Утверждаю:
Тема
урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели
урока:
Образовательные: Расширить и углубить знания
учеников о правилах пунктуации, постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Обобщить и систематизировать материал по данной теме. Формировать
пунктуационную грамотность.
Развивающие: Развивать устную и
письменную речь уч-ся, логическое и образное мышление, а также умения
организовать самостоятельную и групповую работу.
Воспитательные: Воспитывать любовь к труду,
к русскому языку.
Тип
урока: изучение нового материала
Метод:
объяснение материала, работа с текстом «Сибирь- сказочная страна»
(стр.180-181),чтение текста, словарная работа, ответить на вопросы, выполнение
заданий, поиск, диаграмма Венна
Наглядность:
ноутбук, (видеофильм про Сибирь), таблица, раздаточный материал, иллюстрации,, Толковый
словарь русского языка 1-4 томах, казахско-русский словарь.
Н.А.Шахметова,
О.Б.Саденова, Б.Б.Жумабекова. Русский язык учебник для 6 класса
общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Издательство « Арман - ПВ».
2015
Ход урока
1.Организационный этап.
Правила учи всегда
Применяй толково
Будешь грамотным тогда
В полном смысле слова
Я
вас приветствую и жду хорошей работы.
2. Проверка домашнего задания. Сказуемое,выраженное именем
существительным. Упражнение299 стр.175 (проверка по цепочке)
1.Астана- сердце Казахстана.2.Знание- высшее богатство.3.Книга- источник
знаний.4.Пословица-мудрость народа.5.Март- первый месяц весны.6.Апрель- месяц
говорливой воды .7.Береза-белоствольное
дерево.
3.Новаятема:
Записываем дату, классная работа.
Этап
подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Рассмотрение
темы «Тире между подлежащим и сказуемым». Цель урока-будем
знакомиться с постановкой тире между подлежащим и сказуемым...
Изучение
нового материала
Взглянув
на правило, скажите, сколько случаев постановки тире вам
предлагают авторы учебника?
Анализируем
правило и сопоставляем с таблицей, которую вы
получили.
ТИРЕ
МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Тире
ставится:
|
1. Существительное +
существительное
|
Лес — друг человека.
|
2.
Числительное + числительное
|
Дважды
два — четыре.
|
3.
Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
|
Охранять природу — любить родину.
|
4. Существительное +
н. ф. глаг.
|
Наша задача — хорошо учиться.
|
5.
Н. ф. глаг. + существительное
|
Ходить босиком — удовольствие.
|
6. Это,
вот, значит
|
Чтение — вот
лучшее учение.
|
4.Закрепление материала
Выполнение тренировочных
упражнений.
Упр. 306. Проверка учителем.(выполняется на доске.)
1.Река- это источник энергии.2.Река-это путь.3.Сырдария-длиннейшая река Средней
Азии.4.Байкал- самое глубокое озеро.
Упражнение308 стр.180-181
Сибирь-сказочная страна. (Просмотр фильма)
-чтение
текста
-
словарная работа-Тайга-қоңыржай
ендіктің солтүстігіндегі қылқан жапырақты қалың орман
Провод-сым
Кладовая- қойма
-ответить
на вопросы стр.181
1.Какие
реки текут по сибирской земле?
2.Какое
удивительноеозеро есть в Сибири?
3.Какие
богатства есть в недрах Сибири?
4.Что
такое «голубое золото »Сибири?
5.Что
такое «зеленое золото» Сибири?
6.Какую
пользу в хозяйствеприносит лес?
Упр.309
стр.181
1.Сибирь-сказочная страна,2.Обь ,Иртыш, Енисей, Лена-полноводные реки Сибири.3.Байкал-самое
глубокое и удивительное озеро. 4.Сибирь- богатая и запасливая хозяйка.5.
«Голубое золото» Сибири- это вода.6 .«Зеленое золото»- это леса Сибири.7.
«Страна лесов»- это Сибирь.
-Работа
с опережающим заданием:
-Назовите
реки и озера Казахстана. Какие из них самые глубокие и самые длинные? Знаете
ли вы легенды, связанные с ними. Расскажите.
Тлепбергенова Назерке:
Балха́ш ( каз. Балқаш) — бессточное полупресноводное
озеро в Балхаш-Алакольской
котловине на
юго-востоке Казахстана, второе по величине
непересыхающее солёное озеро (после Каспийского
моря)
и 14-е в списке
крупнейших озёр мира.
Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части
с различными химическими характеристиками воды — в западной части
она практически пресная, а в восточной — солоноватая.
Озеро
относится к Балхаш-Алакольскому
водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях
Казахстана:Алматинской, Жамбылской и Карагандинской. К северу от озера
раскинулся обширный Казахский
мелкосопочник,
к западу простирается Бетпак-Дала, а к югу
располагаются Чу-Илийские
горы,
пески Таукум и Сарыесик-Атырау.
Топоним «Балхаш», по одной из
версий, происходит от слова balkas татарского, казахского и алтайского языков, которое
значит «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте». В
казахском языке «балкыту» значит «плавка металла», «плавить». Этимология от
«балку» подтверждается археологическими данными экспедиции академика А.
Маргулана
по Прибалхашью как очагу древней металлургии эпохи энеолита и ранней бронзы.
Согласно
легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь
Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её
только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были
два сына китайского
императора с
караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и
серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и
изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и
бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После
состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал
его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого
отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они
превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки
никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн
озером.
Есенгельдин Бахтияр:
Иртыш
— река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша
составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью — самая
протяжённая река в России, вторая по протяжённости в Азии и седьмая в мире
(5410 км). Иртыш — самая длинная река-приток в мире (на втором месте —
Миссури). Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России
(2010 км). Площадь бассейна — 1643 тыс. км².
Истоки
Иртыша находятся на границе Монголии и Китая, на восточных склонах хребта
Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш он попадает в Казахстан,
проходит через Зайсанскую котловину, впадает в проточное озеро Зайсан. В устье
Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с
Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами
Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через Бухтарминскую ГЭС и следом
за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся
Шульбинская ГЭС и город Семипалатинск. Чуть выше Павлодара иртышскую воду
забирает канал Иртыш — Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска
Иртыш впадает в Обь.
Питание
Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем
течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также
существенно изменяется. В верхнем течении половодье начинается в апреле,
максимум в апреле — июне, спад длится до октября; сток реки зарегулирован. В
низовьях половодье с конца мая до сентября, максимум в июне. 50 % годового
стока проходит весной, в верховьях доля стока летом и осенью по 20 %, зимой 10
%, у Тобольска соответственно 27 %, 19 % и 7 %. Средний расход у
Усть-Каменогорска 628 м³/с, Семипалатинска около 960 м³/с, Омска 917 м³/с,
Тобольска 2150 м³/с, в устье около 3000 м³/с, годовой сток около 95 км³. Размах
колебаний уровня выше озера Зайсан 4,4 м, у Омска 7 м, Усть-Ишима 12,7 м, к
устью уменьшается.
Общая
площадь водосбора составляет 1 643 000 кв. км. Уклон порядка 0,03 м на
километр. Ледоставу на Иртыше предшествует ледоход продолжительностью около 20
дней в верховьях и 6—10 дней в низовьях. Замерзает в верховьях в конце ноября,
в низовьях в начале ноября, вскрывается в апреле.
В
Иртыше обитают представители головешковых (ротан), осетровых (сибирский осётр,
стерлядь), лососевых (нельма, муксун, ряпушка сибирская), карповых (язь, карп,
лещ, плотва, краснопёрка, елец, серебряный и золотой карась и др.), щуковых
(щука), окуневых (окунь, судак, ёрш), тресковых (налим).
Фотографии
Реки Иртыш
Река Иртыш
Река Иртыш
Река Иртыш
Река Иртыш
Река Иртыш
Обратите внимание!
Слово гидро (греч.) означает «вода».
Гидроэлектростанция- электростанция, использующая силу падающей воды для
выработки энергии.
Упражнение 312 стр.182
«Кто лучший переводчик?»
1.Краса
слова-пословица.2.Первое богатство-здоровье, здоровье-залог чистоты.
3.Единство-непроницаемый пулей броня (латы),4.Оружие мысли-язык,оружие языка-
слово.5.Пища-основа человека.
Приём
«Подведём итоги»
Итак,
сегодня мы работали по теме…
На
прошлых уроках мы работали по теме «Главные члены предложения»
1.
Главные члены предложения – это…
2.
Подлежащее и сказуемое другими словами – это…
3.
Подлежащее – это…
4.
Подлежащее чаще всего выражается…
5.
Сказуемое – это главный член предложения, который...
6.Сказуемое чаще всего
выражается …
Составление диаграммы
Венна
Домашнее
задание: Упражнение: 305,312 (закончить), выучить правило на стр.178
Тире
ставится:
|
1. Существительное +
существительное
|
Лес — друг человека.
|
2.
Числительное + числительное
|
Дважды
два — четыре.
|
3.
Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
|
Охранять природу — любить родину.
|
4. Существительное +
н. ф. глаг.
|
Наша задача — хорошо учиться.
|
5.
Н. ф. глаг. + существительное
|
Ходить босиком — удовольствие.
|
6. Это,
вот, значит
|
Чтение — вот
лучшее учение.
|
Тире
ставится:
|
1. Существительное +
существительное
|
Лес — друг человека.
|
2.
Числительное + числительное
|
Дважды
два — четыре.
|
3.
Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
|
Охранять природу — любить родину.
|
4. Существительное +
н. ф. глаг.
|
Наша задача — хорошо учиться.
|
5.
Н. ф. глаг. + существительное
|
Ходить босиком — удовольствие.
|
6. Это,
вот, значит
|
Чтение — вот
лучшее учение.
|
Тире
ставится:
|
1. Существительное +
существительное
|
Лес — друг человека.
|
2.
Числительное + числительное
|
Дважды
два — четыре.
|
3.
Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
|
Охранять природу — любить родину.
|
4. Существительное +
н. ф. глаг.
|
Наша задача — хорошо учиться.
|
5.
Н. ф. глаг. + существительное
|
Ходить босиком — удовольствие.
|
6. Это,
вот, значит
|
Чтение — вот
лучшее учение.
|
Вспомним
основные случаи этого правила и убедимся, что мы их усвоили
Мы
рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом
полном предложении. Вы поняли, что в этом Вам поможет умение
правильно выделить грамматическую основу предложения. На следующем
занятии мы узнаем о постановке тире в неполном предложении.
6.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения,
называется...
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения
выражаются...
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...
10. Составное именное сказуемое – это... На прошлых уроках
мы работали по теме «Главные члены предложения»
Эти
знания нам пригодятся при изучении нового материала
1.
Главные члены предложения – это…
2.
Подлежащее и сказуемое другими словами – это…
3.
Подлежащее – это…
4.
Подлежащее чаще всего выражается…
5.
Сказуемое – это главный член предложения, который...
Проверка домашнего задания.
Опираясь
на схему, расскажите об одном из видов сказуемого в русском языке, используя в
качестве примеров предложения из дом. упражнения. Что
осталось неясным в д/з?
ТЕСТ
на проверку усвоения видов сказуемого. Самопроверка по ключу с
самооценкой.
Тест
1.
Задание. Определите
тип сказуемого в предложениях.
· Дверь
была приоткрыта.
а)
простое глагольное сказуемое;
б)
составное глагольное сказуемое;
в)
составное именное сказуемое.
· Болота
лежали перед нами пустынные и зловещие.
а)
простое глагольное сказуемое;
б)
составное глагольное сказуемое;
в)
составное именное сказуемое.
· Утки
начинают купаться.
а)
простое глагольное сказуемое;
б)
составное глагольное сказуемое;
в)
составное именное сказуемое.
· Куда-то
попрятались все птицы.
а)
простое глагольное сказуемое;
б)
составное глагольное сказуемое;
в)
составное именное сказуемое.
· Вода
всё ещё не могла успокоиться.
а)
простое глагольное сказуемое;
б)
составное глагольное сказуемое;
в)
составное именное сказуемое.
Ключ
к тесту «Типы сказуемых»: количество правильных ответов
соответствует Вашей оценке.
Тест
1. в в б
а б
Тире
не ставится:
|
1.
При сказуемом есть не
|
Старость не радость.
|
2.
При сказуемом есть как, будто
|
Пруд как
зеркало.
|
3.
Под л еж. = местоим.
|
Он врач.
|
Если
на местоимение падает логическое ударение, то тире может
ставиться
|
Ты - лучший человек на
свете.
|
Тире
ставится:
|
1. Существительное +
существительное
|
Лес — друг человека.
|
2.
Числительное + числительное
|
Дважды
два — четыре.
|
3.
Н. ф. гл. + н. ф. глаг.
|
Охранять природу — любить родину.
|
4. Существительное +
н. ф. глаг.
|
Наша задача — хорошо учиться.
|
5.
Н. ф. глаг. + существительное
|
Ходить босиком — удовольствие.
|
6. Это,
вот, значит
|
Чтение — вот
лучшее учение.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.