Тренинг
для релаксации и снятия напряжения
Участники:
педагогический коллектив.
Цель
тренинга:
-
снятие мышечного напряжения, переключение внимания – упражнение «Давайте
поздороваемся»;
-
способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы – упражнение
«Говорящие очки»;
-
«разговор» участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение
экспрессивного репертуара – упражнение «Танец отдельных частей тела»;
-
мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения – упражнение «Летняя
ночь»;
-
установление психологической поддержки и обратной связи – упражнение
«Послание».
План
тренинга:
1. Приветствие.
Настрой педагогов на взаимодействие друг с другом:
- Упражнение «Давайте
поздороваемся».
- Упражнение «Знакомство
с правилами работы в группе».
2. Основная часть:
- Упражнение «Имя как аббревиатура».
- Упражнение «Вы еще не знаете, что я люблю…»
- Упражнение «Говорящие очки».
- Упражнение «Танец отдельных частей тела».
- Релаксационное упражнение «Летняя ночь».
3. Заключение. Ритуал прощания:
- Упражнение «Послание».
- Беседа – обсуждение – формулируется впечатление о прошедшем тренинге.
Ход
тренинга:
1. Приветствие.
Настрой педагогов на взаимодействие друг с другом:
·
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Педагог-психолог:
Я рада, что мы смогли встретиться, имеем
возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о
себе и о коллегах. А самое главное – выразить друг другу радость встречи.
А
сейчас, для снятия эмоционального напряжения, раскрепощения всех участников
группы и на формирование настроя на тренинговое занятие мы поприветствуем друг
друга необычным способом, через упражнение «Давайте поздороваемся».
(Педагоги
по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и здороваться со
всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1
хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечами; 3 хлопка –
здороваемся спинами).
·
Упражнение «Знакомство с правилами работы
в группе»
Педагог-психолог:
Для того чтобы нам было легче общаться,
давайте обсудим правила общения в группе:
-
Правило 1 - Искренность в общении. Чем более откровенными будут рассказы
о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших
чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
В
группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где вы можете рассказать
о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы,
которые до момента участия в группе по каким-то причинам не обсуждали. Если вы
не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
-
Правило 2 – Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для
других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению
внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать
ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
-
Правило 3 - Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это одно из эстетических
оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не
участвовавшими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это
делать непосредственно на занятии.
-
Правило 4 - Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение
его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы
быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что
то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь
этим принципом.
-
Правило 5 – Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «Все так думают»,
«Большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так:
«Я думаю…», «Я чувствую…», «Мне кажется…». Основное внимание каждого из нас
должно быть сосредоточенно на том, что происходит с вами. Все высказывания должны
строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Здесь и
теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие
мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
-
Правило 6 – Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего
мнения. Нас достаточно часто критикуют и
оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что
человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
-
Правило 7 – Общение между всеми участниками на «ты».
Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее
пределами.
2. Основная
часть.
·
Упражнение «Имя как аббревиатура».
Педагог-психолог
предлагает педагогам записать на листе бумаги тот вариант своего имени, который
они считают наиболее приемлемым для общения в данной группе. Расшифровать свое
имя, представив его как аббревиатуру, называя свои характеристики (например:
Таня – Т – таинственная, А – активная, Н – надежная, Я – яркая.) Затем педагоги
называют свое имя, а также его расшифровку.
·
Упражнение «Вы еще не знаете, что я
люблю…»
Педагог-психолог предлагает педагогам
передавать по кругу мячик при этом, каждый педагог продолжает фразу: «Вы еще не
знаете, что я люблю делать в свободное время…» (Называет какой-то факт о себе,
который большинству неизвестен. Игра продолжается. Пока каждый участник не
представится).
·
Упражнение «Говорящие очки».
Один из педагогов надевает очки и
поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь. Произносит фразу: «Наяву,
а не во сне – что прекрасного во мне?». Педагог в очках должен от имени
волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.
·
Упражнение «Танец отдельных частей тела».
Звучит музыка. Педагоги становятся в круг.
Психолог по очереди называет части тела, танец которых будет исполнен под
музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.(например:
«танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота», «танец
ягодиц» и т.д.) участники максимально стремятся использовать в танце названную
часть тела.
·
Релаксационное упражнение «Летняя ночь».
«Психолог
включает расслабляющую музыку и говорит:
Ложитесь
на коврики в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте
глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
-
«Представьте себе, что наступает чудесная ночь. На темном небе зажигаются яркие
звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно
спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все
ваше тело: лицо, спину, руки, ноги… Вы чувствуете. Как тело становится легким,
теплым, послушным…
Дышится
легко… ровно… глубоко… (2 раза)
-
Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен.
Дышится
легко… ровно… глубоко… (2 раза)
Гаснут
звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны
сил и энергии…
Открывайте
глаза и медленно поднимайтесь… Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и
радости на весь день.
3. Заключение.
Ритуал прощания.
·
Упражнение «Послание»
Каждому присутствующему педагог-психолог
дает лист бумаги форматом Ах4 (разделенный на 3 части). Нужно на трех листочках
написать послания трем сидящим справа участникам круга. Послание должно носить
позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упомянуть сильные
стороны конкретного человека.
·
Беседа, обсуждение.
формулируются впечатления о прошедшем
занятии, имеющие конструктивную или эмоциональную направленность.
Педагог-психолог Руденко Т.А.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.