Тест «Кинетический
рисунок семьи» (КРС) предоставляет богатую инфор-
мацию
о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает
выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отноше-
ния,
которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспри-
нимает
взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Используя тест КРС,
следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой
деятельности, не только отражающим восприятии ре-
бёнком своей семьи, но и
позволяющим ребенку анализировать, переосмыс-
лять семейные отношения. В этом
смысле рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также
направлен в будущее, так как при рисовании
ребенок интерпретирует ситуацию,
решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент экспериментатор
может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать
возможности лучшей адаптации ре-
бенка в своей семье. Но здесь
следует избегать привнесенной извне интерпре-
тации, предоставив возможность
самому ребенку понять и воспринять столько, сколько он может, исходя из его
психологической зрелости.
Тест КРС состоит из двух
частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста
ребенку даются стандартный лист бумаги и карандаш.
Чем больше
сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака
оценивается от 0 до 3 баллов.
Полученные
результаты являются основой для психокоррекционной работы и дальнейшей
диагностики семьи и ребенка.
Симптомокомплекс
|
№
|
Симптом
|
Балл
|
1. Благоприятная семейная ситуация
|
1.
|
Общая деятельность всех членов семьи
|
0,2
|
2.
|
Преобладание людей на рисунке
|
0,1
|
3.
|
Изображение всех членов семьи
|
0,2
|
4.
|
Отсутствие изолированных членов семьи
|
0,2
|
5.
|
Отсутствие штриховки
|
0,1
|
6.
|
Хорошее качество линий
|
0,1
|
7.
|
Отсутствие показателей враждебности
|
0,2
|
8.
|
Адекватное распределение людей на листе
|
0,1
|
2. Тревожность
|
1.
|
Штриховка
|
0,1-2
|
2.
|
Линия основания – пол
|
0,1
|
3.
|
Линия над рисунком
|
0,1
|
4.
|
Линия с сильным нажимом
|
0,1
|
5.
|
Стирание
|
0,1-2
|
6.
|
Преувеличенное внимание к деталям
|
0,1
|
7.
|
Преобладание вещей
|
0,1
|
8.
|
Двойные или прерывистые линии
|
0,1
|
9.
|
Подчеркивание отдельных деталей
|
0,1
|
3. Конфликтность
|
1..
|
Барьеры между фигурами
|
0,2
|
2.
|
Стирание отдельных фигур
|
0,1-2
|
3.
|
Отсутствие основных частей тела у
некоторых фигур
|
0,2
|
4.
|
Выделение отдельных фигур
|
0,2
|
5.
|
Изоляция отдельных фигур
|
0,2
|
6.
|
Неадекватная величина отдельных фигур
|
0,2
|
7.
|
Несоответствие вербального описания
рисунку
|
0,1
|
8.
|
Преобладание вещей
|
0.1
|
9.
|
Отсутствие на рисунке некоторых членов
семьи
|
0.2
|
10.
|
Член семьи, стоящий спиной
|
0,1
|
4. Чувство неполноценности в семейной
ситуации
|
1.
|
Автор рисунка непропорционально маленький
|
0.2
|
2.
|
Расположение фигур на нижней части листа
|
0.2
|
3.
|
Линия слабая, прерывистая
|
0.1
|
4.
|
Изоляция автора от других
|
0.1
|
5.
|
Маленькие фигуры
|
0,1
|
6.
|
Неподвижная по сравнению с другими фигура
автора
|
0,1
|
7.
|
Отсутствие автора
|
0,2
|
8.
|
Автор стоит спиной
|
0,1
|
5. Враждебность в семейной ситуации
|
1.
|
Одна фигура на другом листе или на другой
стороне листа
|
0,2
|
2.
|
Агрессивная позиция фигуры
|
0,1
|
3.
|
Зачеркнутая фигура
|
0.2
|
4.
|
Деформированная фигура
|
0,2
|
5.
|
Обратный профиль
|
0,1
|
6.
|
Руки раскинуты в стороны
|
0,1
|
7.
|
Пальцы длинные, подчеркнутые
|
0,1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.