Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Теоретические основы воспитания нравственных качеств у младших школьников на произведениях русских писателей

Теоретические основы воспитания нравственных качеств у младших школьников на произведениях русских писателей

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Проблема воспитания нравственных качеств учащихся в педагогических исследованиях

«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации» [13, с. 15]. Осознание самоценности человеческой жизни, ориентация на возрождение духовно-нравственных ценностей определяет стратегию воспитания.

Важнейшей задачей воспитания является нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта взаимодействия в мире множества культур со своими идеалами, духовными и нравственными ценностями; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения.

Основными категориями, раскрывающими сущность нравственной воспитанности, являются: мораль, нравственность, нравственные ценности, нравственные качества, нравственная позиция и нравственное развитие.

Нравственность происходит от слова «нравы». По латыни «нравы» — «mores» (мн. ч.), что значит мораль. Мораль представляет собой общую ценностную основу культуры, равенство людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.

Термин возник в глубокой древности. От слова mos Цицерон образовал прилагательное moralis, которое характеризовало добродетели человека, его способность руководствоваться в своем поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с другими людьми. В IV веке из прилагательного сформировалось существительное moralitas, которое стало означать совокупность человеческих добродетелей.

В ряде языков наряду с латинским термином появились собственные обозначения, например «нравственность» в русском языке.

Для человека мораль является целью, перспективой его самосовершенствования, а линия поведения человека опирается на такие категории, как совесть, чувство личного достоинства, долг, добро (в противоположность злу). В совести заключена интимно-личностная природа; долг содержит императивный характер морали; добро выражает нацеленность на идеал человечности.

Этимологическое значение понятия «нравственность» связано с объяснением латинского слова «moralis», которое обозначает «нравственный» как систему принципов и норм поведения, определяющих отношения людей друг к другу, к обществу и отдельным классам, и как правила нравственного поведения [44, c.9].

Однако явное несовпадение нормативно-ценностной, идеальной стороны морали и реальных нравственных отношений дало основание некоторым исследователям (А.А. Гусейнов, А.К. Звейниекс и др.) наполнить эти понятия разным смысловым содержанием. Как правило, попытки разграничить понятие «мораль» и «нравственность» сводятся к соотношению сущего и должного, где сфера морали предстает в качестве совокупности норм, принципов и ценностей, а нравственность, в свою очередь, характеризуется как относительное воплощение морального сознания в реальных отношениях и деятельности.

Впервые теоретическое обоснование разделения понятий морали и нравственности было предложено Гегелем, который считал, что они должны описывать различные феномены духовной жизни. Под моралью он понимал субъективную значимость человеческого поведения, а нравственность - это практические отношения, воплощающиеся в историческом опыте семьи, гражданском обществе и государстве.

Педагоги И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин считают, что такое разделение, при все-таки некоторой искусственности, имеет свою логику. Однако в данной работе мы будем рассматривать понятия морали и нравственности как синонимы. Синонимичность «морали» и «нравственности» имеет более глубокие корни, и языковая практика свидетельствует об их равнозначности.

Понятие «нравственность личности» было введено в конце 70-х гг. в теорию нравственного воспитания И.Ф. Харламовым. Он рассматривал нравственность не как объективное явление общественной жизни людей, а как субъективное личностное образование. «Когда речь идет о том, что нравственность личности проявляется в ее поступках и поведении, – отмечал И.Ф.Харламов, – то под этим подразумеваются две вещи: во-первых, совокупность тех конкретных действий и состояний, из которых складывается ее поведение, и, во-вторых, система целей, намерений и мотивов, которыми руководствуется она в своей деятельности» [55, с. 319].

Уже в античности вставали вопросы нравственности, нравственного поведения, нравственного идеала, нравственного человека.

Своеобразным девизом античности можно считать известное высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей...». Для того времени была характерна установка на понимание моральности, добродетельности, поведения как разумности.

Так Сократ (469-399 до н.э.) абсолютизирует мораль, считает ее фундаментом достойной жизни, основой культуры. Для него наилучший способ самореализации личности - ее  нравственная  деятельность [14,c.13]. Подчеркивая значимость нравственного самосовершенствования личности, Сократ утверждал, что только моральный человек может быть счастливым.

Этическая концепция Платона (427-347 до н.э.) содержит учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека. Нравственность индивида философ не представляет вне его связи с обществом, т.е. содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым [10, c.14].

Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) впервые заговорил об особой практической науке о нравственности, цель которой - научить человека как стать добродетельным (счастливым). В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что дает ему возможность говорить о проблеме нравственного воспитания. Для него нравственный человек - тот, кто руководствуется разумом, сопряженным с добродетелями. Он утверждал следующее: «Если мы идем вперед в области знания, а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад». Мысль Аристотеля актуальна и сегодня, когда наше общество озабочено нравственным обликом подрастающего поколения [10, c. 5].

В эпоху Возрождения великую ценность обретает человеческая личность. Человек Возрождения - яркая личность, которая выступает в качестве творца своей жизни и судьбы. Эпоха Возрождения отличается также обращением к социальной, гражданственной тематике, роль которой в нравственной культуре общества во времена средневековья была невелика.

Так Н.Макиавелли (1469-1527) отрицает ведущую роль религии в формировании нравственно совершенной личности, утверждая, что это является прерогативой сильного централизованного государства.

Томас Мор (1478-1533) считал, что приоритетной социальной задачей является воспитание нравственности, т.е. воспитание чувств справедливости, самоотверженности, гуманности и честности. Таким образом, человека следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества [10, c.58].

Предметом изучения в эпоху Нового Времени становится окружающая природа, отсюда происходит сведение морали с неба на землю, перед мыслителями стоят вопросы обоснования нравственной полноценности личности.

Уже Спиноза (1635-1677) говорит об огромной значимости познания в нравственном совершенствовании личности.

Французские просветители рассматривают нормы морали в прямой зависимости от гражданских прав и обязанностей индивидов, т.е. все предельно социализировано. Так для Джона Локка (1632-1704) нравственный человек - это гражданин, джентльмен, «который должен быть полезен своей стране» [26, c. 42].

Жан-Жак Руссо (1712-1778) считая человека в его рассудочном познании слабым, возвышал его в нравственном достоинстве. Цель воспитания видел в формировании не чиновника, не солдата, а человека. Он считал, что: «в сфере нравственных идей нужно продвигаться как можно медленнее, уроки нравственности должны заключаться в действиях, а не в речах». По мнению Ж.Ж. Руссо, только в период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) идет формирование нравственного облика молодого человека. В эти годы он знакомится с нравами обществ [26, c. 51].

Отличительная черта русских философов конца XIX века - это безграничная вера в духовно-нравственное развитие человека. Нравственность они рассматривали не абстрактно, лишь с точки зрения идеала духовности человека, а вкладывали в это понятие реальные действия личности.

Человек нравственный, по С.Н. Трубецкому, не может быть оторванным от других людей и жить только своими интересами для себя одного. «Нравственный принцип жив только тогда, когда он действительно вдохновляет человека, воплощается в его поступках» [53,c. 43].

В современной отечественной педагогике нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.

Нравственные ценности и нравственные регулятивы составляют основу нравственного воспитания личности.

Нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. Ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.

К иерархии ценностей относятся:

Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;

Семья — первейший коллектив человека;

Труд — основа человеческого бытия: он только тогда продуктивен, когда развивает и реализует актуальные потребности, общественно значим и направлен на освоение человеком окружающего мира;

Знания — результат разнообразного творческого труда;

Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни, которой необходимо овладеть;

Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой;

Земля — общий дом человечества;

Мир — главное условие существования человека и земли.

Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения.

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированные на нравственные ценности. Каждый индивид осознанно или неосознанно выбирает в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Но в каждой стабильной культуре есть система общепризнанных нравственных регулятивов, обязательных для всех. Это и есть нормы морали.

Для того чтобы человек смог сделать свой нравственный выбор, необходимо сформировать у него нравственные качества.

Понятие «качество» являет собой философскую категорию, «выражающую существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным» [54, с.225]. Определение качества с точки зрения педагогики – это «длительно существующая черта личности, проявляющаяся последовательно в широком спектре ситуаций».

По мнению Рожкова А.В., нравственные качества – это «явления морали, которые носят активный, наступательный, деятельно-преобразовательный характер, и в которых выражается обобщенное отношение социального субъекта к разнообразным фактам и процессам общественной жизни [46, с.116].

Указывая на содержательное различие нравственных качеств, И.Ф.Харламов отмечает их структурное единство. «Любое качество как динамическое личностное образование, — отмечает он, — в психологическом отношении включает в себя следующие структурные компоненты: во-первых, сформировавшиеся и ставшие устойчивыми потребности в той или иной деятельности или сфере поведения; во-вторых, понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); в-третьих, закрепленные навыки, умения и привычки поведения; в-четвертых, волевую стойкость, помогающую преодолевать встречающиеся препятствия и обеспечивающую постоянство поведения в различных условиях» [56,с.146].

Трудно указать на точное количество нравственных качеств в характеристике человека. Собственно нравственных качеств и их антиподов насчитывается большое количество. Исследователи классифицируют их в пять интегративных качеств, которые необходимо сформировать у личности: гуманизм, патриотизм, достоинство, коллективизм, трудолюбие.

Гуманизм рассматривается как признание человека в качестве наивысшей ценности на земле. Ориентация на интересы другого человека, сопереживание его положению, оказание ему помощи ─ это различные проявления гуманизма.

Формирование этой сущностной характеристики личности обуславливает самое важное нравственное качество — человечность. Как интегральная характеристика личности данное качество является показателем степени соответствия культуры нравственного сознания культуре нравственных переживаний, культуре нравственного поведения.

Патриотизм (от греч. patris — Родина) занимает исключительное место в системе нравственных качеств и означает отношение человека к своему отечеству, что проявляется в следующем: уважении к историческому прошлому и традициям народа, населяющего территорию России; гордости за ее социально-экономические, политические, культурные и духовные достижения; заботе об интересах, независимости и будущем народа.

У каждого человека должно быть понимание того, что Родину необходимо воспринимать в двух органически взаимосвязанных аспектах: 1) место рождения и обитания; 2) родная страна, Отчизна ─ Россия. Наилучший путь познания, принятия, восприятия просторов страны и духа народа лежит через любовь к своей «малой» родине: родителям, отчему дому, селу или городу, школе, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре. Современный патриотизм чаще носит скрытый характер, но проявляется ярко в экстремальных ситуациях.

Достоинство рассматривается как качество личности, отражающее отношение человека к самому себе и общественное мнение о нем, в котором признается ценность личности. В нравственном смысле достоинство выражает совокупность присущих человеку качеств, благодаря которым он может быть способным к свободному и творческому созиданию.

Все люди, независимо от их природных и социальных различий, потенциально обладают достоинством. Однако в каждом человеке оно может выразиться с разной степенью полноты, в зависимости от того, как человек использует свои возможности. Вследствие деградации личности достоинство может быть утрачено. Непременным условием формирования достоинства является уважительное отношение взрослых к ребенку.

Достоинство неразрывно связано с гуманизмом. Отсутствие достоинства у человека порождает такие негативные проявления, как хамство, зависть, злоба, жестокость.

Огромное значение имеет сформированное у личности чувство коллективизма, отражающее такое отношение к обществу, при котором личные интересы сочетаются с общественными. Содержание коллективизма слагается из товарищества, взаимной поддержки и помощи, инициативности, дисциплинированности, добросовестности. Суть понятия «коллективизм» ─ в сочетании «Я» и «Мы», что означает гармонию личного и коллективного, умение работать в коллективе, развитую способность к коллективному творчеству.

Трудолюбие как нравственное качество личности является выражением ее положительного отношения к труду, которое в психологическом аспекте выражено потребностью и привычкой трудиться, увлеченностью трудом, заинтересованностью в достижении полезного результата труда. Проявление трудолюбия ─ активность, добросовестность, старание, усердие.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Нравственное сознание складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и интегрируются в нравственные понятия. В процессе овладения моральными понятиями школьник проходит несколько взаимосвязанных этапов: элементарное обобщение и умение применять в знакомой ситуации; сложившееся в общих чертах понятие и умение применять его в сходных ситуациях; более четкое и осознанное понятие и умение применять его в незнакомой ситуации; полное овладение содержанием понятия и умение применять его в любых условиях жизни и деятельности.

Необходимое звено в процессе воспитания нравственных качеств - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков[8, с.14].

Вторым компонентом воспитания нравственных качеств является нравственные отношения и чувства. «Сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести» [33, c. 301].

Последним компонентом являются нравственные навыки, привычки и поведение, которые возникают и закрепляются в нервной системе ребенка как итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. Нравственное поведение становится привычным, не нуждающимся в контроле.

Итак, о нравственных качествах школьника можно судить при наличии у него сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль, регуляцию поведения.



1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания нравственных качеств у младших школьников

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [40, с. 58].

Социокультурные механизмы нравственного поведения человека [23, c. 75] (Что побуждает личность подчинять свое поведение определенным нравственным принципам?):

1) сила обычая: вести себя «по обычаю» — значит просто копировать принятые формы поведения («все так делают», «я как все»). Хотя нравственные принципы не определяются обычаями, а лишь реализуются в них.

2) Другой, сходный с обычаем, социокультурный механизм — общественное мнение, воздействующее на личность средствами убеждения и психологического вознаграждения (одобрение, похвала и т. д.) или наказания (критика, бойкот и пр.). Сила общественного мнения способна оказать мощное давление на личность и принудить ее следовать господствующим в обществе нормам морали.

3) Внутриличностный механизм – интериоризованные (превращенные из внешнего во внутренние) социальные ценности и нормы. Этот механизм формируется с раннего детства и проходит три этапа:

  1. На первом этапе у ребенка появляется элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Здесь нет еще осознания нравственных принципов. Регуляция поведения идет в основном извне. Некоторые люди в своем нравственном развитии останавливаются на этом уровне и пребывают на нем и во взрослом возрасте. Это инфантильные личности, не имеющие внутреннего нравственного стержня, полностью зависящие в своем поведении от среды. Главный мотив, побуждающий такую личность следовать моральным нормам, — страх, боязнь наказания за их нарушение.

  2. Второй этап — конвенциональная нравственность. Она ориентирована на общественное мнение окружающих («Что обо мне подумают?»). Для многих людей она остается в течение всей жизни основным регулятором их поведения. Главные мотивы, движущие ими при выборе линии поведения, — стыд и честь.

  3. Наконец, на третьем этапе формируется автономная нравственность. Она обеспечивает моральную саморегуляцию поведения. Она автономна, ибо находится внутри личности и не зависит от того, что скажут другие люди («Что я сам о себе подумаю?»). Человек совершает «хорошие» поступки потому, что у него есть внутренняя потребность совершать их и он не может иначе. Главный мотив нравственного поведения здесь — совесть. Голос совести — это голос общества внутри нас, голос культуры, ставший нашим собственным голосом.

У младших школьников наблюдается недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

В младшем школьном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств, как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести.

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.

Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.

Человек может испытывать переживания того же качества или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство [42, с.159].

С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее – на реакцию на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные переживаниях. Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.

Через эмпатию возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия [42, с.159].

Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы [38, c. 74].

Осознанность нравственных чувств к третьему классу проявляется в том, что дети выбирают друга, товарища не по внешним обстоятельствам, а мотивируют свой выбор, характеризуя нравственные черты, которые способствовали сближению с одноклассником.

Безусловно, понимание и раскрытие школьником того или другого нравственного понятия еще не всегда говорит о проявлении самого чувства. Осознанность и действенность нравственных чувств проявляется и формируется в поступках.

Под влиянием учителя в совместной учебной, трудовой и игровой деятельности у учащихся проявляется способность к сопереживанию. Уже к концу первого класса у младшего школьника развивается чувство товарищества.

Одновременно с чувством товарищества развивается и чувство коллективизма. Коллективизм как черта характера формируется у ребенка постепенно. В процессе коллективной работы дети убеждаются, что любое дело лучше выполнять всем вместе.

В целом выявлено три уровня развития нравственных чувств младших школьников. Детям с высоким уровнем развития нравственных чувств свойственна устойчивость и действенность таких качеств, как чуткость, ответственность, отзывчивость, доброта.

У школьников со средним уровнем развития нравственных чувств эти же качества проявляются только по отношению к друзьям.

Дети с низким уровнем развития таких чувств, а исследования Пилипенко Л.И. показали, что это значительная группа учащихся, редко проявляют эти качества во взаимоотношениях со сверстниками [28, c. 185].

Очевидно, что при воспитании нравственных чувств необходимо учитывать ограниченность нравственного опыта младших школьников. Поэтому необходима систематическая работа учителя по накоплению личного нравственного опыта учащихся. Исследователи подчеркивают, что для этого важно использовать и опыт реальных встреч с определенными жизненными ситуациями, создать в классе обстановку взаимоуважения, эмоциональной отзывчивости к переживаниям других, требовательности во взаимоотношениях, а также уметь вызывать переживания на основе образов представления и воображения. Следует тщательно подготовить его эмоциональное восприятие, сопереживание кинофильма, художественного произведения, театральной пьесы.

В воспитании нравственных качеств у младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки [42, с. 245].

Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. Характерная особенность их в том, что они с большим доверием относятся к взрослым. Если моральное требование взрослым преподносится доброжелательно, ясно, с привлечением ярких примеров, то дети стремятся обязательно его выполнить [42, с. 245]. По мере того как их жизненный опыт обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний о морали [60, c. 8].

Отдельно взятый поступок еще не характеризует подлинно нравственного поведения, так как в его основе могут лежать самые разные мотивы: зависть, эгоизм, стремление занять престижное положение или принести пользу коллективу. Поэтому формирование опыта нравственного поведения у младших школьников должно включать в себя воспитание положительной мотивации.

Только тогда, когда школьник руководствуется в своем поведении положительными нравственными мотивами, можно говорить о подлинной нравственности человека. «Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, педагог, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимися, ничего, собственно, не знает о самом учащимся, о личности ребенка» - утверждал С.Л. Рубинштейн [42, c. 243].

Психическая зрелость детей младшего школьного возраста не может быть высокой, но она – важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений [3, с.60].

На всех этапах нельзя забывать о том, что полученные знания, даже те, о которых учащийся может правильно рассказать, нужно специально переносить в реальную жизнь детей.

Таким образом, нужно учитывать ограниченность нравственных представлений и нравственного опыта младших школьников. Поэтому необходима систематическая работа учителя по накоплению нравственных представлений и личного нравственного опыта учащихся и этому способствует использование материалов художественных произведений русских писателей.

1.3. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у учащихся начальной школы на произведениях русских писателей

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств воспитания нравственных качеств личности. Она расширяет жизненный опыт школьника, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой нравственные переживания обогащают и духовно развивают учащегося.

Одной из целей литературного чтения по программе «Школа России» является:

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в аспекте воспитания нравственных качеств выступает:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

 Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебника «Литературное чтение».

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого,  М. В. Головановой [24], предлагает тексты, различные не только по сложности и объему, но и по форме.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ. Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Подбор художественных произведений для чтения осуществляется таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру, воспитывать нравственные качества. Для чтения должны быть предложены художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и произведения из традиционного круга детского чтения.

Произведения выдающихся русских поэтов и писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, К.Г. Паустовского, А.П. Гайдара и многих других дают обширный материал в доступной младшим школьникам форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, готовность помочь другому и др.

Качества

Произведения

Патриотизм

Любовь к природе родного края


Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»; 
А. С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; 
А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»

М.М. Пришвин «Моя Родина»

Гуманизм, человечность, добродушие

сострадание

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»;

Л. Н. Толстой «Лев и мышь»

А.П. Гайдар «Горячий камень»

К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

Героизм, отвага, верность,

решительность, настойчивость


Л.Н. Толстой «Прыжок»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Долг,

ответственность


Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»;

В. А. Осеева «Сыновья»

Л. Пантелеев «Честное слово»

Сплочённость, коллективизм,

забота

Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»

В. А. Осеева «Хорошее»

А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Совесть

Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек»

А.П. Гайдар «Горячий камень»


Одним из педагогических условий воспитания нравственных качеств младших школьников на произведениях русских писателей стало использование разнообразных жанров и приемов работы с произведениями

  • Начальные классы
Описание:

Важнейшей задачей воспитания является нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта взаимодействия в мире множества культур со своими идеалами, духовными и нравственными ценностями; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения.

Скачать материал
Автор Усаева Динара Пахитовна
Дата добавления 05.06.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1858
Номер материала MA-071395
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы