Учителя: Аверина Елена
Юрьевна, Сорокина Лариса Витальевна
Предмет: математика, ИЗО
Класс: 6 Б
Тема урока: Соотношение
частей тела человека
Единица содержания: измерения
- способы выявления математических закономерностей в окружающем мире (соотношений
частей тела человека)
Цель урока:
Обучающий аспект:
-
повторить
понятие «отношение» (познавательные УУД);
-
научиться применять измерения
(линейкой, наложением) для нахождения отношений связанных с размерами частей
тела человека и для изображения человека (познавательные УУД);
-
расширить
представление о законах изобразительного искусства (познавательные УУД);
Развивающий аспект:
-
развивать
регулятивные УУД (постановка цели, рефлексия, самооценка);
-
развивать
алгоритмическую культуру;
-
развивать
коммуникативные навыки (организация работы в группе, составление ответа, развитие
монологической речи, умения вести диалог, развитие грамотной математической
речи);
-
развивать
навыки контроля и самоконтроля;
-
воспитывать
наблюдательность, внимание, эстетический вкус;
Воспитывающий аспект:
-
воспитывать
дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения;
-
воспитывать
культуру общения в процессе работы в коллективе, терпимое отношение к ошибкам
товарищей, готовность к оказанию помощи в условиях работы с равной долей
участия;
-
воспитывать
ответственность за качество и правильность выполняемой части работы, нацеленной
на общий результат.
Тип урока: урок комплексного
применения знаний
Этапы урока:
I.
Подготовка
к активной учебно-познавательной деятельности.
II.
Применение
знаний и способов действий.
III.
Подведение
итогов на рефлексивной основе.
IV.
Домашнее
задание.
Граница знания-незнания
Учащиеся знают
|
Учащиеся не знают
|
Понятие «отношение», умеют находить отношения чисел.
Умеют изображать человека
по-своему.
|
Как выявить соотношения размеров частей тела
человека.
Как изобразить фигуру человека соблюдая соотношение
частей тела.
|
Ход
урока
I.
Этап
подготовки к активной учебно-познавательной деятельности
|
1.
Постановка проблемных вопросов
(формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и другое) 5 мин.
Задача: обеспечение
мотивации, актуализация знаний
Метод:
репродуктивный
Форма
работы: фронтальная
|
Деятельность
учителя ИЗО
Постановка
проблемных вопросов.
Как
называются изображения, представленные на репродукциях? (Приложение 1.)Что
общего в этих изображениях? В чем различие? В чем причина различий в
изображении людей? Какие знания необходимы художнику, чтобы изображения
фигуры человека были реальными?
Где
в окружающем нас мире применяются эти знания?
|
Деятельность
учащихся
Ответ
на вопрос с применением анализа представленного иллюстративного материала.
Сравнение
изображений фигур людей. Выявление нарушений соотношений частей тела человека
в карикатурах. Понимание важности применения художниками математических
знаний о соотношении частей тела человека.
|
2.
Установление связи между изученным
учебным материалом и данной темой 5 мин
Задача: обеспечение мотивации
Метод: продуктивный
(самостоятельная формулировка вопросов)
Форма
работы: индивидуальная,
фронтальная
|
Деятельность
учителя математики
Актуализация
с использованием вопросов по теме «Отношения». Задание №1 из Рабочей тетради.
(Приложение 2.)
Запись
темы в Рабочей тетради и на доске.
|
Деятельность
учащихся
Проявляют
интерес к содержанию критериев оценивания деятельности на уроке, отвечают на вопросы,
получают оценку учителя.
|
3.
Постановка целей 2 мин.
Задача: обеспечение
принятия цели учебно-познавательной деятельности
Форма
работы: фронтальная
|
Показатели
РРЭ: готовность
учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
(Ответы
на вопросы, самостоятельные выводы, формулировки)
Оценивание:
самооценка
по критериям в Рабочей тетради.
|
II.
Этап применения знаний 25мин.
|
1.
Решение задач
Задача: обеспечение
усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации
Метод: продуктивный
Форма
работы: групповая
|
Деятельность
учителя математики
Инструктаж:
правила работы в группе.
Формулировка
задания для группы.
1.
Проведите
измерения представленной модели с помощью линейки.
2.
Запишите
в виде дроби отношение размера головы модели ( по вертикали )
к
длине всей фигуры.
3.
Сократите
полученную дробь.
4.
При
представлении результата работы группы запишите полученное отношение на
доске. Объясните, что показывает это отношение?
Каким
способом выполняли задание?
|
Деятельность
учащихся
Организация
работы в группе.
Представление
продукта – записанное на плакатах в виде дроби отношение размера головы
модели (по вертикали) к длине всей фигур:
ребенка
,
подростка
,
взрослого
.
Использовали
способ измерение с помощью линейки.
|
Деятельность учителя ИЗО
Способ
измерения «на карандаш»- наложение части карандаша на лист бумаги для
разметки рисунка.
Задание.
Применяем способ «наложения» размера головы дл разметки лста. В альбомах для
рисования сделать разметку листа для подготовки к выполнению рисунка тела человека
на уроке ИЗО. Важно использовать соотношения, полученные в результате
групповой работы.
|
Деятельность учащихся
Выполнение
задания учителя.
|
Деятельность
учителя математики и ИЗО
Задание
для работы с моделью (модель тела человека изготовлена учащимися ранее на
уроке ИЗО). Найдите отношение частей фигуры методом наложения: а) отношение
предплечья к плечу; б) отношение голени к бедру; в) отношение ног ко всей
фигуре.
Каким
способом выполняли задание?
|
Деятельность
учащихся
Выполнение
задания в парах. Результаты записываются в Рабочую тетрадь. Получают оценку
учителя.
Использовали
способ измерение наложением частей модели.
|
Показатели
РРЭ: Ответы
на вопросы, самостоятельные выводы, формулировки.
Оценивание:
самооценка
по критериям в Рабочей тетради.
|
III.
Этап
подведения итогов урока на рефлексивной основе 6 мин.
|
Задача: обеспечить
анализ, оценку собственной деятельности и постановку новых задач каждым
учеником с учетом поставленных в начале урока целей
Метод: продуктивный
Форма
работы: фронтальная
(индивидуальная)
|
Показатели
РРЭ: готовность
учащихся к анализу и оцениванию собственной учебно-познавательной
деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы)
Оценивание:
самооценка по критериям в Рабочей тетради.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организация
рефлексии.
Повторение
целей урока.
Рефлексия
по содержанию учебного материала - вернуться к вопросам по
теме, которые ставили в начале урока.
Рефлексия
собственной деятельности – закончить предложение: сегодня на
уроке я
Применял
способы измерения….
Узнал…
|
Воспроизводят
формулировки целей (проблем, вопросов), поставленных ими в начале урока, и
делают вывод: получен ли на него ответ.
Высказываются
о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого
использовали.
|
IV.
Этап
информации о домашнем задании 2 мин.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Обеспечение
понимания учениками цели и содержания д/з по Рабочей тетради.
|
Знакомятся
с содержанием д/з по Рабочей тетради, при необходимости задают уточняющие
вопросы.
|
|
|
|
|
Приложение
1.
Приложение
2
НОУ СОШ «Образовательный центр» ОАО «Газпром»
Тетрадь
Ф.И._________________________________
для работы
на уроке математики и ИЗО
Тема урока
_________________________________________
Лист
оценивания
|
Задание
|
Критерии
оценки
|
Количество
баллов
|
1. (повторение
по теме «Отношение»)
|
Правильный
ответ на вопрос - 1 балл.
|
|
2. (работа
в группе)
|
Участие
в измерении и нахождении отношения, запись результатов работы всех групп – 2
балла. Наблюдение за работой группы – 1 балл.
|
|
3.
( работа с моделью)
|
Три
отношения найдены правильно– 3 балла.
Два
отношения найдены правильно – 2 балла.
Одно
отношение найдено правильно – 1 балл.
|
|
4.
(работа в альбоме)
|
Задание
выполнено правильно и аккуратно
– 1
балл
|
|
|
7 баллов
и более – «5»
6-5
баллов – «4»
4-3
баллов – «3»
|
Итог: …
(сумма
баллов за урок)
Отметка
…
|
I.
Вопросы по теме «Отношение»
1.
Что
называют отношением двух чисел?
2.
Что
показывает отношение двух чисел?
3.
Найдите
отношение 12 к 3.
4.
Назовите
способы записи отношений.
5.
Найдите
отношение 2 метров к 4 кг.
6.
Найдите
отношение 1 м к 1 км.
7.
Найдите
отношение 1 минуты к 1 часу.
8.
Отношение
пройденного пути к скорости движения - это…
9.
Отношение
стоимости товара к его цене - это…
10.
Отношение
выполняемой работы к затраченному времени - это…
11.
Отношение
площади прямоугольника к длине его стороны - это …
12.
.
Как можно назвать отношение 1 к 100?
II.
Задание для работы в группе №1
1. Проведите
измерения представленной модели с помощью линейки.
2.
Запишите
в виде дроби отношение размера головы модели ( по вертикали )
к длине всей
фигуры.
3.
Сократите
полученную дробь.
4.
При
представлении результата работы группы запишите полученное отношение на доске.
Объясните, что показывает это отношение?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итог работы группы
№2
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Итог работы группы
№ 3
____________________________________________________________________________________________________________________________________
III.
Задание для работы с моделью
Найдите отношение
частей фигуры методом наложения:
а) отношение
предплечья к плечу ___________________
б) отношение
голени к бедру _______________________
в) отношение ног
ко всей фигуре ___________________
IV.
Итог урока
Сегодня на
уроке я
применял
_________________________________________________
и узнал
___________________________________________________
V.
Домашнее задание
Проведите
измерения тела человека с помощью сантиметровой ленты.
Найдите отношения:
а) ширины ладони к
длине стопы_________________________________
б) размаха
разведенных рук к длине тела (росту)___________________
в) длины стопы к
росту _________________________________________
г) расстояния от
локтя до кончиков пальцев к росту _________________
д) ширина плеч к
росту _________________________________________
е) расстояния от
подбородка до носа к
расстоянию от
корней волос до бровей____________________________
Дополнительные задачи
1.
Рост одного из шестиклассников 1 м 53 см, а ширина
его плеч 360 мм.
Найдите отношение ширины плеч школьника к его росту.
2.
Длина руки женщины, рост которой 1 м 65 см, равна
75 см.
Найдите отношение длины руки к росту.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.