Тетрадь по развитию познавательных способностей «Развивайка» №1.
Тетрадь по развитию познавательных
способностей для младших школьников «Развивайка» состоит из четырех частей, в
каждой части по 8 занятий. Всего 32 занятия.
Основные принципы распределения материала
·
Принцип
системности: задания располагаются в определённом порядке
·
Принцип
«от простого – к сложному» задания постепенно усложняются
·
Наращивание
темпа выполнения заданий
·
Смена
разных видов деятельности
Таким образом, достигается основная
цель обучения – расширение «зоны ближайшего развития ребёнка» и
последовательный перевод её в «зону актуального развития».
Занятие №1
Упражнение №1 Обведи картинку не
отрывая руки от листа бумаги.
Упражнение
№2 найди отличия и отметь их карандашом.
Упражнение №3. Расставь точки в тексте и объясни.
ПЛОХОЙ СТОРОЖ
У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В
ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ А КОШКА ПОЕЛА И САЛО И МЯСО И
МОЛОКО
Упражнение
№4 дорисуй вторую половинку картинки до
целого, так, чтобы получилась целая законченная картинка.
Упражнение №5 прочитай внимательно, расскажите, что это за
кораблики плавают на пруду, в какое время года можно увидеть такие кораблики.
«Разноцветные кораблики»
Пришла я на пруд, сколько
разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они
прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас
поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом
кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет.
Упражнение №6 рассмотри внимательно картинки и восстанови
событие, расставь в кружочках номера от одного до четырех.
Упражнение
№7 проанализируй ситуацию изображенную на
рисунке и объясни в чем ее нелепость, неправдоподобность.
Занятие №2
Упражнение №1 Обведи картинку не
отрывая руки от листа бумаги.
Упражнение
№2 найди отличия и отметь их карандашом.
Упражнение
№3 прочитай и проанализируй сказку.
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял
кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
- Почему рассказ называется
« Умная галка».
Упражнение №4 составь из каждого набора слов предложение,
если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько
слов.
Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3. Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение
№5
рассмотри внимательно картинки и восстанови порядок события, расставь в
кружочках номера от одного до четырех.
Упражнение
№6
дорисуй вторую половинку картинки до целого, так, чтобы получилась целая
законченная картинка.
Упражнение
№7
рассмотри картинку и пользуясь цветным карандашем выясни,
какой кот поймал рыбу и раскрась
его.
Занятие №3
Упражнение №1 обведи картинку не
отрывая руки от листа бумаги.
Упражнение
№2 рассмотри внимательно рисунок, какие
музыкальные инструменты ты видишь, запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение
№2 прочитай и перескажи.
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился
к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка
заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и
спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в
сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли,
выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
- Как ты понимаешь смысл прочитанного?
Зачем муравей укусил охотника?
Упражнение
№3 нарисуй обитателей пустых комнат в
домиках, объясни свои действия.
Упражнение
№4 подбери обобщающее понятие для каждой
группы слов. Объясни свой выбор.
Кисель,
кефир, сок, чай – напитки. Клюв,
перья, крылья, коготки -______________________________________.
Салат,
каша, борщ, запеканка - _____________________________________.
Серьги,
браслет, цепочка, кулон - ____________________________________.
Муравейник,
нора, логово, берлога - __________________________________.
Топор,
лопата, пила, отвертка -____________________________________.
Храбрость,
доброта, трудолюбие, честность - _______________________.
Упражнение №5 рассмотри картинку и скажи, кто из животных на ней
изображён. Размести животных в пустых клетках в таком порядке:
- тигра
справа ото льва
- слева
ото льва - обезьяну
- под
обезьяной - жирафа
- справа
от жирафа - бегемота
- надо
львом - слона
- правее
слона - носорога
- левее
слона и над обезьяной - зебру
- в
самой нижней клетке справа - крокодила
Соединяй животное и пустую клеточку -
линией.
Упражнение
№6 Реши задачи. Прочитай внимательно,
подумай и дай ответ.
1.
Представь,
что ты машинист поезда, который едет из Одессы в Киев. Из Одессы поезд выходит
в 21.00, до Киева едет 10 часов. Сколько лет машинисту?
________________________________________________
2.
Курица
живёт 4 года. Сколько проживет полкурицы? ____________
3.
Что
тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? ____________
4.
Сколько
грецких орехов в пустом кармане? _____________________
5.
Насколько
лет отец может быть младше своего сына? ____________
Упражнение №7 выполни задание в таблице, используя карандаш
проведи линии от
заданной точки по схеме.
1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1
клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо,
1 клетка вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1
клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1
клетка вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх.
Что
получилось _____________________________________?
Упражнение №8. Найди среди букв сканворда названия животных и
подчеркни их. Читать можно по горизонтали и вертикали.
Упражнение
№9 рассмотри картинку, дай ей название и
составь рассказ из пяти предложений.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение
№10. Исключи лишний предмет.
Занятие №4
Упражнение
№1 обведи
картинку, не отрывая руки от листа бумаги.
Упражнение
№2. Рассмотри рисунок и заполни кроссворд
Упражнение №3. Рассмотри внимательно фрагменты рисунка,
расположенные слева от тебя. Расставь их в пустые клетки справа так, чтобы
получилась целая картинка.
Упражнение
№4. Внимательно прочитай и с помощью
вопросов проанализируй устно рассказ.
Одному
мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему все еще хотелось есть. Он
купил другой калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач
и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел
одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что
ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначало съесть одну баранку».
(Л.Н.Толстой)
Вопросы:
·
Прав
мужик или нет?
·
В
чем его ошибка?
·
Мог
ли он наесться одной баранкой?
·
Почему
он стал сыт после того, как съел одну баранку?
·
Зря
мужик ел калачи?
Упражнение
№5
рассмотри внимательно картинки и восстанови порядок события.
Упражнение №6 "Зашифрованный
рисунок"
Аналогично известной игре «Морской
бой» отметь координаты точек, в пределах игрового поля. Если внимательно и
правильно нанесешь все точки, появится зашифрованный рисунок.
ШИФР: А2,
А3,
А4, А5,
А6,
А7,
А8, Б1,
Б2,
Б3,
Б4, Б5,
Б6,
В1,
В6,
Г1, Г6,
Г7, Г8,
Г9,
Г10,
Д1, Д2,
Д6, Д7,
Д8,
Д9,
Д10,
Е2,
Е6, Е7,
Ж2,
Ж6,
Ж7, Ж8,
Ж9,
Ж10, З2,
З3,
З4, З5,
З6,
З7,
З8,
З9,
З10, И3.
Что
получилось_________________________________________________?
Упражнение №7. Соедини
точки по порядку и скажи, что изображено на картинке.
Занятие №5
Упражнение
№1 обведи
картинку, не отрывая руки от листа бумаги.
Упражнение
№2 на основании двух суждений сделай
умозаключение.
Пример: Все
дети растут. Катя пока маленькая.
Значит… она растет (вырастет).
Все
конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое.
Значить….______________________________________.
Все
рыбы живут в воде. Сома положили в лодку.
Значить…._______________________________________.
Все
лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин.
Значить…._______________________________________.
Всем
цветам нужна вода. Катя давно не поливала цветы.
Значить…._______________________________________.
Упражнение
№3 используя карандаш, помоги котенку
добраться до домика.
Упражнение
№4 рассмотри картинки и найди отличия.
Упражнение
№5 прочитай, перескажи и ответь на вопрос.
Самые красивые.
Летела сова. Навстречу ей летели
другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?
- А какие они?
- Самые красивые!
- Как ты понимаешь смысл прочитанного?
Упражнение
№6. Прочитай. Выпиши предложения с
вопросительным знаком.
-
Что
ты еж такой колючий
-
Это
я на всякий случай
-
Знаешь,
кто мои соседи
-
Волки,
лисы и медведи
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №7.
Соедини точки по порядку и разукрась полученную картинку.
Упражнение №8. выполни задание в таблице, используя карандаш
проведи линии от
заданной точки по схеме.
5 клеток вверх, 4 клетки
вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз,
2 клетки влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево,
4 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1
клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо.
Что получилось
_____________________________________?
Занятие №6
Упражнение
№1 обведи
картинку, не отрывая руки от листа бумаги.
Упражнение
№2. Внимательно рассмотри рисунки и
вычеркни лишний предмет.
Упражнение №3. Выполни задание,
предложенное на картинке.
______________________________________________
Упражнение
№4. Укажи причину и следствие
(подчеркни причину черной ручкой, а следствие — красной):
а)
Игорь поранил ногу при игре в футбол, и его команда проиграла.
б)
Пешеход, который нарушает правила дорожного движения, создает угрозу
собственной безопасности и здоровью других пешеходов и водителей.
в)
В этом году стояла снежная зима. Весной снег растаял и наполнил собой реку.
Река вышла из берегов и залила луга. Когда вода ушла, плодородный слой ила
остался на полях и удобрил их. В этом году ожидается хороший урожай.
г)
Зимой в лесу нет ягод и съедобных кореньев — они скрыты снегом. Для медведя
мало доступной пищи. Поэтому медведи зимой спят, питаясь
тем жировым запасом, который они накопили летом и осенью.
Упражнение
№5. Дорисуй то, что забыл нарисовать художник.
Упражнение №6. Художник нарисовал
вывески для четырех магазинов. Найди и зачеркни предметы, лишние на каждой
вывеске, а остальное раскрась.
Упражнение №6. Внимательно посмотри
на картинку и составь небольшой рассказ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие №7
Упражнение
№1 обведи
картинку, не отрывая руки от листа бумаги.
Упражнение №2.
Выполни графическое задание по схеме:
1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 3
клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1
клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2
клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1
клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3
клетки влево, 1 клетка вверх,
1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки
влево, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1
клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.
Упражнение №3. Определи
и запиши причину:
а) Олег стал чемпионом школы по борьбе,
потому что…
б)
Теперь с Машей никто не дружит, потому что…___________________
______________________________________________________________
в)
Ученые очень умные, потому что они…__________________________
______________________________________________________________
Определи и запиши следствие:
а)
Мама очень устала на работе и…_______________________________
______________________________________________________________
б)
Саша самый старший из братьев, поэтому он…____________________
______________________________________________________________
в) Я хорошо выполнил домашнее задание и
поэтому… ______________________________________________________________
Упражнение №4. Найди путь на
ферму.
Упражнение
№5
рассмотри внимательно картинки и восстанови порядок события, расставь в
кружочках номера от одного до четырех.
Упражнение №6.
Используя схему составь и напиши рассказ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №7. Для каждого
определения найди существиетельное на картинке.
Занятие №8
Упражнение
№1. Не отрывая руки от листа, проведи
линии как показано стрелочками.
Упражнение
№2. Покажи шоферу дорогу к цирку.
Упражнение
№3. Дорисуй вторую половину клоуна
|
Упражнение №4. Раскрась картинку. 1 – голубой, 2
– розовый, 3 – жёлтый,
4 - красный
|
|
|
Упражнение №5. Внимательно посмотри
на картинку и составь небольшой рассказ.
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Упражнение №6. Прочитай по линиям
буквы на вагонах. Какая фраза получилась?
____________________________________________________________________________________________
Упражнение №7. Найди ошибку в
пословицах за 3 минуты. Ручкой с красной пастой напиши букву, на которую
необходимо заменить неправильно написанную букву.
1.
Когда на
горе раб свистнет.
2. Конек
– делу венец.
3. Лучше
хлеб с содой, чем пирог с бедой.
4. Была
бы фея, а хомут найдется.
5. Бедность
не порог.
6. Где
мед, там и муки.
7. Дурная
голова рогам покоя не дает.
8. Без
хозяина лом сирота.
9. Клип
клипом вышибают.
10. Доброе
слово и мошке приятно.
11. С
глаз долой – из сердца вой.
12. С
лица воду не лить.
13. Свято
тесто пусто не бывает.
14. Первый
блин колом.
15. На
горе шапка горит.
Упражнение
№8. Найди два одинаковых клоуна.
Занятие №8
Упражнение
№1. Обведи картинку, не отрывая руки от
листа бумаги.
Упражнение №2. Выполни задание. Даны три слова. Первые два
находятся в определенной связи. Какое из нижеприведенных слов так же связано с
третьим, как второе с первым?
Например:
песня:
композитор = самолет: конструктор
1.паровоз: вагоны = конь: _________________
а) поезд б)
лошадь в) овес г) телега д) конюшня
2.лес: деревья = библиотека:
__________________
а) город б)
здание в) библиотекарь г) книги д) театр
3.бежать: стоять = кричать:
___________________
а) ползать б)
молчать в) шуметь г) звать д) плакать
Упражнение №3. Найди животное.
Упражнение
№4. Разгадай кроссворд.
Упражнение
№5. Помоги белочке запустить змея.
Упражнение №6. Внимательно посмотри на
картинку и составь небольшой рассказ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №7. У мышки,
сидящей в центре картинки, есть сестренка - близняшка. Найди и раскрась ее.
Упражнение №8. Найди отличия (не
менее пяти)
Упражнение №9. Пройди лабиринт,
начиная со стрелочки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.