Тестопластика как средство развития
детей дошкольного возраста
Техника «Тестопластика» — лепим из теста, способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства.
Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического
развития ребенка. Лепка подводит детей к умению
ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При работе с тестом у детей исчезают нервозность, возбуждённость — это прекрасная разгрузка для детей, улучшается концентрация
внимания. Почему именно тесто? Тесто — это такой
материал, который для детской руки более удобный — он мягкий. Тестопластика имеет свои преимущества: - Это природный, экологически чистый материал; - Очень эластичный, легко обрабатывать; - Быстро и легко
готовится; - Приятный на ощупь; - Легко отмывается; - Можно лепить как из белого, так и из окрашенного теста; - Неокрашенную поделку, при желании, можно
раскрасить; - Изделия из солёного теста довольно прочные,
долговечные; - Хорошо сочетается с другими материалами (природным и бросовым). В группе должны быть созданы все условия для
организации работы по развитию творческих способностей детей, необходимо
создать небольшой уголок творчества по тестопластике, где находятся: краски
(акварельные, гуашь), цветные карандаши, фломастеры, разные кисточки, ножницы,
цветные ленты, цветная и бархатная бумага, остатки шерстяных ниток,
сюжетные картинки, пуговицы, бусинки и бисер.
Природный материал: шишки, семена и плоды
различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Занятия
тестопластикой доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный
настрой, способствуют развитию творчества, дошколята с удовольствием проявляют свою индивидуальную креативность при
создании необычных образов из теста. Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки — декоративные
пластины, сердечки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от
бутылок. (Рис. 1) Затем учатся лепить объемные формы: при помощи деревянного
стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавляются характерные признаки: ушки, носик, глазки,
хвост. Тем самым у детей развивается умение видеть целое раньше
частей, способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, используя нетрадиционные формы лепки.
Рис. 1
Следующий этап — это обработка тестом разнообразных объемных форм. Детям необходимо
сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя
характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы,
шляпки и др. Одним из этапов изготовления поделок является
раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски — гуашь, акварель, фломастеры. Работы получаются интересные,
выразительные, привлекательные, долговечные, легки в изготовлении. Детские работы выставляются на выставках, ими
украшается группа, изостудия, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок
учится получать удовольствие от сделанного изделия своими руками. Даже после
одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят
довольные и удовлетворенные. Например, так для мам к 8
марта можно сделать магниты своими руками из теста и украсить подручным материалом (ленточками, бисером, бусинками
и т. д.). Занятия по тестопластике не только
помогают развивать мышление, воображение, глазомер, пространственное
восприятие, но воспитывают художественно-эстетический вкус, трудолюбие,
усидчивость. Рис. 2. После того, как дети усвоят лепку из простых
элементов, можно перейти к другому этапу работы более сложному. Лепка
панно по мотивам сказок «Колобок», «Три медведя», «Рождественская сказка».
(Рис. 2). Для поддержания интереса к деятельности
используются различные формы проведения занятий: игры-путешествия,
занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации,
занятия-сюрпризы и др.
(Рис. 2).
Дидактические игры.
НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ
Цель:. Учить
детей «читать форму» — создавать образы в воображении на основе незаконченного
(или схематического) изображения и воплощать свой
замысел в лепке.
Материал. 10
отдельных форм - шар, диск, цилиндр, куб, прямой жгутик, «волна», «молния», пирамида,
конус.
Вариант игры. Воспитатель
предлагает детям поиграть в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала
придумывают, на что это похоже, а потом лепят
по замыслу 2—3 изображения. Нужно
стремиться к тому, чтобы каждый участник игры предложил свой
вариант ответа, назвал новую, интересную, необычную тему, о которой
еще никто не говорил. При показе новой формы игра начинается со следующего
ребенка, чтобы у каждого была возможность отвечать
первым. По ходу игры поощряется и поддерживается любая
инициатива детей.
НОВЫЕ ФИГУРЫ
Цель. Учить
детей создавать новые схематические изображения из нескольких готовых форм;
развивать воображение, ассоциативное мышление.
Материал. Комплекты
разных форм, вылепленных из соленого теста: шар, диск,
цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пластина, куб, неопределенная форма и пр.
При усложненном варианте игры можно предложить по несколько форм
каждого вида, различающихся размером.
Вариант игры. Воспитатель
раздает детям комплекты форм (возможно, вылепленные накануне самими детьми)
и предлагает сложить из них разные интересные фигуры. Для этого нужно разные
формы прикладывать друг к другу так, чтобы получилось что-то новое
и интересное. Новыми фигурами могут быть неваляшки,
снеговики, домики, тележки, цветы, цыплята, фонарики, светильники и многое
другое. Эту игру, как и предыдущую, желательно
проводить с разными комплектами форм, чтобы избежать появления шаблонных
изображений.
СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ
Цель. Учить
детей анализировать и воспроизводить схему предмета; лепить на основе схемы задуманный
образ.
Материал. Комплекты
вылепленных деталей: цилиндров, шаров, жгутиков, овоидов, пирамид и пр. (детали
дети могут вылепить накануне, возможно в ходе другой
дидактической игры); картинки со схемами фигур
(самолета, девочки, собачки, башни, кораблика,жирафа и др.), в основе которых
лежат геометрические формы, аналогичные вылепленным деталям.
Вариант игры. Воспитатель
говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок,
например собачку, и предлагает собрать такую
же собачку из вылепленных деталей. Дети создают предложенный образ и сверяют,
соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить
другую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они
собирали фигуры и обменивались деталями.
Усложнением игры может быть собирание
фигуры по памяти или замена одной детали
другой, подходящей в данном случае.
ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ
Цель: Учить
детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного подкрепления.
Материал и инструмент. Тексты
загадок; соленое тесто; картон; коробки для рельефной лепки; стеки.
Вариант игры. Воспитатель сообщает
детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным
способом — лепить отгадки из пластилина, не произнося
отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать
отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные,
так и рельефные изображения. Еще лучше постараться объединить отгадки в общую
композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5
загадок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.