Тема:
Восклицательные и невосклицательные предложения.
Цель: организовать
деятельность учащихся по ознакомлению с интонацией предложения и отработке
умения определять тип предложения по цели высказывания.
Деятельность
учащихся:
Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Наблюдать за интонационным
оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть
произнесены. Опознавать тип предложения по цели высказывания (в соответствии с
предложенным образцом) и по интонации. Выбирать знак препинания в конце
предложения. Осуществлять самоконтроль при постановке знаков препинания в конце
предложения.
У У Д :
Личностные
результаты
продолжить
формирование:
·
осознания
языка, как основного средства человеческого общения;
·
восприятия
русского языка как явления национальной культуры;
·
понимания
того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека;
·
способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
продолжить
формирование:
·
умения использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач;
·
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения;
·
умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
·
понимания необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве
с целью успешного участия в диалоге;
·
стремления к более точному выражению собственного мнения и
позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты
продолжить
формирование:
·
овладения начальными представлениями о нормах русского
литературного языка;
·
умения применять правила постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов;
·
способности контролировать свои действия, проверять написанное.
Ход урока
1.Организационный
момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается
урок.
Очень
тихо вы садитесь
И
работать не ленитесь.
Я рада вас всех
видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы
улыбнитесь мне.
На ваших партах
лежат рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему
настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
2.Повторение
пройденного материала
а)
Работа по карточкам в парах.
–
Вспомним то, что вчера так старательно учили.
(Задание
на карточке.)
Соедини
стрелочкой части высказывания.
По
цели высказывания предложения могут быть:
1)
повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат
рассказ, повествование)
б)
Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)
–
Оцените свою работу, заполнив листок успешности (ученики оценивают себя «+»,
или «–», или «+» и «–»).
№
заданий
|
Задания
|
Успешность
|
1
|
Работа в
паре по карточке.
|
|
2
|
Участие
в формулировании темы и задачи урока.
|
|
3
|
Упражнение
№1.
|
|
4
|
Работа в
группах.
|
|
3.
Подготовка к работе на основном этапе.
Откройте учебники
на с. 62. Работаем в рубрике «Давай подумаем» фронтально, устно.
-Догадайтесь,
какое предложение я прочту, написанное слева или справа.
Произносит:
Очень красиво!
-Произнесите
предложение написанное слева.
Произносят:
Очень красиво.
- Различаются ли
по тому, что хочет сказать человек, предложения записанные слева и справа?
Нет,
в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, цветы очень красивые.
-Одинаковая
ли цель у этих двух предложений?
Да,
оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как
содержат сообщение о том, какое впечатление произвели цветы на девочку.
- Чем
отличаются эти предложения?
(1-е
предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).
А
теперь поработайте в парах: 1 вариант будет читать предложение слева, а 2
вариант – предложения справа. А затем сравните их по алгоритму.
1.
Различаются ли по тому, что хочет сказать человек, предложения записанные слева
и справа?
2.
Одинаковая ли цель у этих двух предложений?
3. Чем
отличаются эти предложения?
Проверка.
Опрос нескольких пар. Во время ответа на доску вывешиваются предложения.
-
Произнесите предложение записанное слева.
Произносят:
Мы выиграли. Иди сюда.
-Произнесите
предложение написанное справа.
Произносят:
Мы выиграли! Иди сюда!
- Различаются ли
по тому, что хочет сказать человек, предложения записанные слева и справа?
Нет,
в обоих предложениях выражена одна и та же мысль.
-Одинаковая
ли цель у этих двух предложений?
Да,
оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как
содержат сообщение.
- Чем
отличаются эти предложения?
(1-е
предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).
–
Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского
языка?
На
уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с
особым чувством.
– А
может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым
чувством?
Восклицательные.
–
Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.
– А в
каком блоке мы сегодня будем работать?
Как
устроен наш язык.
Какая
задача решается на уроках с указанием этого блока?
На
уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым
живёт русский язык.
– Так
чем мы собственно будем сегодня заниматься? Чему мы должны научиться на уроке?
Учиться
различать восклицательные и невосклицательные предложения.(на доске переворачиваются
карточки)
Для
чего нам это нужно?
Чтобы
читать и говорить с правильной интонацией. Уметь общаться, правильно выражать
свои чувства, чтобы не обидеть окружающих.
Что
поможет нам на уроке?
Учебник.
Наше внимание, умение слушать учителя, работать в парах и группах и т.д.
– Оцените
участие в работе по определению темы и задач урока. (таб. Успеш.)
4. Этап
усвоения новых знаний и способов действий.
Работа по учебнику
с. 63 рубрика «Тайны языка». Дети читают в полголоса, самостоятельно.
Беседа после
прочтения:
-Как называются
предложения, которые произносятся с особым чувством?
Восклицательные.
- На какие группы
делятся предложения по интонации?
Восклицательные
и невосклицательные.
-Какой знак
ставим в конце восклицательных предложений?
Восклицательный.
- А в конце
невосклицательных предложений?
Точку.
-А как же
называется особое чувство, с которым произносятся восклицательные предложения?
Узнаем из рубрики
«Подсказка».
Интонация.
–
Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам
относится? Имеет ли значения интонация в жизни людей?
5.
Физминутка на внимание .
Если я показываю
карточку с восклицательным знаком, то вы встаёте.
Если, показываю
карточку с точкой – то садитесь, а если с вопросительным знаком – то
наклоняетесь вперёд.
6. Этап
первичной проверки понимания изученного.
Работа по учебнику
с. 63 упражнение 1. Фронтально, устно.
Предположите,
какое задание будем выполнять в этом упражнении? Прочитайте задание. Верно ли
наше предположение? Как будем выполнять предложение? Зачем нам это нужно?
– Оцените
участие в работе над упражнением 1. (таб. Успеш.)
Поиск
восклицательных предложений и тренировка в произнесении предложений с
восклицательной интонацией.
Работа в парах.
Придумайте свои восклицательные предложения.
Опрос нескольких
пар.
Учебник с. 64
работа с рубрикой «Обрати внимание». Чтение учителем и детьми.
-Можно ли
приведённые в рубрике предложения превратить в невосклицательные?
-Измениться ли при
этом цель высказывания? (Нет)
-А тип по
интонации? (Да)
-Измениться ли
знак в конце предложения? (Да)
7. Зарядка
для глаз по таблице.
8.Этап
закрепления и применения новых знаний и способов действий.
Открыли
тетрадочки. Записали число, классная работа.
- А сейчас вы
будете работать в группах.
Предположите,
какое задание будем выполнять? У вас на партах есть конверт и в нём задание.
Прочитайте его. Верно ли наше предположение? Как будем выполнять задание? Зачем
нам это нужно?
Задания
для групп:
1,3,5
Прочитайте.
Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.
Дятел
стучит по дереву (.!?)
Вам
нравиться в лесу (.!?)
Как хороши
золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
2,4
Как
красиво осенью в лесу (.!?)
Смолкли
песни птиц (.!?)
Вы видели сколько
грибов в лесу (.!?)
Проверка.
Самопроверка. Раздаются правильные варианты.
1,3,5
Дятел
стучит по дереву .
Вам
нравиться в лесу ?
Как хороши
золотые листья в лучах осеннего солнца !
2,4
Как
красиво осенью в лесу !
Смолкли
песни птиц .
Вы видели сколько
грибов в лесу ?
– Оцените
участие в работе группами. (таб. Успеш.)
9. Этап
домашнего задания. Уч. С. 64 у.3.
-Дома вы
будете выполнять аналогичное задание в упражнении 3 учебника. Вам нужно будет
списать и поставить знаки препинания.
10. Этап
обобщения и систематизации знаний.
Какую
новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Что
было трудным?
Над
чем поработали бы ещё?
Посмотрите
свои листы успешности. Оцените как вы потрудились на уроке?
– С
каким настроением заканчиваем урок?
На
ваших партах лежат рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который
соответствует вашему настроению.
Использованная
литература:
·
Иванов,
С. В.
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в
2-х ч. Ч 1,2 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.:
Вентана-Граф, 2013.
·
М.И.Кузнецова
Пишем
грамотно:
3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х ч.
Ч.1,2 / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013
·
Иванов,
С. В.
Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ Иванов, С. В, Евдокимова
А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Иванов, С. В,
Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Программа, планирование, контроль/ Иванов,
С. В, Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.