Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка
к развернутому тематическому плану
10 класс
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной «Программе профессиональной подготовки учащихся 10–11 классов по профессии «портной».
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения по курсу начальной профессиональной подготовки по профессии «портной»:
– освоение знаний об отраслевом делении современного производства, ведущих отраслях производства в регионе; о распространенных видах работ на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях приобретения профессии;
– овладение умениями применять методы индивидуальной, коллективной и творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и качества личности с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующей профессией;
– развитиеспособности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств для будущей трудовой деятельности; навыков активного поведения на рынке труда и образовательных услуг;
– воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;
– подготовка к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
– приобретение знаний о технике и технологиях в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и машинной обработки конструкционных материалов, о дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;
– овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в способах изготовления одежды и организации массового производства, в составлении технологических схем и технологических карт изготовления швейных изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии;
– освоение учебно-исследовательских, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Здесь представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков профессиональной подготовки по профессии «портной». В блоках «Машиноведение», «Материаловедение», «Конструирование и моделирование» – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории разработки и создания швейных изделий.Это содержание обучения является базой для развития социально-трудовой компетенции учащихся.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Профессиональная подготовка по профессии «портной» включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности вне школы.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом направленности классов реализуется программа профильного уровня в 10–11 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений опрофессии портногобудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
– профориентационных игр («Подарок», «Угадай профессию», «Человек-профессия»);
– межпредметных интегрированных уроков («Кулинария», «Столярное дело», «Предпринимательство»);
– внеклассных интегрированных мероприятий (День матери, Масленица, Пасха);
– проектной деятельности по ключевым темам курса.
На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
При начальной профессиональной подготовке по профессии «портной» в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения технологическогоматериала – от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения технологических процессов «всеобщее – общее – единичное».
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе начального профессионального образования, что отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса начальной профессиональной подготовки по профессии «портной».
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, составлять план, тезисы, конспект. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, аудиовизуальный ряд и др.).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами (лингвистического, исторического) анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации научные сведения, участвовать в дискуссиях по технологическим проблемам и др.
Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Инновационное развитие методики преподавания курса начальной профессиональной подготовки по профессии «портной» ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Специфика целей и содержания изучения курса профессиональной подготовки существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения, включая словари, справочники, интернет-ресурсы и мультимедийные средства:
1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:
– библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
– слайд-лекции по ключевым темам курса;
– электронные учебные пособия (медиа-проект «История итальянского костюма:
– от древности до наших дней», интерактивная энциклопедия «Лувр»);
– редакторы текста, презентаций, электронных страниц;
– графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия).
2. Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.
3. Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).
4. Схемы, плакаты.
5. Интернет-ресурсы:
– информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда // http://master-class.narod.ru
– Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru
– Начала экономики // www.besh.websib.ru
– Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
– Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
– Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
– Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок // www.sneg.by.ru
– Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
– Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
– Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru
– Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru
– Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
– Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
Для учащихся:
1. Бузова, Б. А. Материаловедение / Б. А. Бузова. – М. : Легпромбытиздат, 1986;
2. Материалы для подготовки и проведения экзамена : технология. 9 кл. / сост. А. В. Марченко, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина ; МО РФ. – М. : Просвещение, 2002. – (Итоговая аттестация выпускников);
3. Назарова, И. Н. Технология швейных изделий / И. Н. Назарова. – М. : Легпромбытиздат, 1985;
4. Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии. 8–11 классы / Е. Н. Прошицкая – М. : Просвещение, 1995;
5. Твоя профессиональная карьера : учеб. для 8–9 кл. / под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. – М. : Просвещение, 2002;
6.Труханова, А. Т. Справочник молодого швейника / А. Т. Труханова. – М. : Высшая школа, 1993;
7. Шершнева, Л. В. Основы конструирования женской одежды / Л. В. Шершнева. – М. : Легпромбытиздат, 1987.
Для учителя:
1. Быков, З. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / З. Н. Быков [и др.]. – М. : Высшая школа, 1986.
2. Вышинская, И. К. Оборудование швейного производства : курс лекций / И. К. Вышинская. – Волгоград, 1988.
3. ГОСТ 12807-88 «Изделия швейные. Классификация строчек и швов». – М. : Изд-во стандартов, 1988.
4. ГОСТ 4103-82 «Изделия швейные. Маркировка и упаковка». – М. : Изд-во стандартов, 1982.
5. Комиссаров, О. Ю. Одежда и компьютер / О. Ю. Комиссаров, М. А. Скирута. – М. : Легпромбытиздат, 1991.
6. Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. – М. : Знание, 1992.
7. Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. – М. : Просвещение, 1977.
Развернутое тематическое планирование
10 класс
№
п/п
Система уроков
Количество часов
Информационно-методическое
оснащение
Задачи.
Планируемый результат и уровень освоения
всего
теория
практика
Компетенции
Учебно-познавательная.
Информационная
1
2
3
4
5
6
7
Введение
ДМО – объяснительно-иллюстративная
1
1
0
Становление и формирование социально-трудовой компетенции учащихся
1
Введение. Организация рабочего места и требования безопасности труда. Основные виды травматизма. Меры по безопасности труда на предприятиях швейной отрасли. Инструктаж по безопасности труда. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях. Использование аптечки первой помощи. Основные системы пожарной защиты. Правила поведения при пожаре на территории предприятия. Электробезопасность.
Практика. Эссе на тему «Безопасно – это тогда, когда…»
1
1
0
Плакаты, журнал инструктажа по ТБ
Знать понятия портной, сфера услуг, швейное производство (Р, ■, *, ·, Ä).
Уметь:
– организовать рабочее место в соответствии
с условиями безопасной работы (П, ■);
– оказывать первую медицинскую помощь
при несчастных случаях, а также выполнять
самопомощь (П, *, ■, Ù, ◊)
Материаловедение. Строение и свойства тканей
ДМО – объяснительно-иллюстративная, репродуктивная
6
4
2
Становление и формирование социально-трудовой компетенции учащихся
2
Строение ткани. Плотность ткани. Ткацкие переплетения: классификация.
Лабораторная работа
2
1
1
Альбом «Виды тканей и ткацких переплетений», микроскоп, лупы
Знать определения понятий строение ткани, плотность ткани, ткацкое переплетение
(Р, ■, *).
Уметь:
– классифицировать ткацкие переплетения (П, *);
– определять зависимость плотности ткани от вида ткацкого переплетения заданной ткани и волокнистого состава (П, ■, *)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
3
Толщина ткани. Влияние толщины ткани на выбор модели изделия и технологические операции. Правила определения долевой нити в ткани. Признаки лицевой и изнаночной сторон ткани.
1
1
0
Лупы, лоскуты тканей, линейки, угольники
Знать определения понятий толщина ткани, долевая нить, уточная нить, лицевая и изнаночная стороны (Р, ■, *).
Уметь:
– определять лицевую и изнаночную стороны ткани, долевую нить в заданном образце (П, *);
– определять влияние толщины ткани на выбор модели изделия и технологические операции поузловой обработки изделия (ПО, ■, *)
4
Свойства ткани. Механические, физические и оптические свойства тканей. Виды, значение и характеристика. Технологические свойства тканей.
Лабораторная работа
2
1
1
Микроскоп, лупы, пинцеты, ученическая компьютерная презентация
Знать определения понятий свойства ткани, технологические свойства ткани (Р, ■, *).
Уметь:
– проводить классификацию механических, физических и оптических свойств тканей (П, ■, *);
– определять технологические свойства тканей лабораторным способом (И, ■, *)
5
Повторение пройденного материала. Кроссворд на тему «Ткани».
6 656 199 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Попова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.