Урок географии
в 9 классе
Тема:
«Транспортный комплекс России. Виды транспорта»
Цели
и задачи урока:
1.
определить
значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;
2. изучить состав
транспортного комплекса;
3. познакомить
учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;
4.
познакомить
учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем
развития;
5.
проанализировать
географию ведущих видов транспорта России;
6.
рассмотреть
основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические,
социальные, экологические;
7.
продолжить
формирование у ребят умения работать с различными источниками географической
информации.
Учебно-наглядный
комплекс и оборудование:
1.
карты
России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная
контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:
2.
мультимедийное
оборудование (проектор, экран, ноутбук).
Тип
урока:
урок изучение нового материала.
Методы:
·
Словесные:
объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.
·
Наглядные:
демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.
·
Практические:
выполнение практической работы, заполнение контурной карты.
Ход
урока:
I .Организационный момент
II. Изучение нового материала
Презентация
(слайд
1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования
хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно
столь протяжённого как Россия. Проблема: почему роль транспортного комплекса
велика в хозяйстве России?
(слайд
2). Цели и задачи урока.
(слайд
3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.
Основные
задачи транспортной системы:
·
Обеспечение
связей между отдельными отраслями и районами страны;
·
Своевременное
обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;
·
Повышение
экономической активности работы транспорта.
Знакомство с
понятиями: транспортная система, грузооборот и пассажирооборот. Беседа о
транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.
(слайд
4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради,
и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового
материала (Приложение 2).
(слайд
5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России.
Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной
дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории
возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети железных дорог в
России).
Железнодорожный
транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить
надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами.
Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях
географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с
атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д
магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных
дорог.
(слайд 6). Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по
себестоимости перевозок.
Беседа об
автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках,
существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития
автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о
путях решения этих проблем.
(слайд
7). В) Трубопроводный транспорт
Рассказ
учителя о преимуществах и недостатках данного вида транспорта, особенностях
его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности
размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения
природы вследствие утечки газа или нефти.
(слайд
8). Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.
Рассказ
учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития.
Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта:
перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и
в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации
самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель
атмосферы.
Космический транспорт: значение и проблемы.
(слайд
9). Д) Водный транспорт (морской и речной)
Рассказ
учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении
и уровне развития. Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника,
справочными материалами. Обозначение на к/к крупнейших морских портов
Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского
бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток,
Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского
бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа). Сообщения учащихся о речном
транспорте России.
(слайд
10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы,
выводы.
(слайд
11). Проблемы транспортной системы России.
Заключительным
этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная
система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в
случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на
следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.
Предлагаемые
вопросы для обсуждения:
1.
Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
2.
Где, что и как нужно строить?
3.
Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?
4.
Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?
5.
Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?
6.
Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать
трубопроводным транспортом?
7.
Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие
курортно-туристических зон в России?
(слайд
12). III. Домашнее
задание
Параграф
35, 36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром).
·
Изучить
карту в атласе «Транспорт России»
·
Выполнить
задания на контурной карте «Транспорт России»
·
Найти
пути решения поставленных на уроке проблем
IV. Подведение
итогов урока, рефлексия, выставление отметок
Приложение
1 (презентация
составлена в PowerPoint)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.