Тема: Тряпичная кукла – «закрутка»
(изготовление
куклы-Утешницы)
Тип урока: урок комплексного применения
знаний
Цель:
Осознание того, что тряпичная традиционная кукла – это неотъемлемая часть
русской культуры, средство нравственного воспитания на основе создания своими
руками тряпичной куклы – «закрутки», используя специальную схему
последовательности выполнения изделия.
Личностные результаты
·
личностная
интерпретация ДПИ;
·
развитое
художественно-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном
отношении к лучшим традициям русской культуры;
·
мотивация
учебной деятельности и личностный смысл учения - принятие и освоение социальной
роли обучающегося;
·
развитие
эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание и сопереживание чувствам других людей;
·
овладение
техникой « закрутка»;
Метапредметные:
Коммуникативные
УУД:
§формирование
умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе
творческой деятельности;
§развитие навыков
постановки проблемных вопросов в процессе творческой деятельности, а также
поиска и сбора информации;
§формирование
навыков развёрнутого речевого высказывания с использованием языка
изобразительного искусства;
§формирование
умения согласованно работать в группе, распределять работу между участниками
проекта, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы,
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
Познавательные
УУД:
§поиск и
использование в практической деятельности информации о традиционных народных
куклах;
§ ориентирование в
своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
§преобразование
информации из одной формы в другую на основе заданного алгоритма, выполняя
творческое задание;
§владение формами
рефлексивной оценки творческой деятельности
§ овладение формами
исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с
использованием различных средств ИКТ;
Регулятивные
УУД:
§Проговаривание
последовательности действий на уроке;
§формирование
эмоционально-осознанного отношения к искусству, к собственной творческой
деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
§совершенствование
действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой
творческой деятельности.
Предметные
результаты:
·
владение
особенностями технологии «закрутка»;
·
представление
о том, что тряпичная кукла – это прародительница современной, часть русской
культуры;
·
овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
·
освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
·
овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий.
Педагогические
технологии:
ü
Здоровьесберегающие
технологии;
ü
Информационно-коммуникативные технологии;
ü
Физкультминутка;
ü
Музыкальная
терапия.
Форма
организации деятельности: фронтальная,
индивидуальная, (групповая) коллективная.
Методы ведения занятия:
· Наглядно-иллюстративный;
·
Словесный
– рассказ, беседа, инструктаж;
·
Практический
метод – изготовление изделия в соответствии с заданием.
Дидактическое
обеспечение: инструкционные карты, календарь
изготовления традиционных кукол, альбом, иллюстрирующий технологию выполнения
тряпичных кукол, наглядность на доску.
Оборудование:
компьютер, проектор.
Межпредметные
связи: изобразительное искусство, история,
литература, музыка
Звуковой
ряд:
·
MP3
серия «Великие исполнители России XX века». Лучшие классические произведения.
Лучшие народные песни. Лучшие романсы. Изд.: ООО «РМГ Рекордз», 2006
·
«Золотое кольцо» Н. Кадышева
·
«Русская песня» Н. Бабкина
Материалы
для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета
(ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, нитки белого
цвета х/б, нитки-мулине красного цвета.
План
урока:
1.Организационный
момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Вступительная
часть. Актуализация. Мотивация. Тема, цель, план
урока!
3.Проверка
домашнего задания по группам: а) стихи о куклах; б) календарь
кукол; в) сравнение куклы современной и традиционной тряпичной.
4.Объяснение
задания (практическая часть): работа с
инструкционными картами
5.Творческая
мастерская (изготовление куклы): индивидуальная и
фронтальная работа с детьми.
6.Итог
урока: а) демонстрация, обсуждение работ; б)
вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.
ХОД
УРОКА
Конспект
занятия.
1.Организационный
момент:
- Воспитанники
входят в кабинет и рассаживаются
- Приветствие
воспитанников
Добрый день, мой
хороший 5 класс!
Мне приятно видеть
Вас!
Встаньте ровно,
подтянитесь
И друг другу
улыбнитесь!
Молодцы, теперь
садитесь!
(Мотивация)
У вас на партах
лежат рабочие материалы, по мере необходимости, в ходе урока, мы будем с ними
работать.
Я надеюсь, что
знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в будущем!
Желаю хорошего
настроения и удачи на уроке!
2. Актуализация
занятия:
- Ребята! Я
загадаю вам загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.
Загадка.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (Кукла)
Волосы льняные,
В них ленточки
цветные.
С лоскутков её
скрутила
В сарафанчик
нарядила.
Сарафанчик из
сукна.
Догадайтесь,
кто она? (Тряпичная кукла закрутка) - Показываю тряпичную куклу
Правильно, мои золотые, это
кукла! Тема нашего урока
Кукла – «закрутка»
Ребята,
сегодняшний наш урок будет некой подготовкой к внеклассному мероприятию.
То есть знаниями,
полученными сегодня на уроке, вашими мини – проектами и творческими
исследования мы пойдем делиться с малышами в детский сад. Тем самым будем прививать интерес к
декоративно-прикладному творчеству и русской народной культуре.
Но разве
мы можем прийти к детям с пустыми руками? Правильно, конечно нет!
Поэтому целью нашего
урока будет изготовление куклы-Утешницы!
А почему
именно Утешницы, я объясню вам немного позже!
Дети,
давайте определим дальнейший план нашего
сегодняшнего урока, в котором и отразятся задачи УРОКА!
( Вешаю
на доску)
Тему
определили? Определили!
Цель
определили? Определили!
Проверка
знаний по прошлому уроку (ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ)
Проверка
работы групп (РАБОТА ГРУПП)
Изготовить
куклу – Утешницу!
Порадовать
ДЕТЕЙ! (посещение дет. садика)
Теперь немного
вопросов по предыдущему уроку!
Викторина
вопрос-ответ.
А знаете
ли вы когда появилась первая кукла?
- 4 тыс. лет
назад.
- Для чего
служила кукла изначально?
- Как оберег от
злых духов.
- Из каких
материалов делалась ?
- Соломы,
натуральных тканей (лен, хлопок), дерева, глина, лыко .
- Как вы
думаете? Как традиционно изготавливалась тряпичная кукла ?
- Не шилась, а сворачивалась,
заматывалась нитками
- Почему кукла была без лица?
- Вместе с лицом кукла получала душу и могла навредить ребенку.
На какие три вида куклы делились по-назначению?
- Игровые, обрядовые, обереги!
Хорошо, молодцы! Продолжим проверять
вашу подготовку по группам!
I Группа
(ЛИТЕРАТОРЫ)
В это время
остальные дети записывают в таблицу услышанные слова или словосочетания,
характеризующие куклу. Например – удалая, родная и т.д. ( Задание № 1 в
рабочем листе)
Читают стихи.
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство
А. Барто
«Кукла»
Смастерил
я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил
я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!
Я свернул
два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам
родная.
II Группа
(ОФОРМИТЕЛИ)
Славянский
календарь изготовления кукол
В это время
остальные дети записывают в таблицу названия кукол (одно или два),
соответствующие времени года. ( Задание № 2 в рабочем листе)
Еще
девочки сделали альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол,
которых вы видели в календаре!!!!
III
Группа (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)
Сравнение
традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства
В это время
остальные дети слушают, анализируют. В итоге должны сделать вывод, какая из
кукол, традиционная народная или современная, учит детей фантазировать, творить
и проявлять милосердие. ( Задание №3 в рабочем листе)
Молодцы! Все
замечательно подготовились!
Раздаю каждой
подгруппе звездочки с оценками!
3.
Физкультминутка!
Во дворе растёт
подсолнух,
Утром тянется он к
солнцу.
Рядом с ним
второй, похожий,
К солнцу тянется
он тоже.
Вертим ручками по
кругу.
Не задень случайно
друга!
Несколько кругов
вперёд,
А потом наоборот.
Отдохнули мы
чудесно,
И пора нам сесть
на место!
4.
Выполнение практической работы. Объяснение задания:
Игровая кукла «Утешница» была яркой, с пышной
юбкой. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было
утешение, успокоение ребенка. «Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в
тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок
забывал про свои горести и переставал плакать.
Родители кормили ребенка конфетами с куклы, но фантики от конфет
они оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты.
Позже когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за
образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не
понадобиться снова.
Объяснение
по инструкционной карте. Демонстрация последовательности выполнения куклы.
Инструкционная
карта «Изготовление куклы Утешницы»
5. Заключительная
часть: Рефлексия (Дерево) !
Анализ и
оценка работы:
Подведение итогов,
оценка работы на уроке и мнение детей о работе.
6.
Домашнее задание:
Предложить
воспитанникам найти информацию о появлении ткачества на Руси.
Заключительное
слово педагога:
Могут руки людей
сделать чудо любое:
Я возьму в руки
нить и простую тряпицу,
И немножко
фантазии и волшебства-
И сошью я такое,
что вам и не сниться.
Только чтобы жила
на земле красота!
Очень надеюсь на
то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни.
Не бойтесь
творить, тянитесь к прекрасному. И у вас всё получится!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.