Тематический
классный час "Мораль и закон"
Цель:
формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у
старшеклассников.
Задачи:
- Способствовать развитию
критического осмысления своих и чужих поступков.
- Формировать активную жизненную
гражданскую позицию, умение говорить “нет” в ситуации нравственного
выбора.
Раздаточный
материал: кроссворд,
пример, “Моральное” лото.
Оборудование:
компьютер, медиапроектор,
Предварительная
подготовка:
- Изучение Конституции РФ.
- Изучение статей
административного и уголовного кодекса.
- Подготовка примеров,
кроссворда, лото.
- Подготовка компьютерных
презентаций.
Эпиграф, цитаты
на доске:
Истинный
показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.
Р. Эмерсон
Есть две морали:
одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает
делать добро.
Д. Льюи
Поэтом можешь ты
не быть, но гражданином быть обязан.
Н. Некрасов
Ход
классного часа
1. Решение
кроссворда
ПО ВЕРТИКАЛИ:
10. человек, который равнодушен к
судьбе Отечества; обыкновенный, обычный, не гражданин.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Боязнь всего; черта,
противоположная мужеству. 2. Мужа, который все без разбора тащит в дом,
хозяйственные жены уважительно называют … 3. Повседневный, серый, неинтересный.
4. Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям. 5.
Бездействие, склонность ничего не делать, не предпринимать. 6. Человек,
ожидающий свою “отвертку” 7. Измена. 8. Человек, в “ком нет любви к стране родной”
(Т.Г. Шевченко). 9. Выгода, преимущество перед другими.
2. Нормы жизни в
обществе.
Наступил 2006 год, год в котором
большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим
всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли
назвать их?
Есть две нормы жизни: мораль и
право. Рассмотрим их отличия.
|
мораль
|
право
|
определение
|
Мораль –
совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки
человека.
|
В
широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность
поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система
общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных
государством, направленных на урегулирование общественных отношений и
обеспечиваемых мерами государственного принуждения.
|
источник
|
Эти
нормы нигде не записаны.
|
Конституция,
законы.
|
кто
придумал
|
Люди
знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это,
они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.
|
Государство
|
ответственность
|
За их
нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание,
неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.
|
Государство
следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит,
государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая
(юридическая) ответственность.
|
3. Групповая
работа.
Постарайтесь определить нормы
морали, которые нарушил Анатолий:
Мама разбудила
Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели,
уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок,
вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила
быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по
математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе
яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать
уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в
футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч.
Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю,
ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У
перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу
прямо к магазину.
2) Какие поступки регулируются
моралью, а какие – правом:
Распивать
алкогольные напитки
|
Ловить
рыбу
|
Угрожать
расправой
|
Бить
стекла
|
Завидовать
|
Лгать
|
Не
дружить со слабыми
|
Разводить
костры
|
Не
платить налоги
|
Брать
чужие вещи
|
Ломать
деревья
|
Перебегать
улицу
|
Какие из этих поступков
регулируются одновременно и моралью и правом?
3) “Моральное” лото.
Разделиться на группы. Каждая
группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение
нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится
определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится
ряд? Зачитывают все определения до конца.
Приготовить несколько карточек с
полем для лото, пример:
5
|
13
|
17
|
19
|
3
|
14
|
6
|
1
|
11
|
9
|
18
|
20
|
7
|
2
|
12
|
4
|
16
|
10
|
8
|
15
|
Вопросы
для лото:
- Вежливость – качество,
характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании,
доброжелательности, уважении к людям.
- Выдержанность – умение
человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям,
несмотря на трудности и препятствия.
- Верность – качество,
характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном
поведении.
- Гордость – это нравственное
чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека,
самодостаточность и независимость личности.
- Грубость – качество личности
человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие
доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к
интересам других людей.
- Доверие – это отношение к
человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
- Заносчивость – негативное
отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии,
неоправданной переоценке своих личных качеств.
- Искренность – качество, характеризующее
человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими
людьми.
- Любовь – чувство глубокой
привязанности к кому-либо или чему-либо.
- Нравственная культура –
показатель того, насколько требования нравственных законов жизни
воплотились в поступках человека.
- Милосердие – принцип поведения
человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые
дела.
- Патриотизм – нравственный
принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое
своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего
народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной
ценностью.
- Правдивость – это качество
характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и
явлений окружающей действительности.
- Способность к прощению – это
качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не
ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
- Скромность – это качество
характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои
личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
- Совесть – способность человека
к осуществлению нравственного самоконтроля.
- Сострадание – это умение
проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его
преодолении.
- Трудолюбие – это качество
личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно
характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
- Тактичность – это степень
проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
- Честь – качество личности
человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости,
верности принятым обязательствам, искренности.
4. Самооценка
нравственных качеств.
Перед вами лежат карточки с
записанными на них качествами личности. Предлагаю:
- проранжировать эти качества по
степени их наличия и проявления у себя.
- назовите то качество и
нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с
помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.
5. Рефлексия.
Использованная
литература:
- Конституция РФ
- Граждановедение: учебное
пособие для учащихся 5-10 классов, их родителей и учителей Соколов Я.В. и
другие.
- Система взаимодействий
классного руководителя с учащимися старших классов. / Авт.-сост. А.А.
Литвинова. Волгоград: Учитель, 2004.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.