Тема урока: Второстепенные члены предложения.
Обстоятельство.
Цель урока: формирование умения определять обстоятельство в предложении и способы
его выражения , развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Закрепление пунктуационных и орфографических навыков.
Воспитание прилежания и ответственного отношения к предмету, умения
отстаивать свою точку зрения, аргументированно доказывать.
Ход
урока.
I.
Взаимопроверка.
Работа в парах.
Рассказать об обстоятельстве как члене предложения,
способах его
выражения, разрядах.
II.
Выполнение
тренировочных упражнений:
1. Синтаксическая разминка.
Прочитать
предложения, найти обстоятельства, определить их разряд. Нежно- нежно, тонко-
тонко что-то свистнуло в сосне. Несколько дней лил не переставая холодный
дождь. Слышался еле уловимый шепот. Наш кучер уехал в кузницу подковывать
лошадей. Перелетные птицы любят сидеть на болотах. И березы стоят как большие
свечки.
2.
Объяснительный
диктант.
Найти обстоятельство, определить разряд.
Старая женщина ощупью шла к печке. Прилег вздремнуть я у
лафета. Вопреки
предсказаниям синоптиков погода испортилась. Любуясь осенней природой
Пушкин создавал стихи. Кусты виноградника склоняясь под тяжестью
плодов
тянулись выше.
3.
Конструирование
предложений по данному началу.
Ввести
в предложение обстоятельство, указать
разряд.
Мы
решили пойти…
Он глядел на меня…
Праздник
состоится…
Он всегда умел работать…
4.
Выполнение
упражнения по учебнику: № 103
5.
Составить
предложение, используя приведенные слова и словосочетания в качестве обстоятельств,
определите их разряд.
Напрямик, утром, искупавшись; ни свет ни заря,
неподалеку.
6.
Выполнить
тест:
I.
Укажите
предложение, в котором обстоятельство выражено существительным:
1.
Петя подошел познакомиться.
2.
Сгоряча он не почувствовал
боли.
3.
Седая женщина, забыв обо
всем, читала книгу.
4.
Художник сошел на
маленькой станции.
II.
Найдите
предложение, в котором обстоятельство выражено наречием:
1.
Уходя от товарища, я забыл
книгу.
2.
Справа сиял снежный
Кавказ.
3.
Работал он спустя рукава.
4.
Статные сосны высоко
лепечут над нами.
III.
В каком предложении
правильно выделено обстоятельство?
1.
Страна наша удивительна.
2.
Герасим взялся за ложку
и продолжал хлебать щи.
3.
Мальчик медленно
шагал по камням.
4.
Каждый отправился в комнату, ему назначенную.
IV.
Найдите предложение
с обстоятельством цели:
1.
Говорила она шепотом.
2.
Девушка бежала вприпрыжку
по берегу моря.
3.
Несмотря на морозы на
Кубани еще встречаются цветущие лилии.
4.
Юноша пошел на озеро
искупаться.
7.
Написать сочинение -
миниатюру «На каникулах», включив в предложение обстоятельства.
8.
Работа над
языковыми нормами.
- Рассмотрим ошибки в построении предложений с деепричастными
оборотами и деепричастиями.
Это очень распространенное явление, несмотря на четкость основного
правила: у добавочного действия, названного с помощью деепричастия и основного
действия, названного с помощью сказуемого, должен быть один и тот- же
исполнитель. Он является подлежащим этого предложения:
- Путешествуя на велосипеде,
1. развиваются мышцы ног и спины,
2. требуется немалая выносливость,
3. вы получаете большое удовольствие.
- Выбрав пьесу,
1. началось распределение ролей,
2. мы немедленно начали репетировать,
3. оказалось, что там слишком много ролей.
- Услышав длинный гудок,
1. значит, линия свободна,
2. высветится номер абонента,
3. наберите номер друга.
III.
Обобщение.
- Чем могут быть выражены обстоятельства?
- Когда обстоятельства обособляются?
IV.
Домашнее задание: §
13- 15
Найти в произведениях художественной литературы 10
предложений с
обособленными обстоятельствами.
V. Рефлексия:
Продолжите предложение : «Сегодня на уроке я узнал(а),
что……»
МБОУ Солерудниковская
гимназия
Урок русского
языка
в 8 классе
Учитель: Т.Н. Сороквашина,
учитель русского языка и литературы
2014г.
п. Тыреть
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.