Тренинг для 6
класса «Права и обязанности ребенка» в рамках проведения Месячника правовых
знаний.
Изучение прав
человека ставит своей целью обучение учащихся умению общаться с другими людьми.
Оно предполагает воспитание у школьников познание себя и окружающих, воспитание
чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти
качества составляют основу культуры прав человека. Для обработки правовых
терминов и повышения правовых знаний нами использован метод социально-психологического
тренинга, включающий дидактические игры интеллектуальные и познавательные с
открытыми и фиксированными правилами.
Тренинг разработан для учащихся 6 классов
В процессе обучения происходит
накопление правовых знаний, формирование правового сознания, умений, правовых
установок, правомерного поведения.
Правовые знания проявляются:
- В понимании функций права,
осознании своих прав и обязанностей.
- В точном и осознанном
выполнении правовых норм, умелом использовании механизмов по реализации
прав, уважении прав других, умений выйти из конфликтной ситуации
цивилизованными средствами.
- В социально-активном поведении
в правовых ситуациях.
Формы работы могут
включать в себя:
- Игры (проигрывание правовых
ситуаций), тренинги.
- Проведение диспутов, дебаты.
- Работа с правовыми текстами с
опорой на наглядный материал.
- Контакты с правоохранительными
органами: экскурсии, приглашения.
- Лекционная работа
старшеклассников.
В данном случае используется метод
социально-психологического тренинга, включающий активизирующие упражнения,
деловые игры, мозговые штурмы, работа с правовыми текстами с опорой на
наглядный материал.
Цели:
- ·Знакомство учащихся с
международными документами, касающимися защиты прав, формирование
вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав;
акцентирование внимания участников тренинга на понятии «обязанности» и
«ответственности».
- ·Развитие аналитического и
критического мышления.
- ·Воспитание вдумчивого
отношения и уважения к правам других.
Ход
занятия:
1. Организационный момент
Вступление. Открытие
тренинга, приветствие тренера.
2. Установление общих правил
работы в группе.
3. Ледокол (упражнение на
установление доверительной обстановки)
1) Упражнение «Никто из вас и
не знает»
4. Основная часть. Групповая работа.
1) Введение. Кластер «Права
ребенка»
2) Упражнение «4 правды, 1
ложь»
3) Упражнение «Фишбоун»
5. Рефлексия.
1) Обратная связь и оценка.
1. Вступление.
Открытие тренинга, приветствие тренера.
Тренер
приветствует участников тренинга. Интересуется, посещал ли кто- нибудь уже
тренинги. Разъясняет, чем отличается тренинг от урока. Объявляет о целях и
задачах тренинга. Предлагает выработать общие правила группы.
2. Установление
общих правил.
1)
Уважать
друг друга.
2)
Согласие
принимать активное участие.
3)
Слушать,
что говорят другие, не перебивая их.
4)
Не
обижать и не унижать других.
5)
Конфиденциальность.
3. Ледокол.
Упражнение «Никто из вас и не знает».
Цель: упражнение дает возможность участникам
установить между собой теплые, доверительные отношения, узнать что – то новое о
своих одноклассниках.
Содержание: тренер предлагает каждому по
очереди рассказать что – нибудь о своих, неизвестных участникам тренинга,
увлечениях или достижениях. Выступление каждого начинается словами «Никто из
вас и не знает, что я …»
4.
Основная часть.
Введение. Кластер «Права ребенка»
Тренер:
- А обладают ли
дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
- Необходим ли
специальный документ по защите прав детей? Почему?
- Такие документы
существуют сегодня, это и есть тема нашего занятия.
Декларация прав ребенка
принята
Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты
прав детей). Декларация (с лат. "провозглашение");
Конвенция о правах ребенка
ООН
в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и
обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа
ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат.
"соглашение").
Разница между ними состоит в
правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя
ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно
представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют
природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка.
Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа.
Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее
положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых
последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым
документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на
занятии.
Итак, Конвенция - очень серьезный
документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком
трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.
Прежде всего, выясним, кого в
Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет).
Предлагаю определить, что
необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. его потребности. (Еда, друзья,
школа, семья и т. д.).
Очевидно, что эти потребности
перечислены в Конвенции как основные права детей.
Права ребенка
(обеспечение, защита, участие)
Все права можно разделить на 3
группы:
- Обеспечение (право на имя,
гражданство, медицинский уход и т. д.).
- Защита (от вовлечения в
военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
- Участие (свобода речи, мнений,
религий, языка и т. д.)
|
Декларация прав ребенка
принята
Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты
прав детей).
|
Конвенция о правах ребенка
ООН
в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и
обязательств государств по защите прав.
|
|
|
Права ребенка
|
|
Обеспечение
право
на имя, гражданство, медицинский
|
|
Участие
свобода
речи, мнений, религий, языка
|
|
Защита
от
вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение «4 правды, 1 ложь».
Цель: упражнение дает возможность участникам
ознакомиться с правами и обязанностями ребенка на конкретных ситуациях,
развивать критическое мышление.
Содержание: тренер предлагает участникам
объединиться в четыре группы.
Каждой
группе раздается два листочка с утверждениями. Группа должна прочитать
утверждения и найти ложные. Далее каждая группа аргументирует свой выбор перед
классом.
1 карточка:
- "В школе должно быть
самоуправление учащихся"
- "Я имею право отстаивать
свое мнение перед учителем на занятии"
- "Я имею право громко
включать музыку в любое время суток"
- Если я заболел, я имею право
на медицинский уход, имею право не посещать занятия в школе.
- "Милиция не имеет права
меня задерживать без предварительного уведомления родителей или
педагогов"
2 карточка:
- "Я имею право заниматься
любой трудовой деятельностью не смотря на имеющиеся у меня дефекты речи
(диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером,
конферансье)"
- Я имею право быть гражданином
той страны в которой родился.
- Я имею право на защиту от
вовлечения в военные действия на территории моей страны.
- "Родители и педагоги не
имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю
важными для моей дальнейшей трудовой деятельности"
- "Родители обязаны
принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только
посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения
отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место
жительства; планирование семейного бюджета)"
3 карточка:
- "Я имею право дружить и
общаться, в том числе с лицом противоположного пола, невзирая на
негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить
с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых"
- Я защищен законом от любых
видов эксплуатации.
- Я имею право исповедовать ту
религию, которую хочу.
- Закон защищает меня от
физического воздействия со стороны взрослых.
- Закон защищает меня от всех
видов дискриминации, унизительных действий и высказываний со стороны
других людей.
4 карточка:
- Я имею право на отдых от
занятий в течении дня.
- Я имею право на персональное
имущество.
- Закон гарантирует мне
справедливое и беспристрастное отношение при определении дисциплинарного
наказания.
- Я имею право выкладывать в
интернет любую информацию и свободно общаться со сверстниками в Сети.
- Я имею право самостоятельно
выбирать дополнительные факультативные учебные курсы, после обсуждения с
родителями.
Упражнение
«Фишбоун» - скелет рыбы.
Цель: упражнение дает возможность участникам
развивать критическое мышление, формулировать проблему и искать пути её
решения.
Содержание: тренер демонстрирует участникам
слайд скелета рыбы, на котором нужно расположить в правильном порядке ступени
решения проблемного вопроса.
Алгоритм «Фишбоун»
Группы
получают раздаточный материал:
1) Лист с
нарисованным скелетом рыбы, на котором будет выписываться решение проблемы.
2) Алгоритм
«Фишбоун» на который они будут ориентироваться
3) Лист с
текстом, в котором необходимо вычленить проблемный вопрос.
После
проделанной работы – общее обсуждение
5.
Рефлексия.
Участникам
предлагается ответить на вопросы:
1)
Какая информация сегодня
для вас была абсолютно новой?
2)
Как вы думаете, всегда ли
исполняется Закон в нашем государстве?
3)
А для чего мы сегодня все
это обсуждали?
4)
Какие формы работы сегодня
понравились больше всего и почему?
Тренер
благодарит участников за совместную работу и прощается.
РАЗДАТОЧНЫЙ
МАТЕРИАЛ
1 карточка:
- "В школе должно быть
самоуправление учащихся"
- "Я имею право отстаивать
свое мнение перед учителем на занятии"
- "Я имею право громко
включать музыку в любое время суток"
- Если я заболел, я имею право
на медицинский уход, имею право не посещать занятия в школе.
- "Милиция не имеет права
меня задерживать без предварительного уведомления родителей или
педагогов"
2 карточка:
- "Я имею право заниматься
любой трудовой деятельностью не смотря на имеющиеся у меня дефекты речи
(диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером,
конферансье)"
- Я имею право быть гражданином
той страны в которой родился.
- Я имею право на защиту от
вовлечения в военные действия на территории моей страны.
- "Родители и педагоги не
имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю
важными для моей дальнейшей трудовой деятельности"
- "Родители обязаны
принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только
посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения
отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место
жительства; планирование семейного бюджета)"
3 карточка:
- "Я имею право дружить и
общаться, в том числе с лицом противоположного пола, невзирая на
негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить
с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых"
- Я защищен законом от любых
видов эксплуатации.
- Я имею право исповедовать ту
религию, которую хочу.
- Закон защищает меня от
физического воздействия со стороны взрослых.
- Закон защищает меня от всех
видов дискриминации, унизительных действий и высказываний со стороны
других людей.
4 карточка:
- Я имею право на отдых от
занятий в течении дня.
- Я имею право на персональное
имущество.
- Закон гарантирует мне
справедливое и беспристрастное отношение при определении дисциплинарного
наказания.
- Я имею право выкладывать в
интернет любую информацию и свободно общаться со сверстниками в Сети.
- Я имею право самостоятельно
выбирать дополнительные факультативные учебные курсы, после обсуждения с
родителями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.