Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТри правды в пьесе М Горького На дне

Три правды в пьесе М Горького На дне

Скачать материал

         «Три правды  в пьесе М Горького «На дне»

Разработка урока литературы с элементами  коммуникативного обучения и технологии РКМЧП;

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде, выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта  (Бубнов),  правды  утешительной  лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин);  создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся  к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки,  Бубнова,  Сатина.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения по отношению к такому понятию как  « правда», создать ситуации, которые помогут понять, что из каждого положения есть выход.

Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей обучающихся.

 

Ход урока:

Наш урок я  хочу начать стихами. Послушайте, пожалуйста.

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?…
Зловещий мир непознанной эпохи…
А был ли правда этот мир таков,
Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..

Мы по спирали времени скользнём
В те времена, где нас не может быть…

 

Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?

Герои пьесы, которую мы изучаем, сопротивляться перестали, она опустились на «дно жизни».

 - Тема нашего урока: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

 - Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Какие вопросы мы будем рассматривать?

   (Предполагаемые ответы:  Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается  над этим вопросом?

Обобщение учителя:  У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.

 

Литературная разминка.

Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.

- На что совесть? Я не богатый (Бубнов)

-Любить живых надо, живых (Лука)

- Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)

- Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)

- Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)

- Все люби на земле лишние (Бубнов)

- Христос всех жалел и нам велел (Лука)

- Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)

-Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

 

Актуализация знаний. Вызов.

-  Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы  думаете,  почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? ( Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).

- Как вы понимаете значение слова «правда»?

ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет(посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.). 3. То же, что правота (разговорное).Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет(посл.). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая

Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина.

 

«Правда Луки»

- В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратимся к истокам имени Лука.  Какие значения оно может иметь?

1) Восходит от имени апостола Луки.

2) Ассоциируется со словом «Лукавый», то есть хитрый.

3) «Луковка», пока до середины доберёшься,  снимешь много «одёжек!

 

-  Как появляется Лука  в пьесе? Какие первые слова он говорит? ( «Доброго здоровья, народ честной», он сразу объявляет свою позицию,  говорит, что он ко всем хорошо относится,  «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха».

- Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?

Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.

- Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)

- Что советует Актёру? ( Найти город, в котором лечат от алкоголя, там чисто, пол мраморный, лечат бесплатно,  «Человек всё может, лишь бы захотел»).

- Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? ( Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).

- Как утешает Настю? ( Настя мечтает о большой светлой любви, он говорит ей: «Во что веришь, то и есть»)

- Как разговаривает с Медведевым? ( Называет его «ундером», т. е. льстит, и тот попадается на его удочку).

Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? ( Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).

 - Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?

- Как вы понимаете слова : «Во что веришь, то и есть?»

- Ещё какие мысли Луки являются созвучными вашим мыслям?

- Кому из героев нужна поддержка Луки? (Актёру, Насте, Наташе, Анне. Им важнее не правда, а слова утешения. Когда Актёр перестал верить в то, что он может излечиться от алкоголизма, он повесился.

- Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)

- Как вы понимаете «историю» о праведной земле?

Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.

 

- В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

«Христос всех жалел и нам велел»

«Во что веришь, то и есть»

«Человек всё может – лишь захотел»

«Любить – живых надо, живых»

«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»

 

- Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов  показался  вам наиболее мрачным персонажем?

-Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?

 

 «Правда Бубнова»

- Кто это такой? (Картузник, 45 лет)

- Чем он занимается? ( примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)

- Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от  краски, имел своё заведение, но потерял всё)

- Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).

-Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.

«Шум – смерти не помеха»

«На что совесть? Я – не богатый»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».

Когда умирает Анна, он говорит: «Кашлять перестала, значит». Как вы это оцените?

-Как эти слова характеризуют его?

-В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки  веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).

 

Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин.

«Правда Сатина»

- Как этот персонаж появляется в пьесе?

- Что мы понимаем из его первых слов?

( Появляется с  рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)

-Что мы узнали об этом человеке?  (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.  Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?

Органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум».

Сикамбр – древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.

- Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).

-Как он относится к труду? ( «Сделай так, чтобы работа была мне приятна –я, может быть, буду работать…  Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь - рабство!

- В  чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

«Ложь – религия рабов и хозяев»

«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие,  за любовь, за ум…»

«Правда – бог свободного человека».

-Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать.  Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).

-По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

 

-Сатин считает, что человека надо уважать.

-Лука считает, что человека надо жалеть. 

Обратимся к словарю

Жалеть

1)    Чувствовать жалость, сострадание;

2)    Неохотно расходовать, тратить;

3)    Чувствовать расположение к кому-либо, любить

Уважать

1)    Относиться с уважением;

2)    Считаться с кем-либо, чем-либо

3)    Любить

Что общего в их понимании? В чём разница?

 

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Бубнов – «циничная» правда

 

Итог. Чья правда ближе вам?

Синквейн

Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.

1)      Тема – ваше имя

2)      2 прилаг – оценка вашей работы на уроке

3)      3 глаг. –  описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке

4)      Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке

5)      Резюме – оценка

 

 

Сегодня мы убедились  в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Три правды в пьесе М Горького На дне"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

         «Три правды  в пьесе М Горького «На дне»

Разработка урока литературы с элементами  коммуникативного обучения и технологии РКМЧП;

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде, выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта  (Бубнов),  правды  утешительной  лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин);  создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся  к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки,  Бубнова,  Сатина.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения по отношению к такому понятию как  « правда», создать ситуации, которые помогут понять, что из каждого положения есть выход.

Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей обучающихся.

 

Ход урока:

Наш урок я  хочу начать стихами. Послушайте, пожалуйста.

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?…
Зловещий мир непознанной эпохи…
А был ли правда этот мир таков,
Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..

Мы по спирали времени скользнём
В те времена, где нас не может быть…

 

Представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?

Герои пьесы, которую мы изучаем, сопротивляться перестали, она опустились на «дно жизни».

 - Тема нашего урока: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне».

 - Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Какие вопросы мы будем рассматривать?

   (Предполагаемые ответы:  Что такое правда? Какой может быть правда? Почему три правды? Какие мысли о правде высказывают герои? Кто из героев задумывается  над этим вопросом?

Обобщение учителя:  У каждого героя – своя правда. А мы с вами попытаемся выяснить позиции героев, разобраться в них, понять суть спора, возникшего между персонажами и решить, чья правда ближе нам, современным читателям.

 Литературная разминка.

Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам литературную разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из героев она принадлежит.

- На что совесть? Я не богатый (Бубнов)

-Любить живых надо, живых (Лука)

- Когда труд – обязанность – жизнь рабство (Сатин)

- Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! (Сатин)

- Люди живут…как щепки по реке плывут…(Бубнов)

- Все люби на земле лишние (Бубнов)

- Христос всех жалел и нам велел (Лука)

- Человека приласкать – никогда не вредно (Лука)

-Чело-век! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!

 

Актуализация знаний. Вызов.

-  Вы продемонстрировали неплохое знание текста. Как вы  думаете,  почему вам были предложены реплики именно этих персонажей? ( Лука, Сатин, Бубнов имеют своё представление о правде).

- Как вы понимаете значение слова «правда»?

ПРАВДА, -ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет(посл.). 2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.). 3. То же, что правота (разговорное).Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет(посл.). 4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не знал этого.

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая

Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина.

 «Правда Луки»

- В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратимся к истокам имени Лука.  Какие значения оно может иметь?

1) Восходит от имени апостола Луки.

2) Ассоциируется со словом «Лукавый», то есть хитрый.

3) «Луковка», пока до середины доберёшься,  снимешь много «одёжек!

 

-  Как появляется Лука  в пьесе? Какие первые слова он говорит? ( «Доброго здоровья, народ честной», он сразу объявляет свою позицию,  говорит, что он ко всем хорошо относится,  «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха».

- Что говорит Лука об отношении к окружающим людям?

Рассмотрим, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки.

- Как он относится к Анне? (Жалеет, говорит, что после смерти она обретёт покой, утешает, помогает, становится необходимым)

- Что советует Актёру? ( Найти город, в котором лечат от алкоголя, там чисто, пол мраморный, лечат бесплатно,  «Человек всё может, лишь бы захотел»).

- Как предлагает устроить жизнь Ваське Пеплу? ( Уехать в Сибирь с Наташей. Сибирь – богатый край, там можно заработать, стать хозяином).

- Как утешает Настю? ( Настя мечтает о большой светлой любви, он говорит ей: «Во что веришь, то и есть»)

- Как разговаривает с Медведевым? ( Называет его «ундером», т. е. льстит, и тот попадается на его удочку).

Так как же Лука относится к обитателям ночлежки? ( Хорошо, в каждом видит человека, открывает положительные черты характера, пытается помочь. Он в каждом умеет открыть хорошее и вселить надежду).

 - Прочитайте реплики, в которых отражается жизненная позиция Луки?

- Как вы понимаете слова : «Во что веришь, то и есть?»

- Ещё какие мысли Луки являются созвучными вашим мыслям?

- Кому из героев нужна поддержка Луки? (Актёру, Насте, Наташе, Анне. Им важнее не правда, а слова утешения. Когда Актёр перестал верить в то, что он может излечиться от алкоголизма, он повесился.

- Человек может добру научиться..очень просто,- говорит Лука. Какую историю он приводит в пример? (Случай на даче)

- Как вы понимаете «историю» о праведной земле?

Итак, правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, даёт им надежду.

 

- В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

«Христос всех жалел и нам велел»

«Во что веришь, то и есть»

«Человек всё может – лишь захотел»

«Любить – живых надо, живых»

«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»

 

- Кто из героев (Лука, Сатин или Бубнов  показался  вам наиболее мрачным персонажем?

-Позиция какого персонажа противопоставлена позиции Луки?

  «Правда Бубнова»

- Кто это такой? (Картузник, 45 лет)

- Чем он занимается? ( примеряет на болванки для шапок старые, распоротые брюки, соображая, как кроить)

- Что мы о нём знаем? (Был скорняком, подкрашивал меха, руки были жёлтые от  краски, имел своё заведение, но потерял всё)

- Как он себя ведёт? (Недоволен всем, презрительно обращается с окружающимися, смотрим угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в тексте).

-Найдите реплики, характеризующие его мировоззрение.

«Шум – смерти не помеха»

«На что совесть? Я – не богатый»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут..Строят дом, а щепки – прочь».

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».

Когда умирает Анна, он говорит: «Кашлять перестала, значит». Как вы это оцените?

-Как эти слова характеризуют его?

-В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки  веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом).

 Выразителем ещё одной жизненной правды становится Сатин.

«Правда Сатина»

- Как этот персонаж появляется в пьесе?

- Что мы понимаем из его первых слов?

( Появляется с  рычанием. Его первые слова говорят о том, что он карточный шулер и пьяница)

-Что мы узнали об этом человеке?  (Когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.  Сатин любит произносить непонятные слова. Какие?

Органон – в переводе означает «орудие», «орган зрения», «разум».

Сикамбр – древнегерманское племя, означает «тёмный человек».

Сатин чувствует превосходство над другими ночлежниками.

- Как он оказался в ночлежке? (Попал в тюрьму, так как заступился за честь сестры).

-Как он относится к труду? ( «Сделай так, чтобы работа была мне приятна –я, может быть, буду работать…  Когда труд – удовольствие – жизнь – хороша! Труд – обязанность, жизнь - рабство!

- В  чём видит правду жизни Сатин? (Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

«Ложь – религия рабов и хозяев»

«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие,  за любовь, за ум…»

«Правда – бог свободного человека».

-Как, по его мнению, надо относится к человеку? (Уважать.  Не унижать жалостью Человек – это звучит гордо, считает Сатин).

-По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

 -Сатин считает, что человека надо уважать.

-Лука считает, что человека надо жалеть. 

Обратимся к словарю

Жалеть

1)    Чувствовать жалость, сострадание;

2)    Неохотно расходовать, тратить;

3)    Чувствовать расположение к кому-либо, любить

Уважать

1)    1)   Относиться с уважением;

2)   2)   Считаться с кем-либо, чем-либо

3)    3)   Любить

Что общего в их понимании? В чём разница?

 

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Бубнов – «циничная» правда

 Итог. Чья правда ближе вам?

Синквейн

Выразите свое отношение к вашей работе на уроке.

1)     11  Тема – ваше имя

2)     2)   2 прилаг – оценка вашей работы на уроке

3)      3) 3 глаг. –  описывающие действия объекта, т. е. как вы работали на уроке

4)     4)  Фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к вашей работе на уроке

5)      5) Резюме – оценка

 Сегодня мы убедились  в том, что правда у каждого своя. Возможно, вы ещё не решили, каких жизненных позиций вы будете придерживаться в дальнейшем. Я надеюсь, что вы выберете правильный путь.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 479
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 882
    • DOCX 25.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петрова Татьяна Николаевна
    Петрова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5447
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции