Инфоурок Биология Другие методич. материалыТема урока: "Генетика человека "

Тема урока: "Генетика человека "

Скачать материал

Алматинская область, Уйгурский район, с.Чунджа

ГККП «Чунджинский политехнический колледж»

Преподаватель химии и биологии

 Асатова Амрабуви Турсуновна

 

План урока

Тема урока: Генетика человека

Задачи урока:

1.                 Обучающая: Показать единство биологических закономерностей для всей живой природы.Ознакомить с методами изучения наследственности человека. Раскрыть области практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения.

2. Развивающая: развивать культуру речи, логическое мышление.Развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся.

3.Воспитательная: воспитывать умение слушать, умение работать в группах, продолжить формирование логического мышления.Формирование научного мировоззрения (убежденности в объективности биологических закономерностей).

Тип урока:комбинированный

Формы работы на уроке:

• Фронтальная эвристическая беседа.

• Групповая работа, работа в парах.

• Исследовательская деятельность: работа с текстом, самостоятельное решение задач, анализ родословной, работа с информационными листочками.

Оборудование урока:

А. Наглядность:

§  карточки с заданиями

§  презентация урока

§  тестовые задания

§  информационные листы для учащихся “Генетика человека”;

§  схемы родословных;

§  таблица “Наследование гена гемофилии в царских домах Европы”.

§  Афоризмы:

«Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье» (Г.Гейне)

«Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя». (И.П. Павлов).

«Какое чудо человек!

Как благородно рассуждает

В поступках как близок ангелу!

В воззрениях как близок богу!

Краса вселенной!

Венец всего живущего!»

Б.Основная  литература:Т. Қасымбаева, К. Мұхамбетжанов

Общая  биология 10 А «Мектеп» 2014

 

Ход урока

І. Организационный момент: 

    1) проверить наличие учебных принадлежностей;

    2) проверить посещаемость по журналу.

 

ІІ. Повторение пройденной темы:

1.   Что такое наследственность?

2.     Перечилите генетические символы.

3.     Заполните таблицу

Типы РНК

Функции в клетке

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

Задача 1. Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина, в результате которого развивается слабоумие) наследуется как аутосомный рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

http://festival.1september.ru/articles/312039/Img4.gif

Ответ: Вероятность рождения здоровых детей 75%, больных - 25%.

 

ІІІ.  Изложение новой темы: 23 мин.

Актуализация знаний

 

Вступительное слово: “Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом: большое количество хромосом, невозможно экспериментальное скрещивание, поздно наступает половая зрелость, малое число потомков в каждой семье.

Генетика человека - одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей науки. 
Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение. 
Генетика человека дала ответы на многие из давно интересовавших людей вопросы, например: 
От чего зависит пол ребёнка?
Почему дети похожи на родителей? 
Почему люди так не похожи друг на друга? 
До последнего времени генетические исследования на человеке заметно отставали, например, от уровня знаний в области генетики дрозофилы, кукурузы, кишечной палочки.

Распространяются ли закономерности передачи наследственных свойств, открытые Г.Менделем, на человека?

Человек – сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметов многочисленных исследований, в том числе и генетических.

Генетика человека – раздел науки генетики, который объясняет многое из того, что ранее было загадочным в биологической природе человека.

В настоящее время ясно, что наследственность человека подчиняется тем же самым биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ. Так как генетический материал заключен в хромосомах, которых 23 пары, генетическая программа тоже подвержена мутациям.

Законы наследственности и характер наследования отдельных признаков у человека и животных едины.

Изучение наследственности имеет большое значение, так как здоровая наследственность – залог здоровья человека.

У человека есть доминантные и рецессивные признаки.

У человека изучено наследование около 2000 мутационных признаков и свойств: короткопалость, шестипалость, цвет глаз, характер носа, способность ощущать горький вкус, непереносимость отдельных лекарственных веществ (аллергия), восприимчивость к заразным болезням.

Для человека характерно промежуточное наследование. Цвет кожи – 2 пары генов. Рост – 10 пар генов. А также действие генов зависит от окружающей среды. Так под влиянием гормонов действие генов проявляется в крайних случаях (гигантизм или карликовость). (Вопрос о норме реакции).

Наследственными являются: умственная деятельность, короткопалость, белая прядь волос, врожденная куриная слепота.

Методы изучения наследственности человека


·        Генеалогический.

·        Цитогенетический.

·        Близнецовый.

·        Биохимический.

·        Популяцинно-генетический


№п/п

Название метода

Сущность метода

1

Генеалогический

(метод составления родословных)

Выяснение родственных связей и прослеживание наследования нормальных и патологических признаков среди близких и дальних родственников на основе составления родословной.

2

Популяционный

Определение частоты встречаемости генов и генотипов в популяции.

3

Близнецовый

Изучение развития признаков у близнецов, определение степени воздействия факторов окружающей среды на генотип.

4

Биохимический

Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей.

5

Цитогенетический

Определение места и характера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков.

·         Геномные мутации человека

Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей во время мейоза.

·         Больные с синдромом Клайнфельтера (47,ХХУ) всегда мужчины. 
Они характеризуются недоразвитием половых желез, дегенерацией семенных канальцев, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорционально длинных ног).

·         Синдром Шерешевского-Тернера (45,Х0) наблюдается у женщин. 
Он проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии половых желез, отсутствии менструаций, бесплодии. Женщины с синдромом Шерешевского-Тернера небольшого роста, плечи широкие, таз узкий, нижние конечности укорочены, шея короткая со складками.

·         Синдром Патау генотипе одна лишняя аутосома – трисомия 13

Микроцефалия (уменьшение головного мозга).

Резкая умственная отсталость.

Расщепление верхней губы и неба.

Аномалии глазного яблока.

Повышенная гибкость суставов.

Полидактилия.

Высокая смертность (в первый год жизни умирает 90% детей)

·                     Синдром Дауна - одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней. Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме (47, 21,21,21). Болезнь легко диагностируется, так как имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым 
разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Часто наблюдаются нарушения строения внутренних органов.
В случае синдрома Дауна отмечена зависимость между вероятностью рождения больных детей и возрастом матери - она возрастает в 10-20 раз после 35-40 лет.

 

Отклонения, обусловленные аномальным хромосомным набором  человека

 

Синдром

Генотип

Симптомы

Частота встречаемости в %

Клайнфельтера

44+ХХУ=47

Мужчина, женоподобный, умственная отсталость, бесплоден

0,02

Шерешевского- Тернера

44+ ХО= 45

Женщина, низкий рот, незначительная умственная отсталость, вторичные половые признаки слабо выражены, бесплодна

0,03

Синдром Дауна

47 (трисомия в 21 паре)

Укороченные конечности, плоская, широкая переносица, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость

0,001

Трисомия в других парах

 47

Летальность гамет или эмбриона

 

 

ІV.  Закрепление новой темы: 7 мин.

Выбери правильный ответ.

1. Генетика человека по-другому…

Антропогенетика. Эмбриология. Цитология. Палеонтология.

2. Определи методы антропогенетики…

Генеалогический. Цитогенетический. Экспериментальный. Близнецовый.

3. Назвать доминантные признаки…

Высокий рост. Голубоглазость. Толстые губы. Пятипалость и т.д.

4.     Почему нежелательны близкородственные браки?

5.      Что такое синдром Дауна? Как проявляется болезнь?

тест

1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

А) гибридологическим

Б) цитогенетическим

В) близнецовым

Г) биохимическим

2) С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

А) генеалогического

Б) близнецового

В) цитогенетического

Г) гибридологического

3) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод

А) генеалогический

Б) цитогенетический

В) близнецовый

Г) гибридологический

4) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод

А) генеалогический

Б) цитогенетический

В) близнецовый

Г) гибридологический

5) Какая изменчивость обусловливает различие фенотипов однояйцевых близнецов

А) генная

Б) геномная

В) модификационная

Г) мутационная

6) Однояйцовые близнецы в отличие от разнояйцовых

А) могут быть разного пола

Б) всегда одного пола

В) имеют одинаковый вес

Г) имеют одинаковые размеры

7) С помощью генеалогического метода, можно выяснить

А) характер изменения генов

Б) влияние воспитания на развитие психических особенностей человека

В) закономерности наследования признаков у человека

Г) характер изменения хромосом

8) Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют

А) генеалогическим

Б) близнецовым

В) гибридологическим

Г) цитогенетическим

V. Домашнее задание:2 мин.

§ 46  стр. 208Составить родословную своей семьи

 

VI. Выводы по уроку: 6мин.

Все законы наследственности справедливы как для животных и растений, так и для человека. Но изучение и управление генетикой человека – вопрос сложный и имеет ряд трудностей, т.к.:

Человек – существо социальное, к нему не применимы методы экспериментальные.

Человек размножается очень медленно и дает малое число потомков.

Хромосомный комплекс содержит довольно большое число хромосом и генотип человека очень гетерозиготен. Вот почему генетика человека требует самого пристального к себе внимания. Для общей биологии и для медицины она имеет большое значение и в будущем ее роль возрастает.

Томас Морган, американский генетик, лауреат нобелевской премии, писал об этом:

«У человека, таким образом,  два процесса наследственности:

 Один- вследствие материальной непрерывности (половые клетки).

Другой- путем передачи опыта одного следующему поколению посредством примера, письма. Способность человека общаться ссебе подобными и  воспитывать свое потомство является,  вероятно, Основным фактором быстрой социальной эволюции.»

(Комментирование оценок, анализ урока).    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тема урока: "Генетика человека ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Алматинская область, Уйгурский район, с.Чунджа

ГККП «Чунджинский политехнический колледж»

Преподаватель химии и биологии

 Асатова Амрабуви Турсуновна

 

План урока

Тема урока:Генетика человека

Задачи урока:

1.                Обучающая: Показать единство биологических закономерностей для всей живой природы.Ознакомить с методами изучения наследственности человека. Раскрыть области практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения.

2. Развивающая: развивать культуру речи, логическое мышление.Развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся.

3.Воспитательная: воспитывать умение слушать, умение работать в группах, продолжить формирование логического мышления.Формирование научного мировоззрения (убежденности в объективности биологических закономерностей).

 

Тип урока:комбинированный

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 483
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 410
    • DOCX 42.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Азиев Кудрят Нариманович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Азиев Кудрят Нариманович
    Азиев Кудрят Нариманович
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 112736
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 360 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек