Тема
урока: «Учимся играя»
Цели
урока:1.Обобщить и систематизировать знания о
С.П.П.; проверить знания и умения учащихся в разграничении главного предложения
от придаточного; умение ставить вопрос от главного предложения к придаточному
предложению; умение определить вид придаточного предложения; место придаточного
предложения; делать синтаксический разбор С.П.П.; умение учащихся изображать
схематически С.П.П.; дописывать к С.П.П. придаточное предложение.
2.Развивать
умения учащихся выражать свои мысли, употребляя в речи С.П.П.;четко и ясно
отвечать на вопросы; развивать мышление и память, быстроту и ловкость.
3.Прививать
навыки ораторского искусства; интерес к знаниям, расширять кругозор учащихся;
учить соблюдать этические нормы поведения.
Раздаточный
материал: карточки с заданиями и предложениями.
Оборудование
и оформление: высказывания писателей, пословицы.
Надоске вывешаны названия 5-туров; столы-красный, зеленый; на каждом столе
соответсвующая по цвету настольная лампа; стол для жюри и стулья для зрителей;
трибуна для оратора.
Х
О Д У Р О К А
1.Организационный
момент.
2.Вступительное
слово учителя: Наш турнир называется «Учимся
играя», который посвящен к Дню Независимости Казахстана.Он состоит из 5-туров.С
каждым туром мы будем узнавать о истории нашего государства, и в тоже время,
проверим знания и умения, полученные в 9-ом классе по русскому языку, умения и
навыки красиво и хорошо говорить, убеждать и размышлять.
В
турнире принимают участие две команды-команда зеленого стола и красного. На
столах лампы. Они нужны для того, чтобы можно было определить готовность
команд. Готовность команды к ответу определяет капитан нажатием на включатель
лампы. Капитан определяет: кто будет отвечать.
І
турнир назван словами А.М.Горького «Знать необходимо не за тем,
чтобы
узнать, а для того чтоб научиться употреблять в деле».
Командам раздаются карточки с одинаковым для всех заданием, и предложениями.
Задания:
Поставьте знаки препинания в С.П.П., поставьте вопрос от главного предложе-ния
к придаточному рпедложению; определите вид придаточного предложения; сделайте
синтаксический
разбор предложений, начертите схему С.П.П.
Предложения:
1.За
Независимость казахи боролись с давних времен, когда еще не было единого государства.
2.Первым
борцом за свободу был Абулхаир, который призвал казахов к борьбе против
джунгаров.
3.Чтобы
кочевники не беспоколи мирный народ, ханы решили присоедениться к России.
4.Казахские
ханы понимали, что сохранить равноправные отношения с Россией невожможно.
5.Казахский
народ был бесправным, потому что царское правительство оказывало давление.
6.Народ
Казахстана все делал так, как решало правительство России.
7.Для
того чтобы иметь свое государство, нужна была революция.
8.Революционный
подъем произошел там, где было больше прогрессивной молодежи.
9.Если
бы не было героев, то не было бы и подвигов.
II
тур . « Где нет знаний, там нет и смелости».
Определите
вид придаточного предложения в С.П.П. на слух.
- В
первые годы независимости Казахстану было трудно, потому что не была
развита
Экономика(С.П.П. с
причины).
- В
1993 году появилась валюта Казахстана, которая стала первым шагом
становления суверенного государства(С.П.П. с придаточным определительным)
- Нужна
была своя Конституция, так как в обществе наступили изменения (С.П.П. с
придаточным причины).
- Чтобы
учить детей на родном языке, появилось больше казахских школ (С.П.П. с
придаточным цели).
- Не
могли бы спокойно жить, если наши права ущемляли бы.(С.П.П. с придаточным
условными).
- Президент
сказал, что нашей стране нужны высокообразованные кадры.(С.П.П. с
придаточными
изъяснительными).
- Началась
развиваться культура, когда правительство стало оказывать поддержку.
(С.П.П. с придат.
Времени).
III
тур. «Слова мудрые часто называют простыми, потому что такие слова у многих
людей возбуждают собственную мысль». (М. Пришвин).
Допишите придаточные
предложения.
1. Наладить
экономические отношения с европейскими государствами…
2. Не
могли бы спокойно жить,…
3. За
этот период на родину вернулись люди,…
4. Президент
сказал,..
5. Выпускники
школ могут поступить в любые учебные заведения,...
IV
тур « Кто ясно мыслит, ясно излагает» (М. Горький)
Ребята, вам нужно отменить положительные и негативные стороны в развитии и становлении
нашего государства. Команда, набравшая меньше очков, выбирает, какую
сторону
будет отстаивать. Участвуют все ученики команды. Говорят по одному предложению
каждый, употребляя С.П.П. в речи.
V тур « язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо
говорить
Чтобы при случае передать свою мысль, другому человеку ясно и просто».
Участвует
по одному ученику из каждой команды: тема «Русский язык» «за» и «против».
Оценивается
тур «Оратор» потому, как смог участник донести свои убеждения до слушателей.
Заканчиваем
турнир словами И.С.Тургенева «Люди, одаренные твердой волей и прочным
стремлением к познанию почти всегда кончают тем, что побеждают».
Победившую
команду награждаем, благодарим, ставим соответствующие оценки участникам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.