Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Другое / ТРИЗ в детском саду. Консультация для педагогов

ТРИЗ в детском саду. Консультация для педагогов

IV Международный дистанционный конкурс «Старт» Для дошкольников и учеников 1-11 классов Рекордно низкий оргвзнос 25 Р. 16 предметов Узнать подробнее

Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду

Консультация для педагогов


Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймёт творца. И мир изменится к лучшему.

Л. Е. Белоусова

Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Освоить эти непростые навыки детям поможет ТРИЗ – система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детворе не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности


Цель и значение технологии ТРИЗ в дошкольных учреждениях

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) появилась на свет в 50-ые годы ХХ столетия и в наше время стала очень популярной технологией в педагогике. Автором её является Г. С. Альтшуллер, изобретатель, писатель-фантаст, создатель первого в мире центра по изучению ТРИЗ – Школы молодого изобретателя. Первоначально ТРИЗ была разработана как инструмент совершенствования мышления изобретателей на основе развития творческих способностей, вооружения их знаниями о законах и правилах развития технических систем (объектов, созданных руками человека), опоры на многовековой опыт изобретательства со всеми его удачами и ошибками. Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты. Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала нтр, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее. В основе концепции метода ТРИЗ лежит тезис «творчество во всём» – в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы.

Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике. Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования ФГОС, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Г. Альтшуллер был выдающимся учёным, который отличался добротой и дальновидностью, убеждённостью в гениальности детства и заботой о судьбе будущих поколений. Г. Альтшуллер опирался на высказывание Л.С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности.

Детям предстоит жить в сложном и непредсказуемом мире будущего, поэтому уже сейчас следует вооружить их всеми возможными средствами для понимания и преобразования этого мира на пользу всему человечеству. Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, быстрота и правильность в принятии решений ему обязательно пригодятся. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

Какие же идеи Г. Альтшуллера могут быть применимы в дошкольной педагогике? В первую очередь, это представление об интеллектуальных и творческих способностях человека, их роли в решении задач изобретательства:

  • Творчество – процесс не хаотичный, а научно обоснованный.

  • Метод проб и ошибок – устаревшая техника творчества.

  • Современный, активно мыслящий человек в своём преобразовании мира опирается на знание его систем, то есть предметов и объектов, и взаимосвязей между ними.

  • Решая задачу, нужно поставить перед собой цель (идеальный результат) и стремиться к его достижению.

  • Для приближения к идеальному результату следует максимально использовать все имеющиеся материальные и энергетические ресурсы.

  • Чтобы изменить (улучшить) систему, нужно знать, по каким законам она развивается, какой была в прошлом и станет в будущем.

  • Изобретательство – это разрешение противоречий.

Применительно к дошкольникам под «изобретением» можно подразумевать интересные идеи, способы исследования мира, отражение впечатлений об окружающем в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, словесной. Главное, чтобы это было ново для самого малыша и являлось результатом его умственных и волевых усилий.

Цель использования технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении – всестороннее развитие творческих способностей ребёнка, формирование у детей навыков самостоятельного поиска оптимальных решений на основе знаний и представлений о системах (предметах и объектах) окружающего мира.

Использование ТРИЗ в детском саду помогает решить такие образовательные задачи:

  • Формирование у детей всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции, стремления разрабатывать необычные варианты решения задач.

  • Развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.

  • Совершенствование памяти, творческого воображения, речевых навыков: умения чётко, связно, обоснованно высказать свою мысль, смело выступать перед слушателями.

  • Содействие становлению свободной личности, раскрепощённой в творческих проявлениях, разноплановой и креативной в поиске решений поставленной задачи и способов их воплощения в реальность.

  • Воспитание уважения к себе и окружающим, умения отстаивать собственные интересы не в ущерб общественным.

ТРИЗ нельзя назвать чисто эвристической технологией, поскольку ей присущи прагматичные (опирающиеся на практику) черты: нацеленность на результат, использование максимума ресурсов для получения практической пользы, опора на опыт практиков. Но гений Г. Альтшуллера состоит в том, что ему удалось объединить в своей теории творческое и прагматичное начало, поставить фантазию и воображение на службу обществу.

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания – стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми, создание установки на получение быстрого и качественного результата. Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:

  1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).

  2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо - плохо, добрый - злой).

  3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).

  4. Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).

  5. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).

  6. Неожиданные, смелые варианты решений.


Методы и приёмы ТРИЗ-технологии

МОЗГОВОЙ ШТУРМ – из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).

Организация и проведение мозгового штурма:

  1. Подготовительный этап: чёткая и понятная формулировка проблемы, формирование команды участников и распределение ролей, выбор кандидатуры ведущего.

  2. Основной этап: разработка, комбинирование, оптимизация идей. Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи.

  3. Заключительный этап: критический анализ, оценка, отбор наиболее ценных идей. Из большого числа высказанных вариантов решения отбираются наиболее перспективные идеи.

Примеры вопросов для обсуждения:

  • Как помешать медведю развалить теремок?

  • Как исполнить мелодию без музыкальных инструментов?

  • Как рассказать сказку без слов?

  • Как нарисовать без красок?

  • Где найти лето зимой?

  • Как не испачкать пол грязными подошвами ботинок?

СИНЕКТИКА. Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода – познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии.

Прямая аналогия – основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы.

Эмпатия – перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети под музыку исполняют роли весёлых и печальных клоунов или «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т.д.

Примеры заданий:

  • Изобрази повадки кошки во время охоты на воробья.

  • Изобрази свою походку в папиных ботинках.

  • Представь, что ты котёнок, который очень любит музыку.

  • Промяукай мелодию детской песенки.

Фантазия – аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире, например, счастье – радуга, солнечные лучи, дружба – мостик или цветок и т.д.

МЕТОД КАТАЛОГА разработан в 30-ые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т.д. Способствует развитию фантазии детей.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ является логическим продолжением метода каталога. Способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.

Примеры:

Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».

Игра «Изобретатели» (средняя группа) предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» – родился в семье зайца и обезьяны, живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР). Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Кроме того, метод системного анализа помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют. Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.

В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран», для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду.

Примеры:

Система: лисёнок

Надсистема: лесные животные

Подсистема: шерсть, хвост, лапы, уши, глаза, нос, когти, зубы, усы


Система: лук

Прошлое: луковица

Настоящее: проросший лук

Будущее: блюда с луком, средство от простуды, семена лука и т.д.


Система: заяц.

Надсистема: лесные животные.

Подсистема: глаза, нос, длинные уши, мягкие лапы, пушистый хвост.

Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.

Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.

Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.

Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.


Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д.

Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия – эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности и состоит из трёх вращающихся круговых зон:

  • малый круг – карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т.д.);

  • средний круг – атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора и т. д.);

  • большой круг – действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает и т. д.).

Кольца Луллия – эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности.

Примеры:

Игра «Сказка на новый лад». Раскручиваются два кольца, далее ребёнок моделирует историю, используя случайно выпавшую комбинацию двух карточек (сказочный герой и атрибут сказки). Составить сюжет сказки нужно, рассматривая, например, такие непривычные пары, как Золушка и Золотой ключик, Буратино и сапоги-скороходы, Чебурашка и ковёр-самолёт и т. д.

Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей. Обсуждается парадоксальная ситуация, например: «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?».

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат – горизонтальной (объект – например, цветок) и вертикальной (признаки – например, цвет, форма, количество, форма). Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер).

Произвольный выбор характеристик даёт очень интересные новые образы. Например, Карлсон – симпатичный, послушный ребёнок, одетый в праздничный костюм, проживающий в заколдованном замке и передвигающийся на роликовых коньках. Такая забавная игра открывает новые возможности для детского художественного экспериментирования и развития воображения.

ДАНЕТКА - скорее игра, чем метод. Данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам. Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие.

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА». Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий: старик забросил невод и вытащил рыбку – реальная ситуация; поймал говорящую Золотую Рыбку – нереально, поскольку аквариумные рыбки в море не живут. Гипотеза: на палубе судна, совершающего кругосветное плавание, разбился аквариум, и золотая рыбка попала в море. Таким образом, гипотеза помогает перешагнуть из сказочной, фантастической ситуации в реальную. Типовые приёмы фантазирования – освоиться в мире фантазии ребёнку помогают шестеро верных друзей-волшебников, которым под силу взрослого превратить в малыша, камень преобразовать в человека или животное, отправиться в путешествие на машине времени, соединить осколки разбитой вазы.

МОДЕЛИРОВАНИЕ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких – находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных – очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение. Моделирование маленькими человечками ценно своей простотой и наглядностью


План ТРИЗ-занятия

Занятие по технологии ТРИЗ проводится в таких же временных рамках, что и традиционное (15 минут – младшая группа, 20 минут – средняя, 25-30 минут – старшая и подготовительная), и по аналогичной структуре, но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач.

Этап первый (вводный, мотивирующий) – пробуждение интереса, выявление проблемы, постановка задачи, формулирование темы занятия.

Инструментарий: морфологический анализ, синектика (подсказки в форме метафор, загадки, элементы театральной инсценировки).

Этап второй (основной) – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ.

Этап третий (рефлексия) – выбор оптимального решения, самооценка и самоанализ (Чем занимались? Что нового узнали? Что получилось, а что нет?), отслеживание логической цепочки рассуждений.


Достоинства использования элементов ТРИЗ.

Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в среднем и старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Но и с детьми 3-4 лет можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие нестандартного, креативного мышления, которые станут базой для решения более сложных задач. Ведь ум малыша свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые.

Технология ТРИЗ может быть эффективным инструментом для развития аналитического и структурного мышления, поскольку она:

  • является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

  • помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;

  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;

  • развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;

  • помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.


Информационные ресурсы

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск, 2003.

  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск, 2004.

  3. Альтшуллер Г.С. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы.  [Электронный ресурс]// Альтшуллер Г.С. – Режим доступа: http://www.altshuller.ru/e-books/

  4. Иванов Г.И. ... И начинайте изобретать! – Иркутск, 1987.

  5. Лаборатория Образовательных Технологий (ЛОТ) «Универсальный решатель». Сайт для творческих педагогов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.trizway.com

  6. Международная Ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ). Официальный сайт. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://matriz.ru

  7. Экспертные системы ТРИЗ-шанс // Режим доступа:  http://www.triz-chance.ru/triz.htm

  8. Сайт Новгородской школы ТРИЗ // Режим доступа:  http://triz.natm.ru

  9. Сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.altshuller.ru

  10. Сайт Российской Ассоциации ТРИЗ (РА ТРИЗ) // Режим доступа: http://ratriz.ru

  11. Сайт Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий (Минская школа ТРИЗ) // Режим доступа: http://www.trizminsk.org

  12. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: пособие для учителя. – М., 2006

  13. Творческие задачи, связанные с технологией ТРИЗ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.trizland.ru

  14. ТРИЗ [Электронный ресурс]// ТРИЗ - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

  15. Шарипов Р. Развитие творческого воображения. [Электронный ресурс] // Шарипов Р. – Режим доступа: http://www.trizland.ru/trizba/articles/223


  • Другое
Скачать материал
Автор Пролетарская Валентина Борисовна
Дата добавления 15.05.2019
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 160
Номер материала MA-086180
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Подготовка к сдаче экзаменов: Современные тенденции использования развивающих и социально-психологических подходов подготовки учащихся старших классов»