Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыТренинг по сплочению коллектива

Тренинг по сплочению коллектива

Скачать материал

 

Зерновская  общеобразовательная  школа     I – III ступеней

Красногвардейской  РГА


 

 

 

 

 

 

 

 

Отдельный человек слаб, но  целый  коллектив — это сила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тренинг  подготовила 

практический    психолог             ІІ   категории

Бибнева  Лариса  Викторовна

Larisa.bibneva.68@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика  Крым

с. Зерновое

   2014

Описание   разработки

 

    В   любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

  Тренинг   «Отдельный человек слаб, но  целый  коллектив — это сила»  направлен  на     сплочение коллектива и повышение самооценки  участников.     В  разработке  представлены  активные  методы  групповой  работы, которые   акцентированы   на взаимоотношениях между участниками группы, развивающиеся  в ситуации "здесь и теперь".  Тренинг  разработан  для  целевой  группы,  в  состав  которой  входят  педагоги  школы  и  родители  обучающихся.

  Разработка  предназначена  педагогам – психологам,    классным  руководителям

общеобразовательных  учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткие рекомендации к использованию

  

Цель. Сплочение коллектива и повышение самооценки.

Задачи:

Ø  создание позитивного настроя на работу;

Ø   создание атмосферы единства;

Ø  сплочение, улучшение взаимопонимания участников;

Ø  повышение взаимного доверия участников;

Ø   тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

 

Целевая  группа:  педагоги  школы  и  родители  обучающихся 

Условия проведения:

·         пространство, позволяющее обеспечить безопасность    участников, например, спортивный зал.

·         особое внимание со  стороны  психолога уделяется эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.

 

Правила  тренинга: 

Ø  Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). 

Ø  Общение по принципу “здесь и теперь”. 

Ø  Конфиденциальность всего происходящего. 

Ø   Персонификация высказываний. 

Ø  Искренность в общении.

Ø  Уважение к говорящему. 

Оборудование: бумага,  цветные  карандаши (фломастеры  или  маркеры),  плакат  с  правилами    тренинга,  карточки  с  афоризмами  о  коллективе, компьютер,  электронная  презентация  «Притчи»,  аудиоаппаратура,  мелодии  для  создания  музыкального  фона  во    время  проведения  групповых  подвижных  упражнений

 

 

 

Конспект   тренинга

I.                   Обсуждение  правил  тренинга.  

ü  Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). 


Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

ü    Общение по принципу “здесь и теперь”. 
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

ü    Конфиденциальность всего происходящего. 

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

ü  Персонификация высказываний. 


Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем  на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

ü    Искренность в общении. 
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

ü  Уважение к говорящему. 
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

II.                Погружение

1.       Притча.

Веник

Древняя притча

   У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Ø   Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам  удастся действовать вместе.

2.      Упражнение  «Рисуем  в  парах».

Ø  Участники  в  парах  рисуют  свое  настроение.  Обязательное  условие —  карандаш  держат  двое  и  рисуют  одновременно.

Ø  Комментарий  рисунков ( по  желанию).


ІІІ. Основная  часть

1.      Упражнение «Счёт до десяти».

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

 

Ход упражнения: Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите головы  вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее.  Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

Ø  Что с вами происходило?

Ø  Если не получилось, то почему?

Ø  Какую стратегию вы выбрали?

 

2.      Упражнение "Строй". 

Мотивация  к  выполнению  задания:

Ø  Притча 

В  руках  судьбы

Великий  японский  воин  по  имени  Нобунага  решил  атаковать  противника,  хотя  врагов  было  вдесятеро  больше.  Он  знал,  что  победит,  но  его  солдаты  сомневались.  По  дороге  он  остановился  возле  синтоитской  святыни  и  обратился  к  своим  людям. 

—  Посетив  святыню,  я  брошу   монетку.  Если  выпадет  орел  —  мы  победим,  если  решка  —  проиграем.   Судьба   держит  нас  в  руках.

Нобунага  вошел  в  святыню  и  молча  помолился.  Когда  он  вышел,  кинул  монетку.  Выпал  орел.  Его  солдаты  так  рвались  в  бой,  что  легко  выиграли  битву.

—  Никто  не  может  изменить  судьбу,  —  сказал  ему  слуга  после  боя.

—  Конечно,  нет,  —  ответил  Нобунага,  показывая  ему  монетку,  на  которой  с  обеих  сторон  был  орел.

Комментарий  психолога. 

Ø  Великий  японский  воин  использовал  монетку,  чтобы  усилить  веру  в  успех  боя,  в  благоприятный  поворот  судьбы.  Так  он  заставил  поверить    своих  солдат  в  собственные    силы.

Ø  Завершение  битвы  могло  быть  и  неудачным,  и  хорошим.  Каким  оно  стало,  определила  уверенность  воинов  в  своем  успехе.

Ø  В  жизни  каждого  человека  бывают  моменты,  когда  вера  в  себя  ослабляется,  особенно  перед  важными  испытаниями.  И  тогда  необходима  «монетка  позитивного  прогноза».

Ø  Вспомните,  кто  может  стать  для  Вас  таким  человеком,  который  верит  в  Вас  и  усилит  Вашу  веру  в  себя?

Ø  Возможно,  какая-то  фраза,  мысль,  чувство  может  стать  для  Вас  талисманом  успеха? Мысленно  повторите,  пожалуйста,  эту  фразу  или  представьте  свой  талисман.

Ø  Переходим  к  выполнению  следующего  задания.  

Ход упражнения: Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).


Обсуждение:

Ø  Какие  ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

 

 

3.    Упражнение «Путанка».
Цель: сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост.

Ø  Кто будет головой? А кто хвостом? – спрашивает психолог

Ø  . Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад.

Ø   А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение:

Ø  Какие  ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

4.    Упражнение «Поезд».

Цель: сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (психолог указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
  

Ø  Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Ø  Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

 

5.      Упражнение «Переключатели».

Цель: Создание позитивного настроя на работу, создание атмосферы единства.


Ход упражнения: На счет «три» нужно повернуться на 90 градусов не договариваясь в какую сторону.

Комментарий  психолога.

Ø  Вы  на  собственном  опыте  убедились,  насколько  сложно  иногда  бывает  взаимодействовать  в  коллективе,  но  каждый  из  нас  всегда  может  вспомнить  простые  слова:  «Отдельный человек слаб, но  целый  коллектив — это сила».



IV.  Рефлексия

1.       Притча.

Мир  такой,  каким  ты  его  видишь

К  оазису  подошел  юноша,  попил  воды  и  спросил  у  старика,  который  отдыхал  у  родника:

—  Какие  люди  тут  живут?

Старик  и себе  спросил  у  молодого  человека:

—  А  какие  люди  живут  там,  откуда  ты  пришел?

—  Толпа  эгоистов  с  недобрыми  помыслами,  ответил  юноша.

—  Таких  же  найдешь  и  тут,  —  промолвил  мудрец.

В  этот  же  день  другой  юноша    подошел  к  источнику  утолить  жажду  после  сложного  пути.  Увидев  старца,  он,  поприветствовав   его,  спросил:

—   Какие  люди  проживают  в  этом  месте?

Старик  в  ответ  поставил  тот  же  вопрос:

—  А  какие  люди  живут  там,  откуда  ты  пришел?

 

—  Прекрасные!  Честные,  гостеприимные,  дружелюбные.  Мне  больно было   расставаться  с  ними.

—  Таких  же  найдешь  и  тут,  —  заверил  мудрец.

Человек,  который  слышал  оба  разговора,  поинтересовался:

— Как  мог  ты  дать  два  такие  одинаковые  ответа  на  разные  комментарии?

На  это  старик  ответил:

—  Каждый  из  нас  может  видеть  только  то,  что  несет  в  своем  сердце.  Тот,  кто  не  нашел  ничего  хорошего  везде,  где  побывал,  не  сможет  найти  ничего  другого  ни  тут,  ни в  любом  другом  месте.

 

2.      Комментарий   психолога.

Ø  Все,  что  окружает  нас,  —  это  отображение  наших  мыслей.  Мы  смотрим  на  реальность  через  фильтр,  которым  сами  и  являемся.  Мы  сами  выбираем,  в  каком  свете  видеть  все,  что  происходит  вокруг  нас,  —  в  позитивном  или  негативном.

 

Ø  Какие чувства испытывали? 

 

Ø  Что нового узнали о себе, о коллективе? 

Ø  Как будете использовать эти знания? 

Ø  Чему научились? 

Ø  Как это пригодиться в будущем? 

Ø  Что было важным? 

Ø  Над чем вы задумались? 

Ø  Что происходило с вами? 

Ø  Что нужно развивать на будущее?

V.  Прощание

Ø  Упражнение   «Подари  улыбку»

Ø  Спасибо, за внимание и активное участие!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

v Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми.

В. А. Сухомлинский

 

v Коллектив — это не какая-то безликая масса. Он су­ществует как богатство индивидуальностей.

В. А. Сухомлинский

 

 

 

v Как бы талантлив человек ни был, но коллектив всегда умнее и мощнее.

II. А. Островский

 

v Единственная настоящая роскошь — это роскошь че­ловеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

 

v  Лишь в людях себя познать способен человек.

И. Гёте

 

v Мы знаем, что отдельный человек слаб, но мы знаем также, что целое — это сила.

К. Маркс

 

 

 

v Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 


1. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе.
  —  М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. 


2. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем.
  —  М.: ТЦ "Сфера", 2000. 


3. Лейбман И. Психологический тренинг сплочения// газета "Школьный психолог", № 13 апрель 2004.

 

4. Літковська  О.В.100 притч  для  тих,  хто  вчить,  і  тих,  хто  вчиться. — К.: Шкільний  світ,  2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тренинг по сплочению коллектива"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    В   любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

  Тренинг   «Отдельный человек слаб, но  целый  коллектив — это сила»  направлен  на     сплочение коллектива и повышение самооценки  участников.     В  разработке  представлены  активные  методы  групповой  работы, которые   акцентированы   на взаимоотношениях между участниками группы, развивающиеся  в ситуации "здесь и теперь".  Тренинг  разработан  для  целевой  группы,  в  состав  которой  входят  педагоги  школы  и  родители  обучающихся.

  Разработка  предназначена  педагогам – психологам,    классным  руководителям  общеобразовательных  учреждений.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 781 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1420
    • DOCX 756.3 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бибнева Лариса Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бибнева Лариса Викторовна
    Бибнева Лариса Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 77663
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1215 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Теоретические основы клинической психологии

36/72 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы спортивно-психологического консультирования

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе