникающих образов, - пишет он, – иллюзия субъективного зрения от смещенности перспектив».
Эта искаженная перспектива соотносится с фантасмагорическим мотивом
«кажимости». Так, герою «Сорочинской ярмарки» чудятся «роги», а потом по
законам ассоциативного мышления появляются черти.
Фантастика — это особая форма
отображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением
об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в
особых, гротескных и «сверхъестественных», образах выражает миросозерцание
человека.
В литературе фантастика развивалась
на базе романтизма, основным принципом которого было изображение
исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало
писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации
творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя,
который активно использовал фантастические элементы не только в романтических,
но и в реалистических произведениях.
Н. В. Гоголь — исключительно
самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины,
обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам
действительной жизни. Сочетание романтического и реалистического становится
важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической
условности. Описание быта, комические эпизоды, национальные подробности удачно
сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным
лирическим пейзажем, выражающим настроение, эмоциональную насыщенность
повествования. Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям,
сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В.
Гоголя национального, самобытного начала.
В «Шинели» 1842 года мы видим нового
Гоголя, ранее нам неизвестного. Автор «Миргорода» и «Ревизора», где он выступил
беспощадным обличителем человеческих пороков, в своей новой повести глубоко
сострадает главному герою. В этом произведении великого русского писателя живет
скорбь, печаль о нравственном несовершенстве человека.
Ф.М.Достоевский ощутил в ней плач
скорбящей души своего гениального учителя: «Он (Гоголь) из анекдота о пропавшей
у человека шинели сделал ужаснейшую трагедию».
«Смех Гоголя 30-х годов преклонился
на жалость, - пишет исследователь И.П. Золотусский, - эта последняя повесть
Гоголя лежит на полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму и является
узловой почтовой станцией на дороге русской литературы».
В 1847 году, при жизни
Белинского, увидевшего в образе Башмачкина тип социально-угнетенного
«маленького» человека, критик Аполлон Григорьев в своем труде «Гоголь и его
последняя книга» писал: «...в образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю
грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая
ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и
уничтожающего горя до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни
существа, созданного по образу и подобию Вечного...» .
Так в середине 19 века было заявлено
о религиозном уровне осмысления повести, но голос критика почти не был услышан.
В наше время М.М.Дунаев в своей книге «Православие и русская литература» пишет,
что пошлость для Гоголя есть «понятие религиозное», и многих своих
персонажей Гоголь судит, сопоставляя их поступки с откровениями Священного
Писания.
Гоголевские герои нарушают
евангельские заповеди любви, милосердия, снисхождения к ближнему. Нарушая
заповеди, они совершают богоотступничество, в результате чего мертвеют их души,
а жизнь оказывается пустой и бессмысленной. Душа человека становится
беззащитной перед силами зла и может подвергаться различным плачевным
состояниям: от животного страха до смертельного уныния, в отличие от души
высокой и твердой, которая, по выражению преподобного Серафима Саровского
Чудотворца, «не отчаивается ни при каких несчастьях».
Фантастические образы Гоголя-это
попытка обратить внимание человека на самого себя, задуматься о своих
поступках, соотнести собственную жизнь с заповедями Христа и сделать вывод о
том, правильно ли я живу, по-человечески ли поступаю с людьми,не омертвела ли
душа под влиянием денег, под влиянием среды???
Исследование
Творчество
Николая Васильевича Гоголя уникально,а его произведения актуальны в современной
России, потому что великий классик высмеивает казнокрадов, чиновников,
бюрократов, взяточников. В его творчестве много поразительного, вызывающего
удивление: смешное переплетается с трагическим, фантастическое - с реальным.
Мне
думается, что злободневность данной темы для сегодняшнего состояния общества
как никогда ярка, потому что у нас те же социальные проблемы, что и во времена
Гоголя: каждый отдельно взятый человек абсолютно одинок в обществе, беспомощен
и, по большому счету, бесправен. В современном мире правят деньги, не имея
которых человек становится просто изгоем.
Своеобразие
гоголевской фантастики.
Своеобразная
гоголевская фантастика, уходит корнями в глубины народной культуры. Мысль
писателя, обращаясь к явлениям действительности, быту, объективно познает мир в
многомерных, взаимозависимых связях. С помощью фантастики писатель помогает
читателям взглянуть на давно известное, привычное по-иному, помогает увидеть в
обычном – аномалию, уродство окружающей социальной жизни.
Вообще,
фантастика – свойство человеческого сознания. Народная фантастика переплетена с
реальностью, она проясняет отношения между людьми, разделяя добро и зло.
Торжество человека над злом – основной фольклорный мотив. Гоголь же пошел
дальше: он показал мощь и силу человеческого духа, способного обуздать темные,
злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей. В
литературе гоголевского времени фантастика занимала одно из важных мест. Многие
произведения Гоголя, различные по сюжету, тематике, героям, объединены местом
действия – Петербургом - городом невероятных происшествий, призрачно-абсурдной
жизни, фантастических событий и идеалов. С ним в творчество писателя входит
тема большого города и жизни в нем человека. И это не просто географическое
пространство.
Гоголь
создал яркий образ- символ города, одновременно реального и призрачного,
фантастического. В судьбах героев, в заурядных и невероятных происшествиях их
жизни, в молве, слухах и легендах, которыми насыщен сам воздух города, автор
находит зеркальное отражение петербургской «фантасмагории». В Петербурге
реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы
обитателей столицы – на грани правдоподобного и миражного. Невероятное вдруг
становится настолько реальным, что человек не выдерживает этого – он сходит с
ума, заболевает и даже умирает.
Фантастический образ Акакия Акакиевича в повести
«Шинель».
В
одном петербургском департаменте служил чиновник по фамилии Башмачкин. Вида он
был самого жалкого: низенького роста, лысоватый, рябоватый, морщинистый,
бледный. Звали его Акакий Акакиевич. Имя Акакий в переводе с греческого
означает «беззлобный».В департаменте все издевались над несчастным титулярным
советником — даже сыпали ему бумажки на голову, уверяя, что это снег.
Акакий
Акакиевич смиренно переписывал бумаги: на большее он не способен и не
претендовал. Буковки вырисовывал с наслаждением. Он не делал ни одной ошибки в
письме. Только уж если ему слишком докучали, спрашивал: «Оставьте меня, зачем
вы меня обижаете?» И в этих словах звучала жалостная нота: «Я брат твой».
И
у нас на каждом шагу пренебрежительное отношение к бедным людям со стороны
всласть имущих! Одевался чиновник очень плохо: все потертое, старенькое, да еще
и мусор какой-то все время прилипал к вицмундиру. А зимой в Петербурге
страшный мороз. Как вынести такие холода в жалкой шинелишке, которая служит
предметом насмешек сослуживцев?
Шинель
дотачивал и перешивал портной Петрович, но в конце концов он решительно сказал,
что нужно шить новую. Где же взять денег? Акакий Акакиевич отказался от чаю,
перестал жечь по вечерам свечи... Однако в жизни его появилась мечта — и он
даже характером сделался как будто решительнее. Вот и готова шинель. Правда, вместо
куницы на воротник «пустили кошку», но самую лучшую кошку.
В
департаменте все поздравили титулярного советника с обновкой и предложили
непременно обмыть шинель. В гостях он выпил два бокала шампанского. Свою шинель
с неудовольствием обнаружил в прихожей на полу. Им овладела на улице невольная
боязнь. И произошло страшное: чиновника ограбили - сняли с него шинель!
Но
пристав пренебрегает несчастьем бедного чиновника: вместо того чтобы искать
шинель, начинает расспрашивать, откуда это так поздно возвращался небогатый
титулярный советник. И это тоже перекликается с нашей современной жизнью.
Башмачкин
решается на визит к «значительному лицу» — но, гордясь своей значительностью,
новоиспеченный генерал устраивает жалкому посетителю форменный разнос:
«Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?»Действительно, понимает ли какой – то
Башмачкин, что перед ним стоит лицо значительное, властью обремененное – к
такому не просто так и подойти
В
конце повести Акакий Акакиевич посмертно становится мистическим защитником оскорбленных
людей. Фантасмагория произведения подчеркивает абсурдность бездуховной
реальности, потому что шинель становится объектом любви, поклонения.
В
«Шинели» прозвучал робкий протест против бесправия человека: бессловесный и
покорный Акакий Акакиевич, умирая, в бреду «сквернохульничал», и слова эти
следовали непосредственно за словом ваше «превосходительство». В фантастическом
окончании повести Башмачкин появляется в образе мстителя и сдирает «шинель с
плеч» значительного лица.
Финал
повести Н.В.Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую
Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала
после его смерти. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей.
Но
особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который
после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в
пути с ним случилось страшное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал,
что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий
Акакиевич.
Гоголь
прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать
несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство
потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.
.
Фантастика в поэме «Мертвые души».
Поэма
"Мертвые души" занимает особое место в творчестве Гоголя. Это
произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом
Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни
и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в ней,
по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них
собраны черты тех, которые считают себя лучше других».
Крупным
планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни.
Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает
ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор
усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье - чиновничьей России.
Создается впечатление, что автор обращается ко всему человечеству
и рассматривает пути духовного воскресения, оживления. Таким образом, в первом
томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны
русской действительности, показывает людям, во что превратились их души.
Помещики– это призраки, как будто и не настоящие люди
вовсе. Делал так Гоголь потому, что горячо любил Россию и надеялся на ее
возрождение. Скопидомка, «дубинноголовая» Коробочка, наглец, прохиндей и плут
Ноздрев, «прореха на человечестве» Плюшкин.… Вот ужасающие человеческие типы!
Вот глубина деградации и нравственного падения ! Фантастика и
реальность переплелись… Душа Чичикова так же, как души
помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни»,
он почти полностью лишен человеческих чувств.
В
поэме появляется мистический образ Копейкина – мстителя. Произвол и беззаконие
творят не только власти губернского города, но ивысшие чиновники, само
правительство. «Повестью о капитане Копейкине» Гоголь коснулся и этой весьма
опасной темы.
Многозначительна
концовка «Повести…». В рязанских лесах появилась «шайка разбойников, и
атаманом- то этой шайки был якобы капитан Копейкин. «Повестью о капитане
Копейкине» Гоголь напомнил чиновникам о гневе угнетенного народа, о возможности
открытого выступления против власти.
Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей
жизни и пробудились от мертвящего сна. В том и состояла задача первого тома.
Описывая страшную действительность, Гоголь рисует в лирических отступлениях
свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Потом
Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, так и
не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые
души.
Заключение
В
данной работе мы попытались еще раз обратить внимание на классику и путем
анализа известных произведений Гоголя показать актуальность ее звучания в
современном обществе.
Гоголевская
фантастика стала достоянием не только русской, но и мировой литературы, вошла в
ее золотой фонд. Емкость, разящая сила смеха парадоксально соединены в его
творчестве с трагическим потрясением, а фантастические образы не так уж далеки
от реальных… Примечательно, что фантастика Гоголя несет очищающую силу, задача
которой – оздоровление общества. Это ярчайший пример того, как литература
помогает воспитанию честного, трудолюбивого человека, искренне радеющего за
Отечество.
Фантастические образы в развитии доведены автором до абсурда, но чем страшнее
эти примеры, тем чище будут души читателей, которые увидят ту глубину пропасти,
в которую тянут за собой нечестные люди, заботящиеся о собственном благополучии
любой ценой.
Использованная
литература
1.
Анненков
П.В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841г. Русская литература 19 века. Первая
половина. М., - 1981
2.
Белинский В. Г. О Гоголе. Статьи, рецензии, письма.- М., 1999
3 Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2.
М. -1996
4. Набоков В.В. Лекции по русской литературе.-
М., Независимая газета, 1996.
5. Розанов В.В. Мысли о литературе.- М.,
Современник, 1989.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.