М.
П. Дудкевич
МАОУ гимназия № 40 г. Калининграда им. Ю.А.Гагарина
Изучение
социума в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся гимназии (из
опыта работы)
На современном
этапе модернизации российской школы является внедрение федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования (далее - ФГОС). Одним из направлений современного
образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение проектной и исследовательской
деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися
учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения
личностно и социально значимых задач и нахождения путей решения проблемных
задач. В 2013-2014 учебном году в нашей гимназии была осуществлена организация
проектно- исследовательская деятельность учащихся в 7-8 классах. Для этого
был создан Центр одаренных детей. В работе Центра приняло участие 23 учителя
разных предметных направлений..Учащимся были предложены темы
проектно-исследовательских работ по их выборы. В результате были сформированы
разновозрастные группы учащихся. В работе Центра учителя предметники
столкнулись с рядом проблем в преподавании проектно-исследовательской
деятельности. На этапе
«формирование групп» отмечалось незначительное изменение количество учащихся в
группах, что говорит об уровне мотивированности учащихся к новой
познавательной деятельности.
Учебные модули в
восприятии учащихся, особенно 7-классников оказался сложен, методическое
изложение материала по проектно-исследовательской деятельности, учителям
приходилось излагать упрощено. У учащихся возникло непонимание некоторых
терминов и понятий. Обучающиеся испытывали затруднения при выборе тем
исследовательских работ, что объясняется отсутствием навыков исследовательской
деятельности и новизной формы работы.
Основные затруднения
в преподавании возникли у учителей из-за количественной перегруженности групп
(7-17-19 учащихся), что непременно может отразиться на результатах обученности
учащихся, у некоторых учителей отсутствует опыт работы по
проекто-исследовательской деятельности; у ряда учащихся дома нет доступа в
Интернет, отсутствует умения самостоятельно думать, анализировать, боязнь
сделать ошибки.
Испытывающие трудности учителя в преподавании модуля
по выбору учащихся (7-8 классы)
«Основы проектной и исследовательской деятельности» во 2 четверти
воспользовались предложенными материалами Центра ИПД гимназии, содержащие
методическую помощь по осуществлению их педагогической деятельности по этому
направлению. Кроме проблем в обучении учащихся есть и положительные стороны:
проектно-исследовательская деятельность, позволяет проявлять себя
индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу, показать публично достигнутый результат. Одним из таких
результатов был проект «Социальный портрет района
«Сельма», который был разработан учащимися гимназии и проведён как часть
гимназического проекта «Новая точка на карте России». Выбор темы проекта связан
с переездом МАОУ гимназии №40 в новый микрорайон города, с необходимостью
изучить социокультурную среду, в которой оказались ученики. Цель проекта:
создать социальный портрет района «Сельма».Целевая группа: ученики 9-х
классов гимназии №40, родители, жители микрорайона «Сельма».Работа в проекте
осуществлялась в группах по интересам учеников – «социологов-демографов»,
«философов», «искусствоведов», «журналистов».
В ходе проекта были созданы различные информационные материалы. Цель
проекта (проект реализован в сентябре – декабре 2013 года) достигнута
– создан комплексный социально-экономический портрет микрорайона, который может
дорабатываться и углубляться на основе новой информации. Проект проведён на
небюджетной основе; применён волонтёрский подход: ученики и учителя работали на
добровольной основе, используя имеющиеся ресурсы.
Проект был представлен учащимися гимназии на Открытой XVIII ученической научно-практической
конференции «Поиск и творчество», в работе секции «
Социальное проектирование» этом году.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.