Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыКонспект урока по ИЗО " Изготовление куклы - закрутки"

Конспект урока по ИЗО " Изготовление куклы - закрутки"

Скачать материал

Тема: Тряпичная кукла – «закрутка»

 (изготовление куклы-Утешницы)

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цель: Осознание того, что тряпичная традиционная кукла – это  неотъемлемая часть  русской культуры, средство нравственного воспитания  на основе создания своими руками тряпичной куклы – «закрутки», используя специальную схему последовательности выполнения  изделия.

Личностные  результаты

·       личностная интерпретация ДПИ;

·       развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям русской культуры;

·       мотивация  учебной деятельности и личностный смысл учения - принятие и освоение социальной роли обучающегося;

·       развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

·       овладение  техникой  « закрутка»;

 

Метапредметные:

 

 

 Коммуникативные УУД:

§формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе творческой деятельности;

§развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе творческой деятельности, а также поиска и сбора информации;

§формирование навыков развёрнутого речевого высказывания с использованием языка изобразительного искусства;

§формирование умения согласованно работать в группе, распределять работу между участниками проекта,  понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

 

Познавательные УУД:

 

§поиск и использование в практической деятельности информации о традиционных народных куклах;

§ ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

§преобразование информации из одной формы в другую на основе заданного алгоритма,  выполняя творческое задание;

§владение формами рефлексивной оценки творческой деятельности

§ овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

 

 

 

Регулятивные УУД:

 

§Проговаривание последовательности действий на уроке;

§формирование эмоционально-осознанного отношения к искусству, к собственной творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;

§совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой творческой деятельности.

 

Предметные результаты:

·       владение  особенностями  технологии «закрутка»;

·       представление о том, что тряпичная кукла – это прародительница современной, часть русской культуры;

·       овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

·       освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·       овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

 

Педагогические технологии:

 

ü Здоровьесберегающие технологии;

ü Информационно-коммуникативные технологии;

ü Физкультминутка;

ü Музыкальная терапия.

 

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, (групповая) коллективная.

Методы ведения занятия:

·        Наглядно-иллюстративный;

·        Словесный – рассказ, беседа, инструктаж;

·        Практический метод – изготовление изделия в соответствии с заданием.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты, календарь изготовления традиционных кукол, альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол,  наглядность на доску.

Оборудование: компьютер, проектор.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература, музыка

Звуковой ряд:

·                   MP3  серия «Великие исполнители России XX века».  Лучшие классические произведения. Лучшие народные песни. Лучшие романсы. Изд.: ООО «РМГ Рекордз», 2006

·                   «Золотое кольцо» Н. Кадышева

·                   «Русская песня» Н. Бабкина

Материалы  для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Вступительная часть. Актуализация. Мотивация. Тема, цель, план урока!

3.Проверка домашнего задания по группам: а) стихи о  куклах; б) календарь  кукол; в) сравнение куклы современной и традиционной тряпичной.

4.Объяснение задания (практическая часть): работа с инструкционными картами

5.Творческая мастерская (изготовление куклы): индивидуальная и фронтальная работа с детьми.

6.Итог урока: а) демонстрация, обсуждение  работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.

 

ХОД УРОКА

Конспект занятия.

1.Организационный момент:

 

- Воспитанники входят в кабинет и рассаживаются

- Приветствие воспитанников

 

Добрый день, мой хороший 5 класс!

Мне приятно видеть Вас!

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

 

(Мотивация)

 

У вас на партах лежат рабочие материалы, по мере необходимости, в ходе урока, мы будем с ними работать.

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в будущем!

 

Желаю хорошего настроения и удачи на уроке!

 

2. Актуализация занятия:

 

- Ребята! Я загадаю вам  загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

 

Загадка.

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (Кукла)

 

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

 С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она?  (Тряпичная кукла закрутка) - Показываю тряпичную куклу

Правильно, мои золотые, это кукла! Тема нашего урока

Кукла – «закрутка»

Ребята, сегодняшний наш урок будет некой подготовкой к внеклассному мероприятию.

То есть знаниями,  полученными  сегодня на уроке, вашими  мини – проектами  и творческими  исследования мы пойдем делиться с малышами в детский сад. Тем самым будем  прививать  интерес к декоративно-прикладному творчеству и русской народной культуре.

 Но разве мы можем прийти к детям с пустыми руками? Правильно, конечно нет!

Поэтому целью нашего урока будет изготовление куклы-Утешницы!

А почему именно Утешницы, я объясню вам немного позже!

 

Дети, давайте определим дальнейший план нашего сегодняшнего урока, в котором и отразятся задачи УРОКА!

 ( Вешаю на доску)

 

Тему определили? Определили!

Цель определили? Определили!

Проверка знаний по прошлому уроку  (ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ)

Проверка работы групп  (РАБОТА ГРУПП)

Изготовить куклу – Утешницу!

 Порадовать ДЕТЕЙ! (посещение дет.  садика)

 

Теперь немного вопросов по предыдущему уроку!

 

Викторина вопрос-ответ.

А знаете ли вы когда появилась первая кукла?

-  4 тыс. лет назад.

- Для чего служила кукла изначально?

- Как оберег от злых духов.

- Из каких материалов делалась ?

- Соломы, натуральных тканей (лен, хлопок), дерева, глина, лыко .

- Как вы думаете? Как традиционно  изготавливалась тряпичная кукла ?

- Не шилась, а сворачивалась, заматывалась нитками

  - Почему кукла была без лица?

- Вместе с лицом кукла получала душу и могла навредить ребенку.

На какие три вида куклы делились по-назначению?

- Игровые, обрядовые, обереги!

 

Хорошо, молодцы! Продолжим проверять вашу подготовку  по группам!

 

I Группа (ЛИТЕРАТОРЫ)

 

В это время остальные дети записывают в таблицу услышанные слова или   словосочетания, характеризующие куклу. Например – удалая, родная и т.д. ( Задание № 1 в  рабочем листе)

 

Читают стихи.

 

Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала, 
Мастерила, колдовала, 
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось. 
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство, 
Чтобы вечно помнить детство        

 

А. Барто

              «Кукла»

     Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

    Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!

    Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье

 

 

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.         

 

 

II Группа (ОФОРМИТЕЛИ)

 Славянский календарь изготовления кукол

 

В это время остальные дети записывают в таблицу названия кукол (одно или два), соответствующие времени года. ( Задание № 2 в  рабочем листе)

 

 Еще девочки сделали альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол, которых вы видели в календаре!!!!

 

III Группа (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

 

 В это время остальные дети слушают, анализируют. В итоге  должны сделать вывод,  какая из кукол, традиционная  народная или современная, учит детей фантазировать, творить и  проявлять милосердие.  ( Задание №3  в  рабочем листе)

 

Молодцы! Все замечательно подготовились!

 Раздаю каждой подгруппе звездочки с оценками!

 

3. Физкультминутка!

 

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место!

 

4. Выполнение практической работы.  Объяснение задания: 

 

Игровая кукла «Утешница» была яркой, с пышной юбкой. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было утешение, успокоение ребенка. «Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать.

Родители кормили ребенка конфетами с куклы, но фантики от конфет они оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

Объяснение по инструкционной карте. Демонстрация последовательности выполнения куклы.

Инструкционная карта «Изготовление куклы Утешницы»

5.  Заключительная часть: Рефлексия (Дерево) !

 

Анализ и оценка работы:

Подведение итогов, оценка работы на уроке и мнение детей о работе.

 

6. Домашнее задание:

 

Предложить воспитанникам найти информацию о появлении ткачества на Руси.

 

Заключительное слово педагога:

 

Могут руки людей сделать чудо любое:

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немножко фантазии и волшебства-

И сошью я такое, что вам и не сниться.

Только чтобы жила на земле красота!

 

Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни.

Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. И у вас всё получится!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по ИЗО " Изготовление куклы - закрутки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 989 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

    «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

    Тема

    Художественный язык декоративно-прикладного искусства

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Внеурочная деятельность Декоративно-прикладное искусство
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Художественный язык декоративно-прикладного искусства
  • 15.12.2017
  • 1048
  • 1
«Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
Мастер-класс по изобразительному искусству на тему "Волшебный квиллинг" (5 класс)
  • Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
  • Тема: Художественный язык декоративно-прикладного искусства
  • 26.11.2017
  • 566
  • 2
«Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2017 1328
    • DOCX 73 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хохлова Анна Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хохлова Анна Леонидовна
    Хохлова Анна Леонидовна
    • На сайте: 6 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1401
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Обучение архитектуре детей от 12 лет. Проектный подход

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе