Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТесты, упражнения и дидактический материал по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

Тесты, упражнения и дидактический материал по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

Скачать материал

МБОУ «Благовещенская СОШ»

 

 

 

 

 

 

Тесты, упражнения и дидактический материал по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

 Работа учителя русского языка

и литературы Абдреевой М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Благовещенка,2014

6-й класс

Правописание корней с чередованием гласных

Дидактический материал

Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников.

На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.

В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.

Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах.

 

I. ПОВТОРЕНИЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Безударные гласные корня,

проверяемые ударением

чередующиеся

не проверяемые ударением

глота'ть – гло'тка

убирать

кастрюля

 

 

 

 

 

 

 

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

1-я группа

Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):

-гор- и -клон- только о: гореть и склонить;

-зар- и -плав- только а: заря и поплавок.

Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.

2-я группа

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

-лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить;

-роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу.

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

рос

раст

ращ

росли

растение

выращены

Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!

3-я группа

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться.

Фея коснулась тыквы.

Палочка касается тыквы.

Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;

кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».

-е-/-и-:

-бер- – -бира-: уберу – убираю

-дер- – -дира-: удеру – удираю

-мер- – мира-: умереть – умирать

-пер- – -пира-: запереть – запирать

-тер- – -тира-: утереть – утирать

-блест- – -блиста-: блестеть – блистать

-стел- – -стила-: стелить – застилать

-жег- – -жига-: зажег – зажигать

-чет- – -чита-: счет – считать

Исключения: сочетать, сочетание.

 

В сочетаниях букв -има-, -ина- 
пишется -и-: 
снимать (снять), пожинать (пожать)

4-я группа

Написание гласной в корне зависит от значения слова

-равн- – -ровн-

-равн- – пишется в словах, означающих равенство:

Реши уравнение.

-ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое:

Разровняй складочки.

2 x2 + 5 y = 0

 

Исключения:

равнина (это ровное, а не равное чему-то место, но пишется -а-).

Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),

уровень (отметка, равная какому-то значению),

поровну (на равные доли).

-мак- – -мок-

-мак- – погружение в жидкость:

обмакни кисточку

-мок- – все остальное:

непромокаемый плащ;

намокает под дождем

 

-скак- – -скоч-

-скак- – много раз или долго:

скакать на лошади

-скоч- – один раз или быстро:

проскочить через обруч

 

Исключение: скачок.

Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.

Новый материал объединен в таблице.

(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

1) В слове поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

4) подчеркните гласную в корне.

излага'ть – изложи'ть

запира'ть – запереть

загора'ть

непромокаемый (плащ)

 

собирательный образ

соберутся компанией

блестеть на солнце

блистать в обществе

касаться проблем

коснуться вопроса

выращенный росток

выросли в деревне

предполагаемые планы

предположить худшее

(чуть) пригоре'ть

озаренный радостью

отворить ворота

юные пловцы

хорошая плавучесть

непромокаемая обувь

обмакнуть в чернила

уровень знаний

равноценные работники

поклониться знакомому

 

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

Прил_гаемые усилия

легкое прик_сновение

бл_стающий на балу

вым_кший под дождем

ур_внять в правах

соч_тание звуков

непром_каемый тент

р_весник века

вьющееся р_стение

заг_реться от искры

зам_реть от восторга

разж_гать вражду

отп_рать замок

приб_ру в квартире

уд_рать от хулигана

бл_снула молния

обг_ревшее дерево

заж_гать огонь

зам_рать от страха

бл_стеть на солнце

прин_мать присягу

прил_гать документ

соб_раться с друзьями

зап_реть дверь

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

 

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а-после корня

от лексического значения

Зам_рать

 

 

 

 

Ср_внить

 

 

 

 

Заг_р

 

 

 

 

Р_внина

 

 

 

 

Прод_раться

 

 

 

 

Ср_внять

 

 

 

 

Р_стительность

 

 

 

 

Непром_каемый

 

 

 

 

З_ря

 

 

 

 

Обм_кнуть

 

 

 

 

Прик_сновение

 

 

 

 

Зап_реть

 

 

 

 

Заг_релый

 

 

 

 

Бл_стеть

 

 

 

 

Отр_сль

 

 

 

 

Подл_жить

 

 

 

 

Выр_щенный

 

 

 

 

Р_сток

 

 

 

 

К_сание

 

 

 

 

 

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.

IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вариант I

1. В каком слове пишется буква а?

а) Заг_реть;

б) обг_ревший;

в) приг_реть;

г) выг_рки.

2. В каком слове пишется буква о?

а) З_рница;

б) з_ревать;

в) з_ря;

г) з_рево.

3. В каких словах пишется буква о?

а) Накл_ниться;

б) кл_няться;

в) покл_няться;

г) скл_нение.

4. В каких словах пишется буква а?

а) Пл_вчиха;

б) попл_вок;

в) пл_вец;

г) пл_вуны;

д) жук-пл_вунец.

5. В каких словах пишется буква о?

а) Вым_кнуть под дождем;

б) вым_кать в воде;

в) пром_кательная бумага;

г) вым_кать все чернила;

д) м_кать вареник в сметану.

6. В каких словах пишется буква а?

а) Подр_внять;

б) р_внение;

в) р_внять (дорожки);

г) р_вномерный;

д) р_вновесие.

7. В каких словах пишется буква а?

а) Оз_рять;

б) пл_вучий;

в) покл_ниться;

г) приг_реть;

д) подр_внять.

8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?

а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;

б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:

в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;

г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;

д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.

9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?

а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.

б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.

в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.

г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.

10. В каких словах пишется буква е?

а) Поч_тать книгу;

б) подн_маться;

в) бл_стать;

г) подст_лить;

д) обж_г.

Вариант II (для старшеклассников)

1. В каких словах пишется буква а?

а) Подр_стковый;

б) р_сток;

в) Р_стислав;

г) выр_стить;

д) нар_щение.

2. В каких словах пишется буква о?

а) ск_кать;

б) выск_чка;

в) ск_чок;

г) ск_чу;

д) подск_чить.

3. В каких словах пишется буква а?

а) Предл_гать;

б) пол_жение;

в) прил_гательное;

г) предл_жение;

д) пол_г.

4. В каких словах пишется буква о?

а) Прик_сновение;

б) к_са;

в) к_сательная;

г) к_сание;

д) к_саться.

5. В каком слове пишется буква е?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

г) ум_ротв_рение;

д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

д) бракосоч_тание.

7. В каких словах пишется буква о?

а) Водор_сли;

б) выр_щенный;

в) к_снуться;

г) подск_чить;

д) распол_гаться.

8. В каких словах пишется буква и?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

б) выб_рите корень;

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

Т.В. РЕБЯЗИНА,
М.В. МИХЕЕВА,
школа № 171,
г. Москва

 

 - тесты и дидактический материал по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

Рейтинг публикации: популярно (0), полезно (1)

Автор: Будаева  Эржена Амоголоновна

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2) выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3) д..алог, зап..рать, выл..ли

4) бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) инт..нация, м..ссажер, предл..жение

2) б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3) г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4) погл..тить, в..лейбол, прил..жение

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) неприм..римый, кам..ра, ном..р

2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки

5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, б..калея

2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

6.Распределить слова в 4 группы: 1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить.

1. предлагать

2. выбирать

3. заперли

4. намочил

5. заскочить

6. блестит

7. загорелся

8. растение

9. прикосновение

10. сложение

11. сотворение

12. расстилается

13. вычитать

14. подровнять

15. непромокаемый

16. наклонился

17. касание

18. выросли

19. умирать

20. обмакнуть

21. сдерёт

22. скакать

23. протирать

24. заря

25. выращенный

26. сплавлять

27. выжег

28. сравнять

Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.

1. отдеру, блистательный, растение

2. заскочил, намочил, выровненный

3. коснуться, зажигать, загорается

4. перила, озарение, наклонился

5. выплавлять, вытирать, вытворять

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.

2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.

3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.

4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.

5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.

6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.

7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.

8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.

9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.

10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.

1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.

2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.

3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.

4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.

5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.

6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.

7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.

8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.

9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.

10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.

2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.

3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.

4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.

6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.

7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.

8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.

9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.

10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

6. Из предложений 15—19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

7. Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

8. Из предложений 21—24 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

9. Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

10. Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Тест «Чередующиеся гласные в корне слова»

1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (В.Железников)

2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.(В.Железников)

3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Когда повезёт побывать у моря, мы не только купаемся, загораем, но и находим время собрать горстку обточенных волнами камушков. Зачем? Да просто так, ради забавы. (М.Шпагин)

4. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:

Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались.(В.Железников)

5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

В лесу было очень много людей. Брели старики, опираясь на палочки. Шли целые семьи. Маленьких детей вели за руки или несли на плечах. Одни плакали, другие молчали, третьи разговаривали. (Е.Рысс)

6. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться. (Е.Рысс)

7. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю. (Е.Рысс)

8. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.(Е.Рысс)

9. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега. (Е.Рысс)

10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Погреб давно собирались сломать, но пока он служил ребятам отличным местом для игр. Это была наша пещера. Иногда мы превращали погреб в корабельную каюту. Правда, хозяева дома нередко выгоняли нас из погреба, но мы тайком снова проникали туда. (Е.Коковин)

 


Учебно-дидактическое пособие по русскому языку по теме: 
«Чередование гласных а-о, е-и в корне» 
для учащихся 6 класса 

Учитель русского языка и литературы: 
Фесик Н. В. 

Павлодар, 2013 
Автор: 

Фесик Наталия Владимировна, Ольгинская СОШ Павлодарского района 

Адрес: 
140915 
Павлодарская область, 
Павлодарский район, 
с. Ольгинка, ул. Степная, 5 



Пособие содержит дидактический материал для организации учебной деятельности по освоению учащимся стандарта темы, а также контрольно-измерительный материал для организации мониторинга учебных достижений учащихся. В связи с переходом к 12-летнему образованию в пособие включены компетентностно-ориентированные задания. 
Пособие предназначено для учителей, организующих коллективные учебные занятия. 

Введение. 
В связи с переходом от знаниецентрического образования к компетентностному, встает вопрос о такой организации учебного процесса, который позволяет сформировать компетентностные умения учащихся. Механизмом организации такого процесса могут стать методики коллективного способа обучения (КСО). При такой организации учебного процесса каждый ребенок включен в учебный процесс в зоне ближайшего развития. Кроме того, на уроках русского языка реализуется основное предназначение языка – быть средством общения. 
В пособии предоставлен материал для организации учебной деятельности по методике ВОЗ. При такой организации учебного процесса возможно формирование таких компетентностных умений как: 
• Умение анализировать деятельность свою и товарища по самостоятельно составленным логическим схемам, алгоритмам. 
• Умения взаимообучения. 
• Умения проверять результаты работы своей и партнера, сверять с эталоном. 
• Сравнивать свои способы деятельности с другими. 
• Слушать с пониманием; 
• Вникнуть в суть услышанного; 
• Поставить вопрос к сказанному; 
• Читать с пониманием 
• Осмысленно владеть сутью выполнения заданий. 
• Умение находить необходимую и достаточную аргументацию при объяснении заданий. 
• Умения управлять, организовывать совместную деятельность. 
• Понимать зависимость результатов работы от цели и действий по реализации цели и др. 
Напоминаем алгоритм работы учащихся по данной методике. 
Алгоритм для работы по методике "Взаимообмен заданиями" 
1) получите карточку и цветовой сигнал; 
а) постарайтесь усвоить содержание своей карточки, ответив на вопросы первой и второй ее частей; после проверки учителем карточка считается введенной в работу; 
3) приступите к работе с первым партнером; 
4) сядете рядом, решите, кто первым начнет объяснять; 
5) объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетрадь; 
6) выслушайте объяснение товарища по заданию первой части его карточки, проверьте, как он сделал записи в вашу тетрадь; 
7) после того, как вы объяснили друг другу содержание первой части карточки, и ответили на вопросы друг друга, обменяйтесь карточками и выполните каждый задания второй части новой для себя карточки; 
8) сверьте вторые задания и обсудите свои ответы на них, оценитe работу друг друга, выставьте оценки в листок учета; 
9) поблагодарите друг друга за совместную работу; 
10) при наличии свободного времени прочитайте по учебнику или конспекту материал, которому вы будете обучать нового партнера; 
11) найдите нового партнера в своей группе и работайте с ним так, как указано в алгоритме, начиная с п.4. 
Для чего нужен цветовой сигнал? 
Все карточки с одинаковой полосочкой - красной, синей или любого другого цвета - имеют одни и те же задания. 

«Чередование гласных а-о, е-и в корне» 
Цели темы: 
повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; сформировать умение выбора нужных букв в корнях с чередованием; 

Компетентности: 
Компетентность разрешения проблем. 

• Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям. 

Коммуникативная компетентность 
• Умение читать с пониманием. 

Информационная компетентность 
• Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры. 

Стандарт предмета: 
Учащиеся должны уметь: 

- находить орфограммы и их варианты; 
- применять орфографические правила; 
Программа для учащихся: 
После повторения и изучения темы вы будете знать: 
• правила правописания букв о-а в корнях лаг-лож, раст-рос-ращ, гор-гар, кос-кас, мок-мак равн-ровн, скак-скоч, зор-зар. 
В результате усвоения темы вы будете уметь: 
• правильно писать слова с изученной орфограммой; 
• графически обозначать орфограммы; 
Контрольно-измерительный материал. 
Самостоятельная работа по теме «Чередование а-о, и-е в корне» 
1. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения. 
Расположился на отдых, собираются друзья, кланяться в пояс, вытереть доску, разгорелся спор, прилагаются документы, краски блестят, замирать от удивления, вечерняя заря, прикоснуться к земле, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, , Ростислав живет в Ростове, ослепительно блистать, задирать нос, постирать белье, замереть от страха, загар на солнце, наклонить голову, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается. 
(Проверь работу по ключу № 7.) 
2. Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их. 
Сгареть дотла, запирать дверь, резкое прикасновение, красивый загар, полажить на полку, слажить вещи, собирать растения, буйная порасль, отросль производства, написать изложение, сгореть в костре, дым расстелался, восторг блистал, отдирать кору, обтерать лицо, стекла заблистели. 
Проверь работу по ключу № 8. 
Ключ №7 
Расположился на отдых, собираются друзья, кланяться в пояс, вытереть доску, разгорелся спор, прилагаются документы, краски блестят, замирать от удивления, вечерняя заря, прикоснуться к земле, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, , Ростислав живет в Ростове, ослепительно блистать, задирать нос, постирать белье, замереть от страха, загар на солнце, наклонить голову, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается. 
Ключ №8 
Сгореть, прикосновение, положить, сложить, поросль, отрасль, расстилался, обтирать, заблестели. 
Распредели слова в два столбика: в один с гласной А , в другой с гласной –О. 
Г..рь, г..релка, з..рница, соприк..саться, натв…рить, выр..внивать, ить, тв..рец, заг…р, уг..реть, тв…рительный, ур…внение, уск…кать, доск…чить, накл…нность, оз…рять, пог..реть, кас..ние, кл..няться, р..стение, уск..кать, тв..рить, отр…слевой, разг..реться, к..сательство, пог…релец, 
Проверь работу по ключу № 9 и оцени её 
Ключ №9 
о а 
г.Орелка ГАрь 
натвОрить зАрница 
твОрец соприкАсаться 
угОреть вырАвнивать 
твОрительный загАр 
доскОчить урАвнение 
наклОнность ускАкать 
пог.Ореть озАрять 
твОрить касАние, 
разгОреться клАняться 
погОрелец рАстение 
ускАкать 
отрАслевой 
кАсательство 

Диктант по теме: «Чередование а-о, и-е в корне» 
Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу « Чередование гласных в корне» в соответствии с требованиями государственного стандарта. 
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения материала изученной темы, уровня развития умений применять орфограммы: 
-правописание гласных в корнях –лаг-,(-лож-),-раст-,(-рос),-кас- (-кос-),-гар- (-гор-), -пир (-пер-), 
-бир (-бер),-блист- (-блест); 
Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков по теме: «Чередование гласных в корне» 
-вычленять из текста слова с чередованием гласных в корнях; 
- правильно выбирать нужную гласную 
ОЧАРОВАНИЕ ЛЕСА 
Охотник положил все необходимое в рюкзак и на заре засобирался к дальнему зимовью. Когда он вышел за порог и запер дверь, заря уже разгорелась. Скоро в лучах поднимающегося солнца заискрилась, заблистала снежная равнина. Давно не навещал он этих мест и поэтому особенно внимательно оглядывал окрестности. 
Как выросли молоденькие елочки! Как их разукрасил мороз! Замерли, словно заколдованные*. Солнце зажигает на них серебристые огоньки. Но только прикоснись к ветке – и целый рой снежинок сорвется с нее. Посторонись! 
Здесь лыжня начала поворачивать в лес. Теперь приходится кое-где продираться через мелкий кустарник и бурелом. Лыжня постоянно теряется среди снежных заносов. Трудно идти, и нарастает усталость. Но манят вперед тишина и зимнее очарование леса. 
Грамматическое задание 
1. Выпиши слова с чередованием гласных в корне, обозначь орфограммы. 
Компетентностно-ориентированные задания. 

Компетентность разрешения проблем. 

• Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям. 
ТЕСТ по теме «Чередование гласных -а-о-, -и-е- в корне» 
1.Укажи слово, в корне которого пишется буква 
[color=blue]- о - - а- 
Вариант 1 Вариант 2 
а) дикор..стущие а) пор..сль 
б) р..стения б) водор..сли 
в) выр..сший в) возр..ст 
г) р..стениевод г) зар..сли 
2. Укажи слово, в корне которого пишется буква 
-а - - о- 
Вариант 1 Вариант 2 
а) несг..раемый а) разг..р 
б) г..рячий б) уг..рный 
в) заг..р в) г..рящая 
г) дог..рающий г) ог..рок 
3.Укажи слово, в корне которого пишется буква 
-а - -о- 
Вариант 1 Вариант 2 
а) прик..сновение а) к..саться 
б) неприк..сновенный б) к..сающийся 
в) к..сательная в) соприк..сновение 
г) соприк..сновения г) прик..саться 
4. Укажи слово, в корне которого пишется буква 
- е - - и- 
Вариант 1 Вариант 2 
а) наст..лать а) ст..лить 
б) зап..рать б) заб..рёт 
в) разд..рёт в) отп..рать 
г) наб..рать г) бл..стеть 
5. Укажи слово, в корне которого пишется буква 
- и - - е- 
Вариант 1 Вариант 2 
а) перет..реть а) выт..рать 
б) зам..р б) бл..стательный 
в) раст..рать в) отт..реть 
г) выт..реть г) бл..стать 

Проверь работу по ключу № 6 и поставь оценку.. 
Ключ 6 Оценка: 
№ вопроса 1 вариант 2 вариант 
1. в в 
2. в в 
3. в в 
4. в в 
5. в в 
на «3» –5-7 б. 
на «4» - 8-9 б 
на «5» – 10 б. 

Коммуникативная компетентность 
• Умение читать с пониманием. 

Текст. 
Когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно записать безударный гласный. Есть корни, где безударный гласный проверяется ударением, например: домовитый – дом. Таких корней больше всего. 
Но иногда безударный гласный не проверяется ударением. Например, нужно написать слово озаряет: что написать в корне, а или о? Проверка сбивает вас с толку: зарево и зорька. Дело в том, что есть такие корни, которые в одних словах пишутся с а, а в других с о (например, вскочил и поскакал) или в одних словах – с е, а в других – с и (например, вытер и вытирал). Такие корни называются корнями с чередующимися гласными. 
Корни с чередующимися гласными делятся на несколько групп: корни, зависящие от суффикса –а-, корни, зависящие от ударения, корни, зависящие от согласного, корни, зависящие от смысла слова. Есть еще группа корней: корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний (например, ворота – врата, вращение, молоко – млеко, млекопитающее). 

Вопросы и задания. 

Вопрос Ответ 
О каких корнях идет речь в тексте? Что означает это понятие? 
Как проверяется безударный гласный в корне? 
На какие две группы делятся слова с безударными гласными в корне? 
Какие корни называются корнями с чередующимися гласными? 
На сколько групп делятся слова с чередующимися гласными в корне? 
От чего зависит правильное написание слов зарево и зорька? 
От чего зависит правильное написание слов вскочил и поскакал? 
От чего зависит правильное написание слов вытер и вытирал? 
Приведи примеры слов, правописание гласной в корне которого зависит от смысла
Приведи примеры слов с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний в корне 

Информационная компетентность 
• Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры. 

Заполните таблицу. Запишите в каждый ее столбик все известные вам корни. 

Корни, зависящие от суффикса –а- Корни, зависящие от ударения Корни, зависящие от согласного Корни, зависящие от смысла Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями 


Модельный ответ: 

Корни, зависящие от суффикса –а- Корни, зависящие от ударения Корни, зависящие от согласного Корни, зависящие от смысла Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями 
С. –а- Без –а- 
-бир- -бер- 
-стир- -стер-, 
-пир- -пер-, 
-дир- -дер-, 
-мир- -мер-, 
-стил- -стел-; 
- блист- -блест- 
-жиг- -жег- 
-счит- -счет- 
-кас- -кос- 
-лаг- -лож- -гор- 
-клон- 
-твор- 
-зар- 
-плав- 
-раст- 
-ращ- 
-скоч- 
-скак- 
-лаг- 
-лож- 
-равн- -одинаковый 
-ровн- - прямой, гладкий 
-мок- пропитываться жидкостью 
-мак- - опускать в жидкость Сторона – страна, 
город – град 
Дорогой – дражайший 
Здоровье – здравие 
Холод – прохлада 
Кладезь – колодец 
Гласность – голос 
Младший - молодой 

Дидактический материал для организации учебной деятельности по методике ВОЗ. 
ВОЗ-1 
Карточка по теме: «Правописание безударных гласных в корнях с чередованием лож-лаг, рос-раст-ращ, кас-кос-,скак-скоч- » 
Цели: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; познакомить с правилом выбора букв в корне - кос- - кас-, -скак- скоч 
Задание 1. Рассмотрите таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях? 
Сделайте вывод о чередовании других корней в этой таблице. 
Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы. 
Корни слов Пишется а Пишется о 
-лаг-лож- В корне –лаг- перед г: 
предлагать В корне –лож- перед ж: 
предложить 
-раст-рос-ращ В корнях слов перед согласными ст,щ: 
Растение, наращивать В корнях слов перед согласной с: 
Вырос, заросли 
-кос(н)- кас- В корне перед суффиксом а: 
касаться В корне, если нет суффикса а: 
коснуться 
-скак-скоч- Перед согласным к корня: 
Скакать, проскакал Перед согласным ч корня: 
Вскочить, выскочить 
Исключения: росток, отрасль; скачу, скачок; 
С о пишутся слова: Ростов, Ростислав, ростовщик 
Задание 2.. Вставь пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. 
Распол..гать свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения, школьный возр..ст; густые зар..сли; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места; заносчивый выск..чка; к…саться вопроса, легкое прик..сновение , к…сательная линия, к..снулись меня, прик…саться воды, к..сание мяча. 
Алгоритм работы 
Изучи приведенную выше таблицу. 
1. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запиши словосочетания. 
2. Графически обозначь орфограммы 
3. Проверь свою работу по ключу № 1. 
Ключ № 1. 
РасполАгать свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды; молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения, школьный возрАст; густые зарОсли, скАкать на лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места; заносчивый выскОчка,кАсаться вопроса, легкое прик.Основение , кАсательная линия, кО.снулись меня, прикАсаться воды, к.Асание мяча. 
ВОЗ-2 
Карточка по теме: « Правописание безударных гласных в корнях с чередованием гор-гар, зор-зар, клан-клон, -твор- твар- » 
Цели: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; 
Задание А. Проведите наблюдение за имеющимися данными в таблице. Объясните, почему в корнях пишется а или о. Постарайтесь восстановить таблицу. (Если самим не удается, воспользуйтесь справочной литературой). 
Правописание гласных в корне в зависимости от ударения 
Корни слов Пишется а Пишется о 
-гор-гар В корне слова под ударением: 
Угар,загар,нагар В корне слова без ударения: 
Загореть, гореть 
-клон-клан ……………………………………. 
Кланяться …………………………………. 
Поклониться,клонить 
-твор-твар В корне слова под…. пишется 
Та гласная, которая слышится: 
Тварь, творчество В корне слова без ударения: 
Тв…рить,тв…рение,притв…рение в жизнь 
-зор-зар- …………слова……………….. 
Зарница,заря, озарить ………слова под………… 
………….та гласная,…………. 
Зарево, зорька 
Запомнить: утварь, выгарки, зоревать 
Проверь свою работу по ключу 2. 
Ключ № 2. Правописание гласных в корне в зависимости от ударения 
Корни слов Пишется а Пишется о 
-гор-гар В корне слова под ударением: 
Угар,загар,нагар В корне слова без ударения: 
Загореть, гореть 
-клон-клан 
В корне слова под ударением: 
Кланяться 
В корне слова без ударения: 
Поклониться ,клонить 
-твор-твар В корне слова под…. пишется 
Та гласная, которая слышится: 
Тварь, творчество В корне слова без ударения: 
Тв…рить, тв…рение, претв…рение в жизнь 
-зор-зар- 

В корне слова без ударения 
Зарница,заря, озарить 
В корне .слова под ударением. та гласная, которая слышится: 
Зарево, зорька 
Запомнить: утварь, выгарки, зоревать 

Б. Спишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы 
Дог..рать ,дог..реть, заг..рать, заг..реться, наг..р, наг..рать, обг..рать, уг..рать, ог..рок, перег..рать, пог..реть, заг..р, подг…релый, приг..рать, уг..р, сг..рать, сг..реть, уг..реть, разг…рается. 
Алгоритм работы. 
1. Прочитай слово, найди корень. 
2. Выясни, падает ли ударение на корень. 
3. Руководствуясь правилом, запиши слово. 
4. Проверь свою работу по ключу № 3 и оцени её. 
Ключ № 3. 
ДогОрать, догОреть, загОрать, заг.Ореться, наг.Ар, нагОрать, обгОрать, угОрать, огАрок, перегОрать, погОреть, загАр, подгОрелый, пригОрать, угАр, сгОрать, сгОреть, угОреть, разгОрается. 
В. Вставь пропущенные буквы, графически обозначь орфограммы. 
заг..рать покл..н 
выг..рать раскл..няться 
сг..реть оз..рять 
перег..реть з..рница 
наг..р от з..ри 
заг..р до з..ри 
г..рь з..ри (мн.ч) 
уг..реть з..рька 
накл..нятся з..рево 
скл..няться з..ря 
прекл..няться з..рницы 
накл..он з..ренька 

Алгоритм работы 
1. Изучи внимательно таблицу. 
2. Восстанови пропущенные в ней данные. 
3. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, вставь пропущенные буквы. 
4. Проверь работу по ключу № 4. 
Ключ № 4. 
загОрать поклОн 
выгОрать раскланяться 
сгОреть оЗарять 
перегОреть зАрницы 
нагАр от зАри 
гАрь зОри 
угОреть зорька 
склОняться зАря 
преклОнятся зАрницы 
наклОн зоренька 
Карточка по теме: « Правописание безударных гласных в корнях с чередованием е - и » 
Цели: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов –бир-бер-,стир-стер-,-пир-пер-, -дир-дер-,-мир-мер-,стил-стел-; познакомить с правилом выбора букв в корне –тир-тер-, -блист-блест-. 
Задание А. Рассмотри таблицу, вспомни правописание известных чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях? 
Сделай вывод о чередовании других корней в этой таблице. 
Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы. 
Корни слов Пишется и Пишется е 
-стир-стер- 
-тир-тер- 
-пир-пер- 
-дир-дер- 
-мир-мер- 
-блист-блест- В корне пишется –и- , если после корня стоит суффикс -а- 

Стирать,вытирать, запирать, отдирать, умирать, 
блистать Если после корня не стоит суффикс – а-, то пишется е. 

Стереть, вытер, запереть, выдеру, умереть,блестеть, 
-стил-стел- 
-бир-бер- 
В корне пишется –и- , если после корня стоит суффикс -а-. 
Глаголы несовершенного вида имеют корень – бир-, -стил- 
Расстилать, собирать 
(глагол несовершенного вида) Если после корня не стоит суффикс – а-, то пишется е. 
Глаголы совершенного вида чаще имеют корень 
–бер-, -стел- 
Расстелю, соберу (глагол совершенного вида) 
Задание Б. Спиши сначала слова с пропущенной буквой и, затем с пропущенной буквой е. Обозначь условия выбора данной орфограммы 
Ст.. рает, уб.. рать, выд.. рнуть, раст реть, подп..рать, бл..стать, зам..рать, наст..лать, зам..реть, пост..лить, приб..ру, отд..рать, бл..стит, оп..реться, соб..рать, выт..реть, зат..рать, изм..рять, отт..реть, уд..рать, переб..рать, отп..рать. 
Алгоритм работы. 
1. Прочитай слово, найди корень. 
2. Выясни, стоит ли после корня суффикс -а- 
3. Руководствуясь правилом, запиши слово. 
4. Проверь свою работу по ключу № 5. 

Ключ 5.Стирает, убирать, выдернуть, растереть, подпирать, блистать, замирать, настилать, замереть, постелить, приберу, отдирать, блестит, опереться, собирать, вытереть, затирать, измерять, оттереть, удирать, перебирать, отпирать. 

Табло учета усвоения знаний учащихся по теме 
«Чередование гласных в корне» 
№ Ф.И. ученика Лаг,лож, Раст,рос,ращ Кос,кас Скач,скоч Гор,гар Клон,клан Твор,твар Зор,зар Стир,стер 
Тир,тер и др. 
Примечание 



… 
Тест 
С/Р 
Диктант 

Мониторинг знаний и умений учащихся по теме 
«Чередование гласных в корне» 
№ Ф.И. ученика Лаг,лож, Раст,рос,ращ Кос,кас Скач,скоч Гор,гар Клон,клан Твор,твар Зор,зар Стир,стер 
Тир,тер и др. 
Примечание 
100% 
90% 
80% 
.... 
20% 
10% 
Тест 
С/Р 
Диктант 


 

Упражнения по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

 Упражнение 1.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

 

Упражнение 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели,соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

 

Упражнение 3.

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

 

Упражнение 4.

Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним.(К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало.(Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина.(В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

(В.Пелевин)

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

 

Упражнение 5.

Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта... 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

(А.Казанцев)

 

Упражнение 6.  

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

 

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1.    В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно, прор..стать, п..норама

 

2.    В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог, зап..рать, выл..ли

4)   бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

 

3.   В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация, м..ссажер, предл..жение

2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить, в..лейбол, прил..жение

 

4.  В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р

2)   прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, зам..рающий, сум..рки

 

5.   Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

 

6.  Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

 7.  Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

 8.  Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

 9.   Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

 10.  Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

                                                           

1. - 2)
2. - 3)
3. - 4)
4. - 3)
5. - 3)
6. - растут, растений, выросшие
7. - растений, неразлагающихся
8. - коснуться, касаемся
9. - поклонялись, умирала
10. - загорелых (загорелые, загорелый)

 Литература. 

1. Мкртчян М. А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002. 
2. Серёменко Н. П. Особенности планирования учебных достижений учащихся. – Педагогикалық Альманах. № 4, қараша, 2007 
3. Программа по русскому языку для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения -Алматы: РОНД, 2003. 
4. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. Секреты орфографии. М.. 1991. 

Источник: http://пособие

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тесты, упражнения и дидактический материал по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная подборка тестов, упражнений и дидактического материала по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"поможет сделать урок русского языка интересным и познавательным.

 Материал может быть использован учителями, работающими по любой программе, как в среднем звене, так и в начальных классах...........................................................................................................................................

................................................................................................................................................................

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 058 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 10362
    • DOCX 181 кбайт
    • 316 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абдреева Марина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абдреева Марина Павловна
    Абдреева Марина Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11974
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе