11 класс
Тестовая работа по творчеству А.И. Солженицына
Первая
часть.
Знание
фактического материала по биографии писателя.
- А.И. Солженицын –
это …
а)
писатель;
б)
писатель, драматург, поэт;
в)
писатель, публицист, общ деятель без оф поств.
2.
Семья Солженицыных по происхождению …
а)
из зажиточных крестьян, старинного казачьего рода;
б)
из мещан;
в)
из дворян.
3.
Образование Солженицына …
а)
средняя школа, университет;
б)
средняя школа, техникум;
в)
начальное образование.
4.
Солженицын участвовал в Великой Отечественной войне в качестве …
а)
корреспондента газеты «Красная звезда»;
б)
боевого офицера (окончил артиллерийское училище, звание лейтенанта, ком
батальона);
в)
солдата, внештатного корреспондента.
5.
Солженицын – политзаключённый …
а)
8 лет на Колыме;
б)
5 лет Особлагерь («шарашка»), затем «навечно» был сослан в Казахстан;
в)
5 лет в Воркуте, затем три года в «шарашке» в Подмосковье.
6.
Присуждена Нобелевская премия…
а)
в 1960 году;
б)
в 1969 году;
в)
в 1970 году.
7.
Причины эмиграции …
а)
насильно выдворен из Советского Союза;
б)
уехал для воссоединения с семьёй;
в)
покинул страну добровольно.
8.
Вернулся на родину …
а)
в 1994 году;
б)
в 1995 году;
в)
в 1996 году.
Вторая
часть.
История
создания рассказа «Матрёнин двор». Знание текста.
- Рассказ «Матрёнин
двор» напечатан впервые…
а)
за границей;
б)
самиздатом (т.е. подпольно, без разрешения властей);
в)
в журнале «Новый мир».
- Первоначальное
заглавие рассказа …
а)
таким и было – «Матрёнин двор»;
б)
рассказ назывался «Не стоит село без праведника»;
в)
рассказ назывался «Матрёна».
- Жанр произведения…
а)
рассказ на автобиографической основе;
б)
документальный очерк;
в)
новелла.
4.
Действие рассказа охватывает…
а)
зиму 1958 года;
б)
лето, осень, зиму, весну 1956 года;
в)
зиму и весну 1960 года.
5.
Портрет Матрёны Васильевны Григорьевой…
а)
дан подробно, компактно;
б)
подробно, но вразброс;
в)
описаны только отдельные черты внешности (круглое лицо, лучезарная улыбка).
6.
Дом Матрёны Васильевны…
а)
старый, довоенный («строено давно и добротно»);
б)
низкий дом с четырьмя подслеповатыми оконцами, вросший в землю, избушка
в)
барак.
7.
Хозяйство, живность…
а)
кошка, мыши, тараканы, коза;
б)
корова, поросёнок;
в)
ничего.
8.
Имя героини. У кого из русских писателей 19 века главная героиня носила такое
же имя? С каким женским образом вы могли бы сопоставить героиню рассказа?
а)
с героиней Н.А. Некрасова;
б)
с героиней Н. С. Лескова;
в)
с героиней И.С. Тургенева.
9.
Речь героини. В чём особенность её речи?
а)
преобладают советизмы;
б)
обилие просторечной, диалектной лексики и архаизмов;
в)
говорит на правильном (литературном) языке.
10
Предметная детализация. Какова художественная функция подробной детализации в
рассказе?
а)
рисуют внешний мир, в котором живёт героиня («в запущи», т.е. бедно);
б)
свидетельство её бессребренничества, самоограничения (т.е. рисуют внутренний
мир героини);
в)
дают характеристику государственной системы, что является самым важным для
Солженицына.
11.
Как организовано художественное время в рассказе?
а)
нарисованы лето и зима 1956 года;
б)
эпоха правления Сталина;
в)
лето и зима 1956 года вбирают в себя события четырёх десятилетий, благодаря
воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика (первая мировая, ВОВ,
колхозы).
12.
Ощущает ли героиня несправедливость, царящую вокруг?
а)
да;
б)
нет;
в)
не думает об этом.
13.
В чём состоит конфликт рассказа?
а)
Матрёне противопоставлены брат мужа Фаддей и родня Матрёны (чёрный
Фаддей-лучезарная улыбка Матрёны; скаредность и бескорыстие);
б)
конфликт между Матрёной и её роднёй с одной стороны – и роднёй мужа с другой
стороны по поводу дома;
в)
Матрена и государственная система, не обеспечившая достойной старости бывшей
колхозницы.
14.
Что является главным пространственным центром рассказа?
а)
двор;
б)
двор, деревня, колхоз, станция, город;
в)
всё вышеперечисленное плюс вся страна (т.е. социальная система).
15.
На чём основано противопоставление жизни Матрёны и жизни государства?
а)
богатство-бедность;
б)
мир лжи – мир правды;
в)
грамотность – безграмотность.
16.
Образ рассказчика. Что общего в судьбе, характере рассказчика и Матрёны
Васильевны?
а)
роднит драматизм судьбы и жизненные принципы, речь
б)
их объединяет ненависть к социальной системе, государственной лжи;
в)
нет общего.
Третья
часть.
Письменная
работа. Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий
рассказа? Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.