Занятие. Эх, уж эти негативы?!
Тренинговое занятие.
Вводная часть.
Групповая работа
Индивидуальная
работа участников тренинга.
I.
Вводная часть
Основные
принципы групповой работы:
- Принцип
активности заключается в вовлечении
участников тренинга в проигрывание той или иной ситуации, выполнение
упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Принцип
активности опирается на известную из области экспериментальной психологии
идею: человек усваивает 10 % того, что слышит, 50% того, что видит, 70%
того, что проговаривает, и 90% – того, что делает сам.
- Принцип
исследовательской творческой позиции
заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают,
обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии,
а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности,
особенности.
- Принцип
осознания поведения заключается в переводе
импульсивных поступков участников в поле осознаваемого с помощью механизма
обратной связи, получаемой каждым участником от других членов группы.
- Принцип
партнерского общения предполагает учет каждым
участником интересов других в процессе межличностного взаимодействия, а
также их чувств, эмоций, переживаний, признание ценности личности другого
человека.
II.
Групповая работа – выполнение тренинговых
упражнений.
Обида.
1. Упражнение «Мне обидно, когда...».
Участники ПРОИЗНОСЯТ
фразу, начинающуюся словами: «мне обидно, когда...» и заканчивают предложение,
обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою
обиду. Далее участникам предлагается изобразить обиду в образах.
2. Основная часть. Обсуждение-игра «На что похожа
обида».
Каждый
участник по кругу говорит «моя обида похожа на...». Следующий продолжает,
говоря «обида (имя предыдущего участника) похожа на ..., а моя обида похожа
на...». Далее по принципу снежного кома.
3.
Введение в тему. «Зачин
сказки» «В этом темном царстве
живет коварный злодей, который любит управлять чувствами других людей. Он
залезает в мысли и говорит всякие гадости, от которых сложно отвлечься. Он
говорит: «Бедный ты, бедный, все тебя обижают». И в этом царстве живут люди,
которые поддались его влиянию. Они не смогли уйти от него и ходят обиженные на
всех…».
4. Упражнение «Сказка сказке рознь».
Ведущий
предлагает начало сказки «Как, кап, кап... Много лет тому назад у подножья
высоких гор в цветущей долине Ива росла у ручья. А рядом с ручьем возле леса
стоял (да и стоит до сих пор) маленький домик. Это мы с ……… в домике
живем-поживаем, а добра не нажили пока. Как, кап, кап... Ну вот, глядите, люди
добрые, вон и крыша протекает».
ДАВАЙТЕ ЗАВЕРШИМ
СКАЗКУ.
Вопросы: Что вызывает обиду? Кто в
нашей сказке обидчивый, кто обидчик, в чем суть обиды?
5. Обсуждение: Этапы конструктивного избавления от обиды.
Þ Принятие и признание обиды.
Þ Анализ причин поведения обидчика.
Þ Прощение обидчика.
Þ Этап генерации альтернативных способов решения
проблемы.
Þ Этап выбрасывания обиды.
6.
Упражнение «Мусорное ведро».
«Обижаемый»
предлагает скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда», и выбросить в
мусорное ведро со словами «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль
мне больше не нужна».
7.
Задание. Заполнить ступень к Гармонии –
«Умей сохранять теплоту отношений».
Грусть.
8.
Упражнение «Сказка о милостивой судьбе».
Росло два деревца:
молодых и красивых.
Вечерами они
шептались о судьбе.
- Я вырасту высоким
и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени
будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и
утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут
такие маленькие и замечательные...
- Нет, говорило
другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день
труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут
дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать
на бархатной подушке...
И что бы вы думали?
Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а
из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на
бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась
потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и
выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж - спроси у
ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них - то, что было
когда-то первым деревцем, - расскажет, что вороны свили на нем гнездо, встроив
в стенки щепочки старой шкатулки, так подружки узнали друг друга и подивились
милостивой судьбе.
Они достигли своих целей…
9.
Обсуждение «Мне бывает грустно, когда...».
10.
Задание. Заполнить 6 ступень к Гармонии –
«Учись разрешать конфликтные ситуации».
11. Упражнение «Веревка».
Ведущий предлагает
представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв “веревку” за
кончики, медленно двигаем руками на уровне ушей, имитируя движение “веревки” из
стороны в сторону. При этом мысленно представляем себе, что с каждым движением
из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной “очистки”
мозгов.
Гнев.
12. Рассмотреть предложенные в Дневнике приемы работы с гневом.
Заполнить ступень к Гармонии – «Дай выход негативной энергии».
III.
Практическая часть индивидуальной
работы с участниками тренинга.
Непонимание.
Упражнение. «Хочу - не хочу, но
делаю... ».
Запишите;
• Три вещи (это могут быть
обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать
чаще.
• Три вещи, которые вам
хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе
не делать.
• Теперь объясните, почему вы не
делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
1______________________________________________________________________________
2_______________________________________________________________________________
3_______________________________________________________________________________
1
______________________________________________________________________________
2_______________________________________________________________________________
3_______________________________________________________________________________
4
ступень к Гармонии, рисунок «Этот
непонятливый лес», комментарий к рисунку.
Обида.
Обсуждение-игра «На что похожа обида».
Обсуждение: Этапы конструктивного избавления от обиды.
Þ Принятие и признание обиды.
Þ Анализ причин поведения обидчика.
Þ Прощение обидчика.
Þ Этап генерации альтернативных способов решения
проблемы.
Þ Этап выбрасывания обиды.
Запишите, что Вы будете делать, чтобы
избавиться от обиды:
1_______________________________________________________________________________
2_______________________________________________________________________________
3_______________________________________________________________________________
Упражнение «Мусорное
ведро»
Какие ОБИДЫ Вы будете
выбрасывать сегодня?
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
ступень к Гармонии – «Умей сохранять теплоту
отношений».
Грусть.
ступень к
Гармонии – «Учись разрешать конфликтные ситуации»
Важно
принимать людей, вещи, события такими,
какими
они есть, чтобы не создавать себе лишних проблем.
Девиз:
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ссоры»
Гнев.
ступень к Гармонии
– «Дай выход негативной энергии».
РЕЛАКСИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЕ НА СНЯТИЕ
ГНЕВА И РАЗДРАЖЕНИЯ.
Задание 1. Расслабление.
Þ Напряги все мышцы и сделай глубокий вдох. Задержи
дыхание и мышцы в состоянии напряжения на несколько секунд. Выдохни!
Почувствуй, как напряжение покидает тебя с головы до ног. Повтори эти действия
несколько раз.
Þ Выполняя это упражнение, все время думай о том
человеке, который вызвал у тебя гнев и раздражение. Ты чувствуешь, как
отрицательные эмоции: обида, плохое настроение, агрессивность оставляют тебя:
достигают кончиков пальцев твоих ног и через подошву обуви выходят наружу.
Þ Сделай шаг вперед, оставь «лужу гнева» позади.
Задание 2. Надуй шар.
Þ Чтобы остудить гнев, снять стресс, представь, что
ты воздушный шарик, который сейчас надувается.
Þ Твои легкие наполняются чистым, свежим воздухом.
Шарик надувается, ты поднимаешь руки вверх – ты готов взлететь.
Þ Медленно выпускай воздух, изображая спускающийся
шарик. Опускаются руки, расслабляется тело, ноги сгибаются в коленях – шарик
сдулся. Повтори упражнение несколько раз.
Задание 3. Освобождение.
Þ Создай ситуацию смеха, посмотри комедии. Вспомни
смешной анекдот или случай, попроси кого-нибудь пощекотать тебя. Смех – сильное
средство избавления от неприятных, досаждающих мыслей и отрицательных эмоций.
Страница
анекдотов.
Очень солидная аудиторская компания,
с жесткими корпоративными нормами
поведения... Все сотрудники приходят
на работу очень рано, а уходят
далеко за полночь. И вот
однажды один специалист начал работу в 9 утра.
Все переглянулись. Ушел в 6 вечера.
Все опять переглянулись, но решили, что случилось что-то очень серьезное дома.
На следующий день повторилось то же самое, и через день тоже. Наконец народ не
выдержал и послал представителя разъяснить бунтарю правила игры. Тот послушал,
испуганно помолчал несколько минут, а потом робко сказал: "Ребята, вы что,
я же в отпуске!"
Вспомни свой самый любимый
анекдот……………??????………………
Улыбнулся, значит все замечательно!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.