Инфоурок Физика Другие методич. материалыТематическое планирование по физике (7 класс)

Тематическое планирование по физике (7 класс)

Скачать материал

Тематическое планирование

7 класс

Тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), авторской  программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010)

 

Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч

Тема

Количество

часов

Количество

лабораторных

работ

Количество

контрольных

работ

Введение

4

1

-

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

-

Взаимодействие тел

21

4

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

2

3

Работа, мощность, энергия

13

2

1

Повторение

2

 

 

Всего

68

10

7

 

Учебно-методическая литература

 

п/п

Авторы,

составители

Название учебного  издания

Годы

 издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика -7 кл

2009

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике 7-9 кл.

2001

М. Просвещение

3.

Л.А.Кирик                  

Самостоятельные и контрольные работы - 7 класс

2005

М. Илекса

4.

Е. М. Гутник, Е.В. Рыбакова

Тематическое и поурочное планирование по физике - 7класс

2001

М. Дрофа

5.

А.В. Перышкин

Сборник задач

2007

М. Экзамен

6.

А.Е. Марон, Е.А. Марон

Физика. 7 класс. Дидактические материалы

2004

М. Дрофа

7.

Н.К.Ханнанов, Т.А. Ханнанова

Физика. Тесты. 7 класс

2005

М. Дрофа

8.

В.А. Волков

Тесты по физике: 7-9 классы

2010

М. ВАКО

 .

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование по физике в 7 классе

 

п/п

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение (4 часа)

1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. § 1-3

Физика  – одна из наук о природе. Основная задача физики. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя и опыты – основные источники физических знаний.

Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте.

Рассматривать учебник и обсуждать содержание учебника.

Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию.

Приводить примеры тел, веществ.

Сравнивать опыты и наблюдения.

2

Физические величины. Их измерение. Точность и погрешность измерений.

§ 4,5

Определение физической величины. Примеры физических величин. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Запись результатов измерений с учетом погрешности.

Приводить примеры физических величин и приборов. Определять цену деления шкалы прибора. Записывать результат измерения с учетом погрешности.

3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

 

Готовить к работе приборы и материалы и в целом рабочее место.

Анализировать информацию в учебнике.

Записывать результаты измерений с учетом погрешности. Делать вывод.

4

Физика и техника.

§ 6

Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники.

Знать роль физики в формировании научной картины мира. Воспринимать, анализировать, перерабатывать  и предъявлять учебную информацию в виде таблицы.

 

 

Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

5

Строение вещества. Молекулы.

 § 7,8

Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах молекул. Домашняя лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»

Моделировать объекты и явления природы.

6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.

§ 9

Явление диффузии.  Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.  Диффузия в природе. Примеры практического применения диффузии.

Наблюдать и объяснять явление диффузии. Использовать полученные знания в повседневной жизни.

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

§ 10

Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление смачивания и несмачивания.

Проводить опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Приводить примеры проявления этих сил в природе и технике.

8

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей  и газов. § 11,12

Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества.

Объяснять свойства различных состояний на основе молекулярного строения вещества.

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

 

Развивать монологическую и диалогическую речь, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

Взаимодействие тел (21 час)

10

Механическое движение.

Равномерное движение.  

§ 13,14

Определение механического движения. Виды движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути.

Знать различные виды движений, приводить примеры, понимать смысл физических величин.

11

Скорость. Единицы скорости. § 15

Понятие скорости. Формула для расчета скорости равномерного движения. Единицы скорости. Понятие средней скорости неравномерного движения. Сравнение скоростей различных тел, света, звука (по таблице 1 учебника).

Обнаруживать зависимости между физическими величинами. Анализировать графики. Изучить зависимость пути от времени при прямолинейном равномерном движении.  Измерять скорость.

12

Расчет пути и времени движения. Решение задач. § 16

Вывод формул для расчета пути  и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел.

Применять теоретические знания на практике. Решать задачи на применение полученных знаний.

13

Явление инерции. Решение  задач. § 17

Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчет скорости, пройденного пути и времени движения.

Понимать смысл понятий. Приводить примеры.

14

Взаимодействие тел. § 18.

Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи.

Приводить примеры взаимодействия тел.

15

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на  весах. § 19,20

Понятие инертности. Масса тела. Единицы массы.

Устройство и принцип действия рычажных весов.

Понимать смысл физических величин.

16

Лабораторная работа №3 «Измерение массы на рычажных весах».

 Измерение массы.

Анализировать информацию, предложенную в инструкции.

Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

17

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».

Объем. Единицы объема. Измерение объема.

Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.

Распределять общий объем работы.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

18

Плотность вещества. § 21

Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ (по таблицам 2, 3, 4 учебника)

Понимать смысл физических величин.

19

Лабораторная работа №5  «Определение плотности  твердого тела».

Определение  плотности.

Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.

Распределять общий объем работы.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

20

Расчет массы и объема тела по его плотности. §  22.

Вывод формулы для расчета массы  и объема тела по его плотности. Решение задач.

Владеть  разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

21

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

 

Уметь применять теоретические знания на практике. Решать задачи на применение полученных знаний.

22

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса. Плотность».

 

Применять полученные знания при решении задач.

23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. § 23.24

Причина изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела.

Выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.

24

Сила упругости. Закон Гука. § 25

Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций.

Понимать смысл закона, уметь применять его на практике. Знать и уметь объяснять, что такое деформация,  ее виды. Исследовать зависимость силы упругости от удлинения пружины. Измерять жесткость пружины.

25

Вес тела. § 26 Центр тяжести тела

Вес тела. Центр тяжести.

Заполнить сравнительную таблицу «Вес тела и сила тяжести». Определять центр тяжести плоской фигуры.

26

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. § 27

Единицы силы. Формулы силы тяжести и веса тела.

Решать задачи на применение полученных знаний.

27

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром». § 28

Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром».

Готовить к работе приборы и материалы и в целом рабочее место.

Анализировать информацию в учебнике.

Записывать результаты измерений с учетом погрешности. Делать вывод.

28

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. § 29 

Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев.

Приводить примеры жизненных ситуаций.

29

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.  § 30,31, 32

Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от веса тела. Сравнение сил трения скольжения и качения.

Воспринимать, анализировать, перерабатывать  и предъявлять учебную информацию в разных формах.

 

30

Контрольная работа по теме «Сила. Равнодействующая сила». § 32

 

Применять полученные знания при решении задач.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)

31

Давление. Единицы давления. § 33

Давление тел на опору. Единицы давления.

Понимать смысл физической величины.

32

Способы уменьшения и увеличения давления. Измерение давления твердого тела на опору. § 34

Решение качественных и расчетных задач. Примеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике.

Владеть  разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи. Приводить примеры увеличения и уменьшения давления.

33

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. § 35

Причины  возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе).

Объяснять причины  возникновения давления газа. Анализировать зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе).

34

Закон Паскаля. § 36

 

Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

Понимать смысл закона, уметь применять его на практике.

35

Контрольная работа по теме «Давление. Закон Паскаля».

Давление в жидкости и газе. § 37

Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений на одном и том же уровне по всем направлениям.

Кратко и точно отвечать на вопросы.

36

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. § 38

Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Применять полученные знания при решении задач.

37

Решение задач по теме «Гидростатика».

 

Уметь применять теоретические знания на практике. Решать задачи на применение полученных знаний.

38

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. § 39

Примеры сообщающихся сосудов, их применение и особенности.

Знать физические законы и границы их применимости.

39

Вес воздуха. Атмосферное давление.

§ 40,41

Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.

Описывать и объяснять явление  АД. Знать физический смысл понятий.

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

§ 42

Измерение атмосферного давления.

Выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.

41

Барометр-анероид. Давление на разных высотах.

§ 43. 44

Назначение, устройство и принцип действия  барометра-анероида. Зависимость АД и плотности воздуха от высоты над землей. Высотомер.

Знать устройство, принцип действия и применение барометра-анероида.

42

Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление»

 

Применять полученные знания на практике. Устранять ошибки, проверять правильность решения задач.

43

Манометры. Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе». § 45

Устройство и действие открытого жидкостного и металлического манометров.

Уметь применять теоретические знания на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.

44

Поршневой жидкостный насос.

§ 46

Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса.

Понимать принцип действия поршневого жидкостного насоса.

45

Гидравлический пресс.  Гидравлический тормоз. § 47

Устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Понимать принцип действия гидравлического пресса.

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

§ 48 § 49

Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы. Вывод правила и формулы для определения архимедовой силы.

Воспринимать, анализировать, перерабатывать  и предъявлять учебную информацию в разных формах.

47

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы».

 

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

48

Плавание тел. § 50

Условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, всплывает и плавает.

Исследовать условия плавания тел.

49

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

 

Организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

50

Плавание судов.  Водный транспорт.

§ 51

Применение условия плавания тел.

Применять  условия плавания тел.

51

Воздухоплавание. § 52

Воздушный шар. Подъемная сила.

Анализировать информацию в учебнике.

 

52

Повторение темы «Давление твердых тел. жидкостей и газов».

Условия плавания тел. Закон Архимеда.

Развивать монологическую и диалогическую речь, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

53

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

 

Применять полученные знания при решении задач.

 

Работа и мощность. Энергия.  (13 часов)

54

Механическая работа. § 53

Механическая работа. Единицы работы.

Понимать смысл физических величин.

55

Мощность. § 54

Определение мощности. Единицы мощности.

Понимать смысл физических величин.

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. § 55,56

Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага.

Понимать смысл закона, уметь применять его на практике.

57

Момент силы. § 57

Момент силы. Правило моментов. Единицы момента силы.

Понимать смысл физических величин.

58

Рычаги в технике, быту и в природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага». § 58

Практическое применение простых механизмов.

Исследовать условия  равновесия рычага. Готовить к работе приборы и материалы и в целом рабочее место.

Записывать результаты измерений. Делать вывод.

59

Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. § 59,60

Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Анализировать информацию в учебнике. Заполнять схемы. Понимать смысл законов и применять их на практике.

60

Решение задач по теме «Простые механизмы»

 

Применять полученные знания при решении задач.

61

КПД механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». § 61

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма.

 

Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.

Распределять общий объем работы.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

62

Энергия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая  энергия движущегося тела. § 62,63

Понятие об энергии. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Формулы.

Понимать смысл физических величин. Приводить примеры.  Устанавливать зависимость между величинами.

63

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. § 64

Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения.

Выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

64

Энергия рек и ветра.

Энергия рек. Использование энергии ветра.

Применять полученные знания на практике.

65

Повторение по теме «Работа. Мощность. Энергия».

 

Устранять ошибки, проверять правильность решения задач

66

Контрольная работа по теме «Работа. Мощность. Энергия».

 

Применять полученные знания при решении задач.

Повторение (2 часа)

67

Повторение пройденного.

 

 

68

Итоговая контрольная работа.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тематическое планирование по физике (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), авторской  программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010). Содержит учебно-тематический план, учебно-методическую литературу, поурочное планирование (тема урока, основное содержание и характеритика основных видов деятельности обучающихся).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2014 404
    • DOCX 159.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анянова Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Анянова Галина Александровна
    Анянова Галина Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3783
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов