- 09.01.2021
- 115
- 0
Смотреть ещё
18 661
методическую разработку для начальных классов
Перейти в каталог
«Береговой орта мектебі» ММ
КГУ «Береговая средняя школа»
Учитель Чайка Марина Владимировна
Теоретические основы методики комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка
(Рекомендовано для учителей начальных классов)
село Береговое
2015 год
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Термин интеллект появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы.
Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 - наполовину, а к 12 годам - на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и соответственно еще большую роль детства, младших школьников в общем умственном развитии.
Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи - явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.
Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления -наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы — все это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Это достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.
Изменение содержания осуществляется за счет:
• введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
• увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;
• расширения объема работы с понятиями и терминами;
• включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков, введением нового этапа урока русского языка в 1-м классе, существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы.
К новым принципам, наряду с общепринятыми, относятся следующие:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает, что учитель использует во время учебно-воспитательной работы на уроках русского языка такие методы и приемы, подбирает и составляет такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Набор их может быть различен, но в количественном плане - не менее четырех. Например, развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.
3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений по русскому языку. Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который таким образом построит урок и сформирует задания, что детям необходимо будет обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.
4. Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников. Другими словами, ребенок не должен попадать в зависимость от учителя или автора пособия.
Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.
Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, физкультминутки). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в 1-м классе вводится новый - мобилизующий.
Цель мобилизующего этапа каждого урока - включение ребенка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы)1. Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребенка: или наглядно-действенный, или наглядно-образный, или словесно-логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На каждом уроке используется одна группа упражнений.
В заданиях, направленных на развитие наглядно-действенного мышления, буквенный материал используется в виде графического изображения букв на специальных карточках, которые школьники могут переставлять, взаимозаменять на наборном полотне, т. е. осуществлять с ними реальные действия. Со временем учащиеся переходят к выполнению заданий более сложного характера: увеличиваются количество карточек с буквами и количество их перестановок. Наряду с этим дети придумывают свои варианты заданий на каждом этапе их усложнения.
Выполняя задания на формирование наглядно-образного мышления, учащиеся мысленно совершают действия с буквами, не меняя положения в их фактическом изображении. Операции с идеальными образами букв способствуют развитию у школьников интеллектуальной гибкости, умению полемизировать с самим собой, действовать аргументированно, доказательно.
Задания, направленные на развитие словесно-логического мышления, не предусматривают непосредственных операций ни с буквами, ни с их мысленными образами. Они заставляют ученика оперировать условными обозначениями букв (например, цифрами). Такого рода задания формируют у детей умение четко, последовательно, доказательно выражать свои мысли ).
Упражнения, направленные на развитие интеллекта на уроке русского языка в 1-м классе, способствуют решению не менее важных проблем:
1. С первых уроков создается тип продуктивного учебного взаимодействия в системе «учитель — ученик», при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность учащегося, так как от совместного выполнения заданий с учителем он неизбежно проходит к самостоятельным познавательным действиям и к необходимости принятия индивидуальных решений.
2. Использование указанных заданий освобождает учителя от необходимости изыскивать другие упражнения для решения важнейших задач - мобилизации и развития внимания школьников, решать которые в обязательном порядке призван каждый педагог на первом году обучения школьников.
3. Решение заданий каждой из трех групп требует выражения в виде логического, доказательного, развернутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью слов воспроизводить ход мысли, называть результат. Задания, направленные на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, формируют умения оперировать образами, вести рассуждение на уровне логических абстракций. Уже в 1 -м классе дети знакомятся с конструкциями простых и сложных предложений различного вида и эмпирическим путем овладевают навыком их построения, учатся использовать их на практике.
С помощью заданий учитель может расширять знания первоклассников по различным направлениям русского языка:
• синонимии (живет, находится, существует и т. д.);
• антонимии (большой - маленький, высокий - низкий и т. д.);
• овладению лексическим значением новых слов (противоположный, промежуточный, наискось и т. д.). В совокупности это создает мощную базу для дальнейшего речевого развития школьников.
4. Данные задания несут в себе заряд занимательности, воспитывают у детей интерес к урокам русского языка.
На минутке чистописания изменились структура и методика ее проведения. В структуре выделяются две фазы: подготовительная и исполнительная. Подготовительная фаза, в свою очередь, состоит из двух частей:
• определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;
• формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.
На первой части подготовительной фазы учащиеся с помощью специально разработанных приемов, разнящихся от урока к уроку, самостоятельно определяют букву (буквы), предназначенную для письма. Например, учитель дает детям задание: «Внимательно посмотрите на данное изображение и скажите, какую букву мы будем сегодня писать? Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?»
Р |
М |
Б |
Р |
В |
А |
|
|
|
М |
Г |
|
|
|
А |
В |
|
|
|
Р |
Р |
|
|
|
Н |
С |
Г |
С |
Е |
Р |
Д |
|
|
|
|
Учащиеся, мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность, выявляют искомую букву (буквы) и дают полный обоснованный ответ, одновременно формулируя тему минутки чистописания: «Сегодня мы будем писать букву р. Она изображена чаще других, а точнее - шесть раз».
Для проведения второй части подготовительной фазы учитель пишет на доске цепочку букв (или букв и их элементов), для каждого урока составленную по новому принципу, и предлагает детям очередное задание. Например: «Определите порядок написания букв в данном ряду: Рра Рре Ррё Рр...»
Учащиеся объясняют вслух систему записи: «Заглавная Р, строчная р чередуются с гласными буквами по порядку их расположения в алфавите».
На исполнительной фазе дети записывают в тетради начатый ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца строки и ориентируясь на алфавит.
Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.
В словарно-орфографической работе также изменились структура и методика проведения урока.
К структурному изменению относится введение мини-мобилизирующей части. Она дается перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. Например, учитель сообщает: «Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы узнаете слово».
От урока к уроку задания и их принцип составления меняется. Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. Если позволяют новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно, например, ворона и воробей. В этом случае ознакомление с лексическим значением слов осуществляется на фоне сравнения двух предметов. После коллективного рассуждения учащиеся самостоятельно формулируют лексическое значение каждого слова. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова, изменяет методику ознакомления учащихся с написанием нового слова. Дети самостоятельно находят его в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определенную сторону мышления ребенка.
Первый способ - сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшает процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывает умение правильно выражать свои мысли.
Второй способ - поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков. Данный способ эффективен в плане развития детского воображения, наблюдательности, усвоения навыков первичного анализа так же, как и совершенствования речи учащихся.
Третий способ - поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. В подобной ситуации учащиеся выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи; они учатся видеть окружающий мир под непривычным для нас углом зрения, у них развивается нестандартное мышление.
Четвертый способ - исключение лишнего слова из трех возможных -способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации.
Пятый способ - поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых школьникам слова и два слова, изученных на данном уроке. Существенное отличие этого способа от 3-го состоит в том, что в данном случае четыре основных слова должны быть существительными.
Шестой способ - составление предложения с одновременным включением в него двух-трех изученных слов.
Седьмой способ - нахождение вариантов реального и фантастического использования предмета - развивает речь и творческое мышление.
Восьмой способ - сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова. Данный способ, помимо положительного воздействия на совершенствование интеллектуальных способностей учащихся, способствует расширению их эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора.
Практическое применение на уроках всех способов позволяет учителю систематически решать вместе со школьниками лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуются рассуждение, доказательство и конкретное решение. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.
Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Их внедрение начинается при ознакомлении с первыми грамматическими понятиями, орфографическими, пунктуационными и другими правилами в 1-м классе и продолжается при дальнейшем изучении русского языка в начальной школе.
В начальных классах для изучения нового учебного материала применяется частично-поисковый метод - совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Четко сформулированные вопросы учителя: чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу. Например, при изучении темы «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях» учитель пишет на доске два предложения: «Надя Сергеева, Олег Серов, Оля Руднева готовили клумбу к посадке цветов. К ним подошла учительница Светлана Петровна». Учитель дает детям задание: «Внимательно прочитайте предложения. Назовите написанные в них имена».
Д. Надя, Олег, Оля, Светлана.
У. С какой буквы написаны имена в предложениях?
Д. Имена написаны с большой буквы.
У. Прочтите имеющееся в одном из предложений отчество.
Д. Петровна.
У. Как написано отчество?
Д. Отчество написано с большой буквы.
У. Найдите и прочтите написанные в предложениях фамилии.
Д. Сергеева, Серов, Руднева.
У. Как написаны фамилии?
Д. Фамилии написаны с большой буквы.
У. Сформулируйте правило в порядке нашего рассуждения.
Д. Имена, отчества, фамилии пишутся с большой буквы.
В старших классах начальной школы вполне оправданно и результативно применение проблемного метода. Он предполагает создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода.
Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний, низкий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя. Проблемная задача (ситуация) на высоком уровне не содержит подсказок или (в зависимости от сложности изучаемого учебного материала) может иметь одну подсказку, на среднем – 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу. Например, при изучении темы «Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих» возможны три уровня.
Высокий уровень. Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило. Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.
Средний уровень. Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания. дочь врач
тишь шалаш
рожь нож
Низкий уровень. Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова:
дочь врач
тишь шалаш
рожь нож
Ответьте на следующие вопросы:
• К какой части речи относятся все написанные слова?
• Определите род имен существительных первого и второго столбиков.
• Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных обоих столбиков?
• В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?
Для работы над решением проблемной ситуации учитель определяет группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая новой темы, он раздает каждой группе отдельную карточку с написанной в ней проблемной задачей. Учащиеся работают с карточками, решают задачу, формулируют вывод. Проверка результатов их деятельности осуществляется с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее - на среднем и высоком. После этого учитель формулирует правило в соответствии с вариантом учебника.
Ясно, что использование исследовательских методов требует от учителя усилий для подготовки к занятию и дополнительного времени на уроке. Однако велика и отдача. Дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.
При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы (комплексы) интеллектуальных качеств и умений учащихся путем специфического подбора и компоновки языкового материала в лексико-орфографических упражнениях. Каждый тип задания направлен на совершенствование того или иного комплекса интеллектуальных качеств.
Формируемый комплекс качеств и умений
Вариант I: наблюдательность, внимание, речевые способности, умение сосредоточиваться на нужном объекте, а также осуществлять операции сравнения и сопоставления.
Пример задания. Тема «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях». Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках; напишите в строчку те из них, которых нет в правом столбике, найдите среди них лишнее. Ответ обоснуйте.
(М, м)аршак (М, м)ихаил
(П, п)оэт (А, а)гния
(Б, б)арто (П, п)оэт
(А, а)лексей (С, с)уриков
(Б, б)ородин (И, и)ванов
(Р, р)епин (С, с)еменов
(С, с)еменов (Б, б)орисов
Вариант II: внимание, наблюдательность, аналитико-синтетические и речевые способности, умение осуществлять группировку, классификацию.
Пример задания. Тема «Обозначение мягкости согласных гласными буквами». Прочитайте цепочки слов; напишите их, устранив в каждой лишнее слово; ответ обоснуйте; подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных. колос, удар, поле, уголок кусты, сила, пена, звено люди, село, лютик, люки лед, рис, мед, клев перец, лев, вяз, вес
Вариант Ш: внимание, аналитико-синтетические способности, речь, умение выделять существенные и несущественные признаки предметов.
Пример задания. Тема «Слова, которые обозначают признаки предметов. Установите связь между словами в левой части, в соответствии с ней составьте пару в правой части, выбрав одно из четырех слов, находящихся в скобках; ответ обоснуйте; определите, какие признаки обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?
клюква кислая; мед (полезный, лечебный,
сладкий, майский);
стул деревянный; игла (острая, тонкая,
короткая, стальная);
уголь черный; сахар (сладкий, сыпучий,
белый, тяжелый).
Вариант IV: наблюдательность, внимание, речевые и аналитико-синтетические способности, умение строить суждения, рассуждения, умозаключения.
Пример задания. Тема «Парные звонкие и глухие согласные». Из данной цепочки выпишите столбиком слова, которые начинаются на звонкий парный согласный; подберите к ним и напишите слова, начинающиеся с глухого парного согласного так, чтобы они подходили по смыслу; выбор слов обоснуйте.
Исходные слова:
виноград, брюки, грач, пиджак, финики, кукушка.
Вариант письменного ответа учащихся:
виноград — финики;
брюки — пиджак;
грач — кукушка.
Вариант устного ответа учащихся: к слову виноград можно подобрать слово финики. Оба слова начинаются с парных согласных в - ф и обозначают фрукты.
Вариант V: внимание, сообразительность, аналитико-синтетические способности, речь, умение логически мыслить.
Пример задания. Тема «Слова, обозначающие действия предметов». Напишите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий; ответ обоснуйте.
Найдите общее и отличное в словах всех строк:
убежал, испугался, увидел;
читает, открывает, закрывает;
цветет, созревает, растет.
Вариант VI: мышление, внимание, логическая память, умение быть сосредоточенным.
Пример задания. Тема «Ударные и безударные гласные». Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить (через 1—2 минуты учитель стирает вторые слова каждой пары); ориентируясь на первое слово каждой пары, запишите в столбик по памяти вторые слова; подберите к ним проверочные и напишите их; орфограммы подчеркните.
мост река
шум вода
лес грибы
гвоздь доска
рой пчела
больница врачи
Вариант VII: внимание, слуховая память, речевые способности, умение быть сосредоточенным.
Пример задания. Тема «Предложение». Прочитайте предложение, дайте ему характеристику; распространите данное предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.
Туман опустился на город.
Образец:
Белый туман опустился на город.
Белый туман медленно опустился на город.
Белый туман медленно опустился на наш город.
Белый туман медленно опустился на наш. любимый город. И т. д.
Запишите предложение по памяти.
Вариант VIII: абстрактное мышление, внимание, умение быть сосредоточенным, аналитико-синтетические способности.
В данном случае используются упражнения, предусматривающие работу со схемами, шифрами, кодами и т. д.
Пример задания. Тема «Предлоги». Напишите в строчку имена существительные с предлогами, ориентируясь на следующие цифры:
1,3,4,7,8,9;
12, 14, 15, 18.
Имена существительные |
Предлоги |
||||||||
в |
на |
под |
от |
без |
с |
над |
к |
из |
|
стол |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
книга |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
В процессе выполнения школьниками такого рода упражнений выдерживается очередность его этапов:
• ознакомление учащихся с заданием к упражнению;
• выполнение задания в тетради;
• проверка выполнения задания.
В процессе выполнения упражнений комплексного характера у учащихся не только в максимальной степени активизируется речевая деятельность, но при этом формируется речь доказательная, аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются другие важнейшие интеллектуальные качества детей.
Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Своеобразный структурный этап урока русского языка в начальной школе представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности подбирается 12-15 языковых единиц по изучаемой теме: слова, словосочетания, даже предложения. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Необходимая разрядка осуществляется за счет высокого эмоционального подъема детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.
Суффикс
На доске написаны слова:
Гора - горка, лес — лесок, поле - полюшко, сом - сомище, внук - внучек, город - городок, мяч - мячик, слово - словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.
— Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.
Тик-так
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так».
(Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает.
(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать.
(Ходьба на месте.)
А теперь пора нам, братцы,
За уроки приниматься.
(Дети садятся за парты.)
Тик-так, тик-так
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)
Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора.
(Дети садятся за парты.)
Тучки
У тучек сегодня
Плохие прически,
(Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки:
(Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а!
(Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки,
(Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.) .
С листиков капают,
Капают слезки:
(Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете,
(Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.)
А-а-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
Эффективность интеллектуального развития детей зависит от деятельности учителя. Достигается она лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы по русскому языку педагог отдает предпочтение методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы: анализ, обобщение, оценку явлений и т. д., - и осваивает их специфику; способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на творчество; использует тактику качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения; не злоупотребляет упражнениями репродуктивного характера, основанными на подражании и не требующими усилий детского ума.
На любом этапе урока учителю не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять учащимся право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков и т. д.; чаще давать им возможность задавать вопросы; создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества, уважения к своим юным собеседникам.
Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объем учебного материала. Учитель лишь в максимальной степени использует те преимущества в развитии интеллекта ребенка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.
Занимательные материалы на уроках развития речи
От хобота до Чирикина
В некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали:
1. Хобот. 13. Панцирка.
2. Будильник. 14. Повторюшка.
3. Гавчик. 15. Порхайка.
4. Дарюхвостка. 16. Пучеглазка.
5. Двугорбик. 17. Сетькин.
6. Длинношей. 18. Стукало.
7. Клешня. 19. Тельняшка.
8. Колючка. 20. Толстопуз.
9. Листоедка. 21. Фонтан.
10. Мёдоноска. , 22. Берлогин.
11. Мяука. 23. Чирикин.
12. Ночнушка.
Пусть ученики догадаются, какие животные скрываются под этими именами.
Ответы:
1. Слон. 2. Петух. 3. Пёс. 4. Ящерица. 5. Верблюд. 6. Жираф. 7. Рак. 8. Ёж. 9. Гусеница. 10. Пчела. 11. Кошка. 32. Сова. 13. Черепаха. 14. Попугай. 15. Бабочка. 16. Лягушка (Жаба). 17. Паук. 18. Дятел. 19. Зебра. 20, Бегемот. 21. Кит. 22. Медведь. 23. Воробей.
Имена девочек и мальчиков
(загадки-шутки)
В данном задании ребятам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
Пример: Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
Или:
Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
Ответ: Даша (КаранДАША).
1. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
2. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
3. Как зовут девочку, которая поехала на юг седьмого января?
4. А восьмого июля?
5. Кто не пьёт кефира?
6. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
7. Кто каждое утро поёт песню про гардемарина?
8. Кто третий день подряд читает книгу «Путешествия Лемюэля Гулливера»?
9. Кто десять раз смотрел художественный фильм «Человек-невидимка»?
10. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
11. Кто в зоопарке дразнит верблюда?
12. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
13. Кто за обе щеки уплетает рогалик?
14. Кто, заметив паука, спрятался под диван?
15. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
16. Кто делает гербарий из листьев клёна, берёзы и ясеня?
17. Кто подскажет друзьям место, где растет вкусная ежевика?
18. Как зовут мальчика, который ждёт не дождётся клёва?
Ответы: <
1. Яша. 2. Роза. 3. Варя. 4. Юля. 5. Ира. 6. Рома. 7. Марина. 8. Вера. 9. Димка. Ю.Лена. П.Люда. 12. Юра. 13. Алик. 14. Иван. 15. Нина. 16. Сеня. 17. Вика. 18. Лёва.
Прятки
А теперь поиграем в прятки. Но прятаться будут не ученики, а слова. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других (в начале, в середине или в конце слова). Например, в слове «баранка» скрывается «баран» (БАРАНка), в слове «икота» — «кот» (ИКОТа), а в слове «Василиса» — «лиса» (ВасиЛИСА). Задача ребят — найти все спрятавшиеся слова.
1. Волнушка. . 15. Поводок.
2. Гигиена. 16. Помарка.
3. Голосование. 17. Посёлок.
4. Грязь. 18. Ракета.
5. Досада. 19. Серёжка.
6. Заслонка. 20. Скиталец.
7. Клещи. 21. Соленье.
8. Коньки. 22. Сомнение.
9. Котомка. 23. Укротитель.
10. Мужчина. 24. Черёмуха.
11. Обыкновение. 25. Шутка.
12. Палисадник. 26. Элеватор.
13. Петля. 27. Энциклопедия.
14. Побелка. 28. Якорь.
А в словах «мякоть» и «браконьер» спрятались сразу по два животных! Найдите и их.
Ответы:
1. Вол. 2. Гиена. 3. Сова. 4. Язь. 5. Оса. 6. Слон. 7. Лещ. 8. Конь. 9. Кот. 10. Уж. 11- Бык. 12. Лиса. 13. Тля. 14. Белка. 15; Овод. 16. Омар. 17. Осёл. 18. Рак. 19. Ёж. 20. Кит. 21. Олень. 22. Сом. 23. Крот. 24. Муха. 25. Утка. 26. Лев. 27. Клоп. 28. Як. В слове «мякоть» Як и кот, а в слове «браконьер» — рак и конь.
Тринадцать месяцев
Задайте ученикам такие на занимательные вопросы о месяцах.
1. Напишите от «А» до «Я» подряд по порядку все 33 буквы русского алфавита. Какой вопрос спрятан внутри?
2. В названии, какого месяца есть и первая, и последняя буква русского алфавита?
3. Какая нота спряталась в названии одного из месяцев года?
4. Какая буква чаще всего встречается в названиях месяцев? Сколько раз?
5. Какой из 12 месяцев одновременно первый и последний?
6. В названии, какого дерева спрятано в одном из месяцев?
7. В названии, какого месяца меньше всего букв?
8. В названии, какого месяца больше всего букв?
9. Какая буква присутствует в названии каждого из первых 5 месяцев года?
10. В названии, какого месяца представляет собой мужское имя?
11. Сможете ли вы назвать тринадцатый месяц? (Вопрос-шутка).
Ответы:
1. Где ёж? 2. В «январе». 3. Нота «ре» в «апреле». 4. Ь; девять. 5. Декабрь; он первый месяц зимы и последний месяц года. 6. «Ель» в слове «апрель». 7. В «мае». 8. В «сентябре». 9. Буква «А». 10. Август. 11. Луна.
Про Женю
Прочитайте ученикам следующее предложение, и пусть они сообразят: Женя — мальчик или девочка? «Женя в воде в очках».
Ответ:
Женя - девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх).
Сбежавшая посуда
Кроссворд-тест
Реши кроссворд, составленный по стихотворению К. Чуковского «Федорино горе».
По горизонтали:
1. Воротить посуду домой пытались: жуки, коты, мухи?
2. Из окошка вывалился: стол, стул, утюг?
3. За кофейником бежал: кувшин, термос, чайник?
4. За лопатою «вдоль по улице пошла»: пчела, вилка, метла?
5. Когда посуда убежала, с Федорой остались одни: обезьяны, индюшата, тараканы?
6. Убегая от Федоры, перепрыгивали через лужи: тёрки, вёдра, утюги?
7. Предметов, убегающих от Федоры, испугалась: змея, коза, мышь?
В выделенных клетках по вертикали: Чёрная железная нога.
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы:
1. Коты. 2. Стол. 3. Чайник. 4. Метла. 5. Тараканы. 6. Утюги. 7. Коза.
В вертикальном ряду: Кочерга.
Внеклассная работа на уроках русского языка
Весёлый урок русского языка - внеклассное занятие (2 класс)
Цели:
- развивать
смекалку, логическое мышление;
- прививать любовь к русскому языку.
Ход занятия
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Дорогие ребята! Сегодня наш урок не простой, а веселый, занимательный. Вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные сказки, стихи, загадки, игры и ребусы. Ведь это все наш русский язык – удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем нескучный!
2. Разминка
- А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдет чудо.
(Появляются ученики, у них в руках плакаты с буквами)
- Сейчас вы должны быстро красиво и дружно прочитать то, что написано на каждом плакате.
1 плакат: АБВГДЕЖ
– прикатили на еже.
2 плакат: ИЙКЛМНО - дружно вылезли в окно.
3 плакат: ПРСТУФХ – оседлали петуха.
4 плакат: ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья!
Ученик читает стихотворение:
Буквы – значки,
как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется все – АЛФАВИТ!
3. «Угадай, из какой сказки»
- Вижу идет речь.
1. У отца был
мальчик странный,
Необычный деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос.
(«Золотой ключик»)
2. Ждали маму с
молоком,
А пустили волка в дом
Кем же были эти
Маленькие дети?
(«Семеро козлят»)
3. Убежали от
грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
(«Федорино горе»)
4. А дорога
– далека,
А дорога – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
, читать вы умеете, тогда попробуйте отгадать, о каких произведениях
4. «Школьные загадки»
- Сколько лет живут люди на Земле, столько же лет живут и загадки. В них заключена мудрость народа.
Отгадайте, что необходимо для любого ученика.
1) Если сломан карандаш
–
Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу –
Быстро, остро наточу.
(Точилка)
2) То я в клетку,
то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что я такое?
(Тетрадь)
3) Если ты его
отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж.
(Карандаш)
4) Говорит она
беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
5) Долгожданный
дан звонок,
Это кончился …
(Урок)
6) Новый дом несу
в руке,
Дверца дома на замке,
Там жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)
7) В черном поле
заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал,
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?..
(Мел)
8) Я сижу, едва не
плача,
Очень трудная …
(Задача)
- Молодцы! Вы отгадали все загадки.
5. «В стране Мультфильмии»
- А вы были хоть
раз в стране Мультфильмии?
- И какие мультфильмы знаете?
- Можете назвать героев своих любимых мультфильмов?
(Появляется Карлсон, который проводит викторину)
Вопросы викторины:
1) Кто озвучивал
роль Волка в м / ф «Ну, погоди!» (Анатолий Папанов)
2) Как звали ослика из м / Ф про Винни – Пуха? (Иа)
3) Какой титул носит Мюнхгаузен? (Барон)
4) Как звали друга Вини – Пуха? (Пятачок)
5) Из какого города были знаменитые музыканты, о которых мы знаем из
известного всем м / ф? (Бремен)
6) Сколько было поросят в одном м / ф, и как их звали? (три, Ниф – Ниф, Наф –
Наф, Нуф - Нуф)
6. Ребусы
- Ребята, для вас есть задание одно, очень интересное оно. Вам нужно отгадать ребусы. Кто знает, что такое ребус? (Это слово или предложение, которое зашифровано с помощью различных знаков: букв, цифр, рисунков и т. д.). Давайте учиться отгадывать ребусы.
- Мы с вами отгадывали отдельные слова, а теперь попробуем прочитать предложение – ребус.
(Белая шуба – защита косому)
7. «Музыка и русский язык»
- Сейчас прозвучит первый куплет песни Трубадура из м / ф «Бременские музыканты». Задание: записать все услышанные имена существительные.
(тропинка, принцесса, король, сердце, пароль)
8. «Словострой»
- Перед вами зашифрованные слова. Вам необходимо разгадать имена сказочных героев.
1. имокачюоДв |
- Дюймовочка |
2. инкаМторстоК |
- Кот Матроскин |
3. кялкопШа |
- Шапокляк |
4. никечП |
- Печкин |
5. срКаная окчаШпа |
- Красная Шапочка |
9. «Кто больше?»
- Вам нужно составить как можно больше слов из слова ГРАММАТИКА.
(Ответы: грамм, рама, мат, кит, мак, мрак, рак, гамма, тик, тир, грим, мир, мама, мим, гамак, марка, арка, март, ракита, миг, игра, икра, карма, маг, мрак, агат, ритм, аммиак, рамка, тигр, тик, мир).
10. «Самый - самый»
- Итак, уважаемые ребята, я сейчас буду зачитывать начало пословиц и поговорок, а вы заканчиваете.
1. Ласточка день
начинает, а соловей _________________ . (кончает)
2. Труд кормит, а лень _____________. (портит)
3. Лето собирает, а зима ____________. (подъедает)
4. Мир строит, а война ____________. (разрушает)
5. Смелый побеждает, а трус __________. (погибает)
6. Человек от лени болеет, а от труда ______________. (здоровеет)
11. Подведение итогов. Рефлексия.
- Кто считает, что
это занятие прошло с пользой?
- Кто остался доволен собой?
- Какие есть предложения или замечания?
- Что хотите пожелать себе и друг другу сегодня?
- Спасибо за работу.
Грамматический конкурс
Цели:
В конкурсе участвует две команды. Каждая команда находит себе название.
Ход занятия.
Первое задание: Как разделить?
Записаны два столбика трехсложных слов:
Дорожка
копейка
Фабрика
пилотка
Уточка
калитка
Капуста
ириска
Записка
кофейник
Кастрюля
самолет
Опушка
попугай
Члены команд по очереди выходят и делят на слоги.
Второе задание: Помоги слову.
В каждом слову пропущен один слог:
..рошок
..силек
..модан
..душка
..лефон
..мага
..лако
..нейка
Каждая команда вписывает недостающий слог и черточками разделяет слова на слоги. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Третье задание: Где правильное?
Записаны слова в четырех вариантах, с правильным и неправильным ударением.
Трактористы
работали
Трактористы
работали
Трактористы
работали
Трактористы работали
Каждая команда находит слово с правильным ударением.
Четвертое задание: Угадай слово.
Записаны трехсложные слова с пропущенными гласными
М_л_к_
п_т_л_к
к_л_с_к
Х_р_ш_
м_л_т_к
б_л_т_
К_л_б_к
з_л_т_
н_с_р_г
Нужно вставить пропущенные гласные и отметить ударную гласную.
Пятое задание: Скороговорка.
На дворе трава, на
траве дрова.
Раз- дрова, два- дрова, три- дрова.
Кто лучше всех проговорит скороговорку.
Шестое задание: дополни предложения.
Записаны предложения:
Ласточки и стрижи
– это …
Щуки и ерши – это …
Чашки и чайник – это …
Сапоги и ботинки – это …
Рубашка и брюки – это …
Сосна и ель – это …
Нужно дополнить предложения нужными по смыслу словами.
Седьмое задание: Составь слова.
Дано слово: СКОРОГОВОРКА
Нужно составить как больше слов, отвечающие на вопрос что? используя буквы данного слова.
Восьмое задание: Найди слово.
1) деревянная
п_лка, острая п_лка
2) яблочный с_к, усатый с_м
3) глубокая _ора, еловая _ора
4) огромный _ит, пушистый _ит
Подводим итог. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.
Урок-КВН по русскому языку "Ты наш друг, родной язык"
Цели праздника:
Наглядность: На доске
размещаются высказывания писателей о русском языке:
«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок» (Н.В. Гоголь)
- «С русским языком можно творить чудеса» (К.Г.Паустовский)
Ход праздника
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас праздник - КВН, на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. КВН - это открытия, на котором все получают радость от участия в нём. Исполнение песни о КВН (на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского):
Любит КВН наш
дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
Команды «Слово» и «Предложение» приветствуют друг друга:
Команда
«Слово»: Победу, а не поражение мы вам желаем, «Предложение»!
Команда «Предложение» «Соперник наш, не позабудь: к победе очень труден путь»!
Вместе команды приветствуют жюри и вручают судьям увеличенную копию своих эмблем. Вот приветствие команд:
Вам и слава и
почёт!
Все мы любим точный счёт.
Жюри обсуждает приветствие команд, их эмблемы и присуждает первые баллы. Затем проводятся конкурсы.
2. Разминка. Конкурс «Смекалистых»
Задания находятся
в конвертах, которые выбирают капитаны команд.
- Команде «Слово»:
а) отметь слово, в котором звуков больше, чем букв
Ягода, дятел, земля, поляна
б) в каком слове мягкий знак показывает на мягкость
предыдущего согласного?
Пальто, здоровье, жильё, счастье
в) сколько раз в предложении встречается звук (ш)
Не тот хорош, кто для дела пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
- Команде
«Предложение»
а) отметь слово, в котором звуков меньше, чем букв
Ель, лес, коньки, зайка
б) в каком слове мягкий знак показывает на мягкость
предыдущего согласного?
Воробьи, окуньки, гостья, ручьи
в) сколько раз в предложении встречается звук (т)
Доктор подписал документ.
Команды выполняют задания. Затем жюри оценивает в баллах.
3. Конкурс «Слова - змейки»
Записать по памяти 10 слов из словаря в
таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
Представители команд по очереди записывают слова, затем прочитывают их.
Вот как выглядела эта запись: Алфавит, телевизор, рукав, вопрос, сегодня,
яблоко, орех, хорошо, один, народ.
4. Конкурс «Домашнее задание»
Представитель команды «Слово» читает составленную в ходе подготовки к празднику «Сказку про жи и ши», а представитель команды «Предложение» - «Сказку про Анну из второго класса и двойные согласные». Обе сказки оформлены в виде рукописных книжек с иллюстрациями.
Вот содержание первой сказки:
« Один раз собралось в лесу много зверей.
Вышел вперёд медведь и сказал:
Сейчас будут соревнования на знание жи и ши. Стартовали бельчонок, зайчонок и
лисёнок. Вот первое препятствие: стоят лы. А дальше точки. Нужно вставить
какой-то слог. Лисёнок дописал жы. Лыжи ни с места. Зайчонок крикнул: - Лыже!
Лыжи стоят. Бельчонок дописал жи. Получилось лыжи! И лыжи поехали. Вот второе
препятствие: впереди гало. А дальше? Лисёнок и зайчонок сошли с дистанции, а
бельчонок и тут дал правильный ответ: «Галоши!» Он и получил главный приз: лыжи
и галоши.
Вот содержание второй сказки:
«Жила - была девочка Анна. Она училась во
втором классе. Учитель задал на дом правило о двойных согласных. Анна забыла
выучить это правило и получила двойку. Когда наступила ночь, ей приснился такой
сон.
Двойные согласные гнались за ней. Анна споткнулась и упала. Буквы кружились над
девочкой и возмущённо кричали:
- Почему ты не выучила о нас правило? Ведь ты не сможешь теперь написать очень
много слов, в которых мы встречаемся. А они так важны для грамотного и
образованного человека. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Анна разучилась писать своё имя... На уроке русского языка дети стали писать
слово Анна, а девочка не смогла этого сделать и заплакала.
Почему ты плачешь? - спросил её учитель. Я не знаю, как пишется моё имя.
Учитель с улыбкой посмотрел на второклассницу и сказал:
- Ты не запомнила правило о двойных согласных. Это никогда не поздно сделать.
Выучи его, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка согласилась с учителем, и с тех
пор она знает, как пишется её имя, а заодно она узнала, как пишутся слова
ванна, касса, класс, коллектив».
5. Конкурс болельщиков «Поддержи свою команду, помоги ей победить!»
Болельщики хором приветствуют обе команды:
За команду мы
«болеем»
И друзьям помочь сумеем!
Затем они поднимают над головой плакаты, на которых написано: «Знай и люби родной язык!», «Ты наш друг, родной язык!», «Вперёд, к победе!», «Мы болеем за вас!», «Ура, мы победим!»
6. Конкурс «Дружба с заглавной буквой»
В конкурсе принимают участие и команды и
болельщики. Им даются задания:
Придумайте и запишите весёлую фамилию на букву В.
Придумайте и запишите название города, которого ещё нет на карте, но который вы
построите, когда станете взрослыми.
Придумайте клички животным:
У меня есть три
щенка.
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите:
Клички для щенков найдите.
7. Конкурс капитанов.
Капитаны команд получают задание: правильно поставить над словами знак ударения.
Повторим, гусеница, звонит, документ, красивее, поняла, столяр, маляр, заморозки.
Открытые уроки
УРОК-СКАЗКА (1 класс)
Тема: Звуки и буквы Ю ю.
Тип урока: урок нового материала.
Цели урока: Познакомить учащихся с буквами Ю ю, учить читать и писать слова с данными буквами, составлять схемы слов.
Развивать речь и память учащихся.
Способствовать воспитанию доброго отношения к людям.
Оборудование: цветные квадраты для звукобуквенных схем, карточки со слогами и словами для коллективного чтения, иллюстрации сказочных ге роев.
Ход урока:
1.Введение в урок.
2.Объяснение нового материала.
1) Знакомство с новой буквой.
- Ребята, я хочу рассказать вам сказку. Слушайте.
-Жила-была женщина. У нее не было детей. Отправилась она однажды к доброй
фее за помощью. Долго женщина шла по степи, наконец, увидела юрту…
-Но как в нее войти?
-Давайте составим звуковую схему к слову «юрта».
ю р т а
□□ □ □ □
- Звуки [йу] и звук [у] если стоит после мягкого согласного обозначается на письме буквой Ю.
2) Письмо строчной и заглавной букв Ю ю.
- Вошла женщина в юрту, поговорила с доброй феей. Фея подарила ей зернышко. Посадила женщина его в землю, выросло в саду много тюльпанов. А в бутоне одного из них женщина нашла девочку. Девочка была крошечная, поэтому ее назвали Дюймовочка.
3)Чтение слогов.
- Дети, а вы хотите увидеть Дюймовочку?
- Значит, вам нужно прочитать слоги, записанные на тюльпанах.
4) Письмо слогов.
- Однажды ночью в дом забралась жаба, она схватила Дюймовочку и утащила к пруду, положила на листок кувшинки и отправилась за сыном.
Проснулась девочка и заплакала.
-Ребята, давайте отыщем майского жука для того, чтобы он перенес Дюймовочку на цветочный луг, подальше от жабы и ее сына.
лю юл
- Спасибо, ребята, вы постарались. Перенес жук Дюймовочку на цветочный луг.
-Все лето жила Дюймовочка среди цветов, пока не наступила зима, выпал снег.
Спасаясь от холода, Дюймовочка побрела куда глаза глядят. И вот увидела она
норку полевой мыши. Мышка пожалела девочку и оставила ее у себя жить до
весны.
5)Чтение слов.
-Однажды мышка заставила Дюймовочку перебирать зерна.
-Ребята, Дюймовочка, ведь очень маленькая и ей тяжело выполнять большую работу.
-Может быть, мы ей поможем?
и т. д.
-Кто такой юнга?
-Что мы называем урюком?
-Составьте предложения с одним из этих слов.
ФИЗМИНУТКА
6)Чтение текста «Верблюд»
По соседству с мышкой жил крот, который часто захаживал к ней в гости.
Он очень хотел жениться на Дюймовочке, но девочка не хотела этого. Решила она убежать. Слышит девочка, возле норки кто-то ходит. Посмотрела она, а это верблюд.
- Давайте прочитаем текст «Верблюд» и узнаем, куда он идет. Сможет ли он взять с собой Дюймовочку?
-Где жил верблюд?
-Как Юля относилась к верблюду?
-Как за это благодарил верблюд Юлю?
-Куда девочка попросила верблюда привезти ее?
-Куда привез ее верблюд?
-Как вы понимаете выражение «море тюльпанов»?
3.Закрепление нового материала.
1)Письмо слов
юбка юрта
-Ребята, к сожалению, верблюд не может взять с собой Дюймовочку, потому что
он уже везет одну девочку. Но Дюймовочка не знает об этом и продолжает бе-
жать по подземному ходу. Смотрите, дети, а кто это на ее пути? (Ласточка)
-Что же с ней случилось?
-Она замерзла.
-Дюймовочка оторвала лоскуток от своей юбки и укрыла ласточку.
-Ребята, чтобы птичке стало совсем тепло, как в юрте, давайте напишем два слова: юбка, юрта.
ФИЗМИНУТКА (Пингвины)
-А вы знаете, кто такие пингвины? Расскажите об этих птицах.
2)Чтение текста «Про пингвинов»
-Дюймовочка накормила ласточку. Птичка поела, отогрелась и уснула.
« Очень жаль, что ты не пингвин,- подумала девочка,- ведь тогда тебе не
страшен был бы этот холод».
3) Письмо предложения
Юля и Юра ели урюк.
-Ласточка спала и ей снились ее друзья: Юля и Юра.
Долго ухаживала Дюймовочка за ласточкой. Наконец, птица окрепла.Она посадила Дюймовочку на свои крылья и унесла в сказочный край, где всегда весна и цветут удивительные цветы.
В каждом цветке жили эльфы- маленькие человечки с прозрачными крылышками за плечами. На самом красивом цветке
сидел прекрасный принц эльфов. Дюймовочка и принц полюбили друг друга с первого взгляда. Наконец, Дюймовочка нашла свое счастье.
4. Итог урока
- Наш урок заканчивается. Кто считает, что он прошел не зря? Почему?
-Как вы думаете, над чем нам следует еще поработать на следующих уроках?
Цель:
1. Формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.
2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
3. Воспитание терпения, умения слушать других.
Ход урока
I. Наблюдение.
На доске текст:
Не умею.
Танцевать я не
умею,
И стихов я не пишу,
Самолетики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю!!!
- Проведите
наблюдение над записями на доске. Что можете о них сказать?
- Это текст.
- Чем интересен этот текст? Какой это текст по стилю, по типу? Дайте ему
характеристику.
- Текст – стихотворение. Тип – повествование, по стилю художественный.
- Найдите в этом тексте служебные части речи и разделите их на группы.
Самостоятельная работа. Ученики выписывают служебные части речи и делят на группы.
Проверка. Мнения учеников.
- Здесь три
группы: союзы, частицы и предлоги.
- Какие из этих частей речи придают дополнительные оттенки значения
предложениям текста?
- Частицы.
- Какое значение вносит в предложение частица не?
- Отрицательное.
- Попробуйте прочесть текст без частицы не. Что получилось?
- Нарушился смысл.
- Какими делает предложения частица не?
- Отрицательными.
- Что отрицает и что утверждает герой стихотворения?
Высказывания детей.
- Как бы вы назвали те предложения, в которых герой уверяет нас в том, что он умеет?
Высказывания детей и подведение к мысли, что их можно назвать утвердительными.
- Какими эти предложения являются по отношению
к отрицательным.
- Противоположны. Антонимичны.
Дети делают вывод:
- Предложения текста можно разделить на
утвердительные и отрицательные.
- Выпишите из текста частицу не вместе с тем словом, с которым она связана.
Определите, к какой части речи относится это слово. Какой вывод можно сделать?
Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.
II. Определение темы урока.
- Определите тему, задачу и цель урока.
Дети называют тему урока.
- Правописание "не" с глаголами.
Задача:
Как писать не с глаголами.
Цель: Научиться правильно писать не с глаголами. Выработать алгоритм.
III. Создание проблемной ситуации.
- А сейчас я предложу вашему вниманию одну грамматическую сказку (учитель зачитывает сказку):
Частица "Не" мечтала подружиться с Глаголом. Но как она не старалась, Глагол все равно избегал ее. Возмущению частицы "Не" не было предела: "Ненавижу, негодую!" – кричала она Глаголу при встрече. И тут случилось чудо: Глагол перестал избегать общества скандальной частицы.
- Все ли слова понятны в сказке?
- Негодовать – непонятно значение слова, которое выкрикнула частица.
(Учитель вывешивает на доску табличку, на которой напечатано слово негодовать и зачитывает лексическое значение слова, указав источник – толковый словарь С.И. Ожегова.)
- Определите
грамматическое значение слова негодовать.
- Это глагол.
- С какой проблемой столкнулись? Назовите проблему.
- Мы открыли правило, что не пишется с глаголами раздельно, а столкнулись с
тем, что не написана слитно с глаголом.
Проблема: с какими глаголами не пишется раздельно, а с какими – слитно и почему?
- Как решить эту проблему? Ваши предложения-гипотезы.
Ученики выдвигают версии. Все гипотезы учитель записывает на доску.
1. Попробовать вставить между ними слово (также как проверяется предлог).
2. Попробовать убрать "не".
(каждая гипотеза проверяется; если гипотеза верная, то напротив нее учитель ставит +.)
- Чем стала
частица "не" в глаголе негодовать?
- "Не" стала приставкой "не".
- Какие цели и задачи теперь стоят перед вами?
Задача: как отличить частицу не от приставки не у глагола.
Цель: научиться определять, когда не писать с глаголами слитно, а когда – раздельно.
IV. Закрепление.
- Создайте алгоритм действий по решению поставленной задачи.
Дети предлагают, учитель записывает на доску алгоритм:
1. Определить часть речи.
2. Если это глагол с не, то попробовать вставить между ними слово, или убрать не.
3. Если слово употребляется без не, то не – это частица, а если – нет, то не – это приставка.
Затем учитель предлагает самостоятельно поработать с заданием на доске.
- Используя полученный алгоритм, запишите глаголы с не, раскрывая скобки, и распределяя на группы.
IV. Самостоятельная работа.
(не)читать, (не)доумевать, (не) писать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)считать, (не)учить, (не)сдобровать, (не)видеть, (не)слушать, (не)годовать.
V. Проверка.
Какую задачу решали, выполняя задание? Сделайте выводы по теме урока.
(по времени - работа с учебником : упр. 218. Выписать только глаголы с не по группам.)
VI. Итог. Выводы.
VII. Домашнее задание:
Составить правила поведения на уроках и на переменах с использованием частицы "не".
Тема по русскому языку: «Правописание личных окончаний глаголов».
Тема по правилам дорожного движения: «Безопасный путь из школы домой».
Цели и задачи
Обучающие.
Воспитывающие. Воспитывать культуру поведения на дороге, в транспорте, умение работать в коллективе, нести ответственность за свои поступки и высказывания.
Развивающие. Развивать логическое мышление, творческий поиск, память, внимание.
Оборудование: на каждую группу листы формата А-3, конверты с заданиями, клей, ножницы, фломастеры, плакаты по правилам дорожного движения, подготовленные самими детьми маленькие картинки или рисунки для красочного оформления работы.
Ход урока
1. Организационный момент
- У нас сегодня необычный урок. А урок – проект. Вы будете работать группами. И за каждое задание группа будет получать сигнальную карточку. Зелёная – обозначает 5 баллов, жёлтая - 4, красная - 3 балла.
И чтобы узнать тему нашего урока вам необходимо выполнить задание.
У вас на столах лежат конверты. Найдите конверт с названием «Пазл». (У 1 и 2 группы – опасный путь из школы домой, у 3 и 4 группы – безопасный путь из школы домой, разрезанные как пазл.)
Вам надо собрать картинку. Дать ей название. (Дети выполняют.)
2. Защита проекта
(Один ученик из каждой группы защищает проект.)
3. Сообщение темы и целей урока
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня с вами говорить?
(Вывешивается плакат «Безопасный путь из школы домой».) - Итак, мы с вами путешествуем из школы домой, на остановках будем выполнять задания по ПДД и русскому языку, а потом каждая группа будет защищать свой проект.
4. Первый этап
А) Движение началось.
- Мы выходим из школы и направляемся домой. Подходим к … (Пешеходному переходу.)
Б) Беседа учителя о видах пешеходных переходов. О правилах перехода «зебры».
В) Постановка задания.
- Для того, чтобы загорелся зелёный свет, вам
необходимо выполнить задание «Загадки».
- Найдите конверт с названием «Загадки».
Прочитайте задание. (Отгадать загадки, вставить отгадки вместо точек, в отгадках вставить пропущенные орфограммы, найти среди отгадок глаголы, указать их форму, соотнести загадки с картинками и ключевым словом.)
- Задание понятно? Выполняйте.
Г) Защита проектов.
От каждой группы по одному защищают проекты
- Переходим через дорогу.
5. Физминутка
Светофор.
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать.
(Потягивания)
В светофор мы поиграем,
(Ходьба на месте)
Руки, ноги разминаем.
(встряхивание руками, ногами)
Красный свет нам «Стой!» кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать нескучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперёд
(Наклоны).
Влево, вправо поворот.
(Повороты туловища)
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем.
(Рывки руками перед грудью)
Начинаем, детвора!
(ходьба на месте)
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперёд.
6. Второй этап «Задания светофора»
А) Беседа учителя о сигналах светофора и регулировщика.
Б) Объяснение задания.
- Найдите конвертики с названием «Светофор»
- Что нужно сделать? (Расставить в правильном порядке сигналы светофора,
раскрасить их, соотнести с сигналами регулировщика, и на каждый свет светофора
выполнить задания по русскому языку. На красный написать таблицу окончаний
первого спряжения или второго, на жёлтый – слова исключения, на зелёный –
проспрягать глаголы.)
В) Выполнение задания.
Г) Защита проекта.
7. Третий этап «Вход в подземный переход»
- Посмотрите на плакат. Куда мы дальше двигаемся?
А) Объяснение задания.
- Найдите конвертик с названием «Деформированный текст».
Для чего нужны ПДД.
Взрослые и дети много времени пр..вод..т на ул..це. Взрослые ход..т на р..боту, в м..г..зины, по д..лам; дети – в детские с..ды, школы, игра..т или просто гуля..т.
А по д..р..гам езд..т м..шины, ..втобусы, тр..мваи, м..т..циклы. Что буд..т, если все начнут х..дить и ездить так, как им з..хоч..тся?
Ну, конечно же м..шины будут сталкиват(?)ся друг с другом, а п..ш..ходы п..падать под к..лёса.
А чтобы этого не случилось, придуманы прав..ла д..р..жн.. дв..жения. И с..блюдать их нужно очень строго всем: и в..дителям м..шин, и п..ш..ходам.
- Прочитайте
задание.
- Что нужно сделать? (Восстановить текст. Озаглавить его. Подобрать
подходящие по смыслу картинки. Вставить пропущенные орфограммы. Над глаголами
настоящего времени подписать лицо, число, спряжение.)
- Выполняйте.
Б) Выполнение задания.
В) Защита проекта.
8. Физминутка.
Крутятся вперёд
колёса.
Это трасса мотокросса.
Крутятся вперёд колёса.
Если их назад вращать,
Мотоцикл поедет вспять.
(Круговые вращения руками вперёд и назад.)
9.Четвёртый этап «Выход из подземного перехода»
- На выходе из подземного перехода вас ждёт следующее задание.
А) Объяснение задания.
- Найдите
конвертик с заданием «Логические цепочки».
- Прочитайте задание №1.
- Что нужно сделать? (Вставить в словах пропущенные орфограммы. Составить
логическую цепочку, придумать её описание. Подобрать подходящие картинки.)
Б) Выполнение задания.
10. Пятый этап «Вход в подъезд»
- Мы с вами вышли
из подземного перехода, подошли к дому, входим в подъезд.
- Вспомним правила, которые мы должны вспомнить прежде, чем войти в подъезд.
А) Беседа о правилах безопасного поведения в подъезде.
Б) Объяснение задания.
- На входе в подъезд мы должны выполнить ещё одно задание. Продолжим работать на листах с логическими цепочками. Посмотрите, что вам надо сделать? (Из слов логической цепочки составить нераспространённые предложения с глаголами настоящего времени, единственного числа, 3 лица. Указать над глаголами тип спряжения.)
Б) Выполнение задания.
В) Защита проекта.
11. Подведение итогов
- Что мы с вами
сегодня повторили по правилам дорожного движения?
- Надеемся, что вы так же правильно будете пользоваться своими знаниями в
жизни. И с вами не случится на улице никаких неприятностей.
- Что повторили по русскому языку?
- Посмотрим, какая группа, набрала больше всего баллов. Они стали победителями
проекта.
Задачи урока:
мышления;
Оборудование: карточки-перфокарты для индивидуальной работы учащихся, тетради, шишки-жетоны, учебник «Русский язык», карточки-рисунки с заданиями, таблица с алгоритмом разбора предложения.
Ход урока
I. Оргмомент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Сообщение цели урока
Здравствуйте, ребята! |
У.- Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его вам прочитаю –
У.- К сожалению, рисунок автора разорван на части.
Мы должны его собрать. На обратной стороне каждой части рисунка написаны вопросы.
Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.
За правильные ответы будут даны шишки-жетоны.
III. Повторение изученного материала
(Дети поочередно выбирают части рисунка и отвечают на вопросы)
1-ая часть =
Как на письме отделяется одно предложение от другого? |
Д.- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицатель-ный знак, может быть и многоточие.
2-ая часть =
Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения. |
(Дети приводят свои примеры )
3-я часть =
Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных? |
Д.- Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной
буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные
слова:
Иванова Анна, Астана и Алматы .
4-ая часть =
Как обозначаются звуки на письме? |
Д.- Звуки на письме обозначаются буквами.
У.- Какие бывают звуки?
Д.- Гласные и согласные.
У.- Как отличить гласный от согласного?
Д.- Воздух свободно идет
через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет -
Звук получается гласный!
Как отличить согласный звук от гласного? |
5-ая часть =
Д.- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и
шипеть,
Но не хочется
им петь!
6-ая часть =
Как пишутся сочетания |
Д.- В сочетаниях ЖИ – ШИ
Только «И» всегда
пиши!
В сочетаниях ЧА – ЩА
Пишем только букву
«А»!
В
сочетаниях ЧУ – ЩУ
Пишут только букву «У»!
7-ая часть =
Как пишутся сочетания ЧК и ЧН? |
Д.- Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
Кочка, почка, звездочка.
Срочный, уличный, ночной.
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Эти сочетания пишем без мягкого знака.
(По мере ответов на вопросы учителя на доске складывается рисунок медведя)
У.- Кто изображен на рисунке?
Д.- Медведь.
У.- Мишка косолапый
В школу к нам пришел.
Объяснить зверятам тему
Просит он.
IV. Объявление темы урока
У. - А тема урока «Главные члены предложения». Отправляемся в Лесную школу.
У.- Вот так чудо из
чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь – учитель очень строг.
1. Минутка чистописания
У.- Итак, мы попали с вами в лес.
Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС.
Дети записывают:
Лл лл лл
лл |
У.- Что объединяет эти слова?
Д.- Корень, общий смысл.
У.- Какое слово является проверочным для всех слов?
Д.- Слово «лес».
У.- Какое слово «лишнее»? Почему? Разберите это слово по составу.
Д.- Это слово «лесная». Все имена существительные, а это - имя прилагательное.
У. - Молодцы! Вы справились с этим заданием.
У. - А теперь составим предложение с одним из этих слов.
(Лучшее предложение записывается в тетрадь)
2. Работа над темой урока
У.- Рассмотрите картинку. Кого вы видите ?
Д.- Медвежонка.
У.- Составьте предложение со словом «медвежонок».
Д.- «Медвежонок ест мед».
У.- Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?
Д.- «Ест мед».
У.- Про кого мы не смогли узнать?
Д.- Про того, кто ест.
У.- Нравится вам такое предложение?
Д. - Нет.
У.- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось?
Д.- «Медведь мед».
У.- О чем не узнали?
Д.- Что делает медведь.
У.- Из предложения выпало третье слово. Что получилось?
Д.- «Медведь ест».
У.- Можно назвать это предложением?
Д.- Да!
У.- Верно, это - предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится.
Прочитаем правило в учебнике о главных членах предложения.
(Дети читают правило сначала про себя, затем вслух хором)
У.- Так без каких слов не может существовать предложение?
Д.- Без подлежащего и сказуемого.
У.- Какое второе название есть у главных членов?
Д.- Грамматическая основа.
У.- Прочитаем алгоритм нахождения главных членов предложения.
Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ? |
(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)
(Дети вместе с учителем разбирают предложения синтаксически)
Физминутка:
Руки
подняли и покачали
–
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем –
Крылья сложим назад.
V. Закрепление изученного материала
1. У.- Выполним упражнение учебника. Надо письменно ответить на вопросы и записать предложения, а потом найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
Например: «Рыба водится в реке».
Д.- В предложении говорится о рыбе.
(Кто?) рыба – это подлежащее, подчеркиваем одной линией.
Рыба (что делает?) водится – это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.
У.- Вы отлично справились с этим заданием. Я думаю, ученикам лесной школы все стало ясно и понятно, как находить главные члены предложения.
2. У.- А сейчас выполните упр. учебника. Нужно найти в предложениях грамматическую основу и записать в тетрадь.
(Дети выписывают самостоятельно)
Солнце закатилось. Тени легли. |
(Взаимопроверка тетрадей)
3. Самостоятельная работа
Зверька узнаем мы с тобой |
У.- Отгадайте загадку:
Д.- Это - белка.
У.- Правильно. Она принесла вам задание.
(Учитель раздает учащимся индивидуальные перфокарты, на которых надо определить и подчеркнуть главные члены предложения)
(Проверка правильности выполнения задания учениками-консультантами)
VI. Итог урока
У. - Вот и закончился урок в лесной школе. Сейчас мы узнаем самого
прилежного ученика.
(Подсчет шишек и выставление оценок)
У. - Чему вы научились на уроке?
- Что понравилось на уроке?
В нашем каталоге доступно 74 684 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Термин интеллект появился в глубокой древности. В по следующие столетия менялось его значение, уточнялись фун кции, разновидности, составные элементы. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 - наполовину, а к 12 годам - на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и соответственно еще большую роль детства, младших школьников в общем умственном развитии. Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к раз витию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосы лок, способных обеспечить высокий результат при взаимодей ствии с благоприятными педагогическими условиями. Детям дошкольного и младшего школьного возраста прису ща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваи вают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предраспо ложенность к языку, сочетание благоприятных внутренних ус ловий для полноценного становления речи - явление времен ное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее раз витие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирую щим фактором в начальном усвоении речи.
6 660 260 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фирсова Мария Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.