Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) предоставляет богатую инфор-
мацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отноше-
ния, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспри-
нимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятии ре-
бёнком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмыс-
лять семейные отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен в будущее, так как при рисовании
ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент экспериментатор может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможности лучшей адаптации ре-
бенка в своей семье. Но здесь следует избегать привнесенной извне интерпре-
тации, предоставив возможность самому ребенку понять и воспринять столько, сколько он может, исходя из его психологической зрелости.
Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги и карандаш.
Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов.
Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы и дальнейшей диагностики семьи и ребенка.
Симптомокомплекс
№
Симптом
Балл
1. Благоприятная семейная ситуация
1.
Общая деятельность всех членов семьи
0,2
2.
Преобладание людей на рисунке
0,1
3.
Изображение всех членов семьи
0,2
4.
Отсутствие изолированных членов семьи
0,2
5.
Отсутствие штриховки
0,1
6.
Хорошее качество линий
0,1
7.
Отсутствие показателей враждебности
0,2
8.
Адекватное распределение людей на листе
0,1
2. Тревожность
1.
Штриховка
0,1-2
2.
Линия основания – пол
0,1
3.
Линия над рисунком
0,1
4.
Линия с сильным нажимом
0,1
5.
Стирание
0,1-2
6.
Преувеличенное внимание к деталям
0,1
7.
Преобладание вещей
0,1
8.
Двойные или прерывистые линии
0,1
9.
Подчеркивание отдельных деталей
0,1
3. Конфликтность
1..
Барьеры между фигурами
0,2
2.
Стирание отдельных фигур
0,1-2
3.
Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
0,2
4.
Выделение отдельных фигур
0,2
5.
Изоляция отдельных фигур
0,2
6.
Неадекватная величина отдельных фигур
0,2
7.
Несоответствие вербального описания рисунку
0,1
8.
Преобладание вещей
0.1
9.
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
0.2
10.
Член семьи, стоящий спиной
0,1
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации
1.
Автор рисунка непропорционально маленький
0.2
2.
Расположение фигур на нижней части листа
0.2
3.
Линия слабая, прерывистая
0.1
4.
Изоляция автора от других
0.1
5.
Маленькие фигуры
0,1
6.
Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
0,1
7.
Отсутствие автора
0,2
8.
Автор стоит спиной
0,1
5. Враждебность в семейной ситуации
1.
Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
0,2
2.
Агрессивная позиция фигуры
0,1
3.
Зачеркнутая фигура
0.2
4.
Деформированная фигура
0,2
5.
Обратный профиль
0,1
6.
Руки раскинуты в стороны
0,1
7.
Пальцы длинные, подчеркнутые
0,1
Фамилия, имя ребенка Каланчин Александр
Класс 4 Дата эксперимента
Благоприятная семейная ситуация
Тревожность семье
Конфликтность в семье
Чувство неполноценности в семейной ситуации
Враждебность в семейной ситуации
0,7
2,8
2,5
0,5
0,3
Вывод: высокий уровень тревожности и конфликтности в семье, из-за чего ребёнок
испытывает чувство неполноценности семейной ситуации.
Фамилия, имя ребенка Бондарев Илья
Класс 4 Дата эксперимента
Благоприятная семейная ситуация
Тревожность семье
Конфликтность в семье
Чувство неполноценности в семейной ситуации
Враждебность в семейной ситуации
0,8
2,3
0,9
0,3
0,5
Вывод: высокий уровень тревожности, дискомфорта в семье, уровень агрессивности,
враждебности составляет около также высок.
Фамилия, имя ребенка Улезько Алёна
Класс 4 Дата эксперимента
Благоприятная семейная ситуация
Тревожность семье
Конфликтность в семье
Чувство неполноценности в семейной ситуации
Враждебность в семейной ситуации
0,9
0,6
0
0,1
0
Вывод: благоприятная семейная обстановка, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, отношения ровные, доверительные, враждебность и конфликтность отсутствуют.
Фамилия, имя ребенка Калюжная Марина
Класс 4 Дата эксперимента
Благоприятная семейная ситуация
Тревожность семье
Конфликтность в семье
Чувство неполноценности в семейной ситуации
Враждебность в семейной ситуации
0,8
2,3
0,7
0,5
0,1
Вывод: благоприятные семейные условия, уровень тревожности и конфликтности невысок,
однако настораживает уровень «чувство неполноценности в семейной ситуации»
Фамилия, имя ребенка Бондарев Андрей
Класс 2 Дата эксперимента
Благоприятная семейная ситуация
Тревожность семье
Конфликтность в семье
Чувство неполноценности в семейной ситуации
Враждебность в семейной ситуации
0,8
0,5
0,3
0,6
0,1
Вывод: благоприятная семейная обстановка, уровень тревожности и конфликтности низок; однако высок уровень «чувство неполноценности в семейной ситуации»
Фамилия, имя ребенка Слепых Юлия
Класс 2 Дата эксперимента
Благоприятная семейная ситуация
Тревожность семье
Конфликтность в семье
Чувство неполноценности в семейной ситуации
Враждебность в семейной ситуации
1
0,4
0,3
0,1
0
Вывод: благоприятная семейная обстановка.
Симптомокомплекс
№
Симптом
Балл
Оценка
1. Благоприятная семейная ситуация
1.
Общая деятельность всех членов семьи
0,2
2.
Преобладание людей на рисунке
0,1
3.
Изображение всех членов семьи
0,2
4.
Отсутствие изолированных членов семьи
0,2
5.
Отсутствие штриховки
0,1
6.
Хорошее качество линий
0,1
7.
Отсутствие показателей враждебности
0,2
8.
Адекватное распределение людей на листе
0,1
2. Тревожность
1.
Штриховка
0,1-2
2.
Линия основания – пол
0,1
3.
Линия над рисунком
0,1
4.
Линия с сильным нажимом
0,1
5.
Стирание
0,1-2
6.
Преувеличенное внимание к деталям
0,1
7.
Преобладание вещей
0,1
8.
Двойные или прерывистые линии
0,1
9.
Подчеркивание отдельных деталей
0,1
3. Конфликтность
1..
Барьеры между фигурами
0,2
2.
Стирание отдельных фигур
0,1-2
3.
Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
0,2
4.
Выделение отдельных фигур
0,2
5.
Изоляция отдельных фигур
0,2
6.
Неадекватная величина отдельных фигур
0,2
7.
Несоответствие вербального описания рисунку
0,1
8.
Преобладание вещей
0.1
9.
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
0.2
10.
Член семьи, стоящий спиной
0,1
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации
1.
Автор рисунка непропорционально маленький
0.2
2.
Расположение фигур на нижней части листа
0.2
3.
Линия слабая, прерывистая
0.1
4.
Изоляция автора от других
0.1
5.
Маленькие фигуры
0,1
6.
Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
0,1
7.
Отсутствие автора
0,2
8.
Автор стоит спиной
0,1
5. Враждебность в семейной ситуации
1.
Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
0,2
2.
Агрессивная позиция фигуры
0,1
3.
Зачеркнутая фигура
0.2
4.
Деформированная фигура
0,2
5.
Обратный профиль
0,1
6.
Руки раскинуты в стороны
0,1
7.
Пальцы длинные, подчеркнутые
0,1
Фамилия, имя ребенка
Благоприятная семейная ситуация
Тревожность семье
Конфликтность в семье
Чувство неполноценности в семейной ситуации
Враждебность в семейной ситуации
Макс. 1,2 3 3 1,1 1,1
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) предоставляет богатую инфор-
мацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отноше-
ния, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспри-
нимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятии ре-
бёнком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 03.01.2015 |
Раздел | Классному руководителю |
Подраздел | |
Просмотров | 1442 |
Номер материала | 23683 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: