№
|
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Наглядный материал
|
Элементы обяз. Минимума
|
Требования
к уровню подготовки уч-ся
|
Основные
виды учебной деятельности
уч-ся
|
Д/з
|
|
ВВЕДЕНИЕ (1Ч.)
|
|
1.
|
|
Зачем
изучают географию России.
|
Комбинированный
|
КиМ -1
|
Разнообразие
территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир
|
Уметь рисовать картосхему
окружающего мира, анализировать повседневную жизнь с точки зрения географии
|
Работа с учебником, рабочей тетрадью.
|
Стр. 7-10
www.ocean.ru
|
|
РАЗДЕЛ № I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (6Ч.)
|
|
2.
|
|
Россия
на карте мира. Пр.раб №1. Россия на карте мира.
|
Вводная лекция с элементами беседы.
|
К №14-а
|
Россия на
карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки
территории, и ее протяженность
|
Сравнивать географическое
положение России других стран
|
Работа с атласом и контурными картами.
|
§1
www.ocean.ru
www.geo.ru
|
3.
|
|
Границы России. Пр.раб №2 Обозначение границы на к.
карте
|
Актуализация знаний.
|
КиМ -4
К№14а
|
Границы
России сухопутные и морские. Воздушное пространство, территориальные воды
|
Составлять
краткую географическую хар-ку территории на основе разнообразных источников
|
Работа с атласом и контурными картами.
|
§2 вопросы и
задания
www.ocean.ru
www.google.com
|
4.
|
|
России на карте часовых
поясов
Пр.раб №3. Решение
задач на поясное время
|
практикум
|
К№
таблица
|
Время
поясное и декретное. Часовые пояса на территории России. Часовые пояса,
поясное время, линия перемены дат
|
Определять поясное время
для разных городов России по карте часовых поясов
|
Решение задач
|
§3
|
5.
|
|
Формирование территории России.
|
Урок-исследование
|
КиМ -2,3
Видео-урок К №14
|
Формирование
территории России. Присоединение восточных территорий Поволжья, Сибири и
Дальнего Востока
|
Уметь находить
и анализировать различные источники информации
|
Сбор информации
|
§4
|
6.
|
|
Географическое
изучение территории России.
|
Изучение нового материала
|
КиМ -6
К№14
|
Географическое
изучение территории России. Разработка программ преобразования территории
|
Понимать и объяснять
задачи географии и разные исторические периоды
|
|
§5 Сообщение об освоении
земель, вопросы
|
7.
|
|
Обобщение по теме «Пространства России».
|
Урок обобщения знаний
|
|
|
|
тестирование
|
§1-§5
|
|
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (43Ч.)
|
|
|
1. Рельеф и недра России (5ч.)
|
|
8.
|
|
Строение
земной коры (литосферы) на территории России.
Пр.раб
№4
Тектоника и полезные ископаемые.
|
Урок
исследование
Слайд-лекция
|
КиМ -7
К№39б
|
Строение земной
коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст
горных пород. Основные тектонические структуры
|
Уметь сопоставлять
тектоническую и физическую карты, анализировать карты.
|
Работа по рисунку, работа с атласами.
|
§6
|
9.
|
|
Важнейшие особенности рельефа России.
Пр.раб №5Рельеф России. Рельеф своей
местности
|
Практикум,
слайд-лекция
|
КиМ -8,9
Видео-урок
|
Важнейшие
особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь
населения.
|
Объясняют
понятия: платформа, складчатый пояс, анализируют карты, тесты, решают
проблемные вопросы.
|
Беседа, работа с атласами.
|
§7
|
10.
|
|
Современное
развитие рельефа
|
Урок
комплексного применения знаний
|
КиМ -10
|
Современное
развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования
|
Показывать на карте
тектонические структуры и соответствующие им формы рельефа
|
Работа с картой, атласами.
|
§8
|
11.
|
|
Использование недр.
|
Урок изучения
нового материала
|
КиМ -12
|
Богатства
недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых
|
Объяснять
понятия: горючие ископаемые, месторождение, открытая разработка
|
Работа с картой, атласами.
|
§9 на К/к
обозначить месторождения П/и
|
12.
|
|
Обобщение
по теме «Рельеф России»
|
Урок обобщения знаний
|
|
|
|
Выполнение работы в рабочих (печатных) тетрадях.
|
§6-§9
|
|
2. Климат (5ч.)
|
|
13.
|
|
Общая
характеристика климата России.
|
Вводная лекция.
|
КиМ -15
К №67б
|
Общие
особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на
количество тепла. Основные климатообразующие факторы
|
Объяснять понятия:
солнечная радиация, подстилающая поверхность, тепловое излучение Земли
|
Работа с картой, атласами.
|
§10
|
14.
|
|
Закономерности циркуляции воздушных масс.
|
Изучение
нового материала
|
Видео-урок Презентация К№18,19
|
Закономерности
циркуляции воздушных масс
|
Знать
определения воздушные массы, области постоянного давления
|
Работа с учебником; работа в тетрадях
|
§11
|
15.
|
|
Распределение
температур и осадков.
|
Изучение нового материала
|
Перезентация
|
Распределение
тепла и влаги по территории страны
|
Знать понятия:
температурная аномалия, континентальность климата
|
Работа с картой, атласами.
|
§12
|
16.
|
|
Типы климата нашей страны.
Пр.раб №6 Климатические пояса и
области.
|
Урок – практикум
|
КиМ -16,17Видео-урок
К№26,27,67б
|
Разнообразие
типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.
|
Уметь
анализировать климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий
|
Составление таблицы, работа с климатограммами.
|
§13
|
17.
|
|
Климат и
человек.
Пр.раб
№7. Оценка
влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур
(таблицы и карты)
|
практикум
|
КиМ
-18,19
|
Климат и
человек. Агроклиматические ресурсы
|
Уметь составлять краткую
географическую характеристику климата на основе разнообразных источников
географической информации
|
Работа с разными источниками информации.
|
§14
|
|
3.Богатство внутренних вод (4ч.)
|
|
18.
|
|
Реки
России. Пр.раб №8 Внутренние воды России
|
Урок изучения нового материала
|
КиМ -21
Видео-урок
К№14
|
Роль воды на
Земле. Реки. Значение рек . Речные бассейны и водоразделы Падение реки и
уклон реки, скорость течения, водоносность рек.
|
Уметь показывать по
карте реки. Знать понятия: долина, бассейн, водораздел, питание, режим рек
|
Работа с картой, атласами; решение задач
|
§15
|
19.
|
|
Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.
|
Изучение
нового материала
|
КиМ -22. Презентация
|
Разнообразие
и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые подземные
воды. Многолетняя мерзлота- происхождение и мощность. География многолетней
мерзлоты
|
Знать
определения понятий: озера, болота. Показывать на карте.
Знать и
объяснять причины образования ледников и многолетней мерзлоты
|
Работа с учебником, картами.
|
§16
|
20.
|
|
Человек
и вода Пр.раб №9. Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами
отдельных территорий
|
практикум
|
КиМ -23
|
Водные
ресурсы. Влияние на окружающую среду.
|
Уметь анализировать информационные
данные.
|
Составление рассказа-анализа на основании информац. материала.
|
§17
|
21.
|
|
Обобщение по теме
«Климат и внутренние воды»
|
Урок обобщения знаний
|
|
|
|
Тестирование
|
§15-17
|
|
4. Почвы – национальное достояние страны
(4ч.)
|
|
22.
|
|
Почва – «особое природное тело»
Пр. раб№10Характеристика
почв своей местности, анализ факторов и условий
|
Комбинированный
|
КиМ 24
|
Значение
почвы, Факторы почвообразования. Гумус – вещество, присущее только почве.
Строение почв. В.В. Докучаев –основатель научного почвоведения
|
Характеризуют
основные типы почв России
|
Работа с картинкой, рабочими тертрадями.
|
§18
|
23.
|
|
География
почв России
|
Изучение нового материала
|
Видео-урок
|
География
почв России. Их особенности . Почвенная карта.
|
Примеры использования и
охраны почвенных ресурсов
|
Работа с картой, атласами.
|
§19
|
24.
|
|
Почвы и урожай.
|
Изучение нового материала
|
Видео-урок
|
Плодородие
почв. Механический состав почв. Структура почв. Агротехнические мероприятия.
|
Характеризуют
механический состав и структуру почв.
|
Решение задач
в тетради на нахождение коэффициента увлажнения для отдельных территорий
|
§20
|
25.
|
|
Рациональное
использование и охрана почв.
|
Комбинированный
|
Видео-урок
|
Основные
системы земледелия, изменения почв под воздействием хозяйственной
деятельности человека.
|
Приводят примеры
рационального использования и охраны почвенных ресурсов.
|
Составление рассказа.
Беседа.
|
§21
|
|
5. Живая природа (7ч.)
|
|
26.
|
|
География
лесов России.
|
комбинированный
|
КиМ
-42,43,44Видео-урок
|
Типы лесов
|
Уметь
приводить примеры закономерности в смене типов лесов с севера на юг
|
Работа по учебнику, в рабочей тетради, с диаграммами.
|
§22
|
27.
|
|
Лес и окружающая среда.
|
комбинированный
|
|
Лесные ресурсы; почвозащитные, охранные леса; Лесоизбыточные ,
лесодефецитные районы
|
Уметь приводить примеры типов лесов, охарактеризовать
особенности лесов.
|
Ответы на вопросы учебника
|
§23
|
28.
|
|
Безлесные
просторы России.
|
|
КиМ -45
Презентация
|
Освоение
степных ландшафтов. Значение степной зоны для человека
|
Характеризуют лесостепные
и степные комплексы.
|
Составление сравнительной характеристики лесостепей и степей.
|
§24
|
29.
|
|
Тундра и степи.
|
|
КиМ -49 Презентация
|
Урёма, перевыпас скота, северные степи, настоящие степи, южные
степи.
|
Уметь охарактеризовывать данные природные зоны.
|
Составление сравнительной характеристики лесостепей и степей.
|
§25
|
30.
|
|
Болота
|
комбинированный
|
ПрезентацияВидео-урок
|
Причины образования
болот, торф и его свойства, роль болот в природе
|
Объясняют причины
образования болот, определяют закономерности их распределения
|
Сообщения о болотах Тверской области
|
|
31.
|
|
Животный мир.
|
Комбинированный
|
КиМ -24
|
Разнообразие животного мира
|
Уметь
|
|
§27
|
32.
|
|
Обобщение
по теме «Живая природа России»
|
Урок контроля
|
|
|
|
Тестирование
|
§22-27
|
|
6. В природе всё взаимосвязано (4ч.)
|
|
33.
|
|
Природный
территориальный комплекс (ПТК)
|
Урок нового материала
|
КиМ -40
|
ПТК, факторы
формирования ПТК.
|
Уметь проводить примеры
ПТК различного масштаба.
|
Работа в тетрадях.
|
§28
|
34.
|
|
Свойства природных территориальных комплексов.
|
Урок изучения нового материала
|
|
Свойства
природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость
|
Приводить примеры
влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК
|
Составление рисунка.
|
§29
|
35.
|
|
Человек
в ландшафте.
|
Комбинированный
|
|
Человек и
ландшафты, ландшафты и его компоненты, с/х и лесохозяйственные компоненты
|
Знать понятия:
природно-антропогенный,с/х, промышленный и культурный ландшафт
|
Составление рассказа, работа в печатных тетрадях.
|
§30
|
36.
|
|
Обобщение по теме «Живая природа»
|
Урок контроля
|
|
|
|
Тестирование
|
§28-30
|
|
7. Природно-хозяйственные зоны (10ч.)
|
|
37.
|
|
Учение о природных зонах
Пр.раб №11 Рассмотрение влияния
природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и
отдых людей в разных ПЗ (своего края)
|
Урок изучения нового материала
|
К №47б
|
Учение о
природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг- основоположники учения о
ландшафтно- географических зонах
|
Уметь
объяснять причины превращения природных зон в природно –хозяйственные.
|
Работа с учебником, составление конспекта
|
|
38.
|
|
«Безмолвная»
Арктика.
|
Урок изучения нового мсатериала
|
Перезентация.
Видео урок
К № 47б
|
Полярные дни
и ночи, натиск современной цивилизации – плюсы и минусы, экологические
проблемы
|
Уметь объяснять причины
сильных ветров и низких температур.
|
Работа в тетрадях, с учебником, аталасами
|
§32
|
39.
|
|
«Чуткая» Субарктика.
|
|
Видео урок
К №47б
|
Северная
полоса России: тундра и лесотундра. Вечная мерзлота
|
Уметь
показывать на карте природные объекты
|
Работа по картам, с атласам.
|
§33
|
40.
|
|
Таёжная
зона.
|
|
|
Характерные
особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России, последствия
индустриального освоения тайги.
|
Знать отличительные
природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира.
Объяснять причины изменения таёжных ландшафтов.
|
Рассказ, работа с атласами, картой.
|
§34
|
41.
|
|
Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.
Пр.раб №12 Природные зоны России.
Описание одной из ПЗ
|
Урок изучения нового материала
|
Видео урок
К №47б
|
Смешанные
леса. факторы разнообразия ее ландшафтов. Современные проблемы освоения этой
зоны
|
Уметь
составлять краткую характеристику разных территорий
|
Рассказ-описание, работа по атласам, карте.
|
§35
|
42.
|
|
Лесостепи
и степи.
|
Урок изучения нового материала
|
Видео-урок
К №47б
|
Характерные
особенности ландшафтов.
|
Знать
особенности лесостепей, степей и понятия: лесостепи, степи.
|
Рассказ-описание, работа по атласам, карте.
|
§36
|
43.
|
|
Полупустыни, пустыни и субтропики.
|
Урок изучения нового материала
|
Видео-урок
К №47б
|
Характерные
особенности ландшафтов.
|
Знать особенности полупустынь, пустынь, субтропиков. Знать
понятия: полупустыни, пустыни, субтропики.
|
Рассказ-описание, работа по атласам, карте.
|
§37
|
44.
|
|
Многоэтажность
природы гор.
|
Урок изучения нового материала
|
Видео
урок
|
Различия в
проявлении высотных поясов Кавказских и уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока.
Разнообразие природных ресурсов
|
Уметь описывать
особенности природы гор, показывают горы. Объяснять различия гор.
|
Рассказ-описание, работа по атласам, карте.
|
§38
|
45.
|
|
Человек и горы.
|
Комбинированный
|
|
|
|
|
|
46.
|
|
Обобщение
по теме «Природно-хозяйственные зоны».
|
Урок контроля
|
|
|
|
Тестирование
|
§32-39
|
|
8. Природопользование и охрана природы
России (4ч.)
|
|
47.
|
|
Природная
среда, природные условия, природные ресурсы.
|
Урок изучения нового материала
|
|
Понятие о
природной среде, природных ресурсах
|
Знать определения понятий
|
Работа с текстом учебника, работа в печатных тетрадях.
|
§40
|
48.
|
|
Рациональное использование природных ресурсов.
|
Комбинированный
|
|
Рациональное
использование природных ресурсов; рекреационные ресурсы и их значение
|
Прогнозировать
возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального
природопользования
|
Работа с текстом учебника, работа в печатных тетрадях.
|
§41
подготовить сообщение об охраняемых территориях
|
49.
|
|
Охрана
природы и охраняемые территории.
|
Комбинированный
|
КиМ -50
|
Охрана
природы, охраняемые территории, заповедники и заказники, памятники природы.
Заповедники и национальные парки и памятники природы
|
Решают проблемные
вопросы, устанавливают причинно-следственные связи
|
Выступают с
сообщениями об охраняемых территориях (презентация)
|
§42
|
50.
|
|
Обобщение по теме: Природопользование и охрана природы России»
|
Урок контроля
|
|
|
|
Тестирование
|
§40-42
|
|
РАЗДЕЛIII. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (18Ч)
|
|
|
1. Сколько нас – россиян. (2ч)
|
|
51.
|
|
Численность
населения России
Пр.раб
№13. Чтение
и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения РФ
|
Комбинированный
|
Видео
урок
|
Как
изменилась численность населения России в XVIII-XX вв. Людские
потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
|
Объясняют понятия
демография, естественное движение, демографический кризис.
|
Работа с текстом учебника. Работа с диаграммами
|
§43
|
52.
|
|
Воспроизводство населения
|
Комбинированный
|
Видео урок
|
Понятие о
воспроизводстве населения. Типы воспроизводства
|
Знать типы
воспроизводства, называть его показатели
|
Решение задач на основе формулы: П=С+Р
|
§44
|
|
2. Кто мы? (2ч.)
|
|
53.
|
|
Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) Пр.раб
№14. Характеристика половозрастного состава населения страны на основе
диаграмм и др. источников информации
|
Комбинированный
|
|
Причины повышения
смертности мужчин и женщин, факторы влияющие на продолжительность жизни
|
Называть
факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Уметь читать
диаграммы.
|
Работа с диаграммами, разными источниками информацию.
|
§45
|
54.
|
|
Возрастной
состав населения.
|
Комбинированный
|
К № 45а
|
Половозрастная
пирамида населения. Диаграммы как источники географической информации. Их
виды
|
Анализируют
половозрастные пирамиды и диаграммы.
|
Работа со статистическим материалом
|
§46
|
|
3. Куда и зачем едут люди (3ч.)
|
|
55.
|
|
Миграции
населения. Пр.раб №15 Изучение по картам изменения миграционных
потоков во времени и пространстве
|
Урок изучения нового материала
|
КиМ
-27,28
К №15
|
Виды миграций
населения, роль миграций, факторы миграций
|
Уметь объяснять понятия:
миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция, иммигрант, эмигрант.
|
Запись определений и терминов в тетрадь, работа с печатной
тетрадью и текстом учебника.
|
§47
|
56.
|
|
Внешние миграции – в Россию и из неё.
|
Комбинированный
|
Видео урок
|
Внешние
миграции в России. Изменения потоков миграции м/у Россией и ближнем
зарубежьем
|
Читают
картосхемы, составляют обобщающую схему
|
Географический диктант. Составление таблицы-схемы.
|
§48
|
57.
|
|
Территориальная
подвижность населения
|
комбинированный
|
|
Циклы
передвижения населения: суточные, недельные, годовые. Факторы повышения
территориальной подвижности населения
|
Называть причины,
факторы. Составляют краткую географическую зарисовку.
|
Работа с текстом учебника, работа в печатных тетрадях.
|
§49
|
|
4. Человек и труд (1ч.)
|
|
58.
|
|
География
рынка труда. Пр.раб №16. Анализ графика, отражающего этапы жизни
населения
|
Урок изучения нового материала
|
Видео
урок
|
Трудовые
ресурсы и их состав, использование. Рынок труда
|
Объясняют понятия:
трудовые ресурсы, трудоспособный возраст
|
Работа в рабочих и печатных тетрадях .
|
§50
|
|
5. Народы и религии (5ч.)
|
|
59.
|
|
Этнический
состав населения. Пр.раб №17. Изучение таблицы Приложения «Народы
России» и схемы «Дерево языков» для ознакомления кл-цией народов России по
родству языков
|
Урок изучения нового материала
|
КиМ
-31,32
|
Этносы, их
отличительные признаки. Этнический состав населения России.
|
Объясняют понятия: этнос,
междунациональные конфликты
|
Работа с таблицей, печатными тетрадями.
|
§51
|
60.
|
|
Этническая мозаика России. Пр.раб №18. Изучение на основе
работы с картой особенностей размещения народов России, сравнение
географического расселения народов с административно-территориальным делением
России
|
Комбинированный
|
презентация
К №9
|
«Древо
языков» и этническая мозаика России. анализ
|
Анализируют
«Древо» языков и этническую карту России
|
Выступают с сообщениями
об одном из народов, проживающих на территории России (презентации)
|
§525
|
61.
|
|
Религии
народов России. Пр.раб №19. Изучение на основе карты особенностей
географии религий страны
|
Урок изучения нового материла.
|
КиМ -33
Видео урок
|
Роль религии
в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны.
|
Объясняют влияние религии
на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства
|
Работа с
текстом учебника и картами
|
§53
|
|
6. Где и как живут люди (4ч.)
|
|
62.
|
|
Плотность
населения. Пр.раб №20. Выделение на к. карте главной полосы
расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных
территориях страны
|
практикум
|
К №8а
|
Сопоставление
плотности населения в различных районах России.
|
Объясняют понятия:
средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная
территория.
|
Решение задач на плотность населения, работа с картами.
|
§54
|
63.
|
|
Расселение и урбанизация. Пр.раб №21. Изучение фрагментов
карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территории
|
практикум
|
КиМ -35
К №37б
|
Расселение
людей, типы населенных пунктов, причины роста городов
|
Уметь
объяснить причины роста городов. Знать понятие: урбанизация, субурбанизация
|
Работе с новыми терминами. Записи в тетрадях.
|
§55
|
64.
|
|
Города
России.
Пр.раб
№22.Нанесение
на карту городов-миллионеров
|
практикум
|
|
Исторические
особенности городов России
|
Понятия: городская
агломерация, урбанизация, город - миллионеры
|
Работа с к/к,
|
§56 подготовить сообщения
о городах
|
65.
|
|
Сельская Россия.
|
Комбинированный
|
|
Особенности
сельского населения.
|
Объясняют:
особенности сельских и городских жителей, влияние природных условий на жизнь
людей.
|
Дискуссия, работа с печатными тетрадями.
|
§57
|
|
7.Обобщение (1ч)
|
|
66.
|
|
Обобщение пройденного материала за год
|
Урок обобщения и повторения
|
|
Обобщение знаний
|
|
Беседа.
|
§1-57
|
67.
|
|
Итоговый
урок по теме «Природа и население России»
|
Урок контроля
|
|
|
Уметь использовать
приобретенные знания в практической деятельности
|
Тестирование
|
|
68.
|
|
Задание
на лето
|
|
|
|
|
|
Приобрести
атласы, рабочие тетради.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.