Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №4»
Тема урока : «Сложение
двух и более целых чисел».
Подготовила:
учитель математики
Деревянко Ольга
Анатольевна.
г. Исилькуль 2014г
Тема урока : «Сложение
двух и более целых чисел».
Цели.
Формировать навык нахождения суммы более двух целых чисел.
Развивать умение классифицировать и устанавливать логические связи.
Способствовать стремлению к самооценке.
1.
Актуализация
опорных знаний.
-Начнём
урок с устной работы, которая поможет вам восстановить знания
полученные на предыдущем уроке и подготовить к продуктивной работе сегодня.
1).
-Какими числами являются слагаемые.
-Какие числа называются целыми?
- Назовите натуральные числа.
- Назовите числа, противоположные натуральным.
- Что будем делать с целыми числами? /Будем складывать целые
числа./
-Напомните правила, которые помогают складывать целые числа.
2).
Для тех, кому тяжело складывать целые числа напоминаю, что
для
удобства сложения целых чисел мы подбираем т.н. « волшебные слова», которые
можно отнести к «+» или «−»:
выйгрыш,
пройгрыш, отдал, взял, зарплата, налоги, долг, имущество, целые чашки, битые
чашки.
Сегодня
я предлагаю вам «бить» чашки. У каждого на парте есть зелёный листик- памятка.
При затруднения вы можете обратиться к ней.
Условимся принимать за положительные числа - «целые чашки»,
а за отрицательные – «битые чашки».
При сложении чисел с одинаковыми знаками поставь знак
соответствующих чисел и задай себе вопрос: «Сколько «целых чашек» всего? Или
сколько «битых чашек» всего?»
При сложении чисел с
разными знаками задай вопрос : «Каких чашек больше ?»
и поставь знак «+», если
больше целых чашек, и знак «−», если больше битых.
Теперь задай вопрос:
«На сколько больше?» и найди разницу.
|
3).Выполните
сложение: −16+(−23) +24+(−53) −9+(−52)
−40+28
+41+(−12) −73+(+73)
+11+(+51) −35+(−18) −27+0
4).А,
если у нас в сумме более двух слагаемых? Как бы вы предложили найти её?
/ представьте, что вы материально ответственное лицо, и в вашем хозяйстве
разбили чашку, вы купили две целых, разбили 3, купили4… как вам спланировать
свои действия далее/ (−1)+2+(−3)+4+(−5)+6+(−7)+8+(−9)
Давайте
попытаемся сделать вывод , как же можно выполнить сложение нескольких целых
чисел? Кто может сформулировать алгоритм сложения нескольких целых чисел.
Добиться
от детей : чтобы выполнить сложение нескольких целых чисел , можно сначала
найти сумму положительных чисел, затем найти сумму отрицательных чисел, и
полученные результаты сложить .
Итак, сегодня
мы будем учиться находить сумму нескольких
целых чисел.
Как
бы вы определили тему урока?
Тема:
«Сложение двух и более целых чисел».
Организационный
момент
.
-Положите перед собой жёлтый лист-«распечатку», заполните «шапку» листа (Ф.О.,
класс, вариант) и прочитайте задание№1.
-В конце листа – таблица самоконтроля, в котрой вы оцениваете свою деятельность
на уроке.
/В
это время записать тему на доске./
2. Первичное
закрепление.
Задание № 1.
Найдите
сумму следующим образом: сначала сложите положительные слагаемые, потом –
отрицательные слагаемые, затем найдите окончательный результат:
а).
−11+7+(−5)+(−8)+9 = + =
б).
−7+(−8)+12+(−5)+8 = + =
в). 18 + (−4)
+7+ (−9) + (−6) = + =
Взаимопроверка
в парах под контролем учителя.
При
проверке обратить внимание на пункт б). и отметить присутствие там
противоположных чисел, которые в сумме дают 0.
Вывод!
Прежде, чем выполнять сложение нескольких целых чисел, надо
посмотреть, а нет ли среди них противоположных.
Записать
решение задания пункта б). с учётом сделанного вывода:
б).
-7+(-8)+12+(-5)+ 8 = + =
А
то может получиться так, как в следующем задании.
Задание № 2. (работа в паре с соседом)
Учитель
математики предложил шестиклассникам решить это задание дома. Как обычно Витя
Верхоглядкин сел за выполнение домашнего задания. Однако дело шло очень
медленно. Тогда ему на помощь пришли мама, папа и бабушка. Они выполняли
действия по порядку, пока от усталости не стали смыкаться глаза. Наконец-то,
сумма была найдена. На следующий день, во время завтрака, вся семья ругала
неразумного учителя, задающего детям такие объёмные задания.
-
А, вы, ребята, как бы решили это задание?
Вычислить:
−499
+ (−498) + (−497) + . . . +497 + 498 + 499 + 500 + 501 =
Ответ:
сумма целых чисел от −499 до 501 равна 1001.
-
Что надо было сделать (можно увидеть) при выполнении этого задания?
-
Как надо складывать целые числа , если слагаемых более двух?
/опросить 2-3 учащихся/
3. Этап применения
знаний и умений.
У
каждого из вас на парте лежат две чашки (вырезаны из бумаги): Битая чашка и
целая чашка. Те
из вас, кто понял алгоритм сложения нескольких целых чисел, отмечает это на магнитной
доске прикреплением на неё «целой» чашки, кто не понял алгоритм, тот
прикрепляет «разбитую» чашку. И в конце посмотрим, достигнута ли цель урока.
Задание № 3.
Учебник,
стр.169, №757(а,г)
Самостоятельно.
Самопроверка под контролем учителя.
а).
(−2) + (−4) + (−6) + 4+3+ 5 = −8 + 8 = 0
б).
20 + (−18) + 16 + (−14) + 12 + (−10) = −42 + 48 = 6
-Вопросы
есть? Следующее задание.
Задание № 4.
«Рабочая
тетрадь», стр. 41, №104.
1
вариант – 2 и 4 строчки.
2
вариант – 3 и 5 строчки.
Тетради
собрать в конце урока.
Чтобы
вы могли отдохнуть от вычислений, предлагаю вам выполнить задание № 5.
Работаете в паре с соседом.
Задание №5.
Найдите
соответствующие части утверждений, соединив их линиями:
•
Целые числа – это... •
является положительным
числом .
•
Сумма отрицательных чисел… • как положительным
числом,
так и отрицательным.
•
Противоположные числа … • всегда
отрицательна.
• равна нулю.
•
Сумма двух чисел разных знаков • отличаются только
знаками.
может быть…
• положительные и отрицатель-
ные числа. • Сумма
противоположных чисел… • натуральные числа, противопо-
ложные им числа и число 0.
•
Чтобы сложить несколько целых чисел, • сначала найти сумму
положи-
можно…
тельных чисел, затем найти
сумму отрицательных чисел,
и полученные результаты
сложить.
4. Рефлексивно-
оценочный этап.
Пришло
время подвести итог нашей работе. Кто ещё не определился с чашкой, примите
решение и прикрепите её на доску.
-Чему
мы научились на уроке? /складывать
несколько целых
чисел/
-Как
можно сложить несколько целых чисел? / сначала найти сумму
положительных чисел,
затем найти сумму
отрицательных чисел,
полученные результаты
сложить/
-На
что надо обратить внимание при сложении? / на наличие противоположных
чисел/
-
Где в жизни может пригодиться сложение целых чисел? / при ведении учёта чего-
либо/
Оцените
свою деятельность на уроке в таблице самоконтроля
и
запишите Д/З : №757(б,в), № 763(а,в). Обратить внимание на №763.
Задания
|
Решил
«+», не решил «−», решил с недочётом «±».
|
№1
|
|
№2
|
|
№3
|
|
№4
|
|
№5
|
|
Итог
|
Сегодня
на уроке я . . .
|
5. Заключение.
Давайте
посмотрим на доску с чашками, которыми вы оценили своё понимание данной темы.
Каких чашек больше? Что это значит?
При наличии времени можно найти процент
усвоивших.
/найти процентное отношение/
-Спасибо.
Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.