- Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
- Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
- 30.12.2020
- 718
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Ты пришел из просторных степей...»Поэтический вечер посвещенный Павлу Васильеву.Мужской голос (за кадром): «Перед нами портрет неслыханного дарования- одна из горчайших потерь новой русской поэзии. Это огромная слеза, катящаяся по лицу Земли, воспетой им сильно и звонко».1-й ведущий (под звуки «Реквиема» Моцарта).Прозвучало высказывание Льва Озерова об одной из самых трагических фигур русской поэзии ×× века - Павле Васильеве. Только после 20 лет вынужденного замалчивания имя талантливого и самобытного поэта было возвращено нашей литературе. В 1957 г., отмечая возрождение феномена, Борис Пастернак писал: «В начале 30-х годов Павел Васильев произвел на меня впечатление приблизительно того же порядка, как в свое время Есенин и Маяковский. Он был сравним с ними, в особенности с Есениным, творческой выразительностью и силой своего дара и безмерно много обещал.У него было то яркое, стремительное и счастливое воображение, без которого не бывает большой поэзии и примеров которого в такой мере я уже больше не встречал ни у кого за все истекшие после его смерти годы. Помимо печатавшихся его вещей(«Соляного бунта» и отдельных стихотворений), вероятный интерес и цену должно представлять все то, что от него осталось».2- ведущий (слайды «Города Казахстана»). Павел Васильев знал Иртыш от озеоа Зайсан и до Ишима. Здесь его родина: в Зайсане родился, учился в Павлодаре. В школьные годы пробудилось его безудержное желание поведать миру об увиденном и услышанном. В Павлодаре в 12- летнем возрасте он написал свое первое произведение «Сказки Чернильного деда».Фантазию мальчика питала пестрая и многообразная действительность: «узкие песчаные улицы, запоненные арбами», «богатые казачьи станицы, тянущиеся вдоль берега Иртыша»,«разноязыкие ярмарки, на которые приезжали купцы из Китая», «соляныетпромыслы, в которых рабочие- казахи, стоя по колено в соляной жиже, сгребали лопатами соль в кучи», « зарево гражданской войны». 1-й ведущий. Прииртышье стало источником поэтического вдохновения. « Сердечный мой, мне говор твой знаком...» -это о Павлодаре. А вот об Усть –Каменогорске: « Статен, плечист и светел утренний город твой!». Семипалатинцы в поэтической сокровищнице Павла Васильева отыщут свое.Зноем взятый и сжатый стужей,В камне, песках и воде рябой,Семипалатинск, город верблюжий,Коршуны плавают над тобой.2- ведущий ( слайды «Семипалатинск»)Таким был Семипалатинск в 1931 году, таким он остался и в августе 1934 –го года, когда Павел Васильев снова приехал сюда с женой Еленой Александровной Вяловой. Чем дорого это стихотворение Васильева? Не только тем, конечно, что в нем талантливой кистью мастера запечатлен облик тогдашнего Семиапалатинска, но и тем, что пророчески предсказано его будущее.Меж тем как с длинным верблюжьим ревомГород оглядывается назад...Но мы тебя сделаем трижды новым, Старый город Семи Палат!1-й ведущий. Возвращаясь к детству Васильева, вспомним учителей, среди которых были профессональные художники и литераторы. Учитель литературы- Д. В. Костенко, «человек тончайшей духовной настроенности и культуры», открывший своему ученику поэтический мир Гете, Есенина. По настоянию Павла на одном из уроков читали стихи Абая. ( Звучит фрагмент песни Абая « Көзімнің қарасы).Многие современники отмечали в поэзии П. Васильева « малявинские вихри красок», « фламандскую точность и щедрость», « живописную экспрессию». Откуда все это? Не От уроков ли учителя рисования – великолепного мастера пейзажа В.П. Батурина, утверждавшего, что живопись и поэзия едины?2-ведущий. Самостоятельная жизнь началась со странствий. После окончания школы в июне 1926 г. Павел Васильев покидает родительский дом и отправляется познавать мир.Около трех лет продолжались его «университеты», он пробует себя в увлекательных профессиях: то поступает на японское отделение факультета восточных языков Владивостокского университета, то работает матросом на шхуне, то каюром в тундре, то золотоискателем, то сплавщиком на лесной реке, то культработником, то сотрудником газеты... вот уж кто мог бы повторить вслед за Пушкиным: « Путешествие нужно мне нравственно и физически!».1-й ведущий. В ноябре 1926г. его имя впервые появилось в печати: во владивостокской газете «Красный молодняк» было напечатано стихотворение «Октябрь».2-ведущий. В июле 1927 г. Павел Васильев приехал наконец в Москву, чтобы осуществить свою давнюю мечту о специальном образовании. Но Литературный институт им. В.Брюсова был закрыт, и ему пришлось вернуться домой. И только в конце 1928г. он вновь приехал в Москву и стал жить здесь постоянно.1-ведущий. Павел Васильев. «Широкошумное имя тридцатых годов!». Красивый, веселый, он становился центром внимания в любой среде. Он ворвался в столичную поэзию, как на разгоряченном коне, одних покоряя отвагой, других дразня дерзостью. Васильев казался одним из тех, кто в далекой древности, в Элладе, заставил поверить в божественное происхождение поэзии. В февральском номере журнала «Новый мир» за 1930 г. появилось стихотворение «Ярмарка в Куяндах».(чтение наизусть)2-ведущий. Так впервые в столичной прессе заявила о себе тема, над которой, по словам самого поэта, «прочно висит казахстанское небо».1-ведущий. Павел Васильев внес в русскую поэзию особенный, небывалый до него регион- желтую казахскую степь с ее бескрайними просторами, с табунами лошадей, отарами овец, величественным Иртышом. С восхищенной сыновьей любовью он обращается к родной земле, к «реке просторной родины своей».(Под звуки кюя Курмангазы «Сарыарка»).Родительница степь, прими мою,Окрашенную сердца жаркой кровью,Степную песнь! Склонившись к изголовьюВсех трав твоих, одну тебя пою!К певучему я обращаюсь звуку, Его не потускнеет серебро,Так вкладывай, о степь, в сыновью рукуКривое ястрибиное перо.Река просторной родины моей,Просторная,Иди под непогодой,Теки, Иртыш, выплескивай язей-Князь рыб и птиц, беглец зеленоводныйСветла твоя подводная гроза,Быстры волны шатучие качели,И в глубине раскрытые глазаУ плавуна, как звезды, порыжели.2-ведущий. С Васильевым в русскую поэзию пришла Азия – веселая и мужественная, звонкая и яркая, гостеприимая и неповторимая. (под звуки домбры). На домбре спокойно застыла рука,Костра задыхается пламя,Над тихой юртой плывут облакаПушистыми лебедями.По чашкам, урча бушует кумыс.Степною травою пьян,К озеру Куль и к озеру Тыс Плывет холодный туман.Шатаясь, идет на Баян-АулТабунный тяжелый гул.Шумит до самых горных границБуран золотых пшениц.1-ведущий. Поэзия Васльева так ярка и громка, что в первый момент ослепляет и оглушает. Какое буйство сияющих, неудержимых, неожиданных красок, какая симфоническая мощь! С какой силой воплощено в этих полных музыкой строках нелегкое счастье жить «на золотой, на яростной прекрасной земле»!Затерян след в степи солончаковой,Но приглядись- на шее скакунаВ тугой и тонкой кладнице шевровойСтаринные защиты письмена.Звенит печаль под острою подковой,Резьба стремян узорна и темна...Здесь над тобой в пыли многовековойПоднимается курганная луна.2-ведущий. Трудно найти в русской литературе другого поэта, который так врос бы корнями в почву, что вскормила его.(под звуки домбры).Замолкни и вслушайся в топот табунный:По стертым дорогам, по травам сырымВ разорванных шкурах бездомные гунныСтепной саранчой пролетают на Рим!..Тяжелое солнце в огне и туманах,Поднявшийся ветер упрям и суров.Полыни горьки, как тоска полонянок,Как песня аулов, как крик беркутов.Безводны просторы. Но к полдню прольетсяШафранного марева пряный обман,И нас у пригнувшихся древних колодцевВстречает гортанное слово- аман!1-ведущий. Романтика степей, какой увидел ее юный Васильев. Вольница. Степной скакун.Прошли табуны по соженным степям, Я в зубы смотрел приведенным коням.Заметное счастье настигло меня-Я выбрал себе на базаре коня.В дорогах моих на таком не пропасть-Чиста вороная, атласная масть.Горячая пена на бедрах остыла, Под тонкою кожей- тяжелые жилы.Взглянул в глаза – высоки и остры,Навстречу рванулись степные костры.Папаху о землю! Любуйся да стой!Не гртва, а коршун на шее крутой.2-ведущий. «Затаивший звонкость» Зайсан, «город верблюжий» Семипалатинск, «поднимающийся из песков» Атбасар, « старый горбатый» Усть-Каменогорск. Но вновь и вновь, даже будучи уже признанным в литературных кругах, васильев оказывался в плену у города своего детства и юности. (город Павлодар)И вот я вновьНашел в тебе приютМой Павлодар, мой город ястребиный.Зажмурь глаза – по сердцу пробегутИюльский гул и лепет сентябриный.Амбары, палисадник, старый домВ черемухе,Приречных ветров шалость.- Как ни стараюсь высмотреть – кругомКак будто все по- прежнему осталось.1-ведущий. Знание казахского языка, обычаев, фольклора казахов позволили Васильеву создать цикл стихов от имени Мухана Башметова, выдав себя за переводчика.И это не просто стилизация: ему удалось перевоплотиться в народного сказителя, акына. Поэт не комментирует события со стороны, а по – настоящему живет в самом образе.О, я гордец! Я думал, что средь многихОдин стою. Что превосходен был,Когда быков мордастых, круторогихНа праздниках с копыт долой валил.Тогда свое показывал стараньеСредь превращенных в недругов друзей,На скачущих набегах козлодраньяК ногам старейших сбрасывал трофей.На сердце снег... Родное мне селенье,Остановлюсь пред рубежом твоим.Как примешь ты Мухана возвращенье?Мне сердце съесть твой одинокий дым.2-ведущий. В небытие ушли сказители, передавшие «Песню о Серке» из уст в уста и, возможно, напевшие ее в свое время поэту, но только благодаря «живому» переводу этой степной легенды она в 1932 г. обрела бессмертие. (чтение наизусть)1-ведущий. Прошли десятилетия, и уже наш современник, известный кинорежиссер А.Михалков- Кончаловский (его матери Васильев посвятил цикл стихов «В честь Натали») написал: «Знакомство с Казахстаном началось у меня с творчества выдающегося советского поэта П. Васильева, погибшего в 1937 г., чрезвычайно яркого, страстного, иногда даже жестокого в своем творчестве. Особенно потрясли меня его «Песни киргиз- казахов» и поэма «Соляной бунт». Высочайшая поэтическая культура, которой он обладал, позволила ему овладеть национальным колоритом и создать собственную оригинальную форму выражения действительности». 2-ведущий. Поэма «Соляной бунт», которая потрясла А. Кончаловского,- это единственная прижизненная книга поэта. Посвящена она событиям 1916 г. в казахской степи. Павел Васильев доносит до нас всю правду о том трудном и страшном времени, когда степняки, согнанные со своих земель переселенцами, вынуждены были, чтобы не погибнуть с голоду, пойти на добычу соли. Невыносимые условия жизни вынуждают их восстать. На подавление бунта джатаков, отказавшихся работать за гроши, бросают казаков, вооруженных саблями и копьями, винтовками и пулеметами. Казаки безжалостно расправляются с казахской беднотой. В «Соляном бунте», который можно было бы назвать «Песней о гибели аула Джатак», поэт на стороне казахов. Это одно из лучших произведений выдающегося поэта, в котором – боль и плач того времени, когда в казахской степи начал меняться уклад жизни. Эта поэма- гимн всему доброму и прекрасному и одновременно проклятие всякому посягательству на человеческую личность и ее права. (Отрывок наизусть)1-ведущий. Когда слышишь или читаешь стихи павла Васильева, невольно оказываешься в живописном и стремительном мире его творчества. А сколько человеческих голосов звучит здесь: и казачий говор, и чокающий сибирский, и казахская гортанная речь, и потаенный девичий шепот, и смех, и плач! Казалось, в его поэзии соединились два древних ветра, две доли – русская и азиатская, коснулись крылом друг друга два материка- Европа и Азия. Васильев и судьбой своей, и поэзией объединил Центральную Азию с европейской Россией, стал поэтическим предтечей евразиййской идеи, получившей большое распространение на пороге ХХI века.2-ведущий. (под звуки «Реквиема» Моцарта).Существует много легенд о жизни и гибели поэта. Их основа – сама личность, натура Павла Васильева, кипучая, искренняя, не терпящая полутонов. «По указке петь не буду сроду...»- так в одном из стихотворений выражал он свое жизненное кредо. Протест против наветов и произвола он выражал бурно. Именно поэтому не смог уцелеть и пал жертвой репресий 1937 года одним из первых...1-ведущий. Вся жизнь его, яркая, бурная, уместилась в 27 лет, а творчество былинного размаха – в неполное десятилетие. Созданная уникальным талантом, блистательная и неповторимая, его поэзия продолжает волновать наши души. «Васильевская магия жизнелюбия», «костры» его стихов с «зачесами огня» вдохновляют литераторов. Ему, «неистовому детенышу Иртыша», посвящены поэмы И. Шухова, В.Лебедева, Н.Трегубова, повести П. Северова и П.Косенко, проникновенные стихи Н.Клюева, Я.Смелякова, А.Алдан- Семенова, В. Цыбина, А Поперечного, В.Антонова, В.Азарова, А. Крршунова, В. Семерьянова, А. Тыцких.Ты пришел из просторных степейУдивлять города своим говором,Рассказать, как трепещет горлинкаНа крючках ястребиных когтей.Степь не втиснет раздолье своеВ многотомье поэта иного,Из аркана гортанного словаТы один не упустишь ее.
6 625 730 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гусева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.