Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»
Зачётная работа по теме:
Три состояния воды. Опасности, которые таит в себе вода.
Выполнили:
Агафонова Галина Николаевна
МОУ «СОШ № 22»,
Соколова Виктория Анатольевна,
МОУ «СОШ № 40»
г. Старый Оскол
2009
Вид: урок изучения нового материала (окружающий
мир) и закрепления пройденного (ОБЖ)
Тип: интегрированный
урок
Технология: личностно-оринтированное
развивающее обучение
Форма
проведения: урок-исследование
ЦЕЛИ: создать условия для изучения свойств воды в
трёх её состояниях; закрепить знания детей об опасностях, которые может таить в
себе вода.
ЗАДАЧИ.
1. Обучающие:
- формировать
целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и
деятельность;
- познакомить со
свойствами воды в твердом и газообразном состоянии.
- Развивающие:
·
развивать осознанное
отношение к результату своего учебного труда; умение сравнивать,
классифицировать, обобщать изученное;
- развивать
разнообразные устные и письменные речевые умения.
- Воспитывающие:
·
воспитывать чувство
сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу;
·
воспитывать интерес к
здоровому и безопасному образу жизни, бережному отношению к воде.
Оборудование:
Общеклассное: плакаты,
иллюстрации воды в разных состояниях; дополнительная литература: словари, справочники, журналы и книги о воде.
Индивидуальный
дидактический раздаточный материал: учебник, тетрадь, карта
самооценки учащихся, цветные карандаши, пробирки и стаканы с водой;
кусочки льда (кубики, лед из блюдца, кусок льда), веер с цифрами,
иллюстрации с изображением – снега, града, гейзера, тумана, облаков, росы,
инея, айсберга, реки, дождя.
Карта
самооценки учащихся.
1.
Оргмомент.
Эмоциональная разминка
- Добрый день, мои
дорогие любители природы! Сегодня мы продолжим с вами познавать
тайны окружающего нас мира.
- Каким вы хотели
бы видеть наш урок?
- Какие качества
вам надо проявить, чтобы получился такой урок?
- Какое настроение
мы возьмем с собой? ( У вас листы САМООЦЕНКИ). Раскрасьте первый
прямоугольник таким цветом, какой характеризует ваше состояние
перед началом урока.)
- А теперь, в
добрый путь! Желаю вам новых открытий и новых знаний!
2. Актуализация базовых знаний.
Мотивация.
Что в гору не вкатить,
В решете не удержать,
И в руках не унести?
- О чём пойдёт речь
на нашем уроке? (О воде)
- Что мы уже знаем о
жидком состоянии воды? Давайте проверим наши знания в ходе игры.
Дидактическая игра.
- Проводить игру
будет тремя группами (рядами): 1 ряд – «Дождинки», 2 ряд – «Льдинки», 3
ряд – «Капельки»
- У каждого из вас на
парте лежит лесенка. Положите её перед собой и приготовьте карандаши.
- 1 и 2 ряд работает
самостоятельно по заданию в карточке, а 3 ряд работает со мной, отвечая на
мои вопросы.
1
ряд.
да
|
нет
|
Она имеет цвет?
|
да
|
нет
|
Она имеет запах?
|
да
|
нет
|
Она имеет вкус?
|
да
|
нет
|
Она прозрачная?
|
да
|
нет
|
Она имеет форму?
|
да
|
нет
|
Она текучая?
|
да
|
нет
|
Она хрупкая?
|
2
ряд.
Вода белая.
|
Вода прозрачная
|
Вода
имеет запах.
|
Вода не имеет запах.
|
Вода
имеет сладкий вкус.
|
Вода не имеет вкуса.
|
Вода
прозрачная.
|
Вода мутная.
|
Вода
принимает форму того сосуда, в котором находится.
|
Вода имеет круглую форму.
|
Вода
текучая.
|
Вода сыпучая.
|
Вода
хрупкая.
|
Вода
нехрупкая.
|
3 ряд.
- Ставьте знак «+», если вы согласны и знак
«-», если не согласны.
- Она с резким запахом?
- Она голубая?
- Она текучая?
- Она сыпучая?
- Она с запахом?
- Она упругая?
- Она горючая?
- Она вязкая?
- Она имеет вкус?
- Она
прозрачная?
§
Наша капелька легко
поднималась по тем ступенькам, на которых вы поставили знак минус.
Преграду ей составил знак плюс.
§
Ступеньки, под каким
номером составила для нее преграду?
§
Поднимите красный
карандаш, у кого так получилось.
§
О каких свойствах шла
речь?
§
Проверим остальных
ребят.
§
Поднимите свои лесенки. Какого
цвета они получились?
§
А для тех у кого не
получилась лесенка оранжевого цвета не огорчайтесь, следующий раз будьте
внимательнее, и у вас всё получится.
3.
Физминутка (Дети выполняют движения, сопровождая их
стихами)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там,
Плывут рыбки тут и там.
4.
Изучение нового материала. Исследование свойств воды в твёрдом и газообразном
состоянии.
Откуда пришла вода?
Спросил на днях малыш - сосед
У струнки, льющейся из крана:
- Откуда ты? Вода, в ответ:
- Издалека! Из Океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? - спросил росу.
Поверь - и я из Океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из Океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в мае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Вода окружает нас везде: в ручьях,
в реках, в морях, океанах. Все это водные богатства. Мы идем в школу, а кругом
снег и лед. Это тоже вода, только в твердом состоянии. Роса, туман - это тоже
мельчайшие капельки воды. Свойства воды в жидком состоянии мы уже знаем.
Предлагаю исследовать свойства воды в твёрдом и газообразном состоянии.
- У вас на столе
все необходимое, чтобы изучить свойства льда и выделить маркером
свойства подходящее ко льду.
Свойства
льда.
Цвет.
|
1.
Бесцветный
2.
Красный
3.
Белый
4.
Голубой
|
Запах.
|
|
Вкус.
|
- Сладкий
- Горький
- Соленый
- Безвкусный
|
Прозрачность.
|
|
Форма.
|
- Круглый
- Квадратный
- Принимает форму сосуда
- Прямоугольный
|
Текучесть.
|
|
Хрупкость.
|
|
§
Какое действие мы должны
произвести, чтобы определить цвет, запах, вкус? Докажите одно из
свойств.
- Рассмотрите
картинки в таблице на доске, вспомните, где вы в жизни встречаетесь
с водой в
газообразном состоянии.
- Заполните
таблицу самостоятельно, при помощи слов, записанных на доске.
Свойства воды в газообразном состоянии.
Цвет.
|
|
Запах.
|
|
Вкус.
|
|
Прозрачность.
|
|
Форма.
|
|
Текучесть.
|
|
Хрупкость.
|
|
- Давайте проверим
нашу работу.
- Подумайте и
оцените, как вы умеете работать самостоятельно.
5.
Минутка
отдыха «Волшебный сон».
§
Сядьте
так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнем.
Звучит запись легкой музыки со
звуками журчания воды.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Вы спокойно отдыхаете...(2 раза).
Сном волшебным засыпаете
Ваши руки отдыхают
Ноги тоже отдыхают ,
Отдыхают...засыпают... (2 раза).
Шея не напряжена
И рас-слаб-лен-на
Дышится легко
Свободно, глубоко (длительная
пауза).
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже встать!
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте...
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Дети встают и хором говорят слова:
«Веселы, бодры мы снова!
И к занятиям готовы!
- Повторение
пройденного.
- А теперь давайте
поговорим о том, всегда ли вода полезна и безопасна для нашей
жизнедеятельности.
- И снова будем
работать группами. Каждая ваша группа получила вопрос, на который должна
дать убедительный ответ. Готовы? (Выслушиваются ответы детей)
«Дождинки»
Почему нельзя пить воду сразу
из-под крана?
- Вода, которая течет из-под крана,
хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные
микробы. Весной и осенью хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на вкус,
в это же время вода бывает мутной из-за присутствия в ней других примесей.
- Попадая в организм, хлор наносит
вред человеку. Внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому
воду лучше пить отфильтрованной или, по крайней мере, отстоявшейся и кипяченой.
«Льдинки»
Почему нельзя гулять без зонта под
дождем?
- В наше время, когда вокруг
городов, поселков много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало
небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или
сернистой кислоты.
Все это происходит из-за
загрязнения окружающей среды. Вы спросите: какая связь между промышленными
предприятиями и дождем? Давайте посмотрим. Перед нами фабрика. Она из своих
труб выбрасывает в воздух газообразные отходы производства. Они поднимаются
вверх и оседают в облаках. Подует ветер и уносит облака дальше от фабрики.
Затем из облаков пойдет дождь, и с его каплями на наши головы выпадают вредные
вещества.
- Кислотные дожди наносят огромный
вред природе и здоровью людей. Вода в морях, реках и озерах становится
непригодной для жизни.
В Канаде, например, из-за частых
кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлено мертвыми. В Норвегии исчезла
рыба в половине озер южной части страны.
Кислотные дожди разъедают не только
все живое, но и сооружения из металла (мосты, самолеты).
«Капельки»
Какая опасность может подстерегать
нас на реке или пруду?
- Главная опасность на реке или
пруду - это непрочный и тонкий лед. Поэтому надо избегать мест, где лед может
быть тонким. Тонким и хрупким может быть лед в тех местах, где в него вмерзли
какие-нибудь предметы, или рядом с кустами, деревьями и камышами. Непрочный лед
около стоков вод у заводов и фабрик, а также там, где впадают ручьи или бьют
ключи. Также опасен лед под сугробами и около берега. Особенно опасен лед во
время оттепели.
- Подведение
итогов. Рефлексия.
§
Давайте сделаем вывод
всему сказанному.
§
Для человека очень важно
знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно
соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что стало бы с
нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От
загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому
воду – наше главное богатство надо беречь!
§
Понравилась ли вам ваша
деятельность на уроке?
§
Что больше всего
запомнилось?
§
Что нового узнали о воде?
§
Что показалось самым
важным?
§
Теперь отметьте свою
самооценку и сделайте вывод. А я желаю вам новых успехов и новых
интересных открытий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.