Инфоурок Другое Другие методич. материалыТрудовое воспитание старшей и подготовительной группы

Трудовое воспитание старшей и подготовительной группы

Скачать материал

Республика Саха (Якутия)

МР «Мегино-Кангаласский улус»

МКУ «Мегино-Кангаласское районное Управление образования»

МБДОУ «Маттинский детский сад «Ньургуьун»»

 

 

 

 

 

 

Проект

"Трудовое воспитание в старшей,

подготовительной группе "

 

 

 

выполнила воспитатель: Протодьяконова

Индигира Витальевна

УПД: высшая

 

 

 

с.Матта 2018 г.

ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………………….………… 3

1. Цели и задачи проекта……….....………………………………….………… 5

2. Этапы реализации проект…..…………………………………….…………. 5

3.Заключение…………………..…………………………………….……….….11

4.Список литературы…….………………………………………………..….. ..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических предпосылок и факторов, предъявляемых к образовательному процессу обществом на современном этапе.

         Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

          Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе-осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного и трудового воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

          Это не случайно, ведь воспитание подрастающего поколения трудолюбивым всегда было первостепенной задачей всех образовательно-воспитательных учреждений. Дошкольное детство - это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться.

В дошкольном возрасте усматриваются первые проявления самостоятельности ребенка. Развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием трудовой деятельности, которая оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

            Таким образом, трудовое воспитание, т.е. привлечение детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, а также является одной из главных задач дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект проекта: трудовая деятельность у дошкольников.

Предмет проекта: содержание трудовой деятельности дошкольников в ДОУ.

Цель проекта: формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, восапитание уважения к труду и людям труда.

Задачи проекта:

- формирование представлений детей дошкольного возраста видах  детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам

-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Срок реализации проекта: 1 учебный год

Участники проекта: воспитанники 17, родители, воспитатели, сотрудники ДОУ.

Ожидаемые результаты:

1.      Уважение к труду и желание помогать старшим

2.      Развитые трудовые способности

3.      Трудолюбие, ответственное отношение к труду

4.      Сформированные навыки организации совместного труда

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

 

Сроки реализации

Содержание

Цель

За год

Поиск  идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта

 

Повышение педагогического уровня, знания

Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике

Обновление педагогических знаний

Подбор литературных произведений, иллюстраций, картин

 

Разработка плана проведения мероприятий проекта

 

Анкетирование родителей детей

 

Размещение информации о запуске. Этапах реализации проекта

 

 

 

 

Приложение №1

Перспективный план работы над проектом

II этап проекта - основной

Тема, месяц

СЕНТЯБРЬ

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Предметно развивающая среда

Работа с родителями

Труд – способ выживания. Труд земледельца.

1.Познакомить детей  с Музеем детского сада и школы

2.Показать усовершенствование орудий труда.

3.Урожай

4.Воспитывать трудолюбие и желание помочь взрослым

Д\И «Труд наших предков»

 

Беседа « Как трудились наши предки»

Беседа «Урожай»

Дежурство ежедневно, в уголке природы

 

 

Иллюстрации орудий труда в древности и современности, игры, иллюстрации и

Д/И огород,

 различных видах работ

Изготовление альбомов

 

Тема, месяц

ОКТЯБРЬ

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Предметно развивающая среда

Работа с родителями

« Одежда наших предков»

(хаhыакчыт, халадаай ырбаахы о.д.а.)

Расширить представления детей о девичьей и женской одежде.

Уточнить  представления детей о профессии швеи, закройщицы, об орудиях труда необходимых им для работы.

Развивать логическое мышление, воображение, творчество, при составлении орнамента.

Д\И « Наряди Дайаану», альбом, иллюстрации о национальной одежде разных народов.

 

СИД составление  рассказа об одежде.

Альбом коллекция тканей, ниток,

Беседа «Откуда берутся нитки»,

Игра «Природа и узоры»

Сшить для мам и бабушек «Сердце»

 

Опрос дошкольников

«Как я работаю»

Альбом, иллюстрации о национальной одежде в разное время года и разных народов.

Альбом коллекция тканей.

Журналы мод.

Якутские народные сказки с иллюстрациями.

Подбор ниток , тканей, игл

Составление альбома.

 

Анкетирование родителей

 

 

Тема, месяц

НОЯБРЬ

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Предметно развивающая среда

Работа с родителями

« Байанай»

Познакомить детей с “Байанаем”

Познакомить с трудом людей

Открытое СИД

 «Мунха»

Игра с  детьми в «Мунха»

Д\И « Мунха»

«Рыбаловство»

«На реке Лене»

 

Заготовка льда

 

ХБТ в группе и на участке (чистка снега на участке д/с).

Изготовление  альбома «Дикие, домашние животные»

«Охота»

«Охотники»

 

 

 

 

Подбор картинок, иллюстраций по теме, рисование реки времени.

 

 

 

 

Сделать лопату для снега и веник для детей.

 

Тема месяц

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Предметно развивающая среда

Работа с родителями

«Мы живем

в

Республике Саха (Якутия)»

Познакомить детей с иллюстрациями возникновения города.

 Жилище наших предков .

 Формировать у детей первоначальные представления об архитектуре города Якутска.

Воспитывать любовь к родной земле, к родному дому, родному городу, уважение к людям труда.

 Составление  рассказа  о РС(Я), о доме, о транспорте с использованием  схем. Игра  «Труд строителя»

Д\И «Назови вид транспорта»

СРИ «Строители», «Водители», «Крановщик»

 

Экскурсия  сельская библиотека

Фото разных построек, Географическая карта

Подбор картинок и иллюстраций

 

 

 

 

 

 

 

Тема месяц

ФЕВРАЛЬ

задачи

Связь с другими видами деятельности

Предметно развивающая среда

Работа с родителями

«Терпение и

труд

все перетруд»

Выявить знания детей  о труде человека зимой в деревне.

Воспитывать любовь к труду  и трудолюбию..

Рассказ воспитателя о труде  в зимний период.

Беседа  о труде человека.

Чтение стихотворения «Снег»

Отгадывание загадок о зиме и труде

Рассматривание картинок о зиме  и о зимних орудиях труда.

Картотека загадок.

Картинки  с изображением орудий труда.

Сделать с детьми мультяжных героев и животных

 

Тема месяц

МАРТ

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Предметно развивающая среда

Работа с родителями

На чужой хлебок не разевай роток

Поощрять детей  к развернутому  пересказу о злаковых. Активизировать знания детей о видах и названиях хлебных изделий. Активизировать словарный запас . Рассказать о развитии  труда человека ( земледелии как наиболее древнем труде, , о современных профессиях хлебороба)

Создать условия для развития  представлений о жизни человека в древности си сейчас

Экскурсия в «Пекарне»

СРИ « Пекарня»

Лепка из соленого теста хлебных изделий

Д\И « Из каких зерен приготовлен хлеб»

Тематический альбом «От зерна до каравая», «Хлеб всему голова»

 

Картотека загадок, пословиц и поговорок о хлебе, Картинки и иллюстрации с изображением орудий труда и техники, хлеба.

Хлебобулочные изделия тематический альбом «От зерна до каравая»

Подбор картотеки, картинок с изображением хлебобулочных изделий.

 

 

 

 

Тема месяц

АПРЕЛЬ

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Предметно развивающая среда

Работа  с родителями

Засевание семян  цветов для рассады

 

 

 

Закреплять знания детей о том что растет из семян. Создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Развивать умение трудиться в коллективе.

Дом для птиц

Беседа с детьми что может вырасти из семян

 

 

 

 

 

 

Рассказ про птиц

Д\И парочки «Овощи и фрукты»

Картотека загадок

 

 

 

 

 

Кормушка для птиц

Засеять дома семена моркови и свеклы, арбуз.

 

 

 

 

 

 

Сделать кормушку с родителями

 

Тема, месяц

МАЙ

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Предметно Развивающая среда

Работа с родителями

«Матушка Земля»

Вспомнить с детьми  знаки  земли , правильно их называть .

Рассказать  детям что с середины мая сажают картофель..

Схемы  Земли.

Беседа Картошка второй хлеб..

Рассматривание картофеля.

Отгадывание загадок.

Беседа о труде человека в этот период.

Рассматривание с\х орудий

ХБТ в группе и на участке.

Тематический альбом

С\х орудия труда

Изображения картофеля

Картотека загадок

Схемы знаков   Земли.

Посадить картофель,

Цветов в клумбе

 

III этап- заключительный

Коллективный хозяйственно- бытовой труд в участке детского сада.

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Уровень овладения трудовыми навыками детей старшей, подготовительной группе

Начало года октябрь 2017 год и февраль 2018 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом.

          Для развития трудовой деятельности, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

           Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

          Главная развивающая функция трудовой деятельности – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе трудовой деятельности развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

           Трудовая деятельность является равнозначным предметом программы обучения. Правда, в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Трудовая деятельность должна взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания.

Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены следующие условия: формирование системных знаний о труде, обучение целостным трудовым процессам, организация самостоятельной трудовой деятельности детей.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева // Дошкольное воспитание. -2001 - № 11. – С. 34

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4 – с. 16

Бабаева, Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

3. Безруких, М. Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников/ М.Н. Безруких. - М.: «Ювента», 2001. – с.67

4. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. Наук/ Ю. А. Бороздин. - Курск, 2001 - 134 c.

5. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60 годов // Ярославский Педагогический Вестник. - [Электронный источник]. – 6. Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

7. Васильева, М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы/ М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1984.- 204с

8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/С.Ю. Головин. – Минск: «Харвест», 1998.

9. Жукова,Р.А. Трудовое воспитание/ Р.А. Жукова. – Волгоград: «Корифей», 2009. – 96 с.

10. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

11. Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду/ Т. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

12. Крухлет, М. В. «Дошкольник и рукотворный мир» М. В. Крухлет. - Санкт- Петербург, 2003.

13. Куликова Т.Учите детей трудиться!/Т. Куликова// Дошкольное воспитание. – 2000. -№7. – с. 101-105.

14. Курпатов А. Дети. Психология/ А. Курпатов. - М. : ОлмаМЕдиа Групп. 2010. – 480 с.

15. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

16. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников/Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991

17. Махлышева, С.Д. Краткий курс по детской психологии/ С.Д. Махлышева. – М.: «Окей-книга», 2009. – 128 с.

18. Нечаева,В.Г. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

19. Ожегов, С.И. Толковый словарь/ С.И. Ожегов. – М.: «РУССКИЙ ЯЗЫК». – 1989.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Трудовое воспитание старшей и подготовительной группы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 914 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.09.2020 324
    • DOCX 48.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шапкова Альбина Назиповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шапкова Альбина Назиповна
    Шапкова Альбина Назиповна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 103813
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 51 человек