Предлагаемый Вашему вниманию классный час
предполагает адаптированное для младших школьников краткое знакомство о скелете
как опоре организма и о правильной осанке в занимательной игровой форме. Детям
предлагается разучить упражнения для поддержания и формирования правильной
осанки, что научит их с ранних лет заботиться о своем здоровье.
3 класс
Тематический классный час «Осанка в жизни человека»
Цель: формирование
у детей представлений о значении правильной осанки в жизни человека.
Задачи:
·
формировать общее
представление о скелете человека как опоре организма;
·
познакомить со строением
скелета, с правильной осанкой и соблюдением правил посадки;
·
разучить с детьми
упражнения, позволяющие поддерживать и формировать правильную осанку.
Оформление класса: на доске плакаты: «Правильная осанка»,
«Строение скелета человека», «Рецепт здоровья».
Оборудование и материалы: карточки с упражнениями для осанки, стаканчики
из-под йогурта, конверты с вопросами, книги, мультимедиопроектор.
Ход классного часа
-Мы сегодня с вами впервые отправляемся в клуб «Здоровячки». На
занятиях этого клуба мы будем говорить о нашем здоровье. Наш девиз:
-Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
-Отгадайте, о чём сегодня пойдёт речь.
Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю.
(скелет)
- Наверное, ни для кого из вас не секрет, что внутри нас находится
скелет – это каркас человеческого тела, благодаря которому тело поддерживает
форму. Как вы думаете, что станет с телом человека без скелета. (Отвечают).
Давайте послушаем стихотворение.
Мне приснился страшный сон:
Мой скелет исчез. Где он?
На кого я стал похож?
Некрасив и непригож,
Голова, как сдутый мяч.
Жаль мозги свои, хоть плачь.
Ноги, руки, словно плеть,
Мне не прыгать, не сидеть.
Стержня нет внутри меня.
Я – не я, червяк, змея.
И лежу огромной кляксой.
Как же тут не станешь плаксой?
Я проснулся. Вот он я.
Руки, ноги, голова.
Потянулся, прыгнул.
Нет, хорошо, что есть скелет.
Он опора внутри нас и защита, и каркас.
- Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы
брюки или платье могли сами стоять вертикально? Если не могут, то почему?
- Кроме того, скелет защищает внутренние
органы от ударов.
- Попробуем рассказать по опоре, из каких
отделов состоит скелет человека (показ на модели, на таблице). (Приложение № 1,
слайд № 2)
- Если у человека правильно сформирован скелет, про него говорят, что
у него хорошая осанка. Осанка – это то, как мы сидим или стоим, умение держать
своё тело.
- Давайте сначала проведем тест и определим
правильная ли у нас осанка. Правильную
осанку стоя легко проверить у стены.
Чтобы
почувствовать, что значит стоять «прямо», прислонитесь к стене спиной, пятью
точками опоры: затылок, плечи, ягодицы, икры и пятки, чуть-чуть расставив ноги
и свободно опустив руки. Затем постарайтесь приблизиться к стене так, чтобы
расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите
живот, вытяните немного шею и расправьте плечи. А теперь отойдите от стены и
постарайтесь, как можно дольше удерживать тело в этом состоянии.
Трудно?
Если вы привыкли сутулиться, а так делают большинство людей, нормальная осанка
покажется вам неудобной, ведь мускулы и связки становятся слишком слабыми и
слишком напряженными оттого, что их заставляют держать тело в «неправильном»
положении.
(Учащиеся встают к стенке и показывают
правильную осанку стоя).
- Правильная осанка в положении сидя означает,
что спина у нас прямая, а голова высоко поднята.
(Ребята за партами показывают это).
- Позволяет держать осанку позвоночник
(Приложение № 2, слайд № 3)– основной стержень тела. Он проходит посредине
спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков.
Правильная осанка не дается человеку от
рождения, а приобретается им.
Когда вы были совсем маленькие, ваши кости
были мягким, а мышцы такие слабые, что невозможно было удержаться на ногах.
Потребовалось около года, чтобы ребенок встал на ноги и пошел.
до 18 – 19 лет кости и мышцы развиваются и
крепнут.
За это время со скелетом могут, произойти
неприятные вещи если позвоночник произведет изгибы вправо или влево, то врач
ставит диагноз: сколиоз (искривление).
Искривление не только уродуют фигуру, но и вредит здоровью. Позвоночник
защищает спинной мозг, от которого отходят нервы. Если есть искривление, то
позвоночник смещается и пережимает нерв – возникают болезни. И тогда врач
назначает лечебную физкультуру. Как вы думаете, что
нам мешает сохранить хорошую осанку?
·
Сидячий
образ жизни – большая часть времени за занятиями.
·
Работа за компьютерами
(даже в выходной) мало гуляем, выходим в походы, лес, больше дома за TV и
компьютером.
·
Мало времени для занятия
спортом.
·
Носим тяжёлые портфели.
Давайте составим рецепт
здоровья, а в частности рецепт сохранения правильной осанки. Мудрые люди говорят, хочешь
быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе
человеком.
Организуется работа детей
в группах. В итоге составляются рекомендации. При необходимости учитель делает
дополнение.
Наши
рекомендации:
·
Правильно сидеть за
столом, партой, не горбиться.
·
При переносе тяжестей
равномерно нагружать руки.
·
При переносе школьных
принадлежностей лучше всего использовать рюкзак.
·
Не нагружать портфель
лишними вещами.
·
Спать на жесткой постели с
невысокой подушкой
·
Больше двигаться.
·
Ежедневно по утрам
проводить зарядку
·
Каждый день смотреть в
зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
Как видите, эти рецепты очень
простые и не требуют денежных вложений, они требуют вашего желания.
Ну а сейчас давайте отправимся
в Индию (звучит индийская музыка). В этой стране умение держать спину
прямо вырабатывается самой жизнью. Индийцы и индианки часто носят на голове
продукты с рынка или из магазина, собранные в саду фрукты, выстиранное белье.
Давайте и мы попробуем на время превратиться в жителей Индии и выполнить
упражнения с предметами на голове.
Упражнение «Тренировка»
У каждого ученика пустой
стаканчик из-под йогурта. Дети ставят его на голову, руки на пояс, медленно
поднимаются на носки, затем опускаются на ступню.
Упражнение «За водой»
Вода в Индии – дорогое
удовольствие. Люди ходят за ней, носят наполненные кувшины на голове. Давайте
отправимся к ручью.
Дети из 3-х стаканчиков из-под
йогурта собирают «кувшин», идут по «горной тропе». Нужно сохранить равновесие и
не уронить стаканчики.
Дети делятся на команды, получают конверты с вопросами, на которые
должны ответить «да» или «нет». (Приложение №3,4)
Если Вы нашли
какие-то изъяны в своей осанке, не огорчайтесь - все можно исправить. Для этого
предлагаю упражнения, которые позволят Вам «поставить» правильную осанку.
Первое
упражнение с книгой на голове
1. И. п. - о. с.
руки на пояс. 1- встать на носки, 2- и.п.
2. И.п. - стойка
ноги врозь, руки на пояс. 1- встать на носочки, 2- и.п. 3- полу присед, 4 -
и.п.
3. И.п. – о.с. 1-
поднять левую ногу вперед, 2- и.п. 3- правую, 4 –и.п.
Упражнения
у стены
1.
Не
отрывая затылка и спины от стены, держа спину прямо, приседания.
2.
Полу
присед, спина касается стены, руки опущены вниз, удерживать положение тела. 10
сек.
Упражнение
с плечом
2. И.п.- о.с. 1-
плечи вверх, 2- и.п.
3. И. п.- о.с. 1-
левое плечо вверх, 2- правое, 3- левое вниз, 4 правое.
- Когда вы веселы и здоровы, то хорошо и
радостно всем тем людям, которые любят вас и видят каждый день. Думаю, что вы
все узнали для себя много нового и уйдёте с урока с желанием сохранить и
поддержать свою красивую осанку. А в подарок я дам вам памятку о правильной
осанке и карточки с упражнениями для вашей спинки. Их можно делать утром, а
можно в перерыве между занятиями. И не забывайте про наш рецепт здоровья спины.
Рефлексия:
«Мне больше всего понравилось переносить воду на голове и выполнять
упражнения…»
«Я
узнала, что такое осанка и как ее надо сохранять, мне понравилось ходить с
книгой на голове…»
«Я вместе с детьми с удовольствием выполняла упражнения на сохранение
правильной осанки, эта тема очень важна для детей и взрослых, очень благодарна
нашему учителю за то, что она заботится о здоровье наших детей, они узнали
сегодня много полезного в непринужденной игровой форме.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение №3
Конверт с вопросами
1.
Сколиоз – нарушение осанки
2.
Следить за осанкой нужно
только в детском возрасте
3.
Во время ходьбы надо
следить за осанкой
4.
Для улучшения осанки
рекомендуется ходить с книгой на голове
5.
Неправильную осанку можно
исправить
6.
Стройный человек выглядит
выше своего роста
7.
Приложение №4
Конверт с вопросами
1.
Правильная осанка дается
человеку при рождении
2.
Осанка не меняется в
течение жизни
3.
Сутулый человек выглядит
выше своего роста
4.
Для позвоночника полезно
носить сумку на одном плече
5.
Для исправления осанки
достаточно выполнить 2-3 упражнения
6.
Правильная осанка
способствует лучшей работе всего организма
Приложение №5 (Раздается детям)
Памятка
·
Правильно сиди за столом,
партой, не горбись.
·
При переносе тяжестей
равномерно нагружай руки.
·
При переносе школьных
принадлежностей используй рюкзак.
·
Не нагружай портфель
лишними вещами.
·
Спи на жесткой постели с
невысокой подушкой
·
Больше двигайся.
·
Ежедневно по утрам делай
зарядку
·
Каждый день смотри в
зеркало, оно подскажет, какая у тебя осанка.
Приложение № 6
Список использованной литературы
- Шибкова Д.З.Наука быть
здоровым/Д.З.Шибкова.- Челябинск: Юж.-урал.кн.изд-во, 1997.- с.132-136.
- Энциклопедия для детей:
Т.18.Ч.1:Человек / глав.ред. В.А.Володин.- М.:Аванта+, 2001.- с.116-121.
- http://festival.1september.ru.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.