Конспект урока
Предмет: Литература
Класс: 5
Учитель: Урываева Нина Валерьевна
УМК: Меркин Г.С. Литература 5
класс (Ч. 1) – М., 2014.
Тема: Тематика и социальная
проблематика рассказа И.С. Тургенева «Муму»
Цель
урока: Подвести
итог изученного рассказа; рассмотреть образ Герасима, его отношение к героям
рассказа.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания учащихся по
рассказу И.С. Тургенева «Муму»; развить интерес к личности писателя и его
творчеству.
Развивающая: формировать умение анализировать
текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, сжато
излагать повествовательный текст;оценивать поступок героя — обобщать, делать
выводы.
Воспитательная: продолжить воспитывать нравственные
качества личности на примере качеств главного героя рассказа.
Планируемые
результаты:
Предметные: подвести итог изучения
рассказа; проверить знания текста; умение ориентироваться в содержании
произведения; определять роль портрета, пейзажа, интерьера в раскрытии
характеров героев и замысла автора.
Метапредметные: применение приобретенных знаний,
умений и навыков в повседневной жизни; уметь характеризовать исторические
события, описанные в тексте; уметь применять полученных знаний, умений и
навыков анализа произведения на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды
деятельности; участвовать в творческом процессе; умение анализировать
высказанные мнения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как
члена общества.
Тип
урока: повторение,
обобщение изученного (комбинированный)
Методы
и формы обучения: наблюдение, создание проблемной ситуации; индивидуальная,
фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник, тетрадь, портрет
И.С.Тургенева
Ход урока
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я
возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное
имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил
все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не
примиряться…».
И.С.Тургенев.
I. Организационный момент.
II.
Вступительное слово учителя. Чтение сообщения
ученика о крепостном праве.
Биографию
И.С.Тургенева мы с вами изучали более подробно на прошлом уроке, также читали произведения
«Воробей» и «Два богача»
Дома
вы читали удивительно-интересное произведении великого русского писателя
«Муму».
Чтобы
понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику
главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех
человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и
является целями нашего сегодняшнего урока.
Запишем
тему урока «Тематика
и социальная проблематика рассказа И.С. Тургенева «Муму»
Эпиграфом сегодняшнего
урока будут слова И.С. Тургенева «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я
возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное
имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил
все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не
примиряться…»
На Руси, ребята, было время, которое в истории называется
крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?(ответы учащихся)
III.
Сообщение ученика о крепостном праве
Крепостное право –
это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть
своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а
работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем,
сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не
считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян,
«прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со
своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за
малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян
продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали
крепостных на собак.
Были
помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди
крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели
от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства
созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько
талантов погибло в крепостной неволе.
IV.Сообщение учителя
«Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве,
познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним
воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот
имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право.
Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до
конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова
клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает
пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть
писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя
в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь
лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под
присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных»,
Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами
крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и
соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ
«Муму».
Исследователи
творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам
Тургенев называл его рассказом.
Прототипами героев рассказа стали реальные люди.
Знакомство с термином (запись в тетрадь)
Прототип (греч. –
прообраз) – реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом
(моделью) для создания литературного персонажа.
Прототипами главных героев рассказа
являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей,
некогда живший в их доме.
V. Рассказ подготовленного
ученика
В дальней господской деревне матери
Тургенева Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей.
Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась
гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца
у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни
и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана,
обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет
во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника
Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка —
и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая,
скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при
барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою
уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая
девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж
за другого — он это стерпел. И собачонку свою,
по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою,
отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею
прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той
поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал
хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался.
По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял
он вольную да и ушел куда-то на Русь.
Таким образом, Происходило же все
описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день
существующем в Москве.
VI. Фронтальная беседа по
прочитанному с элементами пересказа и словесного рисования
-.Опишите, где происходят
события?(В барском доме)
Анализ деталей текста.
Атмосфера барского дома.
-Как
выглядит барский дом? Какова жизнь старой
дворянки? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми
забытая, доживает свой век. )
-Тургеневу хватило 50 слов,
чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной
героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место
в галерее героев.
Портрет главного героя.
-Что вы узнали о герое? (Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник
Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от
рожденья)
- Как «деревенский исполин»
оказался в городе? (Барыня взяла его из
деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался
едва ли не самым исправным тягловым мужиком. )
-Какую можно дать
характеристику Герасиму? (Герасим подобен русскому былинному богатырю.
Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла
подарить речь и слух)
Жизнь и занятия Герасима в
городе.
-Каким работником был Герасим?
(Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в
городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет
порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность. Работа в городе
«казалась ему шуткой).
-Чем смог герой вызвать к себе
уважение?
Читая текст, мы наблюдаем за
героем: вот он пашет поле; его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный
пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую
работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе – с метлой и бочкой –
кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим
любит порядок, аккуратность.
Наблюдения за
действиями Герасима.
– Как Герасим воду
возил? («…застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под
его начальство разбитая кляча-водовозка…»)
– Как ведет себя топор в руках
Герасима? («…топор так и звенит у него, как стекло…»)
– Как исполняет обязанности
сторожа? («…а что насчет чужих, так после того, как однажды ночью,
поймав двух воров…»)
– Каким предстает Герасим
перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)
- Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к
своему герою? ( Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду.
Тургенев говорит о торжественностинеистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и
трудолюбии.)
В каморке у Герасима.
Чтение
отрывка от слов «…он устроил себе ее сам, по
своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах –
истинно богатырскую кровать…» до слов «…прочный и приземистый…».
Вопросы:
–
Какие слова указывают на силу, «великость» героя? (Истинно богатырскую
кровать, дюжий сундук, столик крепкого свойства, стул, прочный и приземистый.)
–
Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой
комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор
использует этот прием, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую
силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа
молчаливого героя.) (Гипербола.)
–
Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)
-Как
реагирует Герасим на поведение Татьяны, а затем на ее свадьбу? Найдите описания
его переживаний в тексте(учащиеся работают с текстом)
-Изменилось
ли что-нибудь в чувствах немого через год после свадьбы любимой девушки?
Докажите это.
-Почему
Герасим обратил внимание на беспородного щенка, барахтающегося в тине возле
берега. Ведь «лишних» щенков всегда топили на Руси?
-Какие
чувства испытывал глухонемой дворник к своей собаке?
-Любили
ли ее окружающие? Почему? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.
-Как
проявились чувства Герасима к собаке после ее «похищения» Степаном?
-Сочувствуют
ли дворовые Герасиму? Найдите в тексте повести диалоги, подтверждающие вашу
точку зрения.
-Что
мы можем сказать о Степане? Опишите его. Можно ли однозначно утверждать, что он
«плохой» или, наоборот, «хороший»? Как Степан относится к Герасиму?
(«…он
не то. Что наш брат», «Коли он обещал…»)
-Почему
Степан так уважительно относится к Герасиму и пренебрежительно к дворне, и к
самому себе?
(Степан
приспосабливается, за это себя и дворню не уважает – за трусость,
приспособленчество, лицемерие. Даже за толчок Герасима не винит, понимая. Что
тому тяжело и больно, а он сам тоже в этом повинен.)
-Почему
же Герасим сам решается утопить Муму, ведь его еще никто к этому не принуждал?
(Понимал,
что в покое его не оставят; знал, что если барыня чего захочет, как в свадьбе
Татьяны с Капитоном, то не отступится; знал также, что дворня всячески будет
стараться угодить барыне.)
-Для
чего Герасим вычистил и накормил Муму?
-Найдите
в тексте описание прощания Герасима с Муму в лодке. Что переживает герой? Не
это ли подтолкнуло его на уход из Москвы?
-Чем
был для окружающих уход Герасима?
(Бунтом.
Откровенным протестом против самодурства барыни. А чем для самого героя?)
(Избавлением
от душевных мук, терзаний, уход из ненавистных мест в любимую им деревню.)
-Как
описывается в конце повести природа? Отличен ли этот пейзаж от московского в
самом начале повествования? Только ли тем, что один пейзаж московский, а другой
деревенский? Какие чувства героя передает это описание? Проявляется ли в этом
авторское отношение к происходящему?
VII. Вывод
Идейным
содержанием повести И. С. Тургенева «Муму» является протест против крепостного
права, против порабощения одними людьми других, хотя сам уход героя в деревню
наводит на размышления: «А способны ли эти люди на протест? Изменится ли
что-нибудь в России в ближайшее время?!..»
VIII. Рефлексия
Понравился
ли вам рассказ? Какие чувства вы испытывали при его чтении?
IX.Домашнее задание
1.Ответить
письменно на вопрос: «Какие лучшие стороны русского крестьянина показал И. С.
Тургенев в образе Герасима?
X.Выставление
оценок за урок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.