Тренинг для классных руководителей
«Психологические игры – средство воспитания
толерантности»
Цель: Соврешенствовать понимание участниками терминов
«толерантность», «интолерантность» , через ознакомление с прктическим
применением в вопитательной практике психологических игр.
Обучающие задачи.
Научить классных
руководителей проводить классные часы по формированию качеств толерантной
личности с использованием различных приёмов и психологических игр.
Развивающие
задачи. Расширять кругозор
учителей, уровень их профессионального мастерства, путём практического
использования различных методик воспитаения толерантности.
Воспитательные
задачи. Воспитывать в
классных руководителях стремление как можно качественнее осуществлять процесс
воспитания толерантной личности.
Оборудование и
материалы: распечатки
психологических игр, цветные фломастеры, цветная бумага, бланки опросников,
коробка с прорезями, листочки, плакат с цветами Люшера, цветные листики для
обратной связи.
Базовые понятия и
термины. Толерантность,
интолерантность, конфесисональная толерантность, социальная толерантность,
межэтническая толерантность, межличностная толерантность.
Ход тренинга
С каким настроением
вы пришли на тренинг? (Цветовой выбор по Люшеру).
Разминка.
1. Давайте поздороваемся.
У разных народов
существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями
других стран.
Участники образуют
два круга, внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается на один шаг
по часовой стрелке.
Варианты приветствия:
Объятие и троекратное
лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
Лёгкий поклон со
скрещёнными на груди руками (Китай);
Рукопожатие и поцелуй
в обе щёки (Франция);
Лёгкий поклон, ладони
сложены перед лбом (Индия);
Лёгкий поклон, ладони
и руки вытянуты по бокам (Япония);
Поцелуй в щёки,
ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
Простое рукопожатие и
взгляд в глаза (Германия);
Мягкое рукопожатие
обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
Потереться друг о
друга носами (Эскимосская традиция).
2. «Кто родился в
мае».
Ведущий называет
личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к
которым справедливо это высказывание, выполнить определенное действие. Участник
встает со стула, выполняет это действие и снова садится на место. Например: «Тот,
у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!» Подбирать утверждения нужно таким
образом, чтобы они относились ко многим участникам.
у кого голубые глаза
- трижды подмигните;
у кого есть веснушки,
пусть пробежит по кругу;
тот, кто сегодня
завтракал, пусть погладит себя по животу;
тот, кто умеет играть
на музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
пусть единственный
ребенок своих родителей поднимется на стул;
кто родился в мае,
пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
кто путешествовал по
другим странам, пусть погладит себя по голове;
Основная часть
1. «Чем мы не
похожи».
Члены группы сидят в
кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо
реального несходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне,
потому что у нас с тобой неодинаковый цвет волос (или, мы с тобой разной
национальности). Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из
группы таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не
окажутся в кругу.
2. «Сходства и
различия».
Разбиться на группы и
каждая группа составляет список того, что объединяет ее членов.
Анализ:
Узнали ли вы
что-нибудь интересное о ком-нибудь из других членов группы?
Есть ли что-нибудь,
что объединяет вас?
Есть ли что-нибудь,
что отличает вас?
Нравится ли вам быть
похожим на других или предпочитаете от всех отличаться?
Какими должны быть
ваши друзья похожими на вас или совсем другими?
Мы приблизились с
вами к понятию толерантность.
Как вы думаете, что
такое толерантность?
Выработать по группам
понятие толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению,
является сущностью толерантности.
Что отличает каждое
понятие?
Есть ли что-то, что
объединяет какие-то из предложенных определений?
Какое наиболее
удачно?
Можно ли дать одно
определение понятию «толерантность»?
Понятие
«толерантность» имеет множество сторон.
Определение выявляет
какую-то грань «толерантности».
3. Анкетирования
различных сторон толерантности
Цель:ознакомить
участников с основными чертами толерантной личности;
дать возможность
оценить степень своей толерантности.
Приложение 1
4. «Скульптура
толерантности».
Все участники
объединяются в 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа получает одно из определений
толерантности. Задача состоит в том, чтобы изобразить это определение таким
образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет
речь. Время на подготовку скульптуры – 5 минут.
5. Психологические
игры - средство воспитания толерантности.
Участники трнеинга
соединяются в команды по 5 человек. В течение 3 минут изучают выданную ми игру,
а затем в игровой форме иллюстрируют игру, так словно они учащиеся.
После демонстраций участники
импровизированных групп обмениваются мнениями о том, какие игры им понравились
больше и почему.
6. «Эмблема
толерантности»
На предыдущем этапе
участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже
существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном,
абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с
другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Каждый попытается
самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на
суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования
занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг
друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами
творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства
между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о
присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна
объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы
сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения -
презентация эмблем каждой подгруппы.
6. Рефлексия
С каким настроением
вы уходите с тренинга? (Цветовой выбор по Люшеру)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.