Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Информатика / Тематический план 6 класс ФГОС 2014-2015г

Тематический план 6 класс ФГОС 2014-2015г

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Воронцовская Средняя Общеобразовательная Школа»

Рассмотрено на ШМО учителей
математики, физики и информатики

Протокол № от __.09.2014 г.

Руководитель ШМО ______________ /Н.П.Попова/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________/О.А. Завьялова/

Утверждаю

Директор школы

_______________/Г.С. Доронина/

Рабочая программа по информатике и ИКТ
6
класса


Авторы: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова – М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Составлена на основе: примерной программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы и УМК по информатике и ИКТ для 5-7 классов Босовой Л.Л.


Учитель: Филяев Денис Фёдорович


2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Цели и задачи

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов — освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.



Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

9


Методы и формы решения поставленных задач

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 6 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна учащимся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) Организационный момент. 2) Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу). 3) Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях. 4) Работа за компьютером (работа с клавиатурным тренажером, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки). 5) Подведение итогов урока.

Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Начальная же школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 6 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 6 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума осуществлялось успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессом.





Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование. Организации тестирования в 6 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно объяснить им правила, которых придерживаемся при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 6 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» — с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 ч в неделю, 35 ч в год)


Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Компьютер и информация

12

6

6

2

Человек и информация

12

6

6

3

Алгоритмы и исполнители

8

3

5


Резерв

3

1

2


Итого:

35

16

19


Тематические и итоговые контрольные работы


Тематика

Вид

Форма

1

Создание текстовых документов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

2

Компьютер и информация

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Структурирование и визуализация информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Создание графических изображений

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа











СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

1. Компьютер и информация

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники1.. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».


2. Человек и информация

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».


3. Элементы алгоритмизации

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».

Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».






















ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 6 «А» класс 2014-2015 учебного года



Дата

Тема

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных достижений)

По плану

Фактически


1



Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Понимать: Информация – Компьютер – Информатика

Знать: Файлы и папки.

Знать: Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Знать: Двоичное кодирование числовой информации.

Выполнять: Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Знать: Тексты в памяти компьютера..

Понимать: Кодирование текстовой информации.

Выполнять: Создание документов в текстовом процессоре Word.

Различать: Растровое кодирование графической информации.

Различать: Векторное кодирование графической информации.

Знать: Единицы измерения информации.

2



Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками

3



Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1)

4



Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2)

5



Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

6



Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1)

7



Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2)

8



Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

9



Растровое кодирование графической информации.

10



Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4.

11



Единицы измерения информации. Практическая работа №5.

12



Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2)

13



Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4)

Понимать: Чувственное познание окружающего мира. ,понятие как форма мышления.

Знать: Как образуются понятия.

Знать: Структурирование и визуализация информации.

Знать: Содержание и объем понятия.

Знать: Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Знать: Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Знать: Определение понятия..

Знать: Классификация.

Знать: Суждение как форма мышления.

Знать: Умозаключение как форма мышления.

Знать: Что такое алгоритм.


14



Понятие как форма мышления. Практическая работа №7

15



Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2)

16



Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа

17



Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задания 3 - 5)

18



Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 (задания 1-3)

19



Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 4-7)

20



Определение понятия. Практическая работа №10 (задания 1-3)

21



Классификация. Практическая работа №10 (Задания 1-3)

22



Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 1-3)

23



Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6)

24



Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12.

25



Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

Знать: Исполнители вокруг нас.

Знать: Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Знать: Линейные алгоритмы.

Знать: Линейные алгоритмы.

Знать: Алгоритмы с ветвлениями.

Знать: Алгоритмы с ветвлениями.

Знать: Циклические алгоритмы

Знать: Циклические алгоритмы

26



Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

27



Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

28



Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

29



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

30



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

31



Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

32



Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

33



Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №15.

34



Повторение за курс 6 класса

35



Повторение за курс 6 класса























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 6 «Б» класс 2014-2015 учебного года



Дата

Тема

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных достижений)

По плану

Фактически

1



Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Понимать: Информация – Компьютер – Информатика

Знать: Файлы и папки.

Знать: Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Знать: Двоичное кодирование числовой информации.

Выполнять: Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Знать: Тексты в памяти компьютера..

Понимать: Кодирование текстовой информации.

Выполнять: Создание документов в текстовом процессоре Word.

Различать: Растровое кодирование графической информации.

Различать: Векторное кодирование графической информации.

Знать: Единицы измерения информации.

2



Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками

3



Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1)

4



Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2)

5



Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

6



Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1)

7



Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2)

8



Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

9



Растровое кодирование графической информации.

10



Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4.

11



Единицы измерения информации. Практическая работа №5.

12



Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2)

13



Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4)

Понимать: Чувственное познание окружающего мира. ,понятие как форма мышления.

Знать: Как образуются понятия.

Знать: Структурирование и визуализация информации.

Знать: Содержание и объем понятия.

Знать: Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Знать: Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Знать: Определение понятия..

Знать: Классификация.

Знать: Суждение как форма мышления.

Знать: Умозаключение как форма мышления.

Знать: Что такое алгоритм.


14



Понятие как форма мышления. Практическая работа №7

15



Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2)

16



Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа

17



Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задания 3 - 5)

18



Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 (задания 1-3)

19



Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 4-7)

20



Определение понятия. Практическая работа №10 (задания 1-3)

21



Классификация. Практическая работа №10 (Задания 1-3)

22



Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 1-3)

23



Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6)

24



Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12.

25



Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

Знать: Исполнители вокруг нас.

Знать: Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Знать: Линейные алгоритмы.

Знать: Линейные алгоритмы.

Знать: Алгоритмы с ветвлениями.

Знать: Алгоритмы с ветвлениями.

Знать: Циклические алгоритмы

Знать: Циклические алгоритмы

26



Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

27



Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

28



Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

29



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

30



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

31



Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

32



Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

33



Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №15.

34



Повторение за курс 6 класса

35



Повторение за курс 6 класса
























Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  5. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  6. CD – набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7»


Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса

  6. Сканер

  7. Web-камера

  8. Локальная вычислительная сеть


Программные средства.

  1. Операционная система

  2. Антивирусная программа

  3. Программа-архиватор

  4. Интегрированное офисное приложение

  5. Система оптического распознавания текста

  6. Среда программирования

  7. Мультимедиа проигрыватель.

  8. Система тестирования



1

  • Информатика
Описание:

Современный период общественного развития характеризу­ется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усво­ение обучающимся определенной суммы знаний, но и на разви­тие его личности, познавательных и созидательных способно­стей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подго­товка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедис­циплинарный характер. К этим видам деятельности относят­ся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для об­разовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но за счет регионального компонента и компонента образователь­ного учреждения его изучение на пропедевтическом уровне ре­комендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Цели и задачи

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах является наиболее благоприятным этапом для форми­рования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдар­мом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов — освоенных обу­чающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных си­туациях.

 

Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:

     формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладе­ние умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуаль­ную и коллективную информационную деятельность, пред­ставлять и оценивать ее результаты;

     пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакоми­тельное) изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное фор­мирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

     воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуаль­ных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

     показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

     организовать работу в виртуальных лабораториях, направ­ленную на овладение первичными навыками исследователь­ской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

     организовать компьютерный практикум, ориентирован­ный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и ме­тодами освоения новых инструментальных средств; фор­мирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

     создать условия для овладения основами продуктивно­го взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно фор­мулировать мысль в понятной собеседнику форме; умени­ем выступать перед аудиторией, представляя ей результа­ты своей работы с помощью средств ИКТ.

9

Методы и формы решения поставленных задач

В обучении младших школьников наиболее приемлемы ком­бинированные уроки, предусматривающие смену методов обу­чения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 6 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, реко­мендуется проводить объяснения в первой части урока, а на ко­нец урока планировать деятельность, которая наиболее интерес­на учащимся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить сле­дующие основные этапы: 1) Организационный момент. 2) Ак­тивизация мышления и актуализация ранее изученного (раз­минка, короткие задания на развитие внимания, сообразитель­ности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу). 3) Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презента­цией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет мате­риал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необхо­димости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях. 4) Работа за компьютером (работа с клавиатурным тренажером, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки). 5) Подведение итогов урока.

 

Основная школа отвечает за формирование учебной самосто­ятельности, которая является ключевой педагогической зада­чей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собст­венной инициативе. Начальная же школа строится на совмест­ной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 6 классе, при переходе ребят из на­чальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался вы­полнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, уче­ники 6 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формали­зованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последо­вательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума осу­ществлялось успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень вни­мательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, вы­явив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стре­миться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учеб­ным процессом.

Скачать материал
Автор Филяев Денис Фёдорович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1699
Номер материала 43951
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы