№
|
ТЕМА УРОКА
|
ЭЛЕМЕНТЫ МИНИМАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
|
ЭЛЕМЕНТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ГИМНАЗИЧЕСКОГО) СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
|
Календарные
сроки
|
Фактические
сроки
|
Примечание
(причины
корректировки дат) и др.
|
|
1.
|
Вводный урок. Происхождение литературы.
|
Знакомство с учебником.
|
Представление о художественной литературе как особой форме познания
действительности. Работа с книгой.
|
Конспект.
|
|
|
|
|
2.
|
Мифы. Древнегреческие мифы «Жизнь и подвиги Геракла».
|
Понятие мифа. Геракл как мифологический герой.
|
Глубина идей и красота образов в древней мифологии.
|
Читать «Подвиги Геракла», пересказать два мифа.
|
|
|
|
|
3.
|
Мифы североамериканских индейцев. Поэма Г.Лонгфелло «Песнь о
Гайавате».
|
Особенности мифов. Жизнь мифа в литературе нового времени.
|
Расширить представление о мифе. Миф и реальность. Работа с
литературоведческими терминами.
|
Читать поэму, характеристика Гайаваты.
|
|
|
|
|
4.
|
Вн. чт. « Мифы разных народов».
|
Мифология как форма познания действительности.
|
Показать всеобщность процессов развития знаний человека о мире и о
себе.
|
Подготовиться к творческому практикуму.
|
|
|
|
|
5.
|
Творческий практикум. «Мифологический герой и современный герой
литературы».
|
Характеристика героев.
|
Сравнительная характеристика героев. Особенности героя в мифологии.
|
|
|
|
|
|
6.
|
Обобщающий урок по мифам «От мифа - к фольклору и литературе».
|
Фольклор и литература.
|
Расширение понятия «мифология». Картина мира.
|
Обобщить знания о мифе.
|
|
|
|
|
ЛИРИКА.
|
|
|
|
7.
|
Народные лирические песни как жанр лирики.
|
Особенности народной лирической песни.
|
Образцы обрядового фольклора. Своеобразие старинной русской обрядовой
поэзии.
|
Читать выразительно. Одну песню наизусть.
|
|
|
|
|
Лирическое стихотворение.
|
|
|
|
8.
|
Образ Руси в стихотворении И.С.Никитина «Русь».
|
Развитие понятия об олицетворении.
|
Восприятие поэтического слова через выражение чувств, сведения по
теории литературы. Работа с поэтическим словарем (А. П. Квятковский)
|
Отрывок из стихотворения «Русь» наизусть. Выучить понятие
олицетворения.
|
|
|
|
|
9.
|
Мотивы единства красоты природы и красоты человека в стихотворении
А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер».
|
Пейзаж в лирике. Начальные понятия о лирическом герое.
|
Восприятие художественного образа, двусложные размеры стиха. Работа с
литературоведческим словарем.
|
«Зимнее утро» наизусть. Ямб, хорей, примеры.
|
|
|
|
|
10.
|
Р/р.Обучение анализу стихотворения. Двусложные размеры стиха.
|
Анализ стихотворения. Двусложные размеры.
|
Олицетворение. Работа с литературоведческим словарем.
|
Выучить двусложные размеры стиха.
|
|
|
|
|
11.
|
Личность М.Ю.Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении «Листок»,
«Тучи».
|
Сюжет. Лирическое стихотворение и баллада.
|
Гениальность личности Лермонтова, необычность судьбы.
|
Биография поэта. «Тучи» наизусть.
|
|
|
|
|
12.
|
Р/р. Техника выразительного чтения.
|
Обучение выразит. чтению.
|
Логические паузы и ударения.
|
|
|
|
|
|
13.
|
Родная природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и А.К.Толстого.
|
Понятие о поэтическом мире. Ритм и размер стиха.
|
Стихотворные размеры. Исследовательская работа с худ. текстами.
|
Стихотворение наизусть по выбору.
|
|
|
|
|
14.
|
И.А.Бунин. Личность писателя. Детские годы. «Жизнь Арсеньева»,
«Детство».
|
Поэтический мир Бунина. Образы детства в лирике и прозе поэта.
|
Лирический образ и художественный образ. Антитеза. Исследовательская
работа.
|
Биография поэта. Выразительное чтение «Детство»
|
|
|
|
|
15
|
Красота родной природы в стихотворениях И.А.Бунина.
|
Человек и природа в поэзии. Бунин-мастер слова.
|
Образ-настроение, образ-переживание.
|
Выразительное чтение стихотворений.
|
|
|
|
|
16.
|
Н.А.Заболоцкий. Личность поэта.
|
Автобиография поэта.
|
Необычность судьбы поэта.
|
Биография поэта.
|
|
|
|
|
17.
|
Поэтический мир Н.Заболоцкого. Стихи.
|
Начальное понятие о лирическом герое.
|
Внутреннее состояние человеческой души.
|
Стихотворение наизусть по выбору.
|
|
|
|
|
Лироэпические произведения..
|
|
|
|
18.
|
Народная баллада. Баллады о Робин Гуде. «Робин Гуд и золотая стрела»
|
Начальное понятие о
жанре баллада.
|
Основные балладные
сюжеты. Устное рисование.
|
Читать о балладе.
Выразительное чтение баллады о Робин Гуде.
|
|
|
|
19.
|
Баллады о любви. «Прекрасная Маргарет и Милый Вильям».
|
Законы развития
любовного сюжета.
|
Нравственные проблемы.
|
Выразительное чтение.
|
|
|
|
20.
|
Комические баллады. «А, ну, закрой-ка дверь!»
|
Бытовая баллада.
|
Диалог как средство
создания комического эффекта.
|
Выразительное чтение.
|
|
|
|
21.
|
Баллада-притча «Мальчик и мантия», «Леди и кузнец».
|
Использование в
балладах волшебных мотивов.
|
Особенности
баллады-притчи.
|
Выразительное чтение о
ролям.
|
|
|
|
Литературная баллада.
|
|
|
|
22.
|
Мир баллады. Р.Бернс «Джон ячменное зерно».
|
Литературная баллада
как лироэпический жанр.
|
Сюжет баллады.
Необычные судьбы Р. Бернса.
|
Выразительное чтение.
Выучить понятие сюжета.
|
|
|
|
|
23.
|
Героическая баллада. «Вересковый мёд» Р.Стивенсон.
|
Прославление мужества в
балладе.
|
Традиции народной
баллады.
|
Выразительное чтение
баллады.
|
|
|
|
|
24.
|
Поэтическое изображение подвига русского народа в балладе «Бородино»
М.Ю.Лермонтова.
|
«Бородино» как
национально-патриотическая баллада.
|
Худ. изобр. средства в
балладе.
|
Отрывок из баллады
«Бородино» наизусть.
|
|
|
|
|
25.
|
Историческое прошлое в балладе А.Толстого «Курган».
|
Историческая баллада.
|
Авторская позиция.
|
Наизусть.
|
|
|
|
|
26.
|
И.В.Гёте «Лесной
царь».Особенности композиции.
Образ Лесного царя.
|
Фольклорная основа.
|
Фрагментарность
композиции.
|
Читать, вопросы.
|
|
|
|
|
27.
|
Р.Саути «Суд Божий над епископом».
|
Нравственная
проблематика.
|
Смысл названия баллады.
|
Читать, вопросы.
|
|
|
|
|
28.
|
Тема верности в балладе «Светлана» В.А.Жуковского.
|
Особенности композиции.
|
Мастерство Жуковского в
изображении героини.
|
Отрывок наизусть,
вопросы.
|
|
|
|
|
29.
|
А.С.Пушкин «Утопленник». Шуточный характер баллады.
|
Ироническое осмысление
сюжета.
|
Особенности шуточной
баллады.
|
Выразительное чтение по
ролям.
|
|
|
|
|
30.
|
М.Ю.Лермонтов. Тема красоты и смерти. «Три пальмы».
|
Таинственное в балладе.
|
Самовыражение автора в
балладе.
|
Выразительное чтение,
вопросы.
|
|
|
|
|
31.
|
Э.Г.Багрицкий «Арбуз».
|
Баллада XX века.
Переводчики.
|
Традиции современной
баллады.
|
Подготовка к тесту.
|
|
|
|
|
32.
|
Обобщающий урок по балладам. Тест.
|
Систематизация знаний о
балладах.
|
Художественные
особенности жанра баллады. Худ. средства изображения.
|
|
|
|
|
|
Поэма.
|
|
|
|
33.
|
М.Ю.Лермонтов «Беглец». Художественное своеобразие.
|
Знакомство с жанром
поэмы.
|
Легендарная основа
сюжета.
|
Читать поэму, вопросы,
оценка поступков героя.
|
|
|
|
|
Духовная литература.
|
|
|
|
34.
|
Религиозные мотивы в стихах русских поэтов. Пушкин. Хомяков.
|
Влияние религиозной
литературы на светскую литературу.
|
Нравственные идеалы в
стихотворениях русских поэтов. Понятие гуманизма.
|
Читать
|
|
|
|
|
Эпические произведения. Эпос.
|
|
|
|
35.
|
Эпос. Эпические жанры. Былина. «Илья Муромец».
|
Понятие о былине.
|
Сказители былин.
|
Выучить циклы былин.
Выразительное чтение былины «Илья Муромец»
|
|
|
|
|
36.
|
Вн.чт. Поэтическая сила былин.
|
Своеобразие русских
былин.
|
Стих былин.
|
|
|
|
|
|
37.
|
Р/р.Сочинение « Мой любимый былинный герой».
|
Принципы создания
былинного героя.
|
Особенности описания
былинного героя.
|
|
|
|
|
|
Эпические мотивы русской поэзии.
|
|
|
|
38.
|
А.К.Толстой «Илья Муромец». Образ в стихотворении.
|
Стихотворение с
эпическим сюжетом.
|
Особенности языка
стихотворения с эпическим сюжетом.
|
Выразительное чтение.
|
|
|
|
|
39.
|
Былинные сюжеты в стихах Пушкина, Бунина, Гумилёва.
|
Лирическое
стихотворение с эпическим сюжетом.
|
Особенности языка
стихотворения с эпическим сюжетом.
|
Вопросы, конспект.
|
|
|
|
|
40.
|
Р/р. 1 .Художественные особенности
былин.
2.Создание
былины или стихотворения на былинный лад. 3.Исполнение былины или
исторической песни.
|
Развитие творческих
способностей.
|
|
|
|
|
|
|
Роман.
|
|
|
|
41.
|
Франсуа Рабле- писатель эпохи Возрождения. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
как роман эпохи Возрождения.
|
История жизни писателя.
История создания романа.
|
Роман как один из
ведущих эпических жанров.
|
Пересказ главы 1, 2.
Вопросы.
|
|
|
|
|
42.
|
Детство и учёба Гаргантюа. Жизнь в Париже./Гл.1-2/.
|
Черты юмористического и
игрового романа.
|
Философские черты в
романе.
|
Читать главу 4-6.
Пересказ гл. 6
|
|
|
|
|
43.
|
Война. Великий план завоевания мира./Гл.6-10/.
|
Аллегорическая форма
изложения.
|
Проблематика романа.
Понятие проблемы.
|
Читать главы 11-19,
вопросы.
|
|
|
|
|
44.
|
Последствия войны и пир победы. /Гл.11-19/.
|
Шаржи и карикатуры.
|
Понятие гротеска
|
Вопросы после романа.
|
|
|
|
|
45.
|
Р/р. Подвиги Гаргантюа и Геракла.
|
Характеристика
литературного героя.
|
Особенности
положительного героя.
|
|
|
|
|
|
46.
|
Заключительный урок по роману. «Мир сказочных великанов».
|
Гуманистическое
звучание романа.
|
Понятие гуманизма в
романе.
|
|
|
|
|
|
47.
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. История создания романа «Дубровский».Ссора
Троекурова и Дубровского. /Гл.1/.
|
Личность поэта. Роман
как эпический жанр.
|
Анализ эпизода.
Конфликт.
|
Читать гл. 1-4.
Пересказ суда.
|
|
|
|
|
48.
|
Суд и его последствия. Осуждение произвола, защита чести и
достоинства./Гл.2-4/.
|
Обучение анализу
эпизода «Дубровский в суде».
|
Анализ эпизода.
Конфликт.
|
Картины природы.
Характеристика Владимира Дубровского.
|
|
|
|
|
49.
|
Прощание Владимира с отцом и родным домом./Гл.4-5/.
|
Честь и бесчестие как нравственная
коллизия произведения.
|
Характер сложных
отношений героев. Аналитическое чтение.
|
Пересказ пожара в
Кистенёвке.
|
|
|
|
|
50.
|
Р/р. Пожар в Кистенёвке. Обучение пересказу.
|
Мотивировка поступков
героев. Характеристика героя.
|
Авторское отношение к
героям.
|
Пересказ истории любви
Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
|
|
|
|
|
51.
|
Романтическая история любви Владимира и Маши./Гл. 10-16/.
|
Характер отношений
между героями.
|
Пересказ с изменением
лица рассказчика.
|
Вопросы письменно в
тетради.
|
|
|
|
|
52
|
Два мальчика./Гл. 111.
|
Переживания и поступки
героев.
|
Сравнение как способ
раскрытия характеров героев.
|
Вопросы письменно в
тетради.
|
|
|
|
|
53.
|
Заключительный урок по роману. Развязка романа.
|
Сюжетные линии и
композиция романа.
|
Мотивировка поступков
героев. Эвристическая беседа.
|
Подготовиться к
сочинению (план)
|
|
|
|
|
54.
|
Р/р.Подготовка к сочинению по роману.
|
Отбор материала.
|
Анализ планов, выбор
эпизодов. Работа с текстом. Логика развития мысли сочинения.
|
Написать сочинение по
роману.
|
|
|
|
|
55.
|
Вн.чт. Приключенческий роман в литературе./Дж.Свифт, Р. Распэ/.
|
Приключенческий роман и
его особенности.
|
Художественные
особенности зарубежного романа.
|
|
|
|
|
|
Басня.
|
|
|
|
56.
|
Истоки басенного жанра. Басни Эзопа. «Ворон и лисица».
|
Герои басни.
|
Историческое развитие
басни.
|
Выразительное чтение басен.
|
|
|
|
|
57.
|
Басни И.Крылова. Осмеяние человеческих пороков. «Квартет».
|
Рассказ о баснописце.
|
Аллегория. Синквейн.
|
Басня «Квартет»
наизусть.
|
|
|
|
|
58.
|
Мораль в баснях Крылова. «Свинья под дубом», «Лебедь, щука и рак»
|
Мораль басни - поучительная
часть.
|
Аллегорический смысл
басни.
|
Наизусть басня по
выбору.
|
|
|
|
|
59.
|
Творческий практикум. Басня с Поучительной частью-моралью.
|
Развитие творческих
способностей.
|
Понятие морали басни. Работа с литературоведческим словарем.
|
Подготовиться к
конкурсу.
|
|
|
|
|
Драматические произведения.
|
|
|
|
60.
|
Слово о драме. М.Метерлинк пьеса-сказка «Синяя птица».
|
Понятие о драматическом
произведении.
|
Понятие философской
пьесы-феерии.
|
Читать и пересказывать
гл. 1,2
|
|
|
|
|
61.
|
Мечты детей в рождественскую ночь. Чудесное представление./1-2/
|
Система образов.
|
Внешнее и внутреннее
действие в драме. Конфликт.
|
Вопросы в тетради
письменно.
|
|
|
|
|
62.
|
Путешествие детей за синей птицей Взаимоотношения человека и природы,
всемогущество разума и доброты.
|
Условность образов. Речь.
Внешнее и внутреннее
действие в драме.
|
Мотивировка поступков
героев. Единство природы и человека в литературном произведении. Ремарка в
пьесе.
|
Найти описание природы
в драме. Вопросы в тетради письменно.
|
|
|
|
|
63.
|
Где можно найти настоящее счастье? Финал пьесы-сказки.
|
Нравственные проблемы в
пьесе. Символичное название пьесы
|
Гуманистические идеи в
пьесе. Смысл названия.
|
Письменная работа «Где
можно найти настоящее счастье?»
|
|
|
|
|
64.
|
Итоговый урок.
|
|
|
|
|
|
|
|
65-68.
|
Уроки-резервы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.