Инфоурок Математика Другие методич. материалыТема урока: Сумма углов треугольника

Тема урока: Сумма углов треугольника

Скачать материал

Тема урока: Сумма углов треугольника

«…Чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс

(фр. писатель XIX в.)

 

Цели:      - изучение теоремы о сумме углов треугольника;

                - формирование навыков решения задач на применение нового  и ранее изученного материала.

Задачи:

            Образовательные:

                        - сформулировать  теорему о сумме углов треугольника и рассмотреть различные способы её доказательства;

- формировать умения применять новые и полученные ранее теоретические знания для решения геометрических задач.

            Развивающие:

                        - совершенствовать практические навыки учащихся, умения анализировать  результаты своей практической  деятельности, делать выводы и обобщения, проводить доказательные рассуждения;

                        - способствовать развитию творческой, мыслительной активности учащихся, логического мышления, умению применять знания в нестандартных ситуациях.

            Воспитательные:

                        - развивать самостоятельность при решении  самостоятельных проблем, способность к самоконтролю и самооценки результатов своей деятельности:

                        - развивать у учащихся коммуникативные компетентности (культуру общения, умение работать в коллективе).

 

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru ).

 

Оборудование: линейка, транспортир, треугольник, компьютер, проектор, интерактивная доска,

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

 

II. Актуализация знаний, умений, навыков

 

Учитель: У Игоря Фёдоровича Шарыгина – автора одного из учебников геометрии, есть такие слова: «Высшее проявление души – это разум; высшее проявление разума – это геометрия. Клеткой геометрии, основным ее понятием, является некоторая геометрическая фигура. По его мнению, свойства этой фигуры так же неисчерпаемы, как и Вселенная».

 

1)      Ребята, о какой геометрической фигуре идет речь?  

 

Правильно, речь идет о треугольнике. Треугольник в геометрии играет особую роль. За несколько тысячелетий геометры столь подробно изучили треугольник, что иногда говорят о геометрии треугольника, как самостоятельном разделе геометрии.

2)      Давайте вспомним, что мы знаем о треугольнике? Что такое треугольник?

 

Треугольник – это геометрическая фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.

 

3)       Какие бывают треугольники?

 

Разносторонние, равносторонние, равнобедренные.

 

4)       Какие свойства равнобедренного треугольника вы знаете?

 

В равнобедренном треугольнике углы при основании равны; а также биссектриса, проведенная к основанию является медианой и высотой.

 

5)      Что мы еще знаем о треугольниках? 

 

Признаки равенства треугольников.

 

6)      Сколько признаков равенства треугольников вы знаете? (Три)

7)      Назовите основные элементы треугольника?

8)      Что называется медианой, биссектрисой, высотой треугольника?

 

             Медиана треугольника – отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

              Биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.

             Высота треугольника – перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.

 

III. Подготовка к изучению нового материала.

            Сегодня на уроке мы изучим еще одно важное свойство треугольника – рассмотрим теорему о сумме его треугольника.

Запишите  в тетрадях тему урока «Сумма углов треугольника».

            Начнем с небольшой геометрической разминки – решим несколько задач на готовых чертежах.

 

Устно. Задачи на готовых чертежах.

 

Задача 1. Найдите неизвестный угол.                                         Задача 2.  Найдите неизвестный угол.

                                                                                                 a

                                                                                                

                                                                                                                         50

                     105

         30                        ?                                                                  b                            ?

                                                                                                

                                                                                                       с

  Ответ: 400                                                                                                                                  Ответ: 500

 

Задача 3.  Найдите неизвестный угол.                             Задача № 4. Найдите неизвестные углы.

                                                                                                                                               

      a                                                                                                               В                    a

                                                                                                                                                                                                    

                                          120                                                                           60    2     50 

 

     b                    ?                     

                                                                                                            1                      3 

        с                                                                                        A                                          C

 

 Ответ: 600                                                                                 Ответ: 600, 700, 500

 

Учитель: В последней задаче получили, что сумма углов треугольника равна 1800. Случайно ли, это? Во всяком ли треугольнике сумма углов равна 180

 

Задание: Начертите в тетрадях произвольный DАВС. С помощью ТРАНСПОРТИРА измерьте углы D АВС. Найдите сумму всех углов.

                                                                                          С

                                                                                   

      

 

                                                                                          

 

 

                                                                       В                                                                              А   

 

IV. Доказательство теоремы

 

Для доказательства теоремы используем ЭОР: переход по ссылке:

 

http://fcior.edu.ru/card/14119/teorema-o-summe-uglov-treugolnika-i1.html

 

Теорема: Сумма углов треугольника равна 1800

  

 

   

 

 

Запишите доказательство теоремы в тетрадь:

1.     Проведем через вершину В прямую аАС.

2.     4; 3=5 (как накрест лежащие).

3.     2 + 5 = (т.к. образуют развернутый угол с вершиной В).

4.     Из (2) =>1 + 2 + 3 = 1800 илиА + В + С =1800.

 

Что и требовалось доказать.

 

Учитель: Подтвердилось наше предположение? Еще раз сделаем вывод о сумме углов треугольника.

 

Ученики: Сумма углов треугольника равна 1800

 

Учитель: Ни на миг не прерывается связь между поколениями, ежедневно мы усваиваем опыт, накопленный нашими предками. Такое доказательство теоремы о сумме углов треугольника было открыто Пифагором еще в (V в. до н.э.).

Учитель: Итак, мы доказали одну из важнейших теорем геометрии – теорему о сумме углов треугольника. Теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

 

V. Физкультминутка

 

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к звездам; покажите развернутый угол; прямой угол; тупой угол; острый угол.

Молодцы! Садитесь!

 

VI. Закрепление изученного материала.

Решение задачи из учебника № 224

 

                                Дано:  ∆ АВС,

                                      А : В : С = 2 : 3 : 4.

                           Найти:А, В, С.

Решение:

1.       Пусть одна часть xº. Тогда А = 2 x º , В = 3 xº, С = 4 xº .

2.       А +В +С=180º (по теореме о сумме углов треугольника) =>

3.       2х + 3х + 4х = 1800,

          х = 20

А=40º, В=60º, С=80º.

Ответ:  А=40º, В=60º, С=80º.

 

VII. Самостоятельная работа.

 

Переход по ссылке: http://fcior.edu.ru/card/10383/summa-uglov-treugolnika-vneshniy-ugol-treugolnika-k1.html

 

№ 1. Найдите третий угол треугольника, если его углы .

 

                                                                         

 

№ 2.  В треугольнике CDE Е = , а угол D  в 4 раза больше угла С. Найдите градусную меру угла D треугольника CDE.

 

№ 3.  Определите вид треугольника, если его два угла равны .

 

            а) прямоугольный;              б) тупоугольный;           в) остроугольный. 

 

№ 4. Определите градусную меру угла В треугольника АВС, если угол А равен , а один из внешних углов при вершине С равен  

 

№ 5. В треугольнике ABC высоты AK и BM пересекаются в точке О. Найдите градусную меру угла АОВ, если А = , В = .

 

VIII. Домашнее задание: п. 30, № 223 (а, б), № 228 (б, в)

 

IX. Подведение итогов и выставление оценок.

 

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы доказали одну из важнейших теорем геометрии – теорему о сумме углов треугольника  и решение задач на применение теоремы.

Мы не открыли что-то новое в геометрии, но каждый сделал открытие для себя. К тайнам извечный разум влекущий, путь бесконечный осилит идущий (Т. Малевич).

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: Сумма углов треугольника"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели:      - изучение теоремы о сумме углов треугольника;

                - формирование навыков решения задач на применение нового  и ранее изученного материала.

Задачи:

            Образовательные:

                        - сформулировать  теорему о сумме углов треугольника и рассмотреть различные способы её доказательства;

- формировать умения применять новые и полученные ранее теоретические знания для решения геометрических задач.

            Развивающие:

                        - совершенствовать практические навыки учащихся, умения анализировать  результаты своей практической  деятельности, делать выводы и обобщения, проводить доказательные рассуждения;

                        - способствовать развитию творческой, мыслительной активности учащихся, логического мышления, умению применять знания в нестандартных ситуациях.

            Воспитательные:

                        - развивать самостоятельность при решении  самостоятельных проблем, способность к самоконтролю и самооценки результатов своей деятельности:

                        - развивать у учащихся коммуникативные компетентности (культуру общения, умение работать в коллективе).

 

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru ).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 824 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 330
    • DOCX 834.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чапанов Курейш Магомедович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чапанов Курейш Магомедович
    Чапанов Курейш Магомедович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3161
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 196 человек

Курс повышения квалификации

Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 819 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 493 человека

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе