Инфоурок Математика КонспектыТеорема синусов , теорема косинусов. решение задач( 9 класс)

Теорема синусов , теорема косинусов. решение задач( 9 класс)

Скачать материал

 9 класс   дата                Тема: «Теорема синусов и косинусов».

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации, закрепления знаний.

Цель урока: систематизация знаний по теме «Теоремы синусов и косинусов».

Задачи урока:  - образовательная: формирование умений и навыков при решении задач по геометрии с применением теорем синусов и косинусов;

                          - воспитательная: воспитание коммуникативности, умения слушать, уважительно относится к различным мнениям;

                         - развивающая: развитие критического мышления, самостоятельных наблюдений, умения делать выводы и обобщения.

Оборудование к уроку, средства обучения: слайд-презентация PowerPoint с рисунками к задачам; компьютер; проектор; карточки с дифференцированным домашнем заданием.

План урока

 

 

Этап урока

Время

(мин.)

Средства

обучения

1

Организационный момент

1-2

-

2

Актуализация опорных знаний

8

презентация

3

Формирования умений и навыков

14

презентация

4

Контроль знаний

10

презентация

5

Представление индивидуального домашнего задания

5

презентация, тексты с материалом сообщения

6

Постановка домашнего задания

3

карточки

7

Подведение итогов урока

3

-

Ход урока

1. Организационный момент.

С целью развития критического мышления учитель предлагает учащимся составить кластер по теме сегодняшнего урока. Эту работу учитель выполняет сам, записывая на доске ассоциации учеников по данной теме, а класс при этом также оформляет кластер у себя в тетрадях. После выполнения данного задания учитель предлагает проверить, на сколько ассоциации учащихся совпадают с точными математическими определениями, чтобы расставить в кластере связующие стрелки. Для этого ученики выполняют математический диктант, который представлен на слайдах. На подготовку дается 2 минуты, чтобы вспомнить ранее изученный материал, а затем учитель по своему выбору опрашивает учащихся. После завершения ответов, учитель, вместе с учениками, обобщает все сказанное,  и расставляют связующие стрелки в кластере.

Получившийся кластер:

Пропорциональность             Квадрат стороны       Решение треугольников

 

Теорема синусов и косинусов

 

Окружность                                    Углы                            Стороны треугольника

Итог этапа: учащиеся повторили формулировку теорем синусов и косинусов, вспомнили, как они используются при решении задач.

3. Формирование умений и навыков.

Форма проведения: фронтальная работа.

Цель этапа урока: формирование умений и навыков при решении задач по геометрии с применением теорем синусов и косинусов.

Средства обучения: презентация PowerPoint.

Организация учебной деятельности.

С целью развития самостоятельных наблюдений, умения делать выводы и обобщения учитель предлагает на данном этапе использовать метод готового чертежа, который будет реализован при выполнении учащимися трех видов заданий:

1) Подобрать чертеж к условию задачи.

2) Составить условие задачи по данному чертежу.

3) Подобрать условие задачи к данному чертежу.

Причем, при выполнении данных заданий необходимо решение тех задач, которые удовлетворят условию самого задания. Решение каждой подходящей задачи оформляется одним учеником на доске, а остальными у себя в тетрадях.

 

Для данного задания верным является чертеж под номером 2. Учащиеся, работая устно, доказывают, почему остальные чертежи не подходят для этой задачи. После выяснения этих моментов ребята приступают к решению задачи (один человек решает у доски, остальные в тетрадях).

Задача. В треугольнике АВС, АВ=4, АС=6, ВС=2, ÐА=60°. Найдите ВH-высоту, проведенную из вершины В к стороне ВС.

Дано:

АВС,

ÐА=60°,

АВ=4,

АС=6,

ВС=2.

Найти:

BH.

Решение:

В первой формуле есть неизвестный элемент BH, как раз то, что необходимо найти, поэтому ей пока воспользоваться не сможем. Зато во второй формуле все элементы известны и можно найти площадь треугольника, используя вторую формулу. Так как первая и вторая формулы являются тождествами, то результаты, полученные по второй формуле можно приравнять к первой, чтобы найти неизвестный элемент в задаче.

Составим уравнение и решим его относительно неизвестной BH:

Ответ: .

 

Для данного чертежа верными являются условия задач под номерами 1 и 2, так как только эти две задачи можно решить с помощью тех элементов, которые даны на чертеже. Ребята, работая устно, доказывают это, а уже после оформляют решение в тетрадях, а один учащийся на доске.

Задача №1. В треугольнике АВС ÐА=30°, АВ=8, АС=6. Найдите длину стороны ВС.

Дано:

АВС,

ÐА=30°,

АВ=8,

АС=6.

Найти:

ВС.

Решение:

Ответ:  .

Задача №2. В треугольнике АВС ÐА=30°,АВ=8, АС=6. Найдите SАВС.

Удобнее при решении данной задачи воспользоваться формулой для вычисления площади, если известны две стороны и угол между ними.

Дано:

АВС,

ÐА=30°,

АВ=8,

АС=6.

Найти:

SАВС.

Решение:

Ответ:  .

Предполагается, что при выполнении данного задания учащиеся составят несколько задач по данному чертежу (все задачи озвучивают вслух, не производя никаких записей), среди которых точно будет задача, решение которой непосредственно связано с темой урока. Именно эту задачу класс и будет решать, но только после четко сформулированного  математически грамотным языком условия данной задачи.

Задача. В параллелограмме ABCD, AB=4, ÐВАD=60°. Найти высоту, проведенную к стороне AD.                                                                                                          Дано:

АВСD-параллелограмм,

                                                                                                          ÐBАD=60°,

АВ=4.

Найти:

BH.

 

Решение:

Рассмотрим прямоугольный треугольник АВH, в котором неизвестным элементом является катет BH. Используя теорему синуса найдем неизвестную величину.

Ответ: .

При выполнении заданий данного этапа реализуются поставленные воспитательные задачи – это умения слушать и уважительно относится к различным мнениям.

4. Контроль знаний.

Проводится самостоятельная работа по теме урока. Класс делится на два варианта, у каждого варианта свое задание. «Изюминка» данной работы заключается в том, что пока ученик не решит первое задание ко второму он приступить не сможет, так как ответ первой задачи является недостающим элементом для решения второй.

После выполнения заданий самостоятельной работы, учащиеся в парах обмениваются решениями и выставляют друг другу оценки, но проверяют только получившийся ответ, который будет показан на экране, ход решения учитель проверяет сам.

5. Представление индивидуального домашнего задания.

Учитель предлагает выступить с докладом по теме «Теорема косинусов в сферической тригонометрии» учащегося, который занимается исследовательской работой по данной теме. Такое задание он получает заранее, как индивидуальное домашнее задание. В данном рассказе идет знакомство класса с такими понятиями как: сферический треугольник, углы сферического треугольника, формулировка теоремы косинусов для сферического треугольника, а также применение данной теоремы в различных областях науки, помимо математики.

6. Постановка домашнего задания.

Учитель предлагает учащимся выбрать карточки с дифференцированным домашним заданием: на «пятерку», на «четверку», на «тройку».

Задания на оценку «5»

Задача №1. В равнобедренном треугольнике ABC длины боковых сторон AB и AC равны  b, угол при вершине A равен 2mhtml:file://G:\Урок%20_Применение%20теорем%20синусов%20и%20косинусов_%20__%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!Image2.gif . Прямая, проходящая через вершину B и центр O описанной около треугольника ABC окружности, пересекает сторону AC в точке D. Найдите длину отрезка BD.

Задача №2. Найдите биссектрисы треугольника, если одна из его сторон равна a, а прилежащие к этой стороне углы равны α и β.

Задания на оценку «4»

Задача №1. Найдите стороны треугольника АВС, если ÐА=45°, ÐС = 30°, а высота AD равна 3 м.

Задача №2. В треугольнике АВС, АС=12 см, ÐА=75°, ÐС = 60°. Найдите АВ и SABC.

Задания на оценку «3»

С помощью теорем синусов и косинусов решите треугольник АВС, если:

1) ÐА=60°,ÐВ=40°, с=14;

2) ÐА=80°, a=16, b=10;

3) a=14, b=18, c=20.

Ученик сам осознает и выбирает уровень своих знаний и выполняет соответствующие задания.

6. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Теорема синусов , теорема косинусов. решение задач( 9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: систематизация знаний по теме «Теоремы синусов и косинусов».

Задачи урока:  - образовательная: формирование умений и навыков при решении задач по геометрии с применением теорем синусов и косинусов;

                          - воспитательная: воспитание коммуникативности, умения слушать, уважительно относится к различным мнениям;

                         - развивающая: развитие критического мышления, самостоятельных наблюдений, умения делать выводы и обобщения.

 

Оборудование к уроку, средства обучения: слайд-презентация PowerPoint с рисунками к задачам; компьютер; проектор; карточки с дифференцированным домашнем заданием.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 309 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1244
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.12.2014 5324
    • DOCX 741 кбайт
    • 242 скачивания
    • Рейтинг: 3 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бекирова Эльвина Менаблаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бекирова Эльвина Менаблаевна
    Бекирова Эльвина Менаблаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 32133
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 431 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 549 человек

Курс повышения квалификации

Практические аспекты применения современных технологий при обучении школьников математике в рамках ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 240 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов