Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТренинги общения для первоклассников

Тренинги общения для первоклассников

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение

«Шелаевская средняя общеобразовательная школа»

Валуйский район, Белгородская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

 

 

Сценарии воспитательных занятий для первоклассников

с элементами социально-психологического тренинга личностного роста

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:      Горохова А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г

 

 

 

 

 

 

 

От авторов

 

Новые образовательные стандарты нацеливают педагогов на формирование ключевых компетенций, среди которых важное место занимают ценностно-смысловые и  коммуникативные компетенции. Выполнение этой задачи требует особой педагогической ситуации, создание которой возможно в режиме специально организованных воспитательных занятий. Включение тренинговых упражнений, использование музыкальных и наглядных средств усиливает эффекты коммуникаций и позволяет быстрее получать положительную динамику развития коммуникативных умений первоклассников.

Занятия носят рекомендательный характер, педагог может сам корректировать их содержание и методы в зависимости от особенностей педагогической ситуации и субъектов взаимодействия.

 

Антонина Михайловна Горохова

 

Занятие 1.

Тема. Секреты общения.

Цель. Способствовать поддержке устойчивого интереса друг к другу, создать установки на доброжелательное отношение к одноклассникам, тренировка наблюдательности.

Средства: медитативная музыка, мяч.

Ход занятия.

I. Организация класса

Объявление темы (под музыку).

II. Тренинговые упражнения.

  1. «Минутка красивых встреч».

Под музыку дети свободно ходят по классу и, приветствуя друг друга говорят, что-нибудь приятное.

  1. Рефлексия (без музыки).

Все стоят в кругу. Обмен впечатлениями и переживаниями. Наводящие вопросы:

- Что тебе сказали?

- Какие чувства ты при этом испытывал?

- Что особенно было приятно в общении?

- Что сам хотел сказать другим?

- Удалось ли подарить приятные минуты другу? И так далее

- Что было приятнее: получать комплемент или дарить?

3. «Как тебя зовут?».

Дети, стоят в кругу, бросают друг другу мяч, называя имя. Выбор произвольный. Условие – мяч должен побывать у всех.

Учитель: известный зарубежный психолог Дейл Карнеги советовал людям использовать секреты общения, которые очень помогают им лучше понимать друг друга. Первый из них – называй друга по имени, он будет обращаться к тебе так же. Дейл Карнеги говорил, что собственное имя – самое дорогое слово для человека.

(Все садятся за парты).

4. Игра «маленький художник».

Один из участников – художник. Он задумал нарисовать портрет друга. Он внимательно смотрит, выбирает «натуру», затем поворачивается спиной к классу и начинает «рисовать», т.е. дает словесный портрет. Остальные должны определить, кто был его «моделью». (Вызываются по очереди 4 – 5 человек). Анализируется,

     насколько наблюдателен был «художник».

Второй секрет общения: Будь внимателен ко всем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя

5. Упражнение на тренировку внимания «Слушаем тишину». (Звучит музыка: медленная мягкая, например, «Одинокий пастух» - Джеймс ласт). Все закрывают глаза, расслабляются. Музыка медленно стихает. Все слушают тишину. Затем открывают глаза, рассказывают, что услышали.

III. Окончание занятия.

  1. Повторяются выученные секреты общения.
  2. Ритуал прощания «Я дарю тебе память» (музыка Ф. Дюваля). (Словесный подарок, благодарность, называя имя друга).

 

Занятие 2.

Тема. Самопознание. Расскажи мне обо мне.

Задачи. Привлечь внимание к себе, к окружающим; учить самовыражению, управлять своими чувствами.

Средства: пластилин, листки бумаги, свеча, магнитофон.

Ход занятия.

I.                   Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы поговорим о самих себе – какие мы? На кого мы похожи? Что в нас особенного? Научимся видеть чувства свои и другого человека, управлять ими. Для этого мы должны себя хорошо знать. И других тоже, чтобы правильно строить с ними отношения.

II. Тренинговые упражнения на самопознание.

  1. Рисование человека.

       Задание: нарисовать человека на листке бумаги.

      - постарайтесь, чтобы человек был чем-то похож на вас.

       Затем одновременно прикрепляют человечков к доске.

       Итог:

      - Видите, какие они разные? такие разные и мы с вами. Очень интересно, какие мы, 

        правда?

        2. Игра «Какой ты».  

         Задание: 6 – 7 детей одновременно у доски изображают какую-нибудь зверюшку

         (каждый свою), остальные дети с места угадывают.

         Итог:

 - Ищем сходство характеров, поведения ребенка и его зверюшки.

3. Парное взаимодействие.

Задание. За одну минуту узнать друг о друге что-то интересное, чего еще никто не знает.

Итог: обратить внимание, насколько лучше мы друг друга узнали всего за одну минуту.

4. «Определите настроение». (Работа в парах).

Задание. Посмотреть друг на друга и определить какое настроение у соседа.

Итог. Как вы это сделали?

5. Умение управлять чувствами (работа у доски).

Задание. Изобразить у доски грусть, удивление, гордость, злобу, радость.

Итог. Видите, как сменяются ваши настроения. Если это получается в игре, должно получиться в жизни. Можно сменить чувства, а для этого нужно сменить обстоятельства (получил двойку – исправь и т.д.). А если это не возможно? (Случайно разбил бабушкину вазу).

    Подвести к выводу, что нужно говорить добрые слова, по-доброму смотреть.

- Вот сейчас мы скажем друг другу добрые слова.

III. Ритуал прощания.

Упражнение со свечой.

Задание. Стать в круг, взяться за руки. Передать по кругу горящую свечу. Передавая, сказать что-нибудь приятное соседу. Свеча возвращается к учителю. Он благодарит всех за работу, формулирует итог занятия:

- Мы все разные, но мы можем находить общее друг с другом, помогать друг другу.

- настроением и чувствами можно управлять, «нажимая» на определенные кнопочки внутри себя; тогда и у вас, и окружающих всегда будет хорошее настроение.

 

Занятие 3.

Тема. Учимся понимать настроение, состояние друг друга.

Цель. Учить быть внимательными друг к другу, управлять своим настроение и состоянием; воспитывать ценностное отношение к одноклассникам и другим людям; способствовать оптимизации настроений и отношений.

Средства: магнитофон, мягкая игрушка.

Ход занятия.

I. Настрой на занятие.

- На прошлом занятии мы говорили о настроение, учились управлять своими чувствами, своим состоянием. Сегодня занятие еще интересней. Вы готовы? Начали!

  II. Тренинговые упражнения.

  1. Парное взаимодействие.

- Посмотрите друг на друга. Возьмитесь за руки. Постарайтесь узнать, какое настроение у  вашего соседа. Что он чувствует? (ничего не говорить в слух).

Итог. Расскажите, что сейчас происходило? Какое настроение у соседа? А у тебя?

(К кому попадает мягкая игрушка, тот и говорит).

2. Фиксация настроения.

- Научимся фиксировать настроение жестом (хорошее, среднее, плохое).

- Покажите жестом, какое у вас было настроение сегодня утром? А на уроке математики? А сейчас?

- А у вашей мамы вчера вечером, наблюдали?

- А у меня?

- Как вы это определили?

3. Игра «Маленький художник».

III. Итог занятия. Ритуал прощания.

Дети становятся в круг. Каждый по очереди говорит всем что-нибудь приятное, доброе, чтобы поднять настроение.

 

Занятие 4.

Тема. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей (групповое взаимодействие).

Цель. Формирование понятия «дружно», «вместе», «сообща», «мы»; учить использовать в общении вежливые слова, способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.

Средства: таблицы со словами, мяч.

Ход занятия.

I. Начало занятия.

Все сидят на местах (музыка). Работа в парах.

- Повернулись друг к другу. Улыбнулись. Подарите свое тепло ладошками друг другу. Поблагодарите друг друга. Повернитесь ко мне. (Музыка замолкает).

II. Тренинговые упражнения.

  1. Упражнение «Розовое слово «Привет».

а) Учитель читает рассказ Дж. Родари «Розовое слово «Привет».

б) Беседа: -Какие вежливые слова вы знаете?

2. «Вежливые слова».

Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: называются только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности). В конце задается вопрос: «Какие чувства вызывают вежливые слова?»

3. Групповое взаимодействие.

Деление на микрогруппы. (Звучит музыка). Все двигаются произвольно. Команда: по 3 человека становись! После этого снова произвольно двигаются.

- По 2 человека становись!.. По 4 человека становись! По 4 человек становись! (Остались в пятерках).

- Это ваши команды. Чья из них дружнее, сплоченнее, сильнее? Кто умеет правильно использовать секреты общения? Вы готовы?

1 конкурс. Командная согласованность. (Сели лепестками). Команды! 1) Подняли руку вверх! (У кого больше совпадений). 2) На «раз» показали на одного и того же человека: раз! 3) Трое – встали! 4) Один – встал! 5) Фантазеры – шаг вперед! (Подводят итоги).

 2 конкурс. Обсудить в команде вопрос, дать общее решение.

Вопрос: Кто такой друг? Что значит дружить? (2 мин.). Отмечается наиболее полный и правильный ответ.

4. Рефлексия.

- Расскажите, как работала группа, кто был активен, кто подавал идеи, кто отрабатывал ответ. Все ли имели возможность высказаться?     Определить команду – победителя. Акцент – дружно работали, вместе, уважая мнение других.

III. Окончание занятия. Ритуал прощания.

Исполнение песни о дружбе.

Занятие 5.

Тема. Ты, да я, да мы с тобой.

Цель. Развитие сочувствия, внимания взаимоуважения.

Средства: магнитофон, свеча, мяч.

Ход занятия.

I. Начало занятия. «Минута красивых встреч».

II. Тренинговые упражнения.

Разбивка на группы по 5 – 6 человек (принцип свободного выбора). Групповое взаимодействие.

1. «Хороший поступок».

- Руководитель читает рассказ Осеевой «Просто старушка». Обсуждение рассказа в группах. Вывод. Руководитель предлагает вспомнить секрет общения: «будь внимателен к тому, что тебя окружает, и перед тобой откроется целый мир!».

    Затем предлагается вспомнить вежливые слова (в кругу с мячом) и секрет «Будь вежлив, и у тебя будет много друзей».

2. «Маленький художник» (упражнение на внимание).

- Опиши, что видел по дороге в школу?

3. «На узкой тропинке». Двое детей идут по «узкой тропинке» навстречу друг другу (она может быть нарисована мелом на полу). С одной стороны гора, а с другой – пропасть. Как можно разойтись на этой узкой тропинке? Анализ предложенных способов, выбор наиболее гуманных.

4. «Что можно сделать для друга».

Руководитель предлагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга. Некоторые из предложенных вариантов можно проиграть.

III. Ритуал прощания.

Прощание со свечой.

 

Занятие 6.

Тема. Раз, два, три – добро твори!

Задачи. Приветствие друг друга, выражение позитивности, открытости к общению и взаимодействию, психологический и эмоциональный настрой группы, создание атмосферы доверия и принятия друг друга.

Средства: магнитофон, листки бумаги, «солнышко».

Ход занятия.

I. Организация класса. Настрой на занятие.

II. Тренинговые упражнения.

1. «Минута красивых встреч».

Работа в парах. (Музыка).

Медитативный текст:

- Повернулись друг к другу, встретились ладошками, прикоснулись мягко, осторожно. Улыбнулись. Нас снова объединяет музыка, и то, что мы будем дарить друг другу только хорошие чувства, взгляды, слова и прикосновения. Молча и по-доброму смотрим друг на друга. Скажите друг другу глазами, что вы рады встрече, которая сейчас происходит. Почувствуйте, какие мягкие и теплые ладошки у вашего соседа. Это потому, что рядом с вами находится самый добрый и надежный человек. А теперь глазами поблагодарите за красивое общение. (Музыка стихает).

- Повернулись лицом ко мне.

2. Групповая рефлексия.

- Что вы чувствовали, когда звучала музыка, и вы общались?

- Как вам было, что ощущали? Какие испытывали чувства?

- Какие ладошки были у соседа? Приятно ли было чувствовать их тепло?

- О чем вы думали в этот момент7

3. Беседа (о значении слова «доброта»).

- Кого можно назвать добрым человеком? (Того кто делает добрые дела и совершает добрые поступки).

- А вы добрые? Какие добрые поступки вы совершили сегодня с утра?

- А если бы мы рисовали, какого цвета была бы доброта?

4. Рисование.

а) Рисование доброты.

Задание. Изобразите на листе бумаги себя добрыми (без карандаша, сразу красками).

б) Рисование зла.

Задание. На другом листе бумаги изобразите зло (не человека!), как вы его представляете, понимаете.

- Какие краски возьмем? (Какого цвета зло?).

5. Психотерапевтический эффект.

- Посмотрите у нас два рисунка: добро и зло. А что всегда побеждает в сказках, в фильмах, в жизни? Добро всегда побеждает зло, человек всегда должен побеждать зло, а вместе с ним – свои плохие привычки. Поэтому давайте сделаем так, что бы добро жило всегда, а зло мы уничтожим. Расправьтесь с ним, победите зло, уничтожьте его. (Обратите внимание на то, как они это делают).

Итог. Итак, мы победили зло, его в классе рядом снами больше нет. Скажем хором: «У нас в классе рядом с нами зла нет».

6. «Солнышко».

- Нам только светит солнышко доброты (на доске – солнце, на каждом лучике которого – имя ребенка).

А каждый из вас – лучик доброго солнышка. Мы только добрые. А что это значит? Как мы теперь друг к другу относимся? (Заботимся).

- Как именно заботимся

- С этого дня вы должны делать добро одноклассникам, родным, друзьям и т.д.

Установка. Чем чаще нам будет светить солнышко доброты, тем тепле будет нам всем.

III. Окончание занятия. Ритуал прощания.

- Стали все в круг, в центре соединили руки. Хором произнесли девиз нашего занятия (2 – 3 раза). Занятие окончено. Всем спасибо.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тренинги общения для первоклассников"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка содержит сценарии специально организованных воспитательных занятий для первоклассников, направленных на развитие коммуникативных компетенций в рамках внеурочной воспитательной работы. Включение тренинговых упражнений, использование музыкальных и наглядных средств усиливает эффекты коммуникаций и позволяет быстрее получать положительную динамику развития коммуникативных умений первоклассников. Занятия носят рекомендательный характер, педагог может сам корректировать их содержание и методы в зависимости от особенностей педагогической ситуации и субъектов взаимодействия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.02.2015 884
    • DOCX 63.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Елдынова Наталья Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Елдынова Наталья Дмитриевна
    Елдынова Наталья Дмитриевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16503
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 952 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 702 человека

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе