Окружающий
мир
Пояснительная
записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным МОИН РФ 06.10.2009г), в соответствии с «Примерной
программой по учебным предметам» (Москва «Просвещение»2011г), «Планируемыми результатами
начального общего образования» (Москва «Просвещение»2011г) и авторской
программой А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Москва
«Просвещение»2011г). Рабочая программа
ориентирована на использование УМК образовательной программы «Школа России» и
предполагает использование учебника Окружающий мир 3 класс А.А.Плешакова.
Цели и задачи предмета
Цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1)
формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
2)
формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Общая характеристика предмета
Значение
учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения
школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,
природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем
мире, в том числе на материале природы и культуры края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности; умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать
правила поведения в природе.
Основные
содержательные линии
Основные
содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с
тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе
начального общего образования и представлены в примерной программе
содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила
безопасной жизни».
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
Важную
роль в изучении предмета «Окружающий мир» играет целенаправленная работа по
развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов
деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
-
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и
потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и
ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать собственную
деятельность).
При изучении предмета «Окружающий мир» осуществляется формирование таких
общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к
самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия.
В ходе освоения предмета «Окружающий мир» формируются умения, связанные с
информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.
Место
учебного предмета в учебном плане
Согласно
базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ в УП МБОУ Ирбинской
СОШ №6 на изучение предмета в 3 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34
учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
•
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как
процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её
форм.
• Наука как часть
культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
•
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
•
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд
и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно – и социально-нравственное.
•
Нравственный выбор и ответственность человека в отноше2ИИ к
природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты
изучения предмета
Личностные
результаты:
1) принял
и освоил социальную роль обучающегося;
2) сотрудничает
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, продолжает учиться
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
3) принял
установку на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
результаты:
1) принимает
и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
2) понимает
причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
3) использует
различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
4)
слушает собеседника и ведет диалог; признает возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагает своё мнение и
аргументирует свою точку зрения и оценку событий;
6) овладел
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами.
Предметные
результаты:
1) освоил
доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
2) устанавливает
и выявляет причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы
учебной деятельности: урок, учебное занятие, экскурсия,
интегрированное занятие, нестандартные уроки. Занятия могут проводиться в
классе, на природе, в музее. Методы обучения: наблюдение, эксперимент,
творческие задания, учебные диалоги, учебное сотрудничество, моделирование
объектов природы, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Содержание
предмета
№
|
Наименование раздела, темы
|
Всего часов
|
|
|
1.
|
Как
устроен мир
|
7
часов
|
|
2.
|
Эта
удивительная природа.
|
21
час
|
|
3.
|
Мы
и наше здоровье
|
10
часов
|
|
4.
|
Наша
безопасность
|
8
часов
|
|
5.
|
Чему
учит экономика
|
12
часов
|
|
6.
|
Путешествие
по городам и странам
|
10
часов
|
|
Практических
работ - 6
|
68
ч
|
|
Планируемые результаты
Человек
и природа
Обучающийся научится:
·
Устанавливать взаимосвязи в
живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
·
Осуществлять классификацию
объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании
и без указания количества групп);
·
Фиксировать с помощью
условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику
погоды.
·
Оценивать свое поведение и
поведение других людей в природе;
·
Сравнивать изучаемые
природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный
свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных
для того или другого природного сообщества;
·
Выделять характерные признаки
сезонов года на примере природы родного края;
·
Соблюдать правила поведения в
природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
·
Узнавать по внешнему виду
изученные растения: хвойные, цветковые.
Обучающийся
получит возможность научиться:
·
узнавать в природе
изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
·
моделировать
экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на
природные сообщества, оценивать их последствия;
·
планировать,
контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на
изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Человек и общество
Ученик научится:
·
Различать государственную
символику РФ;
·
Различать прошлое, настоящее
и будущее; находить место изученных событий на «ленте времени»;
·
На основе имеющихся знаний
отличать исторические факты от вымышленных;
·
Соблюдать правила личной безопасности
и безопасности окружающих.
Ученик получит возможность
научиться:
·
Проявлять уважение и
готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том
числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке
школы;
·
Осознавать свою
неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
К
концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные
свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы
живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между
неживой и живой природой, внутри живой
природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между
природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела
человека, основные системы органов и их роль в
организме;
- правила гигиены;
основы здорового образа жизни;
- правила безопасного
поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы
экологической безопасности;
- потребности людей;
товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике;
основные отрасли сельского хозяйства и
промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные
достопримечательности; страны, граничащие с
Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с
опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной
местности растения, животных, съедобные и
несъедобные грибы;
-
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их
результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила
личного поведения в природе, обосновывать
их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения
карты;
- приводить примеры городов России, стран
— соседей России, стран зарубежной Европы и
их столиц.
Основная цель контроля - проверка знания фактов
учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные
суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные
знания.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№
|
Тема
|
Дата
|
6
|
Обобщение по разделу «Как устроен мир». Тест
|
|
7
|
Комплексная проверочная работа (администр.)
|
|
28
|
Проверочная работа по теме «Эта
удивительная природа»
|
|
38
|
Проверочная работа по теме «Мы и
наше здоровье»
|
|
46
|
Проверочная работа по теме «Наша
безопасность»
|
|
58
|
Проверочная работа по теме «Чему
учит экономика»
|
|
68
|
Проверочная работа по теме «Города
и страны»
|
|
Программное
и учебно-методическое оснащение.
1. Федеральный
государственный стандарт начального общего образования
2. Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). – М.: Просвещение, 2007
3. Плешаков
А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, – М.:
Просвещение», 2013
4. Плешаков
А.А. Окружающий мир: тесты, пособие для учащихся,- М.: «Просвещение», 2013
5. Электронное
приложение к учебнику А.А.Плешакова
6. Презентации
к урокам.
7. ЦОРы,
8. Таблицы
по основным разделам программы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.