- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
- Тема: § 64. Слово и его лексическое значение
- 01.10.2020
- 617
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: “Слог. Слово. Ударение.”
Цель: учить детей правильно делить слова на слоги; различать понятия “односложные, двусложные слова”. Уметь приводить примеры, используя свой словарный запас. Развивать речь учащихся, воспитывать культуру общения.
Ход урока.
На доске записаны слова:
Кiтап, қаламсап, дәптер, портфель, күнделiк, қарындаш, пенал, өшiргiш, сызғыш, альбом.
*Перевести на русский язык и записать в тетрадь:
Книга, ручка, тетрадь, портфель, дневник, карандаш, пенал, ластик, линейка, альбом.
- Назовите эти слова одним словом.
- (Школьные принадлежности)
- Правильно!
- Какие школьные принадлежности лежат у вас на партах?
- Что вы сейчас называли?
- (Названия предметов, слова)
- Из чего состоят слова?
- (Из букв)
- Давайте поиграем. Составьте из букв слова.
Работа в технологической карте. Задание № 1.
омд - _______________ стмо - ________________
клшоа - _____________ ргду - _________________
сеонь - _____________ лоцмоде - _____________
3.Новая тема.
- Молодцы! А попробуйте разделить слова на несколько частей.
- (Дети пробуют разделить слова на слоги)
- Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Работа в технологической карте. Задание № 2.
- Слова рассыпались на слоги. Помогите их собрать.
- Какие слова получились? Запиши, раздели слова на слоги. Подчеркни гласные буквы.
- Гласные звуки образуют слоги. А что такое слог? Ответить на этот вопрос нам помогут наши органы речи. Давай произнесём по слогам слова урок, школа. Почему мы произносим их так: у-рок, шко-ла. Да потому, что так было удобно. Ведь слог – это те звуки в слове, которые мы можем произнести одним толчком воздуха. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. В слоге всегда есть только один гласный звук, и он образует слог. Я-ма, во-ро-бей. В разных словах, как мы видим, разное количество слогов. Есть, например, слова, в которых слог всего один. Они так и называются – односложные: я, ты, мел, гриб. А в других словах – два слога или больше: ма-ма, у-ли-ца.
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждыйИз учеников.
Один из слогов в слове мы обязательно произносим с большей силой. Это значит, что на него падает ударение. А точнее, ударение падает на гласный звук в этом слоге.
Слог, на который падает ударение, называется ударным. Все остальные слоги в слове- безударные. Гласный в ударном слоге тоже называют ударным. Остальные гласные в слове – безударные.
У ударения есть свои секреты.
Секрет первый. Все слова имеют ударения. Некоторые из них мы только благодаря ударению и можем различить. Сравним: замок и замок, мука и мука.
Секрет второй. Ударный гласный всегда звучит сильно, отчётливо, поэтому ясно, какой буквой обозначить его на письме: враг, лист.
Безударный гласный – слабый, звучит неясно. И каждый раз приходится решать, какой буквой обозначить безударный гласный: дела, мячи, сосна.
Секрет третий. Ударение в словах нужно ставить правильно. Это признак хорошего воспитания и образования. Постарайся не ошибаться в произношении этих слов: алфавит, документ, красивее.
4.Закрепление
Работа в технологической карте. Задание №3
-Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
Сосна, белка, город, зоопарк, ребята, школьница, мальчик.
Работа в технологической карте. Задание №4
- Подчеркните слова, которые нельзя делить на слоги.
Дождик, дождь, день, дни, человек, люди, счастье.
Работа в технологической карте. Задание №5
- Уберите слог так, чтобы получилось новое слово.
Смородина -____________ платочки -___________________
Лесник -________________ стрекоза - ___________________
Бабочки -_______________ дорога - ____________________
Работа в технологической карте. Задание №6
- Сделай первый слог вторым. Прочитайте.
Слова: насос, сыро, наши, камыш, жилы, навес, рады.
5.Итог.
Работа в технологической карте. Разноуровневая самостоятельная работа.
1 уровень.
Раздели данные слова на слоги, поставь ударение на сильном слоге.
Картина, голос, огород, гора, волк, яма, друг.
Добавьте слог ГА. Слова напишите.
Но…., бума…., кни…., ….зета.
2 уровень.
Подчеркни слово, в котором третий слог ударный.
Школьник, столовая, дорога, окно, крокодил, барабан, воробей.
Какое слово нельзя разделить на слоги? Подчеркни его.
Пенал, год, осень.
3 уровень.
Собери из слов предложения. Запиши их.
1. золотая, осень, наступила
2. дождь, окно, в, стучит
3. на, улетели, птицы, юг
Правило выучить.
Заполнить таблицу словами (по 5 слов)
1 сложные 2 сложные 3 сложные 4 сложные
6 662 308 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Заитова Рахилям Асановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.