Пояснительная записка
В соответствии с новым Базисным
учебным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно осуществляться в
11-х классах в объеме 68 учебных часов. Данная программа составлена на
основании требований Федерального компонента стандарта основного общего
образования по информатике и ИКТ.
Цели:
Изучение
информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
·
освоение знаний,
составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
·
овладение умениями
работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать ее результаты;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
·
воспитание
ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
·
выработка
навыков
применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и
коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий,
востребованных на рынке труда.
В результате изучения информатики и
информационно-коммуникационных технологий ученик должен знать и понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и
приемников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:
следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и
коммуникационных технологий;
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов,
числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и
строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический
интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и
разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и
процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость
передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
·
структурировать текст,
используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения;
·
создавать и использовать
различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы
(в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
·
создавать рисунки, чертежи,
графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования
с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем
автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку
цифровых изображений;
·
создавать записи в базе данных;
·
создавать презентации на основе
шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения
запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации
(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов
по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным
оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором,
цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде
изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том
числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием
готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства,
создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в
учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
·
индивидуальные;
·
групповые;
·
индивидуально-групповые;
·
фронтальные;
·
практикумы.
Формы
контроля ЗУН (ов);
·
наблюдение;
·
беседа;
·
фронтальный опрос;
·
опрос в парах;
·
практикум;
·
тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня
освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего
курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала
осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически
знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или
тестовыми заданиями.
При тестировании все
верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с
таблицей:
Процент выполнения задания
|
Отметка
|
|
91-100%
|
отлично
|
|
76-90%%
|
хорошо
|
|
51-75%%
|
удовлетворительно
|
|
менее 50%
|
неудовлетворительно
|
|
При выполнении практической
работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала,
подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При
проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися
теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и
характера погрешностей, допущенных учащимися.
· грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение
понятия, определения;
· погрешность отражает неточные формулировки,
свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
· недочет – неправильное представление об объекте, не
влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
· мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи,
не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого
оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания
информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения,
которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя
проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы),
заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении
всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2
недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3
от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены
существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями
поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или
отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный
и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не
избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению
учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая
беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний
учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и
фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной
логической последовательности, точно используя терминологию информатики как
учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие
ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические
положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных
сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов
учителя.
Возможны одна – две неточности при
освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко
исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на
отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении
основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при
освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание
материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные
настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного
материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание
учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при
использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание
изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных
вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 11
А класс.
№
|
Дата
|
Тема
|
Основные виды деятельности учащихся (на уровне
учебных достижений)
|
По плану
|
Фактически
|
1
|
|
|
ТБ в кабинете информатики. История развития
вычислительной техники. Практическая работа №1 «Виртуальные
компьютерные музеи».
|
Знать: История
развития вычислительной техники.
|
2
|
|
|
Архитектура персонального компьютера.
Инструктаж по ТБ. Пр. работа № 2.
Сведения об архитектуре компьютера.
|
Знать:
Архитектура персонального компьютера
|
3
|
|
|
Операционные системы. Инструктаж по ТБ. Пр.
работа №3. Сведения о логических разделах дисков. Пр. работа №4.
Значки и ярлыки на рабочем столе.
|
Знать:
Операционные системы
|
4
|
|
|
Операционная система Linux. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №5. Настройка графического интерфейса
для операционной системы Linux.
|
Знать:
Операционная система Linux
|
5
|
|
|
Установка пакетов в операционной системе Linux. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №6. Установка пакетов в
операционной системе Linux.
|
Знать: Установка
пакетов в операционной системе Linux.
|
6
|
|
|
Защита от несанкционированного доступа к
информации. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №7. Биометрическая защита:
идентификация по характеристикам речи.
|
Знать: Защита от
несанкционированного доступа к информации
|
7
|
|
|
Физическая защита данных на дисках.
Вредоносные антивирусные программы.
|
Знать:
Физическая защита данных на дисках.
|
8
|
|
|
Компьютерные вирусы и защита от них.
Инструктаж по ТБ. Пр. работа №8. Защита от компьютерных вирусов
|
Знать:
Компьютерные вирусы и защита от них
|
9
|
|
|
Сетевые черви и защита от них. Инструктаж
по ТБ. Пр. работа №9. Защита от сетевых червей.
|
Знать: Сетевые
черви и защита от них
|
10
|
|
|
Троянские программы и защита от них.
Инструктаж по ТБ. Пр. работа №10. Защита от троянских программ
|
Знать: Троянские
программы и защита от них.
|
11
|
|
|
Хакерские утилиты и защита от них.
Инструктаж по ТБ. Пр. работа №11. Защита от хакерских атак
|
Знать: Хакерские
утилиты и защита от них
|
12
|
|
|
Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер
как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование)
|
|
13
|
|
|
Моделирование как метод познания. Системный
подход в моделировании
|
Знать:
Моделирование как метод познания
|
14
|
|
|
Формы представления моделей. Формализация.
Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.
|
Знать: Формы
представления моделей.
|
15
|
|
|
Исследование физических моделей.
|
Знать:
Исследование физических моделей
|
16
|
|
|
Исследование астрономических моделей.
|
Знать:
Исследование астрономических моделей.
|
17
|
|
|
Исследование алгебраических моделей.
|
Знать:
Исследование алгебраических моделей.
|
18
|
|
|
Исследование геометрических моделей.
|
Знать:
Исследование геометрических моделей.
|
19
|
|
|
Исследование химических и биологических
моделей.
|
Знать:
Исследование химических и биологических моделей.
|
20
|
|
|
Контрольная
работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование)
|
Знать:
|
21
|
|
|
Табличные базы данных. Система управления
базами данных.
|
Знать: Табличные
базы данных
|
22
|
|
|
Инструктаж по ТБ. Пр. работа №12.
Создание табличной базы данных.
|
Знать: Создание
табличной базы данных
|
23
|
|
|
Использование формы для просмотра и
редактирования записей в табличной БД. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №13.
Создание формы в табличной БД.
|
Знать:
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.
|
24
|
|
|
Поиск записей в табличной БД с помощью
фильтров и запросов. Инструктаж по ТБ. Пр. работа №14. Поиск записей в
табличной БД
|
Знать: Поиск
записей в табличной БД
|
25
|
|
|
Сортировка записей в табличной БД.
Инструктаж по ТБ. Пр. работа №15. Сортировка записей в БД.
Пр. работа №16.
Создание отчётов в БД
|
Знать:
Сортировка записей в табличной
|
26
|
|
|
Иерархические БД.
|
Знать:
Иерархические БД.
|
27
|
|
|
Сетевые базы данных. Инструктаж по ТБ. Пр.
работа №17. «Создание генеалогического древа семьи».
|
Знать: Сетевые
базы данных
|
28
|
|
|
Контрольная работа №3 «База данных»
(тестирование).
|
|
29
|
|
|
Основные понятия
формальной логики.
|
Знать: Основные
понятия формальной логики
|
30
|
|
|
Алгебра
высказываний. Основные операции алгебры высказываний
|
Знать: Алгебра
высказываний.
|
31
|
|
|
Кванторы
существования и всеобщности.
|
Знать: Кванторы
существования и всеобщности.
|
32
|
|
|
Логические
выражения и таблицы истинности.
|
Знать:
Логические выражения и таблицы истинности.
|
33
|
|
|
Логические
функции.
|
Знать:
Логические функции.
|
34
|
|
|
Логические
законы и правила преобразования логических выражений.
|
Знать:
Логические законы и правила преобразования логических выражений
|
35
|
|
|
Нормальные
формы. Совершенные нормальные формы.
|
Знать:
Нормальные формы. Совершенные нормальные формы.
|
36
|
|
|
Решение
логических задач.
|
Знать: Решение
логических задач.
|
37
|
|
|
Логические
формулы, используемые при поиске в различных источниках.
|
Знать:
Логические формулы, используемые при поиске в различных источниках.
|
38
|
|
|
Логические
основы компьютера.
|
Знать:
Логические основы компьютера.
|
39
|
|
|
Схемы
из функциональных элементов.
|
Знать: Схемы из
функциональных элементов.
|
40
|
|
|
Контрольная
работа.
|
|
41
|
|
|
Понятие
алгоритма и исполнителя, свойства алгоритмов: дискретность, однозначность,
определенность, результативность, массовость. Основные алгоритмические
структуры: следование, ветвление, повторение. Способы записи алгоритмов.
|
Знать: Понятие
алгоритма и исполнителя, свойства алгоритмов:
|
42
|
|
|
Понятие
сложности алгоритмов, временная сложность. Зависимость временной сложности от
размерности задачи. Теоретическая сложность алгоритмов.
|
Знать: Понятие
сложности алгоритмов, временная сложность. Зависимость временной сложности от
размерности задачи. Т
|
43
|
|
|
Алгоритмы
и структуры данных. Виды структур данных: линейные массивы и двумерные
массивы (матрицы). Основные типы алгоритмов для этих структур данных.
|
Знать: Алгоритмы
и структуры данных. Виды структур данных: линейные массивы и двумерные
массивы
|
44
|
|
|
Алгоритмы
поиска в упорядоченных линейных массивах.
|
Знать: Алгоритмы
поиска в упорядоченных линейных массивах.
|
45
|
|
|
Алгоритмы
поиска в неупорядоченных линейных массивах.
|
Знать: Алгоритмы
поиска в неупорядоченных линейных массивах.
|
46
|
|
|
Оценка
сложности алгоритмов поиска.
|
Знать: Оценка
сложности алгоритмов поиска.
|
47
|
|
|
Алгоритмы
сортировки линейных массивов методом обмена.
|
Знать: Алгоритмы
сортировки линейных массивов методом обмена.
|
48
|
|
|
Алгоритмы
сортировки линейных массивов методом выбора.
|
Знать: Алгоритмы
сортировки линейных массивов методом выбора.
|
49
|
|
|
Оценка
сложности алгоритмов сортировки.
|
Знать: Оценка
сложности алгоритмов сортировки.
|
50
|
|
|
Алгоритмы
сортировки линейных массивов методом вставки.
|
Знать: Алгоритмы
сортировки линейных массивов методом вставки.
|
51
|
|
|
Алгоритмы
сортировки линейных массивов методом слияния.
|
Знать: Алгоритмы
сортировки линейных массивов методом слияния
|
52
|
|
|
Ввод
и вывод элементов двумерного массива. Поиск в двумерном массиве.
|
Знать: Ввод и
вывод элементов двумерного массива
|
53
|
|
|
Алгоритмы
упорядочения строк и столбцов двумерного массива.
|
Знать: Алгоритмы
упорядочения строк и столбцов двумерного массива.
|
54
|
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
|
55
|
|
|
Языки
программирования как формальные языки для записи алгоритмов. Синтаксис и
семантика языков программирования.
|
Знать: Языки
программирования как формальные языки для записи алгоритмов
|
56
|
|
|
Язык
программирования Турбо Паскаль. Алфавит языка, числовые и строковые
константы, идентификаторы. Типизация данных.
|
Знать: Язык
программирования Турбо Паскаль
|
57
|
|
|
Стандартные
типы данных. Целые типы. Множество значений и множество операций для целого
типа данных. Стандартные функции для целого типа данных. Выражения целого
типа.
|
Знать:
Стандартные типы данных. Целые типы. Множество значений и множество операций
для целого типа данных
|
58
|
|
|
Стандартные
типы данных. Булевский тип. Множество значений и множество операций для
булевского типа данных. Стандартные функции для булевского типа данных.
Выражения булевского типа.
|
Знать:
Стандартные типы данных. Булевский тип. Множество значений и множество
операций для булевского типа данных
|
59
|
|
|
Структура
программы на языке Турбо Паскаль. Разделы описаний и раздел операторов.
Описание переменных. Стандартные процедуры ввода и вывода в программах на
языке Турбо Паскаль.
|
Знать: Структура
программы на языке Турбо Паскаль.
|
60
|
|
|
Операторы
языка Турбо Паскаль. Синтаксис и семантика оператора присваивания. Правило
приоритетов для операций при вычислении значений выражений.
|
Знать: Операторы
языка Турбо Паскаль. Синтаксис и семантика оператора присваивания.
|
61
|
|
|
Условный
оператор: синтаксис и семантика. Составной оператор. Пустой оператор.
Примеры простых программ на языке Турбо Паскаль.
|
Знать: Условный
оператор: синтаксис и семантика. Составной оператор. Пустой оператор
|
62
|
|
|
Понятие
инструментальной среды. Разработка программ в среде программирования Турбо
Паскаль. Создание и сохранение файлов исходных текстов. Компиляция и
выполнение программ.
|
Знать: Понятие
инструментальной среды. Разработка программ в среде программирования Турбо
Паскаль
|
63
|
|
|
Решение
задач с использованием оператора присваивания и условного оператора.
|
Знать: Решение
задач с использованием оператора присваивания и условного оператора
|
64
|
|
|
Операторы
цикла с пред- и постусловием: синтаксис и семантика. Примеры программ с
применением циклов.
|
Знать: Операторы
цикла с пред- и постусловием: синтаксис и семантика..
|
65
|
|
|
Синтаксис
и семантика оператора цикла с параметром. Примеры программ с использованием
оператора цикла с параметром.
|
Знать: Синтаксис
и семантика оператора цикла с параметром. Примеры программ с использованием
оператора цикла с параметром
|
66
|
|
|
Повторение
|
|
67
|
|
|
Повторение
|
|
68
|
|
|
Повторение
|
|
В программно-методическим комплекс по информатике и
информационным коммуникационным технологиям входят:
- Угринович Н.Д.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. – М.:
Бином, 2006.
- Угринович Н.Д.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса. – М.:
Бином, 2006. (Содержит систематическое и полное изложение курса ИиИКТ.)
- Угринович Н.Д.
Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным
технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:
Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями
по всем темам курса.)
- Угринович Н.Д.
Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение
курса ИИТ)
ЛИТЕРАТУРА
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ.
Базовый уровень. Учебник для 11 класса. – М.: Бином, 2009.
2. Угринович Н.Д. Преподавание курса
Информатика и ИКТ в основной и старшей школе. – М.: Бином, 2007.
4. Угринович Н.Д.,Босова Л.Л.,
Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное
пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003
5. Windows-CD, версия 6.0, 2006 г.,
содержащий программное обеспечение для поддержки курса.
6. Linux-CD, версия 1.0, 2006 г.,
содержащий программное обеспечение для поддержки курса.
7. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е.,
Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по
информатике. – М.: Дрофа, 2000
Технические средства
обучения.
1. Компьютер
2. Проектор
3. Принтер
4. Модем ASDL
5. Устройства вывода звуковой информации – наушники
для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания
всего класса
6. Сканер
7. Web-камера
8.
Локальная вычислительная сеть
Программные средства.
1. Операционная система
2. Антивирусная программа
3. Программа-архиватор
4. Интегрированное офисное приложение
5. Система оптического распознавания текста
6. Среда программирования
7. Мультимедиа проигрыватель.
8.
Система тестирования
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.